Большой Фестиваль Мультфильмов

Блог фестиваля КРОК-2017. Часть 2



16 октября 2017

Автор: Дина Годер Крок давно закончился, так что спешу закончить его дневник. И вот вам для зачина имиджевый ролик фестиваля, снятый замечательным французским режиссером и оскаровским номинантом Бастьеном Дюбуа

KROK 2017 from bastiendubois on Vimeo.



Еще целых четыре имиджевых ролика для Крока сняли на мумбайской студии Eeksaurus одного из членов жюри, Суреша Эрията, но их пока нет в сети.

В первой части блога я рассказывала о лучших по моему мнению фильмах первой и второй категории (вернее, тех из них, о которых мне еще не приходилось писать). Чтобы не забылось, и чтобы вы представляли уровень кино на Кроке, напомню, что в программе были отличные фильмы, о которых я писала в блогах прошлых фестивалей. Так что в этот блог не вошли из первой категории: «Анимированная газета» Донато Сансоне, «Парад» Дигны Ван дер Пут, «Паутинка» Наташи Чернышевой, «Пиво» группы Nerdo, «Пробы и ошибки» Антье Хайн. А из второй категории: «9 способов нарисовать человека» и «Танзонк» Саши Свирского, «Альтернативная прогулка» Ивана Максимова, , «Карманный человечек» Аны Чубинидзе, «Люк» Наташи Мирзоян и Игоря Мельникова, «Ночная птица» Шпелы Чадеж, «Отто» команды Job, Joris & Marieke, «Охота» Алексея Алексеева, «Паралич анализа» Анете Мелеце, «Подстава» (Framed) Марко Джемоло, «Потеряв голову» Франка Диона, «Праздник» Нины Бисяриной, «Пустая комната» Чон Да-Хи, «Рыбы, пловцы, корабли» Дмитрия Геллера и Андрея Кулева, «Руки-сосиски» Мэтта Рейнольдса, «Слепая Вайша» Теодора Ушева, «Сломленные: женская тюрьма в замке Хонэнек» Фолькера Шлехта и Александра Лаля. Некоторые из этих фильмов взяли на Кроке призы (список лауреатов в приложении) и особенно я рада за своих фаворитов - взявший Гран при пронзительный фильм «Негативное пространство», и получившие дипломы «Анимированную газету», «Сломленные» и «Праздничный ветер», который получил к тому же приз аккредитованной на фестивале прессы.

Ну, а теперь, наконец, перехожу к третьей категории: фильмам от 10 до 50 минут. Один из дипломов в «длинной» категории получил эстонский фильм Ulo Pikkov «Empty Space», в основе которого лежит удивительная документальная история о человеке, десять лет, с 1944 по 54-й год, прятавшегося от советского террора, так что маленькая дочь считала, что он погиб. Леонхард Лилло, по словам режиссера, был офицером советской армии и попал в немецкий плен, а когда он вернулся, ему сказали, что его ждет арест и Сибирь и тогда он сделал себе укрытие (как говорят, в подвале того же дома, где жила семья, как это бывало с евреями, прятавшимися от фашистов), там он и провел больше 11-ти лет. И все эти годы он с большой тщательностью делал для дочки, которой было всего 3 месяца, когда он исчез, деревянную игрушечную мебель – копию их квартиры, это казалось ему связью с ребенком. На двенадцатилетие Мерике получила сразу и вернувшегося отца, и эту мебель, из которой, как ей казалось, она уже выросла. Фильм Пиккова оживляет тот самый кукольный дом, который сейчас хранится в музее (сохранилось 217 предметов!) , кукла-девочка (ее делали по детским фотографиям Мерике, это работа прекрасной эстонской кукольницы Ану-Лауры Туттельберг) бегает по нему, открывает скрипучие двери шкафов, включает радио, причесывается крошечным гребнем. Причем, ведет себя как на театральной сцене, воображая несуществующие стены дома и распахивая невидимые двери. Как рассказывает режиссер, он даже пытался сохранить старомодный способ съемки и манеру монтажа 50-х годов. А в конце мы видим немолодую женщину – ту самую Мерике, 60 лет назад получившую подарок, и вполне ощущаем силу этой истории именно благодаря ее реальности, подробному рассматриванию-ощупыванию неуклюжих маленьких предметов, овеществленной любви отца к дочери.

Empty Space trailer from Ülo Pikkov on Vimeo.



Любимец Крока Мауро Карраро, не раз показывавший в фильмах сюжеты из собственной жизни, превращая их в лирико-иронические приключения, на этот раз рассказывает историю любви своих родителей таких же смешных и носатых, каким он любит изображать себя. Фильм Mauro Carraro «59 Seconds» снят в копродукции Швейцарии, где живет Мауро, и Франции. Итак, усатый длинноволосый парень и кудрявая блондинка (теперь понятно, в кого у Мауро светлые кудри) живут счастливой жизнью влюбленных, катаются на раздолбанном мотоцикле и обсуждают предстоящую службу в армии, куда предстоит отправиться герою. А в армии все происходит так, как с тысячами пар до и после этой: бесконечные письма, невозможность вырваться в увольнение и вот, когда герой наконец сбегает к подруге в самоволку, выясняется, что она его уже не ждет. Потом приходит письмо с подтверждением разрыва и его сердце окончательно разбито. Собственно на этом большинство подобных историй заканчивается, но тут в частную историю входит большая: мощное землетрясение в Италии, том самом регионе, где служил герой, длившее 59 секунд и принесшее огромные разрушения и множество жертв. Солдат пытается забыть горе, работая на разборе завалов и помогая пострадавшим, кудрявая Тициана в отчаяньи, считая, что он погиб. Потом случайная встреча – и вот… у нас есть Мауро. Кино получилось очень обаятельное, с множеством милых деталей, но сразу видно, что темпераменту режиссера ближе лирика и юмор, а к драматическим ситуациям у него сердце не лежит.

59 SECONDI [Trailer] from Mauro Carraro on Vimeo.



Один из моих фаворитов в «длинной» категории - фильм известного австралийского кукольника Michael Cusack «After all». Кьюсак известный режиссер, три года назад его картина номинировалась на «Оскар», но в фильме «В конце концов» на меня особенно сильное впечатление произвела не гиперреалистическая кукольная анимация, которая на мой взгляд несколько корява в движении для такого изображения, а сама история воспоминаний взрослого сына о недавно умершей матери, воспоминаний, которые всплывают перед ним, когда он разбирает ее комнату. Тут главное – характер этой сильной ироничной матери, остающейся непобежденной даже в инвалидной коляске, саркастичной, умной, вздорной, не желающей умирать и не позволяющей себя жалеть, отчего уже не слишком молодой сын почти до самого конца продолжает себя чувствовать рядом с ней подростком, одновременно зависимым и сопротивляющимся ее власти. И тут, конечно, еще одна удача фильма в его озвучании, в самом обаянии прокуренного и насмешливого голоса женщины. И ясно, какая после ее ухода возникнет невосполнимая пустота в жизни сына, поскольку он теряет не просто мать, а главный магнит своей жизни, центр притяжения-отталкивания, меру всего. (К сожалению, тизера его я в сети не нашла.)

Французский минисериал режиссера Jean Lecointre «Household Pets» я начинала смотреть в Анси, мне он показался очень смешным, а на Кроке его представили всеми сериями, которые шли вместе, как длинный фильм и выглядели уже не так смешно. Самое забавное тут – нарядное коллажное изображение, перекладка из фотографий, а сами абсурдные истории про пару идиотов-аристократов, к которым прислугой-компаньонами приходят антропоморфные домашние животные (собака, кошка, муха, лягушка и мотылек) и каждый раз делают что-то нелепое и распугивают друзей, кажутся несколько однообразными, особенно за 22 минуты.

Один из главных фаворитов публики – черная комедия «Catherine» бельгийской девушки-режиссера Britt Raes (той самой, у которой по дороге на фестиваль авиакомпания потеряла багаж и привезла его только к концу плавания, так что одевали веселую Брит на корабле всем миром). Фильм, который перевели, как «Котрин», поскольку речь идет о жизни сумасшедшей и нелепой кошатницы, в зрительском рейтинге занял третье место, видимо оттого, что это кино, снятое в нарядном иллюстраторском стиле, без конца обманывает ожидания зрителя, постоянно готового умилиться сюжету о любви девочки к котику.



Меланхолическое кукольное кино канадца Фредерика Трембле уже несколько лет, со времен страшной «Белой земляники» меня занимает. В этот раз Frédérick Tremblay снял фильм об анимации «Dolls Don't Cry», полный мистики, к которой так располагают куклы. По сюжету молодой режиссер и художница снимают кукольный фильм, но одна из кукол, неотличимо похожая на девушку, пытается занять ее место. Кино все такое же печальное, медленное, бессловесное, с грустными удлиненными куклами, которых, кажется, мучает какая-то страшная тайна или темное прошлое. Кстати, обратите внимание на кукол с заячьими головами – это как раз герои «Белой земляники».

Dolls Don't Cry / Toutes les poupées ne pleurent pas (preview/extrait) from Frederick Tremblay on Vimeo.



Насчет фильма Uri & Michelle Kranot «Nothing Happens» который они сняли в копродукции Дании и Франции, я веду со своими анимационными друзьями бесконечные споры. Мне это кино кажется очень интересным, а аниматоров, которые очень придирчиво относятся к технологии, страшно раздражает, что там в основе реальное видео, только раскрашенное поверху, но ничего принципиально вроде бы не меняющее, кроме того, что у всех героев сделаны страшные белые глаза навыкате (я сразу узнаю Ури и Михаль среди них). К тому же там как будто и впрямь «ничего не происходит». Сюжет такой: на пустыре у города, полном ворон, постепенно, будто ожидая чего-то, собираются люди. Атмосфера напряженная и тревожная. Звучит выстрел и все расходятся. Что именно случилось и случилось ли чего-то – неясно. Одна из трактовок, которую я слышала: люди пришли смотреть на убийство. Оно произошло и они разошлись. Когда я видела фильм мне это в голову не пришло, но может быть и так, почему нет? Куда важнее этого мне кажется сама атмосфера этого странного собрания, пронизывающая тревога, ожидание чего-то страшного, не уходящее в конце. Ури с Михаль из этого фильма сделали и вариант с VR, позволяющий как бы зайти внутрь этой картинки – его в этом году показывали в Анси. Я знаю, что они даже делали в Копенгагене инсталляцию на тему фильма, где человек, который смотрит его в специальных очках, ходит по площадке с насыпанной мокрой землей, чтобы чувствовать ногами, что идут по пустырю. В коротком видео людей, смотрящих кино в инсталляции, видно, как они шарахаются и втягивают головы, видимо, когда над ними пролетают вороны. Кстати, там есть вид на эту толпу как будто из могилы. Вот трейлер фильма -

Nothing Happens - Filmtrailer (2017) from Dansk Tegnefilm on Vimeo.



А вот видео с инсталляции -

Nothing happens VR installation from Michelle & Uri Kranot on Vimeo.



Дебютный фильм француза Laurent Kircher «Grand Slam Ovalie»(«Овалийские девушки») – очень традиционное нарративное кино, с очень традиционным дизайном, радующее прежде всего своей энергией и феминистским задором. Речь идет о том, как домохозяйки Овали под началом вернувшейся с учебы в Париже боевой девчонки, создали команду регби и посрамили своих обнаглевших в сексизме мужиков.

Les Demoiselles d'Ovalie - FA from Pierre-Guy Taillan on Vimeo.



Еще один французский и тоже дебютный фильм - «Grandpa Walrus» Lucrece Andreae получил приз за лучший дебют и важное четвертое место в зрительском рейтинге. Вообще "Пепе ле Морж" (или «Дедушка Морж») отлично пошел с самого начала – попал в программу Канского фестиваля, получил приз в Анси и наверняка будет продолжать собирать призы. Меня, честно говоря, в нем смущает очень тривиальный дизайн, но режиссура и драматургия – действительно отличные. Это история о том, как мать с детьми разного возраста, бесконечно досадуя и ругаясь друг с другом, плетутся на берег за бабушкой, которая хочет развеять над морем прах деда, заядлого купальщика. И только тут, на берегу, заваленном окурками, где все идет не так, что-то заставляет эту нелепую компанию броситься с рыданиями друг к другу и, наконец, почувствовать себя семьей, вместе оплакивая смерть деда-моржа. Кстати, в начале Люкрес Андре говорит, что ее русская подруга как-то рассказывала ей, что людей, которые купаются в холод, называют моржами. В Пудриере Люкрес училась вместе с нашей Олесей Щукиной и продолжает с ней дружить, так что скорее всего подруга, рассказавшая про моржей – это именно Олеся.



Еще один дебют – фильм «Final call» португальского режиссера Sara Barbas, теперь живущей в Англии. Тоже кино очень женское и традиционное по способу рассказа и картинке, чистый нарратив о том, как в очереди в аэропорту встретились бывшие любовники (антропоморфные кошечка и пес), которые только сейчас, перед тем, как разбежаться по разным самолетам, выяснили, что их развела ошибка и теперь уже поздно что-либо менять, но очень хочется и жаль. Лучшее, что есть в фильме «Посадка заканчивается» – это психологическая игра и кое-какие смешные детали с животными, хотя думаю, что люди сыграли бы эту историю лучше.

Final Call - Short Film Teaser-Trailer from Sara Barbas on Vimeo.



Фильм известного польского режиссера Zbigniew Czapla «Strange Case» - сложное, рваное кино с текстом из бесконечных вопросов к себе или кому-то еще, похожее на путаницу предсмертных воспоминаний. Череда мелькающих эпизодов, где постоянно возникает один и тот же человек, который, видимо, и есть герой, и беглые картины бесконечных падений – с детского велосипеда или в перевернувшемся автомобиле, сцены встреч, погружений в воду - каждая из которых, казалось бы может вытащить за собой целую историю, но нет, так и пропадает в потоке других. Я в этом фильме пока не разобралась, хотя пересматривала его и надеюсь, что когда-нибудь его логика для меня прояснится. Знаю, что некоторых профессионалов в нем смущает то, что там явно используется ротоскоп, Збигнев часто его использует. Но я как раз отношусь к ротоскопу спокойно, мне все равно, с чего все началось – мне нравится летящая живопись Чапли, с каплями, пеной, едва угадывающимся в красочной путанице абрисом. Вот тут польский телесюжет, который начинается с фильма Чапли и интервью с ним -



И еще один мой неожиданный фаворит из фильмов, которые я не видела раньше – очень простой и милый «Morning Cowboy» испанца Fernando Pomares. История о том, как маленький городской офисный клерк, встав поутру, к удивлению жены надевает шляпу, звезду шерифа и решает жить, как ковбой – не мелочиться, плевать на надоевшую работу, побеждать зло и ничего не бояться. Это все мечты, но очень трогательные и духоподъемные.

Morning Cowboy (Fernando Pomares) - Trailer from Marvin&Wayne on Vimeo.



Теперь перехожу к детской категории. Правда, первый фильм, о котором я хочу рассказать, на самом деле был в предыдущей категории (от 10 до 50 минут), но поскольку он получил приз, как лучший фильм для детей (и вдобавок приз зрительских симпатий), то тут ему самое место. Речь идет о шикарном британском 3D проекте из двух получасовых серий «Revolting Rhymes», снятом двумя немецкими режиссерами Jakob Schuh и Jan Lachauer по «Хулиганским сказкам» Роальда Даля. Режиссеры эти уже успели прославиться своими детскими фильмами – Якоб был сорежиссером «Груффало», а у Яна дебютным фильмом была «Комната на метле» - оба они номинировались на «Оскар» и имеют массу престижных призов. Ясно, что «Хулиганские сказки» ждет та же судьба. Два фильма сделаны так: есть мешанина из прекрасных и действительно хулиганских далевских пересказов-переделок знаменитых сказок, а рамка к ним сделана из истории о волке, который идет мстить выросшей Красной шапочке за смерть родни. В первом сюжете три сказки: про закадычных подружек Красную шапочку и Белоснежку и еще про трех поросят, а во втором герои – Золушка и Джек Бобовое зерно. На фестивале был режиссер Якоб Шу, он загадывал загадки, отвечая на вопрос, не является ли история про дружбу Красной шапочки и Белоснежки – лесбийской, на что очень похоже, говорил, что отгадка есть в фильме (похоже, что все-таки да). Но и объяснял, что поскольку фильм был задуман как детский, то остроту Даля они старались смягчить. И очень нахваливал работавшую на картине художником-постановщиком Надю Мира (художницу и режиссера российского происхождения), говоря, что все, что удалось в этом фильме, случилось благодаря ей, а за все, что не удалось, отвечают они, режиссеры.

Еще один симпатичный детский фильм в программе (на мой взгляд все равно не такой классный, как российские короткометражные хиты этого года, вроде «Бельчонка и санок» или «Двух трамваев») - французско-бельгийский «The Runaway Biscuit» («Коржик убегает») бельгийки Pascale Hecquet. История эта про убежавший коржик в форме зайчика, которого как раз мама-зайчиха испекла для сына, - милая вариация русской сказки про колобок. Вот трейлер -

La Galette court toujours - extrait from Les Films du Nord on Vimeo.



Ну и еще один фильм, не слишком увлекательный, но с обаятельной рисованной картинкой - «Please frog, just one sip» («Пожалуйста, лягушка, всего один глоточек») режиссера Diek Grobler из Южной Африки про лягушку, которая выпила воду из всех рек и озер. К сожалению, трейлера нету, но у Дика, кстати, несколько лет назад был прелестный детский фильм «Алфавит птичек» (отмеченный Кроком, кстати), где он показывал азбуку через подражание звукам, которые издают птички, не столько чириканье, сколько всякие варианты «крак», «бум», «пук» и др.



И последняя номинация – прикладная и заказная анимация. На мой взгляд, одним из лучших фильмов в этой категории, хоть и не получившим наград (уж не знаю, отчего его сочли прикладным, вероятно оттого, что он снят целиком на одну музыкальную композицию) был «Brooklyn Breeze» («Бруклинский бриз») Алексея Будовского, снятый в его фирменной четкой графической манере. Фантазия на джазовую композицию 1926-го года Breezin' Along With The Brooklyn Breeze, посвящена исчезающему старому Бруклину. Леша, 16 лет проживший в Нью-Йорке, именно в Бруклине, собирал деньги на этот фильм краудфандингом и одновременно писал историю тех мест, которые у него возникают в кадре - городские мифы с легендарными домами, мостами, знаменитыми водонапорными башнями и старыми вагонами метро. То есть в некотором смысле это был образовательный проект. (Вот ссылка на страницу краудфандинга, где есть картинки и немного анимации - https://www.indiegogo.com/projects/breezin-along-with-the-brooklyn-breeze-music-animation#/ )

Из фильмов, снятых специально, как музыкальные видео, самым интересным (хотя я бы сроду не подумала, что это клип, настолько музыка менее заметна, чем само кино), я бы назвала работу украинского режиссера Стаса Сантимова со страшноватым фантастическим сюжетом «Eluvium - Regenerative Being» (Eluvium – имя американского эмбиент-музыканта). Вот он целиком

Eluvium - Regenerative Being (Official Video) from Stas Santimov on Vimeo.



И менее интересный, но загадочный бельгийско-британский «HNN - Lines» режиссеров Monica Gallab, Richard Sanz, о котором авторы пишут, что это «взгляд на возрождение дегуманизированного общества»

HNN - Lines from Monica Gallab on Vimeo.



Из новых для меня сериалов, я бы отметила два. Вполне традиционный, но смешной компьютерный «Three Little Ninjas Delivery Service: Princess in Distress» бельгийцев Kim Claeys, Karim Rhellam (кажется, я его все же видела, но не помню где), серия, где служба доставки маленких ниндзя помогает принцессе избавиться от назойливых рыцарей, которые не дают ей дружить с симпатичным драконом. Вот общий тизер -

3 Little Ninjas Delivery Service - Teaser from Creative Conspiracy (CC) on Vimeo.



И японский, абсурдный, состоящий из крошечных серий «Happy Bogeys» режиссера Takashi Kurihara про существ, постоянно меняющих свою форму и способы передвижения. Судя по тому, что нам показали серии 11-13 этих «Счастливых привидений», их уже много и они такие неожиданные, что на показе зал хохотал, не переставая. Кстати главным их поклонником оказался Иван Максимов, что совершенно не удивительно





На этом заканчиваю свой рассказ о Кроке – 2017, уже скоро начинается БФМ – 2017, а в дополнение вот список призов фестиваля.

ПРИЗЫ КРОК - 2017

Гран-при XXIV Международного фестиваля анимационных фильмов «Крок» получила французская картина «Негативное пространство» (режиссеры Макс Портер и Ру Кувахата).

Награда в категории фильмов до 5 минут досталась еще одной французской ленте «Как твоя простата?» (режиссеры Жанна Патурль и Сесиль Руссе). Диплом в этой категории получила "Анимированная газета" (Франция, реж. Донато Сансоне).

В категории фильмов до 10 минут награждена австрийская комедия «Конец сезона» (режиссер Даниэла Ляйтер). Дипломы получили "Праздничный ветер" (Швейцария, реж. Маржолен Перретен) и "Сломленные: женская тюрьма в замке Хоэнек" (Германия, реж. Фолькер Шлехт и Александер Лаль).

Лучшим фильмом в хронометраже до 50 минут названа российская работа киностудии «Союзмультфильм» «Питон и сторож» (режиссер Антон Дьяков ). Дипломы: "Пустота" (Эстония, реж. Уло Пикков) и "Периферия" (Франция, реж. Давид Кокар-Дассо).

В категории лучших фильмов для детей победили «Хулиганские сказки» от режиссеров из Великобритании Якоба Шу и Яна Лахауэра.

Дипломы в этой категории получили «Бельчонок и санки» (Россия, реж. Олеся Щукина ) и "Карманный человечек" (Франция, Швейцария, Грузия, реж. Ана Чубанидзе).

Среди лучших прикладных анимационных работ жюри выделило видеоклип «Аниматанго», созданный руками двенадцати российских режиссеров (Елена Чернова , Николай Богаевский , Сергей Меринов , Михаил Алдашин , Елизавета Астрецова , Артур Толстобров , Дмитрий Высоцкий , Владимир Пономарев , Александр Свирский , Сергей Гордеев , Наталья Березовая , Алексей Будовский ) для Национальной анимационной премии «Икар».

Дипломами отмечены "Элювиум - регенеративное существо" (Украина, реж. Стас Сантимов) и "Счастливые привидения" (Япония, реж. Такаси Курихара).

Специальными призами фестиваля отмечены фильмы «Большая сумка» (Франция, режиссер Дэниел Гривс), "Пепе ле Морж" (Франция, реж. Люкрес Андре) и «Причинная» (Украина, режиссер Андрей Щербак).

Приз «За высший пилотаж» имени Александра Татарского получил его друг и соавтор, сооснователь первой в России независимой киностудии «Пилот» Игорь Ковалев за фильм «До любви».

Приз зрительских симпатий получили "Хулиганские сказки" (Великобритания).