Международный фестиваль анимации


БОЛЬШОЙ ФЕСТИВАЛЬ МУЛЬТФИЛЬМОВ
5 ноября 2013
Нарисовано на всех
Коммерсантъ Weekend |

Нарисовано на всех

Лиза Биргер о главных событиях Большого фестиваля мультфильмов

В без малого шестидесяти программах "Большого фестиваля мультфильмов" ничего не стоит потеряться, хотя на самом деле тут просто выделен свой уголок для каждого. Утренники с какао и булочкой и программы зарубежных детских премьер, полнометражные фильмы и взрослая программа "Ниже пояса", программа "Победители" и экскурсы в историю мультфильма. А также несколько ретроспектив для ценителей и тех, кто просто хочет разобраться, что происходило с мировой анимацией в годы, когда мы увлекались только отечественной. И поскольку никакого другого анимационного фестиваля на горизонте нет, этот продолжает разрастаться так, что даже немного потрескивает под собственным весом. С такими размерами зрителю позволительно путаться в программах и до последнего верить в приезд Хаяо Миядзаки. Остается только вытолкать этого зрителя из зоны комфорта — полнометражных хитов, развлекательных детских сериалов и победителей международных фестивалей — и затолкать его на смотр работ тайваньских студентов и хиты польского фестиваля O!Pla, ретроспективы Жоржа Швицгебеля и Кодзи Ямамуры, программу немых фильмов. Год за годом фестиваль все больше превращается в историю скорее образовательную, чем развлекательную, и, по правде говоря, это лучшее, что с ним могло случиться.

Блок полнометражных фильмов

Фестиваль откроет фильм Тибо Шателя "Моя мама в Америке, она видела Баффало Билла", поставленный, как практически любой французский анимационный полный метр, по одноименному графическому роману. Это ровно такая детская анимация, как мы любим: винтажная, нарисованная скорее забавно, чем искусно, история мальчика, который растет без матери — но вдруг мама начинает посылать ему из Америки открытки с ковбоями, и мальчик погружается в воображаемый мир. В блоке полнометражных фильмов стоит еще обратить внимание на "Пиноккио" Энцо Д'Ало — итальянскую работу, снятую ровно так, как должен выглядеть настоящий итальянский "Пиноккио": яркий, с визуальными цитатами из комедии масок, отдающий дань европейской иллюстрации и итальянской кинотрадиции, прекрасный настолько, что больно бывает смотреть. Среди главных полнометражных анимационных фильмов последних лет числится и "Конгресс" Ари Фольмана, режиссера "Вальса с Баширом", вольная интерпретация рассказа Станислава Лема, в которой актриса Робин Райт соглашается превратиться в собственную анимационную версию, чтобы спасти свою кинокарьеру — и человечество.

Детская программа

Традиционно детская программа разделяется на фестивале на два потока: утренние показы российских сериалов с какао и булочкой и программу премьер. В этом году сериалов стало так много, что для них будет даже собственный конкурс с детским жюри. Помимо знакомых "Везухи", "КОАППа", "Маши и медведя" и так далее, в программе появятся новый исторически-познавательный сериал "Сухарева башня" (у него будет отдельная презентация в Российской государственной детской библиотеке), новые "Приключения Алисы", "Летающие звери" и "Паровозик Тишка", в общем, незнакомцев достаточно. А в блоке премьер между тем сложилась отличная зарубежная программа. Сплошь кино, которое тянет обозначить не столько как "детское", сколько как "остроумное" — например, "Парик Бетховена" про то, как Бетховен своим париком окутал весь мир, получивший приз как лучший детский мультфильм на международном анимационном кинофестивале в Оттаве, веселый французский "Морозко", действие которого происходит в швейцарских Альпах (и там очень красиво!), каталонский сериал для дошкольников "Саари", трогательная немецкая "Птичка и листик", где последний желтый лист в зимнем лесу научил летать заботившегося о нем птенчика.

Документальная программа

Документальная анимация набирает обороты во всем мире, и в этом году на фестивале представлена целой киношколой. Школа аудио- и визуальных искусств Сапир расположена на юге Израиля, неподалеку от сектора Газа, и здесь вот уже несколько лет есть годовая программа документальной анимации. В подборке есть история девочки, пережившей холокост в польском гетто, рассказанная ее внучкой, а есть и фильм про Зохара Акиву, открывшего в Израиле первый джаз-клуб. Входят в программу и совсем художественные этюды, например, про то, как два грустных клоуна отправились в ресторан веселиться, и документальные свидетельства, как, например, "Непризнанные", альманах о борьбе бедуинов за свои права. Но лучшая документальная картина на фестивале родом не из Израиля — это полнометражная "Жасмин" француза Алена Угетто, обозначающая не только прорыв в пластилиновой анимации (у Угетто это все-таки не совсем пластилин, но как будто кусочки земли или теплого, живого теста, складывающиеся в фигурки мужчины и женщины), но и гораздо более художественный способ говорить об Иране и Тегеране, чем тот же "Персеполис". История страны становится для Угетто любовной историей — она показана глазами его иранской подруги и постоянно прерывается на рассказ об их собственных отношениях.

"Фабрика мультфильмов"

"Фабрика" будет проходить всего три дня из двенадцати, но это не отменяет того, что она в очередной раз станет чуть ли не главным его событием. Здесь не просто учат детей и взрослых анимации, а открывают больше пятнадцати цехов с разнообразными мастер-классами, от LEGO и перекладной анимации до техник, которых вы даже не представляете: вроде фризлайт-анимации или стоп-моушен-анимации на стеклянных ярусах. В прошлом году двери на "Фабрику" часто приходилось закрывать, когда она уже не могла вместить всех желающих. В этом году такого не повторится: "Фабрика" занимает два этажа "ЗИЛа", все мастерские можно при желании пройти за один день, тут же будет устроена выставка старинных приборов, с помощью которых первые аниматоры рисовали свои первые мультфильмы, а студенты Дмитрия Крымова выступят архитекторами пространства, где можно будет купить книги, поиграть в настольные игры или потрогать руками удивительные и причудливые объекты.

Программа для взрослых

Главная часть программы для взрослых называется "Ниже пояса" и состоит из фильмов, глубоко — может, даже слишком — исследующих наше подсознание, в основном, конечно, сексуальное. В программу входят ставший уже знаменитым "Трамвай" Михаэлы Павлатовой, эротическое путешествие вагоновожатой и ее ликующих пассажиров, "Век невинности" Джимми Пикера, герои которого все пытаются понять, что делать со своими невообразимо длинными фаллосами, сериал Сигне Баумане "Приколы секса", где свои взгляды на секс объясняет женщина, а также классика, вроде фильмов Ивана Максимова, Билла Плимптона и Бруно Боцетто. Все это произойдет ночью 3 ноября в "Гоголь-центре", а кульминацией станет дикая в лучшем смысле слова полнометражная мексиканская комедия "Эль Сантос против Тетоны Мендосы", герой которой, выглядящий как переживший ядерную войну Гомер Симпсон, пытается то ли помочь зомби завоевать мир, то ли, наоборот, побороть эпидемию. Отдельно от "Ниже пояса" есть еще программа отечественных сериалов для взрослых, где веселой дикости ничуть не меньше. Это уже что-то новенькое, отечественная анимация для взрослых до отдельной программы дозрела впервые. Подборка выглядит достойно: "Атомный лес" о будущем мира после ядерного взрыва, "Валера" о тихом менеджере компании "Оральные технологии", пародийные боевики "Тубусы", героями которых становятся рулоны туалетной бумаги, сумасшедшая лаборатория "Пыхчево".

Вечеринка Холмса

В 2005 году Александр Бубнов снял первую пародию на фильм Масленникова о Шерлоке Холмсе и получил за него на Суздальском фестивале приз за лучший сценарий. На вторую часть сериала Александру Бубнову собирали народные деньги, еще когда слово "краудфандинг" не было в ходу. Но, кажется, именно с бубновским фильмом такое должно было случиться первым — это абсолютно народное кино. Прием и стиль тут уважительно позаимствованы из "Следствие ведут колобки". Как образ идеального милиционера был слишком далек от правды, чтобы на нем не потоптался нетерпимый к фальши Татарский, так и безупречный Холмс из советского фильма вынуждает Бубнова придумать ему двойника — новый Холмс намного выше ростом, чем Ливанов, но немногим умнее инспектора Лейстрейда и дурачка Ватсона. Интересно, что публика не замечает подмены и с восторгом принимает нового Холмса, попадающего в передрягу за передрягой, словно комедийный простофиля, за чистую монету. Неудивительно, что весь этот карнавал выливается в театрализованную вечеринку в "Актовом зале" (3 ноября, бесплатный вход для всех, кто в кепи и с трубкой). Официальный повод — выход второй части "Холмс и черные человечки", шесть серий, объединенных в половину полного метра (34 минуты), которые пока не купил ни один телеканал — ловите момент.

Имена: Жорж Швицгебель

Самый известный короткометражный мультфильм Жоржа Швицгебеля — "78 оборотов" 1985 года — давно уже вошел во все списки главных анимационных шедевров века. Под музыку незатейливого уличного вальса вертится все: уличные карусели, пластинки, прохожие на улицах, столики в кафе, кофейная чашка превращается в винтовые лестничные пролеты, чтобы снова обернуться кофейной чашкой, и столиком, и парой, сидящей за столиком, и вальсирующими. Это головокружение продолжается и в последующих работах Швицгебеля — так, в законченном почти 20 лет спустя "Человеке без тени" (2004), редком фильме режиссера с подобием сюжета, вокруг продавшего свою тень дьяволу героя точно так же вертятся залы салонов и разряженная публика, а пара, ныряющая в бассейн, стремительно превращается в пару идущих к венцу. Все это приводится в движение одной кистью — самое занимательное в картинах Швицгебеля как раз то, что он сам и рисует их кисточкой на бумаге, и все его фильмы отличает яркость акрила и плотная цветовая насыщенность гуаши.

Имена: Кодзи Ямамура

Двух главных героев программы "Имена" как будто специально выбирали для того, чтобы они выступили полной друг другу противоположностью: в отличие от Швицгебеля, Ямамура нарочито скуп в выразительных средствах (и это при том, что никогда не снимает два фильма подряд в одной же технике), но лаконичность анимации компенсируется притчевостью сюжета. Самые известные его картины — номинированная на "Оскар" "Голова-гора" о человеке, у которого на голове выросло дерево, "Сельский врач" по Францу Кафке, "Старый крокодил" по басне французского писателя Леопольда Шово — неизменно путешествуют по всем мировым фестивалям, собирая призы. Все эти истории можно смотреть и как общечеловеческие притчи (в "Старом крокодиле" крокодила спасает от голодной смерти добрая и умная осьминожка, что не мешает ему по ночам откусывать у нее ноги), и как политическую и общественную сатиру, но точно одно: точно так же, как Ямамура отказывается следовать одной технике, он никогда не оставляет зрителя с одной правдой, одним решением, прямым режиссерским замыслом. И в этом, кстати, проявляется его близость русской школе, в частности, тому же Норштейну, в любви к которому Ямамура неоднократно признавался.

"Победители"

Четырехчастная программа победителей международных фестивалей в этом году составлена из фильмов завораживающе красивых и при этом — редкий случай! — все эти прекрасно нарисованные и веселые фильмы могут похвастаться внятным сюжетом. В программе есть и "Марсель, король Тервюрена" Тома Шредера, сказка об одном совершенно особенном петухе, как будто нарисованная маслом по холсту, и китайская притча с французским оттенком "Пир наложницы" Хефанг Вей, и знаменитая "Свалка" Хиско Халсинга, за которую режиссер, весь фильм от рисования до музыки и озвучки сделавший практически в одиночку, получил гран-при фестиваля в Оттаве, и "Джи. Смерть "пролетает"" Дмитрия Волошина, где Смерть так спешит поскорее утащить душу, что устраивает погибшему водителю грузовика воскрешение. В общем, это не просто торжество анимационных решений и техник, хотя нельзя не отдать должное "Марселю" с его буйством красок или, например, "Эластике" Гильома Бланше, снятой исключительно из кнопок и резинок на пробковой доске. А именно что торжество нарратива. В один из дней фестиваля все четыре части программы можно будет посмотреть за одну ночь в "Пионере", и скучать там точно не придется.



оригинальный адрес статьи