Большой Фестиваль Мультфильмов

БФМ НА ФЕСТИВАЛЕ КРОК. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ / ДИНА ГОДЕР



18 сентября 2013

Теперь, когда фестиваль закончился, самое время вспомнить то, о чем не успела рассказать. В первую очередь, о последней конкурсной программе – прикладной и заказной анимации, то есть о рекламе и клипах. Все уже выкладывали победителя в этой номинации, элегантный польский клип «Форма» на музыку японского исполнителя с тысячами бумажных фигурок



Как и клип Саши Свирского по «Гостю на коне» Федорова-Введенского (это мой фаворит).



Но, между тем, в программе был отличный, остроумно придуманный клип Теодора Ушева «Демоны» на балканскую музыку неизвестных мне, но симпатичных Kottarashky & The Rain Dogs (видимо, это болгарская команда). Картинки нарисованы на старых виниловых пластинках и анимация работает по принципу старинных оптических игрушек. Для Тео, который много работает с компьютером, киноцитатами и вообще интеллектуал от анимации, такое почти домашнее рукоделье выглядит неожиданно и трогательно.



Из заметных конкурсных клипов в сети есть несколько психоделический «Карпатский рэп» всеми любимой украинской группы Даха-Браха, снятый Сашей Даниленко



И дурацкий, но смешной французский под китайщину «Поехали!» Алексиса Бомона и Рэми Годена



Что касается лучшего познавательного кино, то тут, была как всегда милейшая азбука Лизы Скворцовой – «Когда Е была елью» по мотивам сказки Клюева (в сети ее пока нет). И в белорусской скучноватой «Повести временных лет» с гербами, был очень мощный по почти дейнековским образам ролик «Солигорск» Юли Титовой. Она вообще замечательно чувствует изобразительный стиль, это еще и в «Прокофьеве» из «Сказок старого пианино» было видно – кино на толстой-толстой культурной подушке.

Что касается рекламы, то, во-первых, была очень остроумная серия Димы Высоцкого для музея Эрарта, оживляющие его экспонаты. В интернете их тоже почему-то нет, хотя это могли бы быть шикарные вирусные ролики, которые отлично расходились бы по сети (уж и не знаю, как заказчики представляют себе назначение рекламы, если ее прячут). Ну и всеми любимые заставки Леши Алексеева для Cartoon Network со зверями-музыкантами, играющими музыку в разных стилях. А из иностранных я уже не первый раз выбираю ролики Суреша Эрията. Вообще из всей, весьма простодушной индийской анимации, которую я в последнее время видела, Суреш – самый изобретательный и остроумный при том, что много работает с традицией. У него было в этот раз 2 рекламы, мне больше понравилась вот эта -Гугль Танджур, строящая интернет-сайт доморощенным способом

Кстати, раньше я у него видела вот такую про спасение тигра:



Еще в прикладной программе был очаровательный японский фильм «Футон» Йорико Мизушири, он в прошлом году получил приз в Хиросиме, но почему простую короткометражку, пусть даже с песней в фонограмме, поставили в заказную программу, - загадка.



Впрочем, в этом году было много таких косяков. Например, все «Горы самоцветов» или «Моя мама - самолет» стояли во взрослых программах, а очень милое, но совершенно не детское кино «При выходе не забывайте свои вещи» Нины Бисяриной – в детской. Кстати, вот оно:



Продолжаю о показах. Кроме всяких юбилейных сеансов, была информационная программа. Фильмов, не выбранных в конкурс, но все же взятых на фестиваль, было две подборки, причем некоторые ленты были такие интересные, что совершенно непонятно, отчего их не взяли в конкурс. Например, загадочнейшая антиутопия Харди Вольмера с ненавистью к имперскому величию, здоровому телу и вообще всему правильному - «Домашний духлесс». Я нашла только эстонскую передачу об этом фильме, кто знает язык, пусть мне расскажет, о чем там речь.



Или, полный настоящего жара и секса французско-бельгийский «Жар» с неожиданным для песочной анимации подробно-реалистическим рисунком.



Или французская «Соната» Нади Мико, обрабатывающая съемку современного танца



Или жутко страшная и странная чукотская сказка Прийта Тендера «Человек, кормящий червей». Вот ролик на 12 секунд.



Но моими фаворитами были два фильма, которые потом еще раз показали на специальном мероприятии, посвященном стерео анимации. Во-первых, французско-бельгийское «Головокружение» Кристофа Готри и Матье Брисебра – отличная, особенно по стерео возможностям, история о городе и человеке, для которого сила гравитации вдруг стала действовать не в сторону земли, а параллельно ей. Рисованные фильмы об этом я видела, а вот с пиксиляцией – впервые. В урбанистической графике это очень красиво. Поскольку ролик в сети очень маленький, вот вам тест анимации:



Второй фильм - «Погоня» Адриана Локмана, того самого, который лет десять назад прославился своим абстрактным «Штрихкодом». Он поразительно, пользуясь штампами киноязыка и шумами, превращает абстрактное кино из треугольников– в экшн (к сожалению, кино, которое лежало на vimeo целиком, теперь запаролено). Стереопрограмма, которую вела Алена Голубева (у нее и Сергея Мельниченко был пластилиновый стереоклип «Страна мечты» для «Воплей Видоплясова») отлично показывали, как много дает объем экспериментальному кино. Кстати, в стерео варианте нам показали фильм «Виртуальный виртуоз», о котором я уже писала, и оказалось, что даже такому почти каллиграфическому рисунку глубина дает очень много – мы видим, как капли краски падают дождем (а не стекают «по стеклу») и линии описывают вокруг них петли, уходя в даль. Так что 3D , как выяснилось, это не дорогой выпендреж, а действительно новый инструмент, расширяющий возможности художника.

Ну и, наконец, список фильмов-призеров и подробности, если о них не шла речь раньше.



В категории «Фильмы продолжительностью до 5 минут»:
Диплом «За трагикомедию в 3D» фильму «Джи. Смерть «пролетает», режиссер Дмитрий Волошин (Молдова);


Диплом «За изящество стиля» фильму «Турне хора», режиссер Эдмундс Янсонс (Латвия);




Диплом за дебют фильму «Другая перспектива», режиссер Крис О’Хара (Ирландия);


Приз в категории фильму «Я видел, как мыши кота хоронили», режиссер Дмитрий Геллер (Россия, Китай)




В категории «Фильмы продолжительностью от 5 до 10 минут»:

Диплом «За пристальное внимание к сокровенному» фильму «Обнажение», режиссер Пол Буш (Великобритания);




Диплом «За создание собственного Тадж-Махала» фильму «Чинти», режиссер Наталья Мирзоян (Россия);




Приз в категории - фильму «Граница», режиссер Дастин Рис (Швейцария).

Вот тут есть крошечный кусоек фильма и ролик, показывающий, как его снимали www.createdindust.ch/films/

В категории «Фильмы продолжительностью от 10 до 50 минут»:

Диплом «За оригинальность прочтения классического детектива» фильму «Шерлок Холмс и черные человечки», режиссер Александр Бубнов (Украина);

Диплом «За артистизм и легкость в воплощении мрачной темы» фильму «На посошок», режиссер Ландер Кеуппенс (Бельгия);

Приз в категории - фильму «Мать и сын», режиссер Андрей Ушаков (Россия).


В категории «Фильмы для детей»:

Диплом «За нескучное просветительство» фильму «Сказки старого пианино. Бах», режиссер Елена Петкевич (Россия, Беларусь);
www.studio-mir.ru/index.php?p=film&id=30

Приз в категории и 4 000 $ – фильму «Морозко», режиссер Юрий Черенков (Франция).




В категории «Прикладная и заказная анимация (образовательный фильм, музыкальный клип, реклама, ТВ-заставка, эпизод сериала)»:

Диплом «За ироничный взгляд на современное искусство» анимационному ролику «Реклама музея Эрарта», режиссер Дмитрий Высоцкий (Россия);

Диплом «За лучшее воплощение песни «Как служил же я у пана» фильму «Как служил же я у пана», режиссер Михаил Тумеля (Беларусь);



Приз в категории фильму «Форма», режиссеры Катажина Киек, Пшемыслав Адамский (Польша, Япония)


Спецпризы

Специальный приз жюри «За выразительность киноязыка» фильму «Лапчатоногиум», режиссер Жереми Клапен (Франция);

Специальный приз жюри «За трамвай «Желание» фильму «Трамвай», режиссер Михаэла Павлатова (Франция, Чехия);



Специальный приз жюри «За первый профессиональный фильм» и 5000$ фильму «До Сантьяго», режиссер Мауро Карраро (Швейцария);

Особый приз имени Александра Татарского «Пластилиновая ворона» - «За высший пилотаж» и 8 000$ фильму «Моя мама - самолет», режиссер Юлия Аронова (Россия).

Приз президента фестиваля Давида Черкасского - фильму "Хвастушка" (Казахстан), режиссеры Юлия Тхай, Куат Кониркульжаев, Рамиль Усманов.

Гран При и 10 000$ фильму «Дикий», режиссер Дэниэл Суса (США).

Feral trailer from Daniel Sousa on Vimeo.





А теперь первая десятка профессионального рейтинга (всего соревновались 124 фильма из 32 стран)



1. «Портреты из путешествий», режиссер Бастиен Дюбуа (Франция). Средний балл 4,6

2. «Потаенная слеза», режиссер Карло Фогеле (США). Средний балл 4,5

3. Реклама музея Эрарта, режиссер Дмитрий Высоцкий (Россия). Средний балл 4,5

4. «Морозко», режиссер Юрий Черенков (Франция). Средний балл 4,5

5. «Моя мама - самолет», режиссер Юлия Аронова (Россия). Средний балл 4,4

6. «Рыба в лапше», режиссер Ким Джинь Мань (Республика Корея). Средний балл 4,4

7. «Шерлок Холмс и черные человечки», режиссер Александр Бубнов (Украина). Средний балл 4,3

8. «Чинти», режиссер Наталья Мирзоян (Россия), Средний балл 4,2

9. «Бессмертный», режиссер Михаил Алдашин (Россия). Средний балл 4,2



10. «Трамвай», режиссер Михаэла Павлатова (Франция). Средний балл 4,2


Ну и напоследок, трейлер «Последнего автобуса», о котором я писала во второй части блога:



И еще один, недавно появившийся в сети, фильм из программы фестиваля - «Вилла Антропофф». Пусть не награжденный, но все равно любимый многими. Его сняли Владимир Лещев из Латвии и друг нашего фестиваля Каспар Янцис из Эстонии. Кстати, оставленная вилла Андропова в Эстонии действительно есть. И теперь ее можно снять, например, под свадьбу.





фотогалерея


Когда Е была елью
Когда Е была елью
Мать и сын
Мать и сын
Хвастушка
Хвастушка
Рыба в лапше
Рыба в лапше
Страна мечты
Страна мечты