Большой Фестиваль Мультфильмов

ЗАГРЕБСКИЙ ДНЕВНИК / ДЕНЬ ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ



5 июня 2014

Первый день – открытие и первая конкурсная программа. Ну и инсталляцию по фильму «Сестры» посмотрела – не очень интересная. Отдельно фильм-триптих (полиэкран) и домик-комнатка, куда можно заглядывать.

Для открытия придумали смешно – чтобы не скучно было смотреть на протокольную процедуру, за спину выступающим на экран проецировали карикатурную компьютерную анимацию тех, кто стоял на сцене, с помощью какой-то популярной программы трансформировавшей их движения в анимационные. Отчего персонажи постоянно выделывали руками какие-то дикие пассы, и некоторые даже уходили в танце. Говорящие все время оглядывались, что там делают их двойники и смеялись. За этим делом, конечно, никто не слушал, что именно говорили, надеюсь, ничего важного там не было.

На первый показ поставили в основном известные фильмы, уже успешно прошедшие по фестивалями, о большинстве их я уже писала. Открывало фестиваль «Турне хора» Эдмунда Янсонса – стильный, легкий, обаятельный, с замечательным юмором про рижский хор мальчиков, поехавший в Сеул – можно пересматривать сколько хочешь раз, знаменитый эротический «Трамвай» Михаэлы Повлатовой, «Дикий» Даниэля Сусы (чем больше смотрю, тем больше восхищаюсь тем, как это изысканно сделано, но полюбить не могу – избитый «маугли»-сюжет очень мешает). «Пробуждение» бельгийца Pieter Coudyzer (опять не знаю, как бельгийцев произносить) – интересный по картинке, но мутный какой-то о парне, который вновь и вновь вспоминает, как специально разбился на машине с девушкой. И не ясно, то ли правда вспоминает и мучается, то ли это ему снится. «Обида» Ани Будановой, которую мы знаем наизусть. Новый фильм Wonder известного японского абстракциониста Мираи Мизуе: как всегда у него весело летают под музыку какие-то цветные микроорганизмы, но тут неожиданно в финале он перешел в какое-то менее декоративное рисование. Кстати, деньги на этот фильм Мираи собирал краудфандингом - объявил, что будет выкладывать в сеть по 24 кадра – секунду анимации – 365 дней подряд, сказал, что это обещание его очень подвигало не бросать и постоянно рисовать. Кстати, на открытие он пришел в кимоно, разрисованном его «персонажами», говорят, он сделал маленькую партию таких кимоно для донаторов. Этого фильма еще в сети нет, так что вот новый клип Мизуе, хотя и более фигуративный, чем у него обычно, но к концу похож на то, что он всегда делает.

Shugo Tokumaru / Poker (Official Music Video) from MIRAI_MIZUE on Vimeo.

И совсем новый для меня фильм «Маджонг» двух китайцев – Ксу Ан и Кси Чен (тех самых, что сняли пару фильмов в манере Игоря Ковалева). Но это кино совсем другое – оно похоже на восточный кукольный театр с полупрозрачными теневыми марионетками. Немного невнятно сделано – история о том, как компания шулеров одного игрока обыграла, а он потом устроил бойню, - но стильно.

После конкурса показывали ретроспективу Норштейна – ему дают тут приз за «достижения жизни», но сам Юрий Борисович приехать не смог. Зато мне рассказали поразительную историю, как фестиваль пытался ради почетной ретроспективы достать его фильмы в Москве. С фильмофондом переписывались буквально месяцами, едва смогли могли выжать даже просто разрешение на показ (все боятся на себя брать ответственность, непонятно теперь кому архив принадлежит), а уж пленку достать в России оказалось вообще невозможно. Так что на показе что-то было из Франции, что-то из Италии - у дистрибуторов удалось достать с их субтитрами. Было стыдно. И еще услышала поразительное мнение о том, что сейчас совсем по-новому смотрелась ретроспектива Норштейна. Что прямо чувствовалось, как начиналось все с напора и революции, а постепенно стало про растерянного человека, про художника и т.д. И что сначала была «киевская Русь» (это «Сеча при Керженце»), а потом про то, как лиса зайчика из дома выгнала – тоже все кажется в тему.

На следующий день успела послушать самое начало Сканнера (симпозиума) – выступление Марселя Жана, было любопытно. Сходила на первую встречу с режиссерами начальных программ (буду рассказывать по ходу фильмов). Потом на первую часть ретроспективы ROYAL COLLEGE OF ART, довольно любопытную. Вот, например, кино 1992-го года Ruth Lingford – Baggage, качество, тут , правда, ужасное.



Или такое – 2008 год. Pia Borg - Palimpsest.

Palimpsest from Pia Borg on Vimeo.

Потом смотрела первый студенческий конкурс. Довольно много было симпатичного, но многое я и видела. Самые забавные неожиданно японцы. Вот не виденное мною дикое музыкальное видео японской девушки из Токийского университета - Yukie Nakauchi - Celebration and Chorale.

celebration and chorale from nakauchiyukie on Vimeo.

А вот девочка в ярости и слезах после того, как ее бросил парень - Anal Juke-Anal Juice - Sawako Kabuki , просто ух.



У студентов главные темы – сексуальность и взаимоотношения с родителями - снимают о том, что волнует и это правильно. Потом был второй конкурс. Четыре фильма из семи я уже видела – «Пир наложницы», такая изящная и остроумная стилизация, все, что можно этот фильм уже получил. Абстрактный австрийский «zounk!» (реж. Billy Roisz), мне не слишком интересный и тяжело смотреть из-за мигания света. Смешной канадский The River's Lazy Flow (реж. Joël Vaudreuil) с особо корявым и очень выразительным рисунком – воспоминание о том, как в подростковом возрасте не удалось склеить даже толстуху, и «Lonely Bones» Росто, который я ужасно не люблю. Из нового особенно хорош был Роберто Катани – «Absent Minded» про мальчика, который выключается на уроках и уплывает в мечтах (и тут идет красивый морфинг и как будто камера летит сквозь все), а учитель за то, что он отвлекается, грозит ребенку отрезать уши, что, понятно, только усиливает страшные мечты. Катани сказал, что это автобиографическая история и что когда он учился в школе прошло всего 20 лет после фашизма, а учителя были все те же (у нас до сих пор без всякого фашизма такое). Что «уплывающих» детей отдавали в школы для детей с ментальными проблемами и что теперь он сам преподает анимацию в школе и старается делать все иначе. Очень красивый рисунок пастелью, ни с кем не спутаешь. У испанки Izibene Oñederra, наоборот, очень брутальный рисунок в фильме «Hotzanak, For Your Own Safety», она рассказывает, как была в шоке и стрессе при проверках и обысках в аэропорту. Еще «Отец» аргентинца Santiago 'Bou' Grasso – такая подробная кукольная история про немолодую женщину, по часам ухаживающую за отцом, а потом оказывается, что отца давно нет. А ей все слышатся крики во дворе и видятся мертвые птицы. Чистый нарратив. Причем, судя по всему, отец был не из тех, кто исчез во время диктатуры, а, напротив, какой-то властный чин. Ну и совсем вечером пошла на первую панораму, где было несколько симпатичных фильмов, не хуже конкурса точно. Во-первых, очаровательный «Болесь» Шпелы Чадеж, который уже много всего наполучал. Еще очень смешная штучка про крошечного человечка, который везет за собой валик и так размечает дорогу, а вокруг ездят машины – это Linear из Бразилии (реж. Amir Admoni), причем, похоже, что человечек – настоящий, только голова кукольная, просто игра с масштабами. И ужасно смешной и дикий голландский Cruise Patrol конфетных цветов – режиссеры Bobby de Groot, Arjan van Meerten, кино, которое сходит с ума: игрушечные мишки-убийцы, неубиваемый шериф, спрут и гомо-поцелуй в диафрагму водителя c шерифом. На этом пока все.