Международный фестиваль анимации


БОЛЬШОЙ ФЕСТИВАЛЬ МУЛЬТФИЛЬМОВ
25 октября 2013
Гид по "Большому фестивалю мультфильмов"
РИА Новости |

Как снять мультфильм, который собрал бы у экрана всю семью? Нужна ли анимации цензура? О том, что любят взрослые и дети, культурный обозреватель Антон Долин беседовал с экспертами Марией Терещенко и Игорем Ковалёвым в программе "Культурный вопрос" на радио "Вести ФМ".

Долин: Здравствуйте, у микрофона Антон Долин. И сегодняшний "Культурный вопрос" посвящен теме, которая, я думаю, на протяжении ближайших минимум двух недель будет всех или почти всех как-то занимать и интересовать. Эта тема - анимация. И прежде чем я расскажу подробнее, в чем наш вопрос, представлю наших сегодняшних гостей. У нас в гостях художник-постановщик, режиссер и аниматор Игорь Ковалев. Игорь, здравствуйте. Ковалев: Добрый день. Долин: И Мария Терещенко - программный директор Большого фестиваля мультфильмов, который у нас на следующей неделе открывается. Маша, привет. Терещенко: Привет. Долин: Дело в том, что Большой фестиваль мультфильмов традиционно уже который год... Кстати, который это год? Терещенко: Седьмой. Долин: Седьмой уже год проходит в Москве в это время, это ноябрь и это школьные каникулы. И в это же время мейнстримные студии, у кого есть в запасе хотя бы какие-то анимационные фильмы - российские, заграничные, европейские, американские - обязательно их тоже выпускают на экраны. Так сложилось, на каникулы дети не ходят в школу, значит, они смогут принести вместе с родителями деньги в кассу. И, очевидно, это тоже совпадение не случайное. Тем не менее, и в случае полнометражной анимации, которая часто в России бьет все кассовые рекорды, почти каждый год это происходит, и тем более в случае авторской анимации, которая преобладает на Большом фестивале мультфильмов, в последние годы как минимум мы обращаем внимание, что не только то, что в советское время называлось мультфильмами для взрослых, но просто мультфильмы как таковые привлекают взрослую публику почти так же часто, а иногда и еще чаще, чем публику детскую. И это не обязательно семейная аудитория, не обязательно какие-т о внуки бабушек с собой утащили, или родители, которые неохотно там зевают и думают, как сбежать в буфет, но и, собственно говоря, сами взрослые или там молодые какие-то пары, они идут на мультфильм в кино. Ну и я начну тогда с самого вопроса, Маша, к тебе. Это действительно такая тенденция, или просто пошла такая анимация, что публика стала по-другому к ней относиться? Терещенко: Ну, я думаю, в первую очередь, конечно, анимация пошла такая. И, конечно, всегда была взрослая анимация и семейные фильмы, которые предназначены были для людей разных возрастов. Тем не менее, сейчас вот таких мультфильмов, либо адресованных взрослой аудитории, либо имеющих вторые и третьи слои, предназначенные для взрослой аудитории, их намного больше. Да и вообще полнометражных фильмов стало намного больше сниматься. Долин: Игорь, скажите... ну, я немножко для наших слушателей, в двух словах. Игорь Ковалев - один из основателей легендарной студии "Пилот", и он работал, в частности, над такими культовыми мультфильмами, как "Пластилиновая ворона" и "Обратная сторона Луны", и "Крылья, ноги и хвосты", и "Следствие ведут Колобки", и многие-многие-многие другие. Вот я помню совершенно точно, что мультфильмы, которые, в частности, делал "Пилот", мне в моем детском, а потом подростковом возрасте рекомендовали родители. Они их сначала видели, оценили и потом детям, которые, безусловно, смотрели это с не меньшим или большим кайфом, рекомендовали. Когда-то, когда вы это делали, достаточно реформаторские мультфильмы, совершенно необычные для своего времени, вообще речь заходила между собой либо с какими-то там начальниками на тему того, для кого это делается? Это мультфильмы для детей или мультфильмы для взрослых? Или не существовало такого разделения вообще? Ковалев: Понимаете, начнем с того, что те названия, которые вы сказали, это было сделано не на студии "Пилот", это делалось все-таки на телевидении, объединение "Экран", безусловно, конечно. Потому что и "Пластилиновая ворона", и "Следствие ведут Колобки", и "Крылья, ноги и хвосты" невозможно было сдать с первого раза. Там ничего нет такого, что нельзя показывать детям, я уверен. Я не могу сказать, что это детские фильмы, мы не думали их делать для детей, мы не выделяли для детей и для взрослых, мы как бы самовыражались. Но официально были приняты сценарии, и поэтому их выпустили на экран, попросив что-то вырезать, что-то перезаписать. Но явно фильмы не для детей. Полностью слушайте в аудиоверсии.

оригинальный адрес статьи