Большой Фестиваль Мультфильмов

Блог фестиваля Крок 5. Категория «Off Limits»



16 октября 2015

Конкурсная категория «Off Limits» на Кроке - вещь странная, она появилась на фестивале в первый раз неясно зачем. Впрочем, откуда она взялась – вопросов нет, в прошлом году впервые отдельная конкурсная категория с таким названием появилась на фестивале в Аннеси, это была очень сильная подборка экспериментального кино. Вопросов к ней не возникало - это было то, что называется «расширенным кино», на границе с видеоартом и другими искусствами. В этом году в Аннеси новую категорию сохранили, но действительно сильного экспериментального кино на нее не хватило, в программе было много компромиссного. Видимо, на Кроке в этом году решили позаимствовать эту идею вполне формально – экспериментального кино здесь не было совсем, ясно было, что сюда попадало то, что по каким-то причинам казалось неподходящим для основных категорий. Но что это были за причины, понять так и не удалось: чем традиционно снятые еврейская сказка из «Горы самоцветов» или печальная история о судьбе азиатской девушки или сборник ностальгических новелл о советском прошлом, не годятся для основного конкурса – бог весть.

Но независимо от экспериментальности, кино, которое вспоминается, там было. Начиная с нового фильма «Тукуман» Натальи Рысс – истории о происхождении ночи и о двух влюбленных, которым некуда укрыться, пока нет темноты. Честно говоря, понять этот сюжет не представляется возможным – Рысс всегда сурова по отношению к зрителю и не хочет ему ничего объяснять, но сам вихрь изображения, похожего на линогравюру, впечатляет.

Среди отечественных фильмов в «безграничной» категории был еще один, который мало кто видел (в Суздале он был задвинут в информационную программу) - Hard and Soft Андрея Бахурина – очень остроумное кино без кино, полная двусмысленностей игра с компьютерным самоуправством. (Трейлер обманывает зачином и не показывает, в чем именно юмор коротенького фильма).



И новый фильм Bokus Mang невероятно производительного Саши Свирского, как всегда впечатляющий дизайном и ритмом, но с совсем неясной историей, хоть автор уверял, что «непостижимая история о невероятной охоте за совершенным созданием Бокусом Мангом, который может все и знает все – балансирует на грани нарративного повествования».

Из иностранных – как всегда впечатляет полет камеры у итальянца Simone Massi The wait of may (В ожидании мая) – история не строится (но он никогда ее не строит, это всегда скорее впечатление), но ясно, что речь идет о каком-то личном воспоминании, сам Масси тоже появляется в фильме, как герой, видимо, в окружении своей родни.



Бельгиец Gerlando Infuso снял кукольный фильм Sinners (Грешницы), более всего поражающий объемом работы. Нельзя сказать, что сам сюжет, включающий несколько историй о грешницах (танцовщице в кабаре, жене Синей Бороды и Еве) выглядел убедительно, да и дизайн мне кажется пошловато-избыточным.



Остальное все заметное – из Франции. Вот фильм с социальным сюжетом, чего теперь много, Sous tes doigts (Под твоими пальцами), его сняла Marie-Christine Courtes. Выглядит это мелодрамой: живущая в Европе полуазиатская девочка узнает историю своей азиатской бабушки, это такая вариация Мадам Баттерфляй – молодой красивый европеец скромную красавицу обманул и бросил, она родила дочь, потом с ребенком уехала и жила в пересыльном лагере и тд. В общем, довольно банально, но сделано профессионально и вижу, что многим нравится.



Еще один монохромный французский фильм, малопонятный, но поразивший всех своей странной брутальностью, сняли по эскимосским сказкам две девушки Cerise Lopez (которая была на Кроке, маленькая хрупкая красавица, которую невозможно было идентифицировать с этим кино) и Agnès Patron. Фильм назывался Chulyen, A Crow’s tale (Шулиен, История ворона). Его герой – получеловек-полуворон, причем, нижняя часть тела - человечья, а верхняя – воронья, но клюв его явно привязан к голове веревочкой. Ворон коварен и жесток - рвет куски от живого доверчивого тюленя и жрет их, в общем, все, что происходит – мало понятно (что типично для северных сказок), но полно насилия и экспрессии. Так что людей, на которых это кино произвело впечатление (особенно по контрасту с видом нежного режиссера) – было немало. Хорошего ролика, к сожалению, не нашла.



Ну и последний французский фильм, которому мы дали приз в этой номинации – Storm hits jacket (Буря в куртке), абсурдная и веселая история про каких-то ученых раздолбаев, злодеев, крадущих их секреты, ведьму, насылающую жуткую бурю, любовь и кучу всего еще, сделанная в отличном ритме и с хорошим чувством юмора. Снял его молодой парень Paul Cabon, которого все заметили еще и по студенческому фильму «Дикий» - тоже абсурдному и смешному.



И напоследок хочу два слова сказать про итоги. Работа в этом жюри была хоть и тяжелым, но прекрасным и вдохновляющим опытом, одним из лучших за все мои многочисленные жюрения в разных областях. Поскольку, хотя мы были совсем разные по профессиям, национальностям, странам проживания, вкусам, и впятером не могли сойтись ни на одном фильме, каждый был очень уважительно настроен, слушал чужие аргументы и готов был к переговорам. И, честно скажу, что хотя мой личный список любимых фильмов фестиваля несколько отличается от призового, я довольна результатом. Ну и не могу здесь не поместить дуракавалятельный ролик, который мы сняли всем составом жюри о том, как мы принимали решения.

И о профессиональном рейтинге, то есть фестивальном призе зрительских симпатий. Его получила Izabela Plucinska за смешной пластилиновый фильм Sexy Laundry по одноименной канадской пьесе про немолодых супругов, пытающихся обновить свои отношения.



А второе место в рейтинге разделили «Мы не можем жить без космоса» Константина Бронзита (кто бы сомневался!) и Baths (Купальни) Tomek Ducki из Польши, чему я особенно рада, поскольку очень этот фильм люблю и, наконец, вижу, что поклонников у него много.



На этом я свой кроковский блог заканчиваю, но не могу не прибавить просьбу ко всем отечественным режиссерам мультфильмов: делайте, пожалуйста, к вашим картинам трейлеры и выкладывайте их в интернет, пока кино гуляет по фестивалям. А то ведь у всех есть, а у вас нет, и объяснять, что за кино вы снимаете, приходится на пальцах. Фестивали были бы вам очень благодарны. И я тоже.