Большой Фестиваль Мультфильмов

Блог Суздальского фестиваля



21 апреля 2016

Все отборщики Суздальского фестиваля этого года в один голос рассказывают, как много фильмов в этом году пришлось отмести – на селекцию пришло рекордное количество картин, причем особенно много студенческих. Ну, и чтобы не превращать фестиваль в молодежный, в первую очередь сократили именно этот конкурс.

На самом деле то, что вменяемого студенческого кино стало много – хороший знак, стало быть теперь у нас хорошо учат – всего пятнадцать лет назад его было совсем мало. Да и то, что весь вал кино стал такой огромный – тоже радует, как и тот факт, что вдруг стало много полных метров (еще в прошлом году их практически не было, а теперь только в конкурсе шесть картин), и новых сериалов, это значит, что профессионалам есть, где работать. Впрочем, когда видишь, что представлять сериалы выходят молодые режиссеры, совсем недавно радовавшие нас отличными авторскими фильмами, а теперь служащие постановщиками сериалов весьма среднего качества, делается грустно. Вообще, качество этих самых полных метров и большого количества сериалов, на мой взгляд, отчаянно плохое. А уж в том, что касается их идейной стороны - просто беда, то, чему продюсеры и сценаристы коммерческих проектов, пытаясь уловить флюиды заказчика, учат детей, во многих случаях мне кажется просто вредным. Но не будем погружаться в плохое кино, а его всегда много, даже когда серьезно работает селекция. Все же она выбирает из того, что есть. Лучше расскажу о том, что мне понравилось или заинтересовало, а такого тоже хватает.

Начнем со студенческого и дипломного кино. Кое-что из суздальской программы мы уже показывали на БФМ осенью, так что буду говорить о новом. Для меня очень важной тенденцией в этом году оказалось то, что студенты начали снимать кино, о том, что их действительно беспокоит. Для нашей анимации это редкость, российские молодые режиссеры обычно почему-то считают, что анимация никакого отношения к их жизни не имеет и эскапистски снимают фантастику и сказки, в то время, как западное молодое кино говорит о том, что считает важным, и вполне осознает, что анимация – это один из языков искусства, которым можно говорить на любые темы.

Из студенческой программы этого года я сразу обратила внимание на «Осколок» Дмитрия Иванова из Школы-студии ШАР – жесткий экспрессионистский сюжет о матери и ее сыне-солдате, вернувшемся с войны с осколком в голове. Очень условные фигуры, похожие на кубики на ножках и оттого очень условное движение, не уводят, а концентрируют сильное высказывание о людях с осколками в голове, мешающими думать и жить. На тему, связанную с войной был еще и фильм выпускницы СПбГИКиТ Дарьи Пилипенко «Самый темный белый шум», о парне, переключавшем каналы телевизора и вдруг попавшем за экран, в разбомбленный город, где ему приходится принимать решения. Фильм внятный, но не слишком оригинальный – картин такого рода много на Западе, в том числе среди студенческих. Но для нашей анимации это редкость, поэтому он заметен.

Из питерских студенческих фильмов я обратила внимание на «Вокзальную историю» Ирины Богдановой – намеренно небрежно нарисованный смешной и трогательный сюжет про любовь усатого проводника и вокзальной буфетчицы с головой луковкой, пару, которой никак не удается встретиться. Фильм, сердивший некоторых профессионалов своей демонстративной корявостью, выглядел свежим, свободным, и радовал чистой насмешливо-сентиментальной интонацией и любовью к нелепым героям.

Надежда Федотова, ученица Валентина Ольшванга во ВГИКе, (причем, даже еще не дипломница, а третьекурсница), сняла курсовой фильм «Боль» о взаимоотношениях, понимании-непонимании, притяжении-отталкивании мужчины и женщины. Сценарий, по-моему, не до конца додуман, но в нем очень обращает на себя внимание жестковатый рисунок и замечательно выразительная пластика: крупный мужчина, который пытается обхватить-собрать женщину, но у него в руках она распадается на части и смотрит злыми глазами. Может быть не всегда понятно, как именно меняются взаимоотношения, но в этом фильме есть такая тревога, напряжение и настоящая боль, что его не забудешь.

Фильм «Окна» Анжеллы Липской из Школы-студии ШАР – обаятельная сюрреалистическая игра с реальностью, где жизнь за настоящим окном видится, как какое-то дикое кино: люди, предметы, животные множатся у нас на глазах и превращаются в черт знает что. Кино выглядит очень неожиданным и смешным, хотя заметно, что Анжелла несколько заигрывается в придуманный ею мир и никак не может остановиться. Из ШАРовских фильмов мне еще понравился «Гамлет. Комедия» Евгения Фадеева, очень симпатичная силуэтная история про хулиганских школьников, пришедших на «Гамлета» в театр и устроивших там форменный тарарам. Сценарий у Евгения на мой взгляд не до конца доработан и похоже, что фильм заканчивается тогда, когда режиссер исчерпал шутки, но игра очень остроумная, легкая и смотреть его - удовольствие.

Еще из новых студенческих фильмов, обращавших на себя внимание: «Идет Коза» Елены Гутман, ученицы Алексея Демина из ВГИКа, где смешная нарисованная коза в нарочито неуклюжей технике перекладки демонстрирует нам походки и костюмы разных времен, как в популярных видео роликах «сто лет за одну минуту». Довольно неожиданный по приему (а не по содержанию) фильм-интервью, сделанный средствами анимации - «Туркус» Анастасии Махлиной и Татьяны Чернилевской из ВГИКа, где режиссер Алексей Туркус рассказывает о себе, и вместе с его говорящей фото-головой в фильме используются маленький герой и кадры из автобиографической картины Туркуса «Заснеженный всадник». И «Долесу» питерской студентки Алены Ребезовой, где самым интересным был мир (главным образом подземки), сделанный из картона.

Ну и о наших режиссерах, учившихся в зарубежных киношколах. Во-первых, это Наталья Чернышева, которая сейчас уже считается одной из главных звезд в младшем поколении отечественной анимации. Ее дипломный фильм во французской школе Ла Пудрийер «Два друга» про малька, ставшего лягушкой и не узнавшего своего друга червячка, ставшего бабочкой, мы уже показывали на БФМ, у Наташи всегда отличные сценарии с довольно жестким поворотом, что заметил восхищающийся ее фильмами Юрий Норштейн. В дипломном фильме один друг съел другого, а в дебютном, который тоже показывали на фестивале – «Паутинке» студии «Пчела» - паучок, мечтавший научиться у бабушки плести узоры, лишился ног, когда испуганная старушка выставила против него пылесос. Впрочем, все кончилось хорошо. Причем, если в екатеринбургском дипломе «Снежинка», который несколько лет назад и принес Наташе известность, восхищал всех в первую очередь невероятно стильный и элегантный дизайн, строящийся на контрасте черного и белого с небольшим добавлением красного, то ее следующие фильмы как бы намеренно небрежны по рисунку, скупы по цвету и сосредоточены на рассказе.

Второй студенческий фильм, пришедший в Суздаль из зарубежной киношколы - «Джаз Оргия» Ирины Рубиной из одной из самых знаменитых немецких школ - киноакадемии в Баден-Вюртенберге. Это тот случай, когда с первых кадров ясно, что Ирина училась за границей, лихо сделанное абстрактное кино под музыку – это то, чего в наших киношколах почему-то никогда не снимают, а в западных школах считается обязательным учебным заданием. И еще один молодой режиссер из-за границы, уже не студентка, а дебютант, показала фильм «Я не Мышонок» Евгении Голубевой – очень простенькую и милую историю о том, как не любят дети, когда их родители называют ласковыми «звериными» именами.

И продолжу о дебютах. Их традиционно не много, но зато среди них было три фильма, которые сразу вошли в число фаворитов фестиваля. «Корабли прошлых лет» Георгия Богуславского, кукольный фильм о старом капитане, который мы уже показывали на БФМ. Печальная история с включением документальных кадров-воспоминаний в конце концов парадоксальным образом оказывается радостным фильмом о смерти, поскольку переход героя в иной мир, выглядящий как застолье и пляска в кругу капитанов прошлых лет, кажется счастьем.



«Кукушка» Дины Великовской, снятая на студии «Пчела», считается дебютом несмотря на то, что Дина уже известный режиссер. Это оттого, что после ВГИКа Дина закончила Школу-студию ШАР и «Кукушка» - первый фильм, снятый после обучения. В этот раз Дина создает темный, печальный и нищий мир, где героиня – кукушка, закутанная в тряпье - поглощена и заворожена солнцем, ничто другое ее не интересует, а вылупившийся кукушонок, отвлекающий маму от солнца, совершенно не входит в ее планы. Это очень материнская история, с чувством вины за то, что у тебя есть мечта, которая отвлекает тебя от ребенка, с огромной любовью и беспокойством об этом малыше, ставшем нежданной помехой твоей жизни и с пришедшим пониманием, что ребенок может оказаться иным, чем ты сам: кукушонок становится «лунным».



И третий дебют – милейшая сказка «Морошка» (недавно выяснилось, что для автора это не ягода, а имя героини), снятая Полиной Минченок на студии «Союзмультфильм». В ней рассказывается о крошечной девочке, спасшей гигантского волка. История с очень простым и нарядным детским дизайном, полна смешных и трогательных деталей, из-за чего ее приятно пересматривать и она не надоедает.



Теперь о главном - коротком метре. Начнем с детского. Я уже писала про «Паутинку», доказывающую, что студия «Пчела» по части детского кино по-прежнему среди наших первачей. Причем фильм Наташи Чернышевой был не единственным в конкурсе от этой студии, но, безусловно, лучшим. А главным лидером в этом году определенно стал «Союзмультфильм». Его хиты нынешнего года сняты совсем молодыми режиссерами - «Морошка», о которой я уже говорила и «Даша и людоед» Натальи Суринович – прелестная современная сказка по рассказу Валерия Роньшина о хулиганской девчонке, в критическую минуту (то есть практически плавая в супе) убедившей людоеда Петра Ильича, что ему нужно стать композитором, как и его тезка Чайковский, а для этого – перестать есть людей. Наташин обстоятельный людоед с полным ртом острых зубов – один из самых обаятельных персонажей в детской программе нынешнего года.



Кроме этих двух хитов, из лучших детских фильмов нынешнего года на «Союзмультфильме» сняты: «Мама-цапля» Марины Карповой, история про цаплю, усыновлявшую всех брошенных зверей и птиц, - на мой вкус несколько пересахаренная, но прекрасно озвученная низким глубоким голосом Юлии Рутберг, что отчасти снимало излишнюю сладость. «Немытый пингвин» Изабель Фаве и Алексея Миронова. Фаве, хороший швейцарский режиссер дала свой фирменный яркий и простой дизайн сказке про пингвина, который боялся воды, пока не подружился с китом. И ее милые персонажи очень украшают эту историю. И забавно нарисованная сказочка «Джек-простак» Александра Черногорова, традиционный сюжет про придурка, которому всегда везет.

Еще на «Союзмультфильме» снят тринадцатиминутный фильм по сказке Писахова «Белы медведи» режиссеров Розы Гиматдиновой и Татьяны Киселевой, очень внятный и симпатичный по дизайну, а в целом напоминающий «Гору самоцветов» или, как любят говорить, «старый Союзмультфильм». Ну, а собственно от «пилотовской» «Горы самоцветов» в конкурсе был только «Налим Малиныч» - тоже сказка Писахова, снятая Степаном Бирюковым, с тою же несколько медлительной обстоятельностью и приглушенным юмором. И еврейские «Две недлинных сказки» Елены Касавиной, скорее похожие на притчи. Теперь об авторской анимации для взрослых.

Надо сразу сказать, что главной интригой этого года была премьера на суздальском фестивале нового фильма Игоря Ковалева, которого числят одной из немногих мировых звезд авторской анимации, которые есть у нас в стране. К тому же он десять лет не снимал своих фильмов. Фильм «До любви» Ковалева, который как всегда разделил публику и заставлял о себе говорить, - это любовный треугольник в тот момент, когда с прежним возлюбленным героиня, увидевшая его измену, уже порвала, а с новым отношения еще в той шаткой стадии, когда неизвестно, будет что-то или нет – «до любви». Но самой любви черед так и не придет. Новый фильм – один из не то, что самых простых, а скорее самых понятных у Ковалева, в отличие от прежних картин, он рассказывает историю последовательно, не пряча от нас узловые моменты, позволяя следить за сюжетом. Но у него настолько насыщенный и сложный киноязык, что о простоте фильма все равно говорить не приходится – он полон загадок. Есть ощущение, что Ковалев в этот раз снимал свое кино как игровое - оно наполненное, как живая жизнь, невероятно красивое (как всегда с режиссером работает замечательный художник Дима Маланичев) и с огромным количеством мельчайших деталей, которых почти не бывает в анимации. То, как подвернулся каблук у героини в подъезде, как, переодеваясь, чтобы позагорать, она не попадает в застежку лифчика, как капает в нос, жует губами, стараясь размазать помаду – все это детали из игрового кино, а не анимации. Но при этом одно из главных изобразительных напряжений фильма в том, что герои в острой графике Ковалева очень гротескны и в сущности условны, что очень контрастирует с красивейшей, полной воздуха средой, лунным и солнечным светом, тенями, городом, лесом, как и их подробнейшим поведением и очень внятными характерами (эх, как упавшая в воду героиня гордо возвращается мимо оставленного любовника и надменно срывает с себя и бросает на дорогу намокшую кофточку – королева!). В общем, новому фильму Ковалева, я уверена, предстоит счастливая фестивальная судьба, хотя споров вокруг его фильмов будет не меньше, а может и больше, чем прежде.



Второй фаворит Суздаля (а судя по фестивальному рейтингу, первый) – новый фильм Антона Дьякова «Питон и сторож» - ироничная и сентиментальная история о двух друзьях, помогавших друг другу осуществить мечты – питоне, сбежавшем из зоопарка, прикинувшись мертвым, и молчаливом мрачном стороже, которого из того же зоопарка выгнали. Год назад в Суздале у Антона в конкурсе был сделанный практически в таком же дизайне фильм «Звездный ослик» - тот фильм не слишком задался, сценарий в нем был какой-то невнятный, но, видимо, он продолжал режиссера беспокоить. И кажется, что именно из него родилась новая картина в тех же тонах золотистой сепии, где трогательный ослик превратился в питона, а неудачливый космонавт – в забулдыгу сторожа. И паззл сложился.



Еще несколько хороших фильмов в Суздале были из программы последнего БФМ, поэтому они не стали для нас неожиданностью, но пересматривать их на большом экране было удовольствием. «Праздник» Нины Бисяриной – обманчиво простая, насмешливая история о старушке, так и не дождавшейся родных праздновать Новый год, начинается, как грустная история о стариковском одиночестве. Но в финале, когда мы видим, что дети с внуком, у которых, видимо, по дороге сломалась машина, все же приехали и трезвонят в дверь, а обиженная бабка лежит в кровати и не думает открывать – ситуация начинает выглядеть иначе.
http://www.filmpro.ru/materials/45516

«Скамейки № 0458» Ивана Максимова, на которые режиссер собрал деньги краудфандингом – это его классическое путешествие монстриков. В этот раз движение идет по аллеям парка, без какого-либо сюжета, а просто от гэга к гэгу, и я, например, могу смотреть его, как и ранние фильмы Максимова, без конца, как на огонь или воду и они не надоедают.



«Танзонк» Саши Свирского – мощная брутальная история любви, такие «Ромео и Джульетта» в мире, где враждуют люди и машины. Раненый солдат, которого спасает женщина-машина, наперекор своему народу остается с ней, но и с той и с другой стороны, эта любовь встречает яростное сопротивление. (Кстати, поначалу я считала, что Танзонк – это имя героя, но потом выяснилось, что Саша этим новым словом назвал ситуацию показанную в фильме, связанную с взаимоотношениями людей и машин, а вдохновила его бойкая журналистская новость о самоубийстве робота). Надо сказать, что «Танзонк» совершил прорыв – и на Суздале, наконец-то Свирский получил за него награду (при том, что несколько последних лет, уже находясь почти в культовом статусе, режиссер никаких призов не получал) и на международные фестивале его стали активно брать. Это здорово.



В фестивальной программе прикладной анимации был еще один фильм Свирского - тоже бешено энергичный «Урожай» по стихотворению Дмитрия Александровича Пригова (в эту программу, видимо, он попал потому, что текст исполнялся под музыку, отчего его сочли клипом, что по отношению к «Урожаю» звучит комично). А кроме того, был и третий фильм с дизайном Саши Свирского - «Люк» Игоря Мельникова и Натальи Мирзоян, парадоксальная история о человеке, который замечает за картиной другой рисунок обоев и это открытие постепенно тянет за собой обнаружение другого, параллельного, мира в люке под кроватью, а затем и «этот» мир сходит с ума. Правда, было ощущение, что в собственных фильмах эффектный дизайн Свирского смотрится куда более органично, чем в чужом, где и без того навороченный сюжет кажется и зрительно слишком перегруженным.

И последний фильм на Суздале, виденный в осенней программе БФМ, о котором стоит сказать - это «Тукуман» Натальи Рысс, о происхождении ночи и о любовниках, искавших ее. Кино, нарисованное в эффектной черно-белой графике, напоминающей линогравюру, со стремительным движением и, как часто бывает у Натальи, совершенно непонятным сюжетом.

Из не виденных раньше картин, обративших на себя внимание, была лента «В стороне» Александры Аверьяновой, снятая на студии «Петербург», где авторское кино делают редко и, вероятно, поэтому относятся к нему весьма взыскательно. Это классическая история одиночества, сюжет о путевой обходчице, единственная радость которой – поезд, проходящий здесь раз в месяц без остановки. В фильме много милых деталей, но сценарий несколько недодуман и смущает, что эта, вероятно, немолодая женщина, уж очень миленькая, похожая на ребенка, что, конечно, снижает драматизм.

Теперь конспективно о других программах фестиваля. В программе прикладной анимации мы с гордостью увидели три заставки БФМ-2015, сделанные выпускниками анимационной школы Георгия Богуславского, Василия Чиркова и Ильи Юдовича. Кроме того было два отличных клипа – во-первых, ставший уже знаменитым анимационный джем «Совы нежные» спродюсированный Сергеем Капковым и в Суздале получивший приз за лучшую прикладную анимацию. И, взявшая диплом в этой же категории «Песенка о лете» - ремейк песни из старого советского мультфильма «Дед Мороз и лето». Алексей Алексеев снял ее в своем фирменным ироничном дизайне, перетрактовав историю из бессмысленной детской радости в сюжет о заокеанских животных-туристах, которым русские звери демонстрируют «вот оно какое наше лето». Ну и еще один заметный фильм в этой категории – почему-то перенесенный из раздела сериалов, где ему было бы самое место, эпизод Михаила Сафронова «Пожарная машина» (сериал студии «Да» «Машинки»), вполне симпатичный рассказ через игрушки о том, чем занимаются пожарные.



Ну и плавно переходя к категории «сериалы» (честно признаюсь, что совершенно этот формат не люблю, но оказалось, что ужасных сериалов нынче делают так много, что нехорошо не отметить то, что выглядит достойно). У студии «Да» в программе было еще два проекта. Первый - сериал «Летающие звери. Путешествие» с традиционными летающими героями, из которого нам показали милый сентиментальный эпизод «Забытые вещи путешественников» (с прозрачными отсылками к фильму «Безымянная звезда», где роль прекрасной Моны достается свинке Софи). И перспективный, на мой взгляд новый сериал «Петя Волк» про робкого мальчика и его нового приятеля, нагловатого Волка, который своим свинским поведением провоцирует Петю принимать трудные решения, чтобы остаться хорошим человеком. Нам показали эпизод «Ворона», как «Забытые вещи» и «Пожарная машина» снятый Михаилом Сафроновым.

Студия «Петербург» тоже представила два новых проекта для маленьких: для совсем младенцев (которым на мой взгляд вовсе не стоит смотреть телевизор, но с нынешним бэби-трендом не поспоришь) – познавательные «Малышарики» (серия «Фломастеры» Марины Мошковой) и для малышей чуть старше «Тима и Тома» (эпизод Андрея Бахурина «Посуда»). Последний - про мальчика-бегемотика и хулиганскую девочку-слоненка, - можно было бы считать забавным, но он имеет такой усредненный сахарный дизайн, что, отвернувшись, его ни за что не вспомнишь. Понятно, что это требование телеканалов, вообще ориентирующихся на банальное изображение, но невозможно об этом не думать, когда видишь, что такие розовые пузыри снимает Андрей Бахурин, знаменитый в авторской анимации своим жестким, ироничным, мрачным и мгновенно узнаваемым дизайном.

Еще из перспективных сериалов надо не забыть «Бумажки» студии «Паровоз» - на мой взгляд, пока сценарий эпизода «Королева хочет домой» (режиссеры Алексей Миронов и Артур Толстобров) оставляет желать лучшего, но сам придуманный мир, где герои как будто сделаны из бумаги в технике оригами, выглядит свежо, хотя переведение его в компьютерную технологию эту свежесть заметно нивелирует. Ну и новый сериал «Три кота» тоже имеет шанс стать популярным. В нем Дмитрий Высоцкий с Андреем Сикорским сняли про котят и домашнюю уборку веселый эпизод «Космическое путешествие», прямиком апеллирующий к фильму Бронзита. Эти авторы умеют снимать короткое остроумное кино как мало кто другой и мы уже имели шанс убедиться, что для детей у них это получается не хуже, чем для взрослых.

Ну и напоследок еще о двух фильмах. Во-первых, в информационной программе мной был обнаружен неожиданный уморительный трэш «День НЛО». Владимир Сахновский с помощью программы по созданию самодельных мультфильмов «картунхакер», собрал бредовую и тем особенно смешную ленту, которую можно назвать мусорным «днем сурка», состоящим из несколько раз повторенного с разными деталями одного и того же эпизода про инопланетное похищение фраера Гоши.

А во-вторых, о полнометражном фильме Ирины Евтеевой «Арвентур», состоящем из двух эпизодов, за несколько дней снятых как игровое кино и затем в течение трех лет обрабатываемых и раскрашенных вручную кадр за кадром. Первая часть - «Фанданго» - это экранизация рассказа Александра Грина, вторая - «Тайна морского пейзажа» основана на даосской притче о художнике (кстати, его играет Николай Дрейден) и императоре. Фильмы Евтеевой весьма необычны, у них есть свои поклонники и противники, и я, честно говоря, никогда не была их фанатом. Но почему-то именно в этот раз, быть может оттого, что в программе было много коммерческих полных метров, вдруг особенно стало ясно, как много значит для художника вот такое самоотверженное следование своей дорогой, упорное и последовательное. И это вызывает огромное уважение.



Дина Годер, программный директор БФМ