Большой Фестиваль Мультфильмов

БЛОГ АННЕСИ 3. Третья и шестая конкурсные программы и победители



27 июня 2016

Фестиваль уже закончен, призы роздали и, когда горячая пора прошла, я, как ни в чем не бывало, продолжаю свой блог из Аннеси, чтобы рассказать вам про все новые фильмы. Комментировать призеров не буду, я это уже сделала в статьях, скажу только, что хотя я бы и раздала награды иначе, но в принципе список награжденных не вызывает особых возражений, кроме короткометражного Гран При - картины Франка Диона «Голова исчезает» - о которой не говорил никто ни в одном обсуждении фаворитов фестиваля. Этот фильм как раз показали в конкурсе третьего дня, так что сейчас о нем и расскажу. Ну и еще хочу порадоваться за обаятельную «Мою жизнь Кабачка», взявшую главные призы в полном метре. И советую не удивляться призу публики в короткометражном конкурсе – понятно, что такие фильмы, как «Периферия» зрительскими никак не назовешь и объяснение этому я вижу простое. Награду публики за лучший фильм перестали получать традиционные анекдоты и мелодрамы с тех самых пор, как голосовать за призы стали не с помощью бумажных анкет, которые раздаются всем, а с помощью голосовалки на сайте фестиваля, которая доступна в первую очередь аккредитованным зрителям, ну а пользуются им в основном молодые. Получается, что это не приз публики, а приз профессиональной молодежи. Что тоже неплохо, хоть и не то же самое.

Итак, программы третьего фестивального дня начинались роликом студентов Gobelins "RIPAILLE" на музейную тему .



В третий день я увидела сразу две конкурсные программы короткометражек. Собственно третью и шестую, экспериментальную, которая тут называется "Off-Limits". Третий конкурс начинался с французского фильма Il était 3 fois режиссеров Julie REMBAUVILLE и Nicolas BIANCO-LEVRIN - это вполне уже распространенный тип «детского кино», с как бы детскими рисунками и озвучанием детскими голосами. Тут будто бы дети сидят вокруг стола и рисуют, обсуждая происхождение человека. Никаких детей в кадре нет, а есть только смешные картинки, сопровождаемые их не менее смешными комментариями. Впрочем, как я поняла, никакой импровизации нет, а текст целиком написан, что неудивительно, поскольку режиссерская парочка уже больше десяти лет пишет и рисует книжки для детей (Жюли – литератор, а Николя – художник).

The Sparrow's Flight – фильм американца Tom SCHROEDER, посвященный его другу, умершему от опухоли мозга семь лет назад, а до того занимавшемся кино и игравшем джаз в одном банде с режиссером. Теперь Том использует его съемку и их общую музыку – в общем, «сотрудничает с мертвецом». Начинается кино с фейковой документалки о том, как фильм снимался, а вообще кино очень личное, хоть и не очень внятное (а может это я чего-то недопоняла).

"The Sparrow's Flight" trailer from Tom Schroeder on Vimeo.



Испанец Alberto VÁZQUEZ - новый молодежный идол со своими недавними фильмами «Мальчик-птица» (антиутопия, по которой он уже в этом году показывал в Аннеси полный метр "Психонавты, забытые дети". Его не смотрела, а «Мальчик» мне не слишком нравится) и, особенно с отвязной «Кровью единорога», построенной на парадоксе соединения кровавого сюжета с героями - умильными медвежатами. Теперь Альберто снял во Франции новую вариацию своего «единорога» с одним из прошлых медвежат (вот ведь, не бросает успешные темы, докручивает!) под названием Decorado. Причем, в этот раз он не строил сквозного сюжета, а сделал дробную нарезку с одними и теми же героями, насмешливые эпизоды которой перемежаются титром и музыкально пропетым, как радийный джингл: «Декорадо!». Успех у публики в Аннеси это имело большой, да и не только в Аннеси, до того его показывали в Каннах на двухнедельнике режиссеров. Смысла фильм особого не имеет, но Альберто понимает своего зрителя, чувствует ритм, и уже признавался, что после показа встречает в Аннеси людей, которые поют: «Декорадо!».

DECORADO Trailer from UNIKO on Vimeo.



Вот та самая «Голова исчезает» Une tête disparaît, снятый Франком Дионом Franck DION (теперь в копродукции Франции и Канады) и получивший «Кристал Аннеси» в коротком метре, который тут принято считать главным фестивальным призом. Дион прославился несколько лет назад фильмом «Эдмон был ослом» про аутсайдера, который комфортнее себя чувствовал в роли осла, чем человека. Кино, на мой взгляд, было претенциозное и прямолинейное, но фестивалям нравилось. «Голова» симпатичнее, но тоже прямолинейна. Зато это тема, которая всем кажется важной. Дион снимает все такую же почти монохромную трехмерку – в его рассказе есть старушка, в буквальном смысле потерявшая голову. Подхватив голову под мышку, как арбуз, бабушка едет к морю, раздраженно бормоча, что непонятно, зачем за ней увязалась незнакомая женщина, называющая себя ее дочерью. От дочери бабуля сбегает, по дороге окончательно теряя голову и та попадает в совсем уже фантастический мир, где плавают рыбы и очкастая голова старушки становится головой рыбы. В финале дочери все же удается догнать беглянку и водрузить голову ей на плечи, женщины сидят вместе на берегу моря и дочь спрашивает: «Мама, все в порядке?» - «Да, дорогая», - отвечает та и голова снова падает на песок.

Bande-annonce Une tête disparait / Trailer The Head Vanishes from Papy3D Productions on Vimeo.



Французско-бельгийский фильм девушки-режиссера Clémentine ROBACH «Суп из камней» La Soupe au caillou – совсем детское кино, сделанное в нарядной перекладке - вариация сюжета нашей сказки про кашу из топора. По телевизору рассказывается, что в нынешние голодные времена можно сварить суп и из камней, только надо добавить… но в электричеством перебои, телевизор вырубается, и звери приносят у кого чего есть. Оригинальности в этом кино особой нет и вообще удивительно, что в этом году в конкурсную программу попало несколько совершенно детских и ничем особенно не примечательных фильмов, хотя раньше, как только кино выглядело детским, его сразу выкидывали во внеконкурсную, даже, если оно было отличное, как у Юли Ароновой, например. Не знаю, чему это приписать, может быть тем самым новым курсом на нарратив, который на нынешнем фестивале проявился очень явно.

La Soupe au caillou - teaser from Les Films du Nord on Vimeo.



Следующим номером программы был фильм Игоря Ковалева «До любви», который очень ждали. Я о нем много писала, так что не буду повторяться, интересно было, как это кино станут принимать в Аннеси, который больше любит веселенькое. Конечно, молодой публике, отвечающей за восторженный прием фестивальной публики, способ ковалевского рассказа был не по зубам, так что она помалкивала, но зато потом к режиссеру при мне подходило очень много людей с восторгами и в оставшиеся дни все делились восхищением в кулуарах. Кстати, при мне к Игорю подошла внучка Старевича и заодно сказала, что считает вставку с трехмерными боями жуков по телевизору – оммажем ее великому деду (автор не подтвердил). На следующий день, на «завтрак с режиссерами» Игорь не пришел (уверял, что позвонили с работы срочно) и так и не удалось узнать в аудитории, полной специалистов, что именно им в этом фильме интересно, понятно или непонятно и др. Знаю только, что арт-директор, Марсель Жан в большом от него восторге.



«Обычный тяжелый понедельник» ('n Gewone blou Maandagoggend) сняла чудесная девушка из Южной Африки Naomi VAN NIEKERK. Она училась в Европе, но у себя долго работала в студии Кентриджа и очень интересно об этом рассказывает. Ее фильм по стихам ее подруги Ронельды Камфер она сделала из подкрашенного черного песка и в самой графике тут тоже есть сходство с Кентриджем. Рассказ идет о жизни в гетто, полной насилия (язык африканский, но в фильме есть английские субтитры) http://movingpoems.com/2016/05/n-gewone-blou-maandagoggend-an-ordinary-blue-monday-by-ronelda-kamfer/

И последний фильм программы - Wall Dust молодого китайца Haiyang WANG, снявшего уже несколько заметных сюрреалистических лент, в финале которых мы видим картинки из фильма на стенах и понимаем, что это все частично было галерейным проектом. Первым я у него видела фильм Freud, Fish & Butterfly, потом был тоже прошедший по всем фестивалям Double Fikret – оба они есть в интернете, а нового пока нет. Но он в том же духе, что уже начинает казаться однообразным и увлекает меньше, чем раньше.

А теперь перепрыгнем к последней, шестой программе под названием Off-Limits, раз уж я видела ее в тот же день. Шестую экспериментальную программу впервые в Аннеси стали собирать два года назад, тогда, видимо, был особенный урожай нестандартного кино и Off-Limits казалась самой сильной программой конкурса. В прошлом году она уже была слабее, а в этом – просто казалась собранной случайным образом, и многие фильмы в ней выглядели ничуть не экспериментальнее общего конкурса. Судя по всему, экспериментом было решено считать микс анимационных техник, особенно не самых распространенных.

Первым фильмом шел особенно понравившийся мне бельгийско-французский Estate режиссера Ronny TROCKER. Он сделал его на основе неких старых пляжных фотографий, используя 3Д компьютер и живую съемку. Режиссер показывает пляж с отдыхающими, где люди и летящие птицы замерли, как по волшебству, а море и природа остаются в движении и гомон шумного пляжа продолжает звучать. И вдруг черный парень с испуганным лицом оживает и в растерянности оглядывается. Тут мы видим, что ситуация вовсе не безмятежна – на берегу лежит еще один черный мужчина, будто выкинутый морем, дальше на песке сидят еще несколько, окруженные полицией – похоже, что это нелегальные беженцы. В звуки пляжного веселья врываются полицейские переговоры, шум вертолета – и парень бежит от моря в высокую траву, пытаясь спрятаться пока мир загадочно недвижим. Но тут его догоняет и заставляет замереть оклик полицейского.

ESTATE (Summer) - Trailer from Ronny Trocker on Vimeo.



Еще в этой программе было два фильма американки Gina KAMENTSKY, видимо, названные экспериментальными за технику бескамерной съемки, рисование прямо на пленке. Первый - If You Say Something See Something – был нарисован на какой-то найденной пленке с субтитрами и ими вдохновлен.

If You Say Something, See Something from Gina Kamentsky on Vimeo.



Второй - Tracheal Shave тоже есть целиком

Tracheal Shave from Gina Kamentsky on Vimeo.



Снятый во Франции фильм Yalda иранки Roshanak ROSHAN, рассказывает историю об иранской девушке, которая забеременела и, чтобы сохранить ребенка и себя, должна была уехать во Францию. Режиссер когда-то училась кукольному театру, так что в фильме много и театра – кукольного и теневого, есть перекладка и прочее. Как кино оно довольно наивно, но как история – трогательно, тем более, что там вроде бы есть элементы автобиографии. Claudia LARCHER из Австрии сделала абстрактный фильм Self, в котором кожа, со всеми своими неровностями и складками, облекает неопределенные округлые формы, отчего они сразу кажутся плотью, изгибами тела, и получают неожиданный эротический заряд. Она тоже использовала фотографии, видео, делала из них коллажи и обрабатывала.

SELF (excerpt) from Claudia Larcher on Vimeo.



Фильм 4min15 au révélateur сняла канадка Moïa JOBIN-PARÉ – именно он получил Кристалл в номинации «Офф лимит», но я его, к стыду своему, совершенно не могу вспомнить – что-то ненарративное с использованием живой съемки и фотографий. Видимо, не слишком было впечатляющее кино. Трейлер красивый и только.

4min15 au révélateur >> extrait / excerpt from Moïa Jobin-Paré on Vimeo.



Фильм Dernière porte au sud бельгийца Sacha FEINER – вообще непонятно, почему оказался в этой программе. Это обычная кукольная история про мальчика со второй сиамской головой, который уверен, что все люди двухголовые, а мир – это его большой дом, где есть только мама. В конце ему приходится выбраться наружу и выясняется, что у мамы вторая голова не настоящая, а, видимо, присобаченная, чтобы сын не комплексовал, и что папа, видимо, умер от позора. Вот тут фильм целиком. http://cinema.arte.tv/fr/article/derniere-porte-au-sud-de-sacha-feiner

Честно признаюсь, что в фильме The Great Escape сингапурского режиссера Wei Keong TAN тоже не помню истории, кроме того, что там были два условных человечка в натуральном интерьере и еще настоящий человечек в банке с оливками. Но это уже есть в трейлере.

THE GREAT ESCAPE trailer from Tan Wei Keong on Vimeo.



Suijungenten японца Ryo ORIKASA, который учился у Ямамуры в Токио, а теперь живет в Канаде, - это очень красивое абстрактное монохромное пластилиновое кино, сплошной ландшафт, такие странные волны и морщины пластилина, заворачивающиеся в спирали. В описании режиссер пишет, что пытался сделать пейзаж из стихов Yoshiro Ishihara. К сожалению, в интернете ролика нет, зато лежит целиком его дипломный фильм по уайльдовскому «Счастливому принцу», сделанный практически целиком из текста. Ginny сняла австрийский режиссер Susi JIRKUFF – это какая-то унылая история про город, снятая на псевдо документальный диалог психолога с подростком, почему-то несколько раз выбрасывавшим кота с верхнего этажа. Фильм совсем не помню, что, как мне кажется, говорит о его качестве.

И последнее в программе – очень патетическое кино румынского режиссера Mihai GRECU, снятое во Франции - The Reflection of Power про Северную Корею, которая вместе со всеми своими жителями, городами, гигантскими памятниками и пр. медленно и неуклонно уходит под воду, как во время потопа. А люди этого как будто не замечают. Не вспоминать фильм Манского при этом невозможно.

the reflection of power TRAILER from mihaigrecu on Vimeo.



Еще в этот же день видела спецпрограмму про анимацию в рекламе, и вторую программу студенческих фильмов, которая была очень симпатичная, но этом тоже буду рассказывать отдельно.



Приложение.
Итак, вот 18 победителей Аннеси нынешнего года

НОМИНАЦИЯ: ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ФИЛЬМЫ И ЗАКАЗНАЯ АНИМАЦИЯ

Заказная анимация
Приз жюри
Awesome Beetle's Colors
Indra Sproge
INFINITY BOX
Latvia

Кристалл за лучший заказной фильм
The New York Times "Modern Love – A Kiss, Deferred"
Moth Collective
NICHOLAS VAN DER KOLK
United Kingdom

TV фильмы


Приз жюри за ТВ серию
Lili "Lili Loves Food"
Siri Melchior
DANSK TEGNEFILM 2 APS
Denmark, United Kingdom

Приз жюри за ТВ-спешиал (фильм, специально снятый для ТВ)
La Rentrée des classes
Stéphane Aubier, Vincent Patar
PANIQUE, AUTOUR DE MINUIT, BEAST ANIMATION
Belgium, France 

Кристалл за ТВ -продукцию
Stick Man
Jeroen Jaspaert, Daniel Snaddon
MAGIC LIGHT PICTURES
United Kingdom

НОМИНАЦИЯ: ДИПЛОМНЫЕ ФИЛЬМЫ

Специальное упоминание жюри
Frankfurter Str. 99a
Evgenia Gostrer
HOCHSCHULE FÜR KUNST UND GESTALTUNG/SCHOOL OF ART AND DESIGN KASSEL Germany

Приз жюри
Balkon > Le Balcon > Balcony
David Dell'Edera
UMBRELLA STUDIO, BUDAPEST METROPOLITAN UNIVERSITY
Hungary

Кристалл за дипломный фильм
Depart at 22
Wiep Teeuwisse
HKU UNIVERSITY OF THE ARTS UTRECHT
Netherlands

НОМИНАЦИЯ: АНИМАЦИЯ "OFF-LIMITS" 

Специальное упоминание жюри
The Reflection of Power
Mihai Grecu
BATHYSPHERE PRODUCTIONS
France, Romania

Приз "Off-Limits"
4min15 au révélateur > 4min15 in the Developer
Moïa Jobin-Paré
Canada

ПОЛНОМЕТРАЖНЫЕ ФИЛЬМЫ

Приз публики
Ma vie de Courgette > My Life As a Courgette
Claude Barras
BLUE SPIRIT PRODUCTIONS, RITA PRODUCTIONS, GEBEKA FILMS
France, Switzerland

Специальное упоминание жюри
La Jeune Fille sans mains
Sébastien Laudenbach
LES FILMS SAUVAGES, PELLEAS FILMS
France

Кристалл за полнометражный фильм
Ma vie de Courgette > My Life As a Courgette
Claude Barras
BLUE SPIRIT PRODUCTIONS, RITA PRODUCTIONS, GEBEKA FILMS
France, Switzerland

НОМИНАЦИЯ: КОРОТКОМЕТРАЖНЫЕ ФИЛЬМЫ

Приз публики
Peripheria
David Coquard-Dassault
AUTOUR DE MINUIT, SCHMUBY PRODUCTIONS
France

Специальное упоминание жюри
Moms on Fire
Joanna Rytel
ALTOFILM AB
Sweden

Приз "Jean-Luc Xiberras" за первый фильм
'n Gewone blou Maandagoggend > An Ordinary Blue Monday Morning
Naomi Van Niekerk
NITA CRONJE
South Africa

Приз жюри
Vaysha, l'aveugle > Blind Vaysha
Theodore Ushev
NFB – NATIONAL FILM BOARD OF CANADA
Canada

Кристалл за короткометражный фильм
Une tête disparaît > The Head Vanishes
Franck Dion
PAPY3D PRODUCTIONS, ONF – OFFICE NATIONAL DU FILM DU CANADA
Canada, France


Следующий фестиваль пройдет с 12 по 17е июня 2017 и страной-гостем фестиваля будет Китай.