25 октября - 4 ноября, 2019

Имена

Москва-2012

ПрограммаГарри Бардин. "Летучий корабль".

Гарри Бардин – один из классиков отечественной анимации, из тех штучных режиссеров, что завоевали шумную славу еще в советское время, но продолжают так же активно и успешно работать до сегодняшнего дня. Среди гор его наград (в том числе, и международных) – пять «Ник» и Государственная премия. В программе «Имена» мы показываем почти полную ретроспективу Гарри Яковлевича, которую сам режиссер разделил на 4 программы. В первые две части вошли его знаменитые короткометражки, начиная с ранних, рисованных фильмов. Например, мюзикл Максима Дунаевского «Летучий корабль» (1979) с любимым Водяным-Папановым, где сам Бардин, актер по образованию, озвучивал несчастного папашу-короля. Потом он будет говорить и петь еще за многих героев своих мультфильмов (а остальные голоса в его картинах неизменно принадлежат лучшим отечественным актерам: Армену Джигарханяну, Марине Нееловой, Михаилу Боярскому, Ролану Быкову, Ирине Муравьевой, Зиновию Гердту, Константину Райкину). В первой программе и «Дорожная сказка» (1981) – любовная история из жизни автомобилей, – и полная музыки цыганская притча «Прежде мы были птицами» (1982). Но главное тут, конечно, – те фильмы, в которых режиссер для себя и зрителей по-новому открывает предметную анимацию, создавая иронические притчи из неожиданных материалов. Герои антивоенного «Конфликта» (1983) сделаны из спичек, краткая история любви и семейной жизни «Брак» (1987) – из веревок, «Банкет» (1986) – главным образом, из посуды, а люди, якобы сидящие за праздничным столом, невидимы, но их взаимоотношения ясны любому. Проволочные «Выкрутасы» (1987) – безжалостная притча о жизни человека, переделавшего дом и семью в колючую проволоку, – среди многочисленных призов получили и Каннскую «Золотую пальмовую ветвь». Тогда же, в середине 80-х, Бардин выбрал и свой любимый материал – пластилин, с помощью которого сделал сатирический «Тяп, ляп, маляры» (1984) и получивший гору призов пародийный сюжет о боксерском поединке «Брэк», пластические находки которого теперь используют все, кто делает пластилиновое кино. Перед самым развалом СССР Бардин со своей командой вернулся к жанру иронической музыкальной сказки: он сделал из пластилина фильм «Серый волк энд Красная шапочка» (1990) в современном духе, тоже впоследствии заваленный призами и особенно полюбившийся во Франции. Режиссер, кроме множества наград престижного французского анимационного фестиваля в Аннеси, получил там и приз «Человек года». Времена менялись, и здесь насмешливому режиссеру было позволено все: он даже сделал заставку к фильму в виде пародии на помпезных «Рабочего и колхозницу» Мухиной, обычно предваряющих картины студии «Мосфильм». В 1991-м, когда упадок «Союзмультфильма» был очевиден, Гарри Бардин вместе с командой своего последнего фильма основал собственную студию «Стайер», которая работает до сих пор. Но поскольку времена были сложные, долгое время студия зарабатывала преимущественно рекламой. Уже на новом месте Бардин вдоволь наигрался в свой любимый жанр осовремененной сказки - к пластилиновому «Коту в сапогах» (1995) режиссер, как всегда, сам писал сценарий, вполне отражающий российские умонастроения середины 90-х. В России этот фильм знают плохо, поскольку вся система кинопоказа к тому времени была разрушена, а вот на зарубежных фестивалях он был оценен высоко и получил спецпризы жюри на самых солидных мировых смотрах. На «Стайере» Бардин снял и свою последнюю короткометражку, использующую новый материал – на этот раз бумагу. Патетическая притча о нетерпимости и власти толпы «Адажио» (2000) на музыку Альбинони использует фигуры, сложенные в технике оригами. С начала 2000-х Гарри Бардин на своей студии сни- мает главным образом большие кукольные проекты. Третья часть ретроспективы режиссера на нашем фестивале состоит из фильмов, входящих в трилогию о Чуче – няне, которую мальчик сделал себе из бросового старья, а она, как и положено в сказках, – ожила. Бардин не отказывается от своего пристрастия к музыке, третья часть фильма разыграна на музыку "Кармен - сюиты" Ж.Бизе - Р.Щедрина. И, наконец, четвертая программа на БФМ – это полнометражный кукольный «Гадкий утенок» (2010) на музыку Петра Чайковского, но с весьма современными текстами Юлия Кима. Последний фильм режиссера тоже имеет впечатляющий список престижных международных призов и «Нику».
8+

ДОРОЖНАЯ СКАЗКА

Гарри Бардин, Россия

ЛЕТУЧИЙ КОРАБЛЬ

Гарри Бардин, 1979, Россия

БРАК

Гарри Бардин, 1987, Россия

БАНКЕТ

Гарри Бардин, 1986, Россия

СЕРЫЙ ВОЛК ЭНД КРАСНАЯ ШАПОЧКА

Гарри Бардин, 1990, Россия

ПрограммаГарри Бардин. "Выкрутасы"

12+

КОНФЛИКТ

Гарри Бардин, 1983, Россия

ПРЕЖДЕ МЫ БЫЛИ ПТИЦАМИ

Гарри Бардин, 1982, Россия

ВЫКРУТАСЫ

Гарри Бардин, 1987, Россия

БРЭК

Гарри Бардин, 1985, Россия

КОТ В САПОГАХ

Гарри Бардин, 1995, Россия

АДАЖИО

Гарри Бардин, 2000, Россия

ПрограммаГарри Бардин. "Чуча"

6+

ЧУЧА

Гарри Бардин, 1997, Россия

ЧУЧА-2

Гарри Бардин, 2001, Россия

ЧУЧА-3

Гарри Бардин, 2004, Россия

ПрограммаГАРРИ БАРДИН. ГАДКИЙ УТЕНОК

8+

ГАДКИЙ УТЕНОК

Гарри Бардин, 2010, Россия

ПрограммаМихаэла Павлатова (Чехия). "Это могла бы быть я".

Одна из самых известных чешских анимационных режиссеров Михаэла Павлатова проснулась знаменитой в 1991 году, когда ее фильм «Слова, слова, слова» получил номинацию на премию «Оскар» и десятки других международных призов. С тех пор ни одна картина Павлатовой не оставалась без престижных наград и внимания критиков вплоть до самого нового фильма «Трамвай», получившего недавно гран-при на самом влиятельном анимационном фестивале во Франции в городе Аннеси. Все мультфильмы Павлатовой – это исследования человеческих взаимоотношений: как они строятся и разрушаются, как на них влияет брак, скука, привычка. Одна из важнейших для Павлатовой тем – сексуальная и эротическая жизнь человека, его/ ее мечты, фантазии, кошмары, о которых режиссер рассказывает с потрясающим юмором. Свое пристрастие к обычным, бытовым, человеческим темам сама Павлатова объясняет так: «У меня не хватает фантазии. Мне намного проще черпать вдохновение в том, что происходит вокруг меня или в моей собственной жизни. Я знаю, как это на вкус – предавать или быть преданным. Любить или быть любимой. Так или иначе, отношения между мужчиной и женщиной до сих пор остаются самой интересной для меня темой, которая охватывает все. Об этом можно говорить смешно, нелепо, драматично, с возбуждением, можно сделать комедию, равно как и трагедию». Наверное, не только для Павлатовой, но и для многих зрителей отношения между мужчиной и женщиной остаются самой интересной темой. Павлатовское кино вызывает сильнейшие эмоции узнавания ситуаций и отпечатывается в памяти благодаря ярким метафорам, емким образам и нетривиальным визуальным гэгам. За одну секунду экранного времени режиссер умеет сказать больше, чем другие за полнометражный фильм. На программе «Это могла бы быть я» Михаэла Павлатова расскажет московским зрителям о своей работе, о том, как приходят замыслы фильмов, и как они реализуются, ответит на вопросы и представит свои самые известные анимационные работы.
18+

Карнавал Животных/ CARNIVAL OF ANIMALS / Karneval zvířat

Михаэла Павлатова (Michaela Pavlátová), 2006, Чехия

ТРАМВАЙ / TRAM

Михаэла Павлатова / Michaela Pavlátová, 2012, Франция, Чехия

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА / WORDS, WORDS, WORDS / ŘEČI, ŘEČI, ŘEČI

Михаэла Павлатова / Michaela Pavlátová, 1991, Чешская республика

ДЯДИ И ТЕТИ / UNCLES AND AUNTS

Поль Дриссен и Михаэла Павлатова / Paul Driessen & Michaela Pavlátová, 1993, Нидерланды

ПОВТОРЕНИЕ / REPETE

Михаэла Павлатова / Michaela Pavlátová, 1995, Чешская республика

ЭТО МОГЛА БЫ БЫТЬ Я / THIS COULD BE ME

Михаэла Павлатова / Michaela Pavlátová, 1995, Великобритания

ДОЛГО И СЧАСТЛИВО / FOREVER AN EVER / AŽ NAVĚKY

Михаэла Павлатова / Michaela Pavlátová, 1998, Чешская республика

СКАЗОЧКА О ХВОСТЕ / TAILY TALES

Михаэла Павлатова / Michaela Pavlátová, 2001, США

ЛАЙЛА / LAILA

Михаэла Павлатова / Michaela Pavlátová, 2001, США

ПрограммаГил Алкабец (Германия).

Гость БФМ-2012 – знаменитый иллюстратор и анимационный режиссер Гил Алкабец. По меньшей мере одна из его работ широко известна: это анимационные сегменты для фильма «Беги, Лола, беги!» Что до авторских короткометражек, они очень популярны и любимы теми, кто интересуется этим направлением. «Янкале», «Рубикон», «Умереть от любви», «Солнечный день», «Таймкод да Винчи» - все эти названия хорошо известны поклонникам анимации. Алкабец получал призы на фестивалях в Оттаве, Штутгарте, Оберхаузене, Сеуле, Аннеси, Утрехте, Эшпиньо и др. А самый признанный его фильм – «Умереть от любви» - собрал более 30 престижных наград, включая гран-при на «Анифесте» и фестивале в Бимини, а также призы зрительских симпатий на нескольких фестивалях. Мастер метафоры, Алкабец редко рассказывает свои истории последовательно, а чаще предлагает зрителю набор фрагментов повествования, которые в конечном итоге складываются в сюжет. Каждый его фильм уникален по своей графике и сюжету. Он часто играет с плоскостным характером экранного изображения, иногда доводит своих персонажей до такого уровня условности, что в них сложно распознать изначальный образ, много внимания уделяет звуку и неизменно вводит элемент новаторства в каждый свой фильм. Впрочем, зрители не всегда это замечают: фильмы Алкабеца настолько смешны, увлекательны и остроумно сделаны, что сложно отнести их к жанру экспериментального кино. Скорее Алкабеца считают режиссером, работающим для широкого зрителя. На встрече с московским зрителем Гил Алкабец расскажет о своих работах и методах, а также покажет свои самые известные анимационные работы.
12+

BITZBUTZ

Гил Алкабец / Gil Alkabetz, 1984, Израиль

ТРЯСИНА / SWAMP

Гил Алкабец / Gil Alkabetz, 1991, Израиль, Германия

ЯНКАЛЕ / YANKALE

Гил Алкабец / Gil Alkabetz, 1996, Германия

РУБИКОН / RUBICON

Гил Алкабец / Gil Alkabetz, 1997, Германия

ПУТЕШЕСТВИЕ В КИТАЙ / TRAVEL TO CHINA

Гил Алкабец / Gil Alkabetz, 2002, Германия

УМЕРЕТЬ ОТ ЛЮБВИ / MORIR DE AMOR

Гил Алкабец / Gil Alkabetz, 2004, Германия

СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ / SUNNY DAY

Гил Алкабец / Gil Alkabetz, 2007, Германия

ПрограммаИзабель Фаве (Швейцария). "Чужой чемодан"

Изабель Фаве – молодой, но уже известный в анимационном мире швейцарский режиссер. Она начала делать кино рано, в 19 лет, и уже в самых первых ее работах чувствуется режиссерское дарование. Они лаконичны, просты до примитивности, и в то же время изящны, остроумны, идеально выверены по темпу и ритму. Чего стоит один только фильм «Кино», где изображены зрители во время киносеанса: темный экран и белые подвижные кружочки, которые смеются, застывают в напряжении, скучают, жуют поп-корн, чихают, ругаются, отмахиваются от летающей мухи. Изабель уже тогда умела одним жестом, минимальным движением не то чтобы изобразить, но дать отсылку к хорошо знакомым обстоятельствам, и через это построить драматургию фильма. Каждая из более зрелых картин Фаве получала множество призов на разнообразных фестивалях, в сущности, благодаря тому же самому: отличная, напряженная драматургия, изобразительный минимализм, близкая каждому зрителю тема и непременный юмор (иногда жестокий, иногда безоблачный, но всегда неожиданный). В Москве Изабель расскажет о своей режиссерской работе и покажет свои фильмы.
14+

LEBENSHUNGER

Изабель Фаве / Isabelle Favez, 1993, Швейцария

КИНО / KINO

Изабель Фаве / Isabelle Favez, 1995, Швейцария

КАФЕ / CAFE BAR

Изабель Фаве / Isabelle Favez, 1997, Швейцария

ПРОИГРАТЬ ЗАНОВО / REPLAY

Изабель Фаве / Isabelle Favez, 1999, Швейцария

НА ТРАПЕЦИИ / LES VOLTIGEURS

Изабель Фаве / Isabelle Favez, 2002, Швейцария

CIRCUIT MARINE

Изабель Фаве / Isabelle Favez, 2003, Швейцария, Франция, Канада

ЯБЛОЧНЫЙ ПИРОГ / TARTE AUX POMMES

Изабель Фаве / Isabelle Favez, 2005, Швейцария

ЧУЖОЙ ЧЕМОДАН / VALISE / MIXED BAG

Изабель Фаве / Isabelle Favez, Швейцария

СЕРДЦЕ ЗИМЫ / AU COEUR DE L'HIVER / HEART OF WINTER

Изабель Фаве / Isabelle Favez, 2012, Швейцария