Большой Фестиваль Мультфильмов

Блог фестиваля Крок
3. Фильмы третьей конкурсной категории



6 октября 2015

Продолжаю рассказ и показ фильмов Крока, которых я раньше не видела. На очереди – третья категория, фильмы от 10 до 50 минут. То есть это уже не анекдоты и шутки, а самое длинное и как правило серьезное кино. В этой категории было заведомо много ударных фильмов, и прежде всего русских – «Брут», «Мы не можем жить без космоса», «Мужчина встречает женщину», «Мой личный лось» и т.д. А еще Демин, Пярны, Думала – тоже не последние режиссеры. По итогам могу сказать, что так в результате и вышло, что за длинное кино, если не считать Пярна, все дали русским. Наверное, это не очень хорошо с точки зрения фестивальной политики, но с точки зрения кино – это, на мой взгляд, справедливо.



А теперь расскажу о тех фильмах, о которых еще не писала. Парочка испанцев Marc Riba и Anna Solanas, очень симпатичные кукольники, которых мы уже привозили на БФМ в Красноярск, сняли фильм Canis (Собаки) – как всегда страшенный, они вообще любители ужасов. Про нищих деда и внука, которые живут и обороняются в доме от стай голодных драных собак – ставят капканы, убивают их и едят. Потом погибает дед, потом является девица, такая же безмолвная и дикая, она с некоторым насилием имеет внука, а потом оказывается уже с младенцем. Тоже погибает от собак и тогда парень берет ребенка и уходит. У большинства это кино вызывает сильное отталкивание и тут, конечно, самое главное, как это сделано – все без цвета, грязное и драное, с огромными глазами – внука с девицей я считала детьми, если бы они не занялись сексом. Сплошной ужас и насилие, как в дурном сне. Они специально делают акцент на том что пугает и отталкивает при том, что ребята веселые и с юмором – кукольники в этом деле большие мастера



Про «Гиппопотамов» Думалы я писала в прошлом году из Аннеси, но теперь он появился в сети целиком, так что смотрите сами.



Американский фильм Tom Schroeder Island of Giglio (Джильо) – это, в сущности, путевые зарисовки. Сейчас столько есть прекрасных, начиная с «Мадагаскара» Бастьена Дюбуа, что этот, по-моему представляет мало интереса. Вот трейлер:



Бельгийка Caroline Nugues сняла фильм A long holiday (Длинные каникулы) – неплохо придуманную, но несколько недожатую историю про родителей с дочкой, которые уезжают жить в трейлере на берегу моря и папа рассказывает девочке историю про сирену-неудачницу, без слуха и голоса. А потом становится ясно, что он сам неудачник, у него нет работы, ему придется остаться жить в трейлере и мама хочет от него уехать к родителям. Дизайн – среднефранцузский, вот трейлер.



Про Chintis Lundgren, которая в копродукции с хорватами и датчанами сняла Life with Herman H. Rott (Жизнь с Херманом Х. Роттом) я писала из Аннеси в этом году, на Кроке кино тоже произвело на всех впечатление, но призов ей не хватило. Зато видно, что девушка огого, она, еще задаст жару. Вроде бы она училась у Пярна, знает толк в парадоксальных историях, дизайн у нее забавный и от нее стоит ждать многого. Ролик уже был в прошлый раз, так что вот ее канал на вимео, где много чего есть, даже на русском заказной ролик про душевное здоровье, с такой режиссурой, что так и ждешь, когда на всех этих поросят и зайчиков упадет кирпич.

Режиссер из Бразилии Pedro Harres снял фильм про рыбака и чудовищную рыбу Castillo y el Armado (Кастильо и Армадо) – неплохая черно-белая графика, хоть и не совсем внятная история о молодом невезучем рыбаке, который ужасно мучился пока поймал монструозную рыбу, а потом ее никто не захотел есть.



Корейская сказка режиссера Kim Hyemi Little King (Маленький король) – довольно занудная история про короля, у которого погиб отец и поэтому он пожалел мальчика, у которого погиб отец, хоть мальчик и дерзил, и выкрал свою лодку, из-за чего разрушился лодочный мост короля. Картинка чистенькая, больше ничего. Вот кусочек.



Австралийский пластилиновый фильм Bush Mechanics (Механика Бушленда), который сняли Jonathan Daw и аборигенский режиссер Japaljarry Woods, забавен тем, что он выглядит, как снятый детьми на аборигенские темы. Наивное такое кино про каких-то придурков, которые едут к старику, а в дороге их путает местный дух. В этом даже было что-то симпатичное, но в целом осталось в памяти именно как эталон аборигенского кино, которого вообще-то было много, причем из разных стран. И зачем нужно смотреть из некоторых вполне анимационных держав кино такого уровня - неясно.



От Индии в третьей категории было два фильма. Первый – красивейшей девушки Gitanjali Rao TrueLoveStory (История настоящей любви) – такой полный набор болливудских штампов про историю любви бедного красивого юноши к бедной красивой девушки, а при этом она танцует в каком-то сомнительном заведении, а он ворует на кладбище и продает цветы. И в финале, когда у них все вроде складывается, он умирает под колесами машины какого-то босса, но перед тем перед мысленным взором у него пролетает какое-то душераздирающее индийское кино, которое он смотрел в начале. Все это выглядело как-то так всерьез, что у девушки осторожно спросили, не имела ли она в виду спародировать Болливуд, на что она сказала, что конечно. И вообще оказалась очень адекватная девушка, но в фильме явно юмора не хватило, при таком серьезе это выглядит самопародией. Кстати, смешно, что на разборе полетов ей Саша Петров с восхищением сказал, что мол, удивлен, что режиссер – женщина, и что он думал, что с такой силой про любовь рассказывает мужчина. На что она немедленно ответила, что впервые на Кроке была, когда был фильм «Моя любовь» и была изумлена, что такое прекрасное кино про первую любовь сняла не женщина. Все остались довольны друг другом.



Второе индийское кино в этой программе – Fisherwomen and tuk tuk (Рыбачка и моторикша или Рыбачка и тук-тук), любимый мой режиссер рекламы, который в этом году получил в Аннеси приз за лучшую рекламу, Суреш Эрият, снял дебютный фильм про смешную уродливую тетку-рыбачку, которая мечтает купить себе тук-тук, такую открытую машинку, чтобы на ней возить рыбу. Совершенно дуреет от этой мечты, потом покупает ее, попадает в аварию, слепнет, но все равно чинит машину и садится на нее слепая, чтобы погибнуть и уже радоваться своему тук-туку на небе. Снято в 3Д очень карикатурно, в каких-то нереально ярких цветах, что меня несколько испугало, хотя потом стало ясно, что все это – просто Индия, там такие цвета естественны и чрезмерность тоже. Хотя, когда я вспоминаю эту историю, я думаю, что, если бы она была чуть более сдержанно по-европейски сделана, то вообще-то она могла бы быть очень хорошей, а он, видимо, постеснялся сентиментальности, все в карикатуру увел.



В тизере она встречается с водителем, который ее раньше возил на тук-туке.

Вообще у нас этот Крок прошел под знаком Индии, индийская компания из пяти человек была очень милая, участвовали во всех капустниках и всем во всем помогали. Мы, когда в конце фестиваля снимали с жюри ролик о том, как мы жюрили, решили сделать одну часть под Болливуд. Жена и продюсер Суреша, Нилима, нам во всем помогала, одевала, красила и ставила танцы, а когда мы выбирали с ними музыку для ролика, показывали нам совершенно феерические старые клипы и рассказывали удивительные истории про то, как в Индии обожают свое кино, на громкую премьеру покупают билеты за пару недель, ходят большими компаниями, а само кино идет 3 часа с перерывом. В общем, сколько вокруг удивительного, о чем мы и представления не имеем.

Про фильм португальцев David Douel & Vasco Sa Soot (Сажа), я, кажется, писала из Аннеси, он сделан с угрюмым живописным богатством, строится, как воспоминание мужчины о том, как во время игр на заброшенной станции его младшего брата задавило поездом. Фильм сейчас хорошо идет по фестивалям, но мне по-прежнему, он кажется несколько заунывным. Тем не менее, поклонников у него оказалось очень много и особенно у его авторов – двух горячих португальских красавцев, которые отплясывали в баре каждую ночь и стали, кажется, главными героями фестивальной оф-программы.



Isaak Kerlow, которого мы привозили с мастер-классами на БФМ, сейчас художник в резиденции в Сингапуре, он показал соответствующий фильм Shadows (Тени) по каким-то местным легендам про духи деревьев с экологическим пафосом «не рубите дерева». Изображение было в духе восточного теневого театра марионеток, даже с гвоздиками, но все выглядело так наивно и вообще без рефлексии, что это тоже было в некотором смысле аборигенское кино.



Грек Nassos Vakalis очень амбициозно представил Dinner for few (Ужин для избранных), на титуле у него была целая куча фестивальных веночков, будто он прямо Спилберг. А кино оказалось претенциозное и, главное, с очень устаревшими пафосными метафорами на антикапиталистическую тему в несколько сюрреалистическом духе и старомодном дизайне. Ролик все это вполне отражает.



Продолжение следует.