Международный фестиваль анимации


БОЛЬШОЙ ФЕСТИВАЛЬ МУЛЬТФИЛЬМОВ

НЕМЫЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ – ЖИВАЯ МУЗЫКА

100-летию российской анимации «Большой Фестиваль Мультфильмов» посвящает уникальное событие: показ редчайших архивных мультфильмов в «живом» сопровождении эстонского бэнда «Криминальный слон» под руководством режиссера анимации Каспара Янциса. Программу мультфильмов, многие из которых еще не так давно считались утерянными, для нас подготовил историк анимации Георгий Бородин с помощью Госфильмофонда. Показ начинается с одного из первых фильмов пионера российской анимации Владислава Старевича – «Рождество обитателей леса», этой картине уже сто лет! Остальные фильмы программы относятся к 20-м годам: и две сатирические картины Александра Бушкина — антиалкогольная и пародирующая ковбойские сериалы. И фильмы Николая и Ольги Ходатаевых на «женскую» тему — сатира на западную систему «звезд» и о положении советских сельских женщин, и отечественная версия похождения Мюнхгаузена Даниила Черкеса. Давние открытия этих режиссеров много значат для российской анимации. И, конечно, сумасшедшая и артистичная команда Каспара Янциса своей музыкой вдохнет в эти фильмы новую энергию. Кстати, фильм «Вилла Андропофф» Янциса, снятый вместе с Владимиром Лещевым из Латвии, можно будет увидеть в программе «Победители».

«Неполнота летописи – явление, характерное сколь для палеонтологии, столь и для кинематографии. До наших дней дошло очень немного произведений российской и советской мультипликации «немого» периода. Из огромного количества художественных фильмов, рекламных роликов, политшаржей, снятых в 1912-1934 гг., нам сегодня доступны лишь несколько десятков названий. Причём некоторые из них сохранились лишь фрагментарно: даже такие известные ленты, как «Самоедский мальчик» или «Почта», известны нам в неполных копиях, а от фильмов Б.Антоновского «Они и мы» и «Смотри в корень» чудом сохранились лишь небольшие ролики плёнки. Часть произведений «немой» мультипликации находится в профильных архивах (Госфильмофонде и РГАКФД), часть – до сих пор сохраняется лишь в зарубежных фильмотеках или даже в частных коллекциях. Столь же плачевна ситуация и со звуковыми фильмами 1931-1935 гг. Многие звуковые картины довоенного и военного периода сохранились без фонограмм, из-за чего их демонстрация затруднена, а по некоторым лентам отсутствуют позитивные копии. Таким образом, современные историки и ценители кино лишены возможности объективной оценки огромного периода в развитии искусства рисованного и кукольного фильма, пользуясь преимущественно свидетельствами очевидцев и информацией, почерпнутой из документов.
Несмотря на это, даже сохранившееся наследие известно широкой публике очень слабо. «На слуху» у профессионалов лишь несколько «хрестоматийных» наименований, демонстрируемых в рамках курса истории мировой мультипликации в киновузах. Не случайно в «золотую сотню» лучших фильмов первого века нашей анимации картины 1920-х – начала 1930-х годов практически не вошли. В программу немых фильмов, представленную в рамках БФМ, мы постарались включить наиболее любопытные из таких малоизвестных кинопроизведений. При этом, чтобы подборка была более приближена ко вкусам и интересам современного зрителя, мы постарались проигнорировать картины специфической «агитационно-пропагандистской» тематики, которые составляли большую часть произведений мультипликации того периода. В программу вошли яркие примеры пародийной анимации («Таинственное кольцо, или Роковая тайна», «Одна из многих»), фильмы на бытовые темы («Дурман Демьяна», «Грозный Вавила и тетка Арина»), экранизации («Похождения Мюнхгаузена»). Многие из них отличает оригинальность изобразительного решения, которой были отмечены советские рисованные ленты 1920-х годов».
Георгий Бородин

СПИСОК ФИЛЬМОВ:
РОЖДЕСТВО ОБИТАТЕЛЕЙ ЛЕСА / 1912, реж. В.Старевич,
ТАИНСТВЕННОЕ КОЛЬЦО, ИЛИ РОКОВАЯ ТАЙНА / 1924, реж. А.Бушкин,
ДУРМАН ДЕМЬЯНА / 1925, реж. А.Бушкин,
ОДНА ИЗ МНОГИХ / 1927, реж. Н.Ходатаев,
ГРОЗНЫЙ ВАВИЛА И ТЁТКА АРИНА / 1928, реж. Н. и О.Ходатаевы,
ПОХОЖДЕНИЯ МЮНХГАУЗЕНА / 1929, реж. Д.Черкес.