Большой Фестиваль Мультфильмов

БФМ НА ФЕСТИВАЛЕ "КРОК" / ДИНА ГОДЕР



4 сентября 2013

Сегодня третий день фестиваля, наш теплоход «Зiрка Днiпра» только пришел в Севастополь. По морю шли с приключениями – диким ливнем и такой качкой, что в просмотровом зале во время обсуждения фильмов раскачивались картины на стенах, ездили стулья и падали прожектора. Теперь все разъехались по экскурсиям и пляжам, а я пишу дневник.

Кажется, пока фестивалем довольны все, во-первых, отличный отбор – все согласны, что в программе практически нет мусора, и хоть я большую часть фильмов видела на других фестивалях, все равно с удовольствием их смотрю в новом контексте (отдельное спасибо председателю селекционной комиссии Константину Бронзиту). Во-вторых, в эти дни был щадящий режим кинопоказа – по два двухчасовых просмотра в день, это можно выдержать. Ну и вообще, - тепло и море.

Итак, что осталось в памяти, прежде всего из нового и того, на что не обращала внимание раньше. Страннейший первый фильм фестиваля «Внезапно, прошлым летом», по довольно известной пьесе Уильямса, поставил финн Юха Мяки-Юссила\ Juha Maki-Jussila, используя всякие растения, фрукты, ростки. Там явного нарратива нет, а просто идет какая-то странная игра объектов на белом фоне под обрывки диалогов из пьесы, отчего какой-то фрукт с дырочкой кажется говорящим ртом, а росток с почками – героем. «Вокруг озера» бельгийцев Ноэми Марсили \ Noemie Marsily и Карла Роозенса \ Carl Roosens – им что-то дали в Аннеси, но тогда я их не заметила, а теперь было интересно. Особенно необычный ритм - ритм песни бегуна вокруг озера, замечающего вокруг обыденную жизнь, - одновременно тягучий и задыхающийся с кривоватыми карандашными картинками.

Очень симпатичная «Другая перспектива» ирландца Криса О’Хара \ Chris O'Hara – сам ход остроумный и парадоксальный, играющий масштабами на том эффекте ложной перспективы, который сейчас часто используют в кино. (Все черно-белое 2D) Человек на первом плане выглядит рядом с дальними героями великаном, а собака рядом с ним – крошкой. Но перспектива сплющена и вот собака нападает на великана, бежит за ним, теперь она ближе и кажется гигантской, а он вдали и крошечный, так что человек, сначала испугавшийся великана, может взять его в руки, как гномика.

Любопытную штуку придумал Марчин Гижицкий, историк и исследователь польской анимации (который, кстати, приезжал к нам на фестиваль с польской программой). Марчин занимается авангардом и в рамках этого изучения сделал короткий фильм-исследование «Кинофактура», где заставил двигаться абстрактные геометрические работы польского конструктивиста 20-х Хенрика Берлеви («Динамические контрасты» в «Механофактуре» 1924 года) в соответствии с указаниями художника. Все это вполне сухо сделано, но последняя часть вдруг начинает двигаться в объеме, что наверняка Берлеви не предусматривал. Вообще, это отличная идея, я уже видела такие выставочные штуки, сделанные с работами наших авангардистов, которых, конечно, интересовало кино. Но пока все это выглядело скорее ученическим выполнением программы, написанной почти 100 лет назад, а сейчас правильно было бы с этим материалом как-то более содержательно работать.

Забавный позапрошлый фильм китайца Лей Лей \ Lei Lei «Мои… Мои…» про голого человечка, искавшего свою одежду. Такой же развеселый, нарядный и дизайнерски эффектный, как его чудесная «Это любовь» и даже более психоделический.



Простенький кукольный «Номер 69» - Клода Барра \Claude Barras из Швейцарии про человека, который примчался в мотель с надувной женщиной. А утром уже встала женщина и сложила надувного мужчину в чемодан.



Наконец-то в подробностях поняла стихотворение, по которому Плимптон сделал свой новый фильм про ковбоя-алкоголика – «Пьяный, как боров». Ужасно грустная история про то, как весь город издевался над беспомощным пьянчугой. Особенно лирически смотрится от Плимптона, который всегда и сам был не дурак выпить, а теперь, видать, нет.

«Турне хора» Эдмунда Янсонса на большом экране видела в первый раз и он мне даже больше понравился, чем в компьютере – это история про хор мальчиков, приехавших с руководительницей на фестиваль. Дети похожи на черную гусеницу с множеством головок, а тетка – на красную жучиху. И то, как хор валяет дурака на лифтах и вращающихся дверях пока тетка застряла в лифте - очень обаятельно и ритмически, и по немного французскому парадоксальному дизайну. Ну и по самой интонации – с мягким юмором, как всегда у Эдмунда.

Олег Педан с Украины, у которого я видела только очень занятные металлические игрушки, сделал страшенное экологическое кино «№210» про трогательную корову, пытающуюся вырваться из железного, механизированного стойла и оказывается в таком же железном космосе. Все такое жуткое и лязгающее, что даже непонятно, кому тут вообще нужны коровы и их молоко.

Очень красивое немецкое кино с двигающимися под музыку каплями туши – на бумаге, в воде, на стекле и др. Называется «Виртуальный виртуоз» (режиссеры Томас Штелльмах \ Thomas Stellmach и Мая Ошман\ Maja Oschmann). Вроде, кино абстрактное, а смотрится семь с половиной минут легко и, конечно, каллиграфические потеки создают немного восточный колорит.



Забавный сюжет «Граница» швейцарца Дастина Риса \ Dustin Rees– про пограничника, который всякими способами и всегда неудачно пытался самоубиться, но вот только в его жизни что-то забрезжило (появилась милая девушка), как тут же ее задавило. Сам Рис на вопросы отвечал, что скорее представлял себя девушкой, чем таможенником и вообще он на момент съемок только что расстался со своей девушкой и потому девушку ему совершенно не жалко. Кстати, это тот самый Рис, который снял очень смешного «Звонаря» несколько лет назад.

Португальская «Грустная песнь взрослого мужчины» Педро Бриту \ Pedro Brito, как фильм – ничего особенного, но отличная песня (муз. Joao Lucas слова Antonio Zambujo) и весь образный ряд очень знакомый про дворовых ребят, маму, которая не может добудиться, подростковый криминал и проч. Возникает острое чувство, что Лиссабоне это происходит точно так же, как в Москве.

«Девушка из листьев» Марины Россе \ Marina Rosset – как всегда у нее милая живопись и очень девичья трогательная история. В этот раз про одинокого мужчину, у которого умерла рыбка и когда он пришел в лес ее хоронить, попал в страстные объятья синей и голой лесной девы. (Мне, правда, показалось, что она скорее какая-то зимняя, чем из листьев). Ну, а когда парень потащил девушку к себе домой, она отказалась, зато у него в аквариуме ожил листик, упавший с волос. Впрочем, лучшая деталь фильма – белые трусики в сердечках, которые с героя сорвала страстная синяя девица.

Последний фильм Жереми Клапена \ Jeremy Clapin, который тут перевели «Лапчатоногиум» \ Palmipedarium, мне нравится все больше. Это та самая история про маленького сына охотника, за которым увязался странный длинноногий и длинношеий недоптиц. Я не люблю кукольную трехмерку Клапена, поэтому в Аннеси я как-то к нему кисло отнеслась. Но сейчас уже могу абстрагироваться и считать это изображение просто схемой, будто режиссер демонстрирует отличную историю на моделях. Но по режиссуре – по интонации, по розыгрышу деталей, по тонкостям – это очень хорошее кино. Особенно финал, когда милый мальчик, выкрасив краской и утыкав перьями дурацкого и доверчивого птица, пустил его бежать (понятно, что тот никогда не взлетит), а сам примеривается веточкой, как бы он в этого убегающего дурака стрельнул.



Удивительное кино корейца Ким Джинь Мань \ Kim Jin Man «Рыба в лапше». Сама по себе история про маленькую рыбку, которая хочет понять что там на воздухе, над водой – ничего особенного, но очень интересно снято. Похоже на игольчатую анимацию из лапши - во всяком случае рыбка-герой сделана вдавленной в поверхность, а остальные – выпуклые (Сивоконь, правда, уверен, что это сыпучая анимация, но очень похожа на игольчатую). А когда рыбка взлетает над водой – там какие-то невероятные – растения-кораллы-брызги из ветвящихся пучков лапши. Очень красиво.

«Обнажение» Пола Буша \ Paul Bush– произвело самое сильное впечатление из новых для меня фильмов. Буш складывает кино без прямого нарратива из фотографий тела крупным планом. Причем, начиная с кожи, превращает кино в почти абстрактное – из родинок, пятнышек, волосков, которые движутся и почти танцуют. Целая история про пупок из фотографий множества пупков – в ней есть жизнь и движение. Удивительно и парадоксально, как сочетается почти абстракция с утрированной телесностью – пальцы, ногти, глаза, уши, молодое-старое, толстое-худое – получается действительное сильное высказывание про тело. Сам он смешно рассказывал, что снимал кино долго, а в это время преподавал, что давало ему дополнительные возможности припрячь студентов. Он делал тысячи фотографий, причем, как старый сластолюбец говорил – дай мне снять ухо, спину, палец и др. Вообще, очень оказался симпатичный. Кстати, он был последний режиссер, фильм которого обсуждали во время шторма, и все шутил, что это очень по-британски, тонуть, обсуждая кино.