Большой Фестиваль Мультфильмов

БФМ НА ФЕСТИВАЛЕ КРОК. ЧАСТЬ ВТОРАЯ / ДИНА ГОДЕР



7 сентября 2013

Плывем дальше, уже вышли из моря в речные воды, качка закончилась и в программе, которая подходит к концу, по-прежнему есть что посмотреть. Подсчитываю что запомнилось. «Солипсист» американца Эндрю Хуанга \ Andrew Huang – удивительное зрелище, эффектнейшее трехчастное шоу, соединяющее живую съемку, невероятные костюмы и гримы и очень изобретательное 3Д. Чистая психоделика, даже не спрашивайте, почему именно «Солипсист» - то две девушки сливаются спинами, зарастая цветными нитями и прорастая друг в друга, то два молодых человека пускают друг в друга какие-то энергетические стрелы, то множество разноцветных существ соединяются в единое тело.



«Как кролики» (реж. Осман Серфон \ Osman Cerfon из Франции) - вторая часть «Хроник невезения», где несчастный человек-рыба ходит и выпускает изо рта пузырьки несчастья, которые зависают по очереди над разными вполне удачливыми персонажами. С того момента этим героям - каюк. Первая часть была смешная, вторая на удивление не хуже, хоть сам расклад и ясен заранее. (Там большая часть событий происходила в лесу, тут – в парке развлечений).



«До Сантъяго» Мауро Карраро \ Mauro Carraro (сам он итальянец, но сейчас работает в Швейцарии) – очевидный наследник «Мадагаскара» Бастьена Дюбуа, тоже путевые заметки, но гораздо проще и обрывочнее. Просто Мауро, пропутешествовав полторы тысячи километров до святыни, понимает, что цель по сравнению с путем интереса не представляет. И теперь рассказывает, с какими забавными людьми он встречался по дороге, а по ходу придумывает много милых трюков вроде мельниц, у которых под ветром, как у одуванчиков, облетают лопасти, но тут же вырастают снова.



Ужасно меня разочаровал, и не в первый раз, мой любимый Барри Первз \ Barry Purves (теперь из Франции) – фильмом «Оперение» \ Plumage. Почти 15 минут он показывает сначала полеты прекрасного белого крылатого человека (вероятно, ангела), а потом, как черные гадкие и бескрылые существа вроде Горлума на него охотятся и объедают его крылья, а он такой беспомощный потом сбрасывает остатки перьев и становится человеком (по раскладу сразу вспоминается «Адажио» Бардина). Как всегда совершенно невероятная по качеству кукольная анимация, но невыносимый лобовой пафос и надрыв.

«Шерлок Холмс и черные человечки» Саши Бубнова – то самое, начавшееся с краудфандинга, продолжение его первого фильма про торжественного идиота Холмса, которому тем не менее удается распутывать сложные преступления, любовная пародия на масленниковский сериал с множеством внутренних приветиков и подмигиваний. Теперь фильм уже идет больше получаса (то есть дело явно движется к полному метру). Может быть в некоторых местах немного перегружен текстом и притормаживает, но смотрится легко, с удовольствием и вообще очень зрительское кино несмотря на совсем непопсовую Сашину графику.



Второй раз вижу фильм «Белая земляника» канадца Фредерика Трамбле \ Frederick Tremblay – совсем не мое кино, почти экспрессионистское, с первой минуты на непрекращающемся внутреннем надрыве, без юмора и так далее, но отдать должное надо – история про нищих, затравленных, умирающих от голода человеко-зайцев, режиссерски разыграна сильно и точно. Как заяц ходит за едой с чемоданчиком, как на работу, и находит только жалкие огрызки, а когда находит кусочек еды – ему капканом откусывает пальцы, как его жена попадает в капкан и остается в нем умирать, всю наживку отдавая мужу. Как зайца рвет этой едой и как в конце они вместе совершают японское двойное самоубийство, съедая ядовитую белую землянику. Причем, весь этот кукольный мир выкрашен в облезлый, как старые рамы, белый цвет и дополнительно имеет нищенский и скорбный вид. Говорят, Трамбле уже не первый фильм делает в этом павильоне с такими кроликами, для кого-то его надрывный мир уже привычен, но на меня он произвел впечатление.



Очень странный и экзотический «Подарок» из Тайваня (реж. Джо Сье \ Joe Hsieh ) про человека, в которого влюбилась сумасшедшая девушка и стала его преследовать буквально до дня морского. Такая восточная история про смертельную любовь и рок, сделанная простодушно, с очень искусственным движением, но в чем-то завораживающе.

В третий раз смотрю словакский «Последний автобус» (Мартин Снопек \ Martin Snopek, Ивана Лаучикова \ Ivana Laucikova), и он мне по-прежнему нравится. Вот эта история про животных - беженцев от сезона охоты, как о людях-беженцах перед лицом войны, сделана сильно, с ощущением, что перед большим насилием все малые (вроде волков и лис, как мелкого криминала), - так же беззащитны, как зайцы и простые, добропорядочные обыватели. И как в этой острой ситуации вдруг заяц проявляет благородство, а барсук оказывается подлецом и так далее. Все очень концентрированно уложено в притчу, поэтому не выглядит банально, если бы то же самое играли люди, выглядело бы куда тривиальнее. Причем, кроме звериных голов, которые смотрятся, как настоящие, страшноватые, головы чучел, еще используется прием пропущенных кадров, отчего движение выглядит рваным, как кукольное. И это добавляет условности. Знаю, что все опять твердят, что это не анимация и отдавать такой фильм на анимационный фестиваль – шулерство, но по-моему, хорошо, что есть возможность показывать фильм на разных фестивалях.

Польский «Тото» (реж. Збигнев Чапля \ Zbigniev Czapla) – живопись с использованием ротоскопа. История очень накручена, и не слишком понятна, но есть сильное напряжение и ясно, что в этой истории про мальчика есть насилие. Я потом поговорила с режиссером и выяснилось, что мальчик – аутист (этого я не поняла). Зато поняла, что странный человек с ключами, которого он встретил в церкви, совершил над ним сексуальное насилие, а мать, потом догадавшаяся об этом – зарубила насильника тем же топором, что рубила курицу. Вообще мне кажется неправильным это постоянное стремление режиссеров-художников, имеющих вполне внятную историю, максимально затуманить ее прихотливой режиссурой и перенасыщенным изображением, даже когда в целом работа качественная. У нас та же история с «Ицихитананцу» Натальи Рысс. Поставить режиссерские акценты, чтобы фильм был более понятным для зрителей, им кажется уступкой попсе, хотя на мой взгляд в большей степени вот это высокомерное «смотрите внимательнее, там все сказано» - режиссерский снобизм.

«Эдип» Поля Дриссена \ Paul Drissen, где Эдип раскручивает свою историю в обратном порядке на сеансе коллективной психотерапии – такой классический Дриссен. Ничего нового, хотя все равно смотреть его – удовольствие.

Еще была детская программа, там было несколько вполне милых фильма, но в основном виденных раньше, так что рассказать особенно нечего. Из конкурсного осталась только прикладная анимация. Будем следить за развитием событий, как говорят газеты.