Большой Фестиваль Мультфильмов

АННЕСИ / ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ И ПЯТЫЙ. ПОБЕДИТЕЛИ



17 июня 2014

Фестиваль призы уже раздал, но я буду по-прежнему рассказывать о конкурсной программе по порядку. Начнем с гобленовского ролика четвертого дня:



В самой четвертой программе интересного было не много, но, конечно, все оправдывал новый фильм Прийта Пярна, опять сделанный им вместе с женой Ольгой. «Пилоты по дороге домой» был снят вместе с канадцами, закончен буквально накануне фестиваля и в Аннеси была его мировая премьера. История такая: три пилота без самолета возвращаются домой через пустыню (понятно, что первая ассоциация тут Сент-Экзюпери и на тему Маленького принца , конечно, пошучено ). Причем, каждый несет с собой чемодан странной формы И думают пилоты в дороге только о женщинах, даже мираж-фонтан напоминает им женские бедра и слышатся страстные вздохи. И когда они останавливаются в дороге (отличный момент, когда усталые, они падают плашмя со стуком, как бревна), один из них вытаскивает спички и все тянут жребий. А потом открывают чемоданы, из трех лежащих там частей складывают женщину, и она перед ними зазывно танцует. Утешаться с ней достается тому, кто выиграл. Причем, сцены секса показаны вполне конкретно, с деталями, мы видим и то, как отвернувшиеся приятели завистливо подсматривают за другом (например, в зеркальце, якобы бреясь).

Идут они через весь мир и таких сцен по пути – три, как в сказке. Во второй выигравший пилот достает «Камасутру» и вся картинка становится в индийском духе, а в третьей – в японском. И вот что удивительно – сцены секса весьма рискованные, даже не на грани, а вполне отчетливое порно. Но при этом они почему-то совершенно не возбуждают, нет в них страсти. Того, что было в «Жизни без Габриэлы Ферри», где без всякого показа гениталий, электричество било прямо в зал. Или даже в «Водолазах под дождем», где сцены встречи мужчины и женщины были затоплены нежностью. А тут это какой-то формальный секс. Даже подчеркнуто, что для пилотов это не желание женщины вообще (когда они видят публичный дом, то проходят мимо), а именно тоска по дому, по женам, и когда мужчины выходят на горку, откуда видны их дома и встречающие женщины – в руках у пилотов уже нет чемоданов. И только в тот момент, когда они обнимают своих жен, до того видевшихся им как какой-то бесплотный набросок – и женщины, и дом обретают реальность.

Это самый простой из последних фильм Пярна – никаких боковых линий, ответвлений, ничего зашифрованного. Вроде все ясно – и все равно все ведут бесконечные споры: где мечта, где кукла, а где женщина, сексистский фильм или нет и т.д. Понятно, что Пярны провоцируют. И вообще, занятно, что чисто мужское кино про тоску по жене, муж с женой делают вместе. Как будто ее основная работа – вдохновлять. Вообще, надо сказать, что фильмы, снятые Прийтом и Ольгой вместе, я смотрю как сериал об их собственной истории. Вот и тут, Пярн приехал в Аннеси один, без семьи, и когда мы с ним говорили, он сказал, что ему уже надоело, он скучает и хочет домой. Это было очень в тему. Настоящее кино ведь всегда делается в чем-то про себя.

А вторая поразительная вещь про этот фильм – то, что он весь снят в песочной технике. Не опознал никто, даже те, кто сами с песком работают. Еще про фоны как-то можно подумать, а про рисунок – невозможно. Оказывается, Прийт сначала все рисовал на бумаге (он сказал, что впервые все сам с начала до конца анимировал), а потом повторял этот рисунок на стекле с песком, рисовал, как в технике «сухая игла» (это типа гравировки). А потом рисунок, который получался белым, переводили в негатив. В общем, довольно сложная техника, но зато картинка получается богатая. А вот и трейлер.



Далее из стоящего в четвертой программе было роуд-муви нами всеми любимого Мауро Карраро - Hasta Santiago, я о нем не раз писала. Симпатичное легкое кино, оно в результате получило престижный приз за лучший первый фильм (так и не поняла из кого выбирали, так что не могу прокомментировать) и спецприз за музыку - действительно, после этого фильма вечно распеваешь «Аста Сантъяго» (трейлер, где есть эта песенка я уже публиковала из Загреба - http://multfest.ru/blog.php?id=16 )

Был еще забавный крошечный фильм американского режиссера с непроизносимыми именем Скизз Сизик (Skizz CYZYK ) «Альфред Жарри и «Патафизика», похожий на шутовской образовательный фильм про Жарри с использованием его же картинок (похоже, это анимационная вставка в док фильм) . И еще песочный «Когда я была ребенком» иранки Maryam KASHKOOLINIA (она проехалась по фестивалям с тоже песочным «Тоннелем» пару лет назад). Там самое симпатичное – ее воспоминания с простым смешным рисуночком про маленькую девочку, где рассказывается, как ей мама многое запрещала, придумывая фантастические причины. Например, говорила, что ворона ей обо всем ябедничает. Когда изображение переходит в сегодняшний день с реалистическим портретом взрослой героини со страшно драматическим лицом, выступающим из темноты – это уже не так интересно.

Ну и еще было несколько скучноватых сюжетных историй, не буду о них рассказывать, перейду сразу к пятой конкурсной программе. Вот гобленовский ролик пятого дня:



Пятая программа была в целом интереснее, хотя я в ней многое видела до того. Первой, правда, был, не особенно мне понравившийся Ex Animo (реж.Войцех Войтковский) – неостановимый бег и сюрреалистические превращения непонятных карикатурных носатых существ. По-моему, по картинке выглядело очень старомодно. Хотя, возможно, этот Войтковский чем-то прекрасен, во время утреннего разговора Жана с ним, Думала бегал вокруг, как папарацци и фотографировал без конца. (Вроде бы Войтковский работал у него на «Кроткой»).

Далее – «Дождливые дни» Владимира Лещева из Латвии, но тоже с Канадой. Такая лирическая история о пожилом японце, едущем на пароме неведомо куда. Вперемежку идут три линии: он маленький с мамой во время войны бежит в школу. Он молодой в поезде, где неведомая девушка европейского вида случайно засыпает у него на плече. И он – сегодняшний старик, приехавший в местность, очень напоминающую советскую деревню (может и Латвия). Тут он случайно встречает какую-то тетку без зуба - на мотоцикле Урал и с косой, и вспоминает ту девушку. Может, это была и она, а может и смерть в виде колхозницы – не разберешь. Все такое коричневатое, ретро-сепия, тоненько нарисовано чернилами и расплывающимся, как акварель, чаем. Такая дышащая, красивая картинка. И все время висят низкие тучи, закрывающие всю верхнюю часть кадра, и все время идет дождь. А в финале японец исчезает, будто его и не было. Была бы совсем меланхолическая история, если бы не смешные отечественные типы, нарисованные в той же несколько карикатурной манере, как у Лещева были в «Вилле Антропофф», да и множество смешных деталей, вроде парома «Амели» с матросом – гренадерского вида бабой. И снова приветы, какие Лещев любит передавать друзьям в своих фильмах: теперь он нарисовал велосипедиста Каспара Янциса – своего соавтора по фильму «Вилла Антропофф». Вот трейлер:



Далее был фильм «Волосы» бойкой бельгийской девушки Delphine HERMANS – несколько параллельных историй про волосы и секс, из которой ясно, что волосы всех возбуждают, а выдергивание волосков из мужской груди вполне заменяет секс обоим любовникам. Сделано забавно, энергично, зал ужасно хохотал.

Про «Отца» аргентинца Сантъяго Бу Грассо (Santiago Bou GRASSO) я тоже уже писала из Загреба – такое мрачное кукольное кино про старую дочь генерала аргентинской диктатуры, продолжающую жить тем, что за ним ухаживает. Даже, когда он умер, а диктатура пала. Трейлер:

PADRE (trailer) from opusBou on Vimeo.

Само кино меня не поразило, зато поразило то, что это тот самый Сантъяго, который снял до того остроумный и очень мне нравящийся рисованный фильм «Работа», хотя его, наверное, тоже можно считать мрачным.

El Empleo / The Employment from opusBou on Vimeo.

Потом был фильм канадца Стивена Волошена «1000 плато», который тоже был в Загребе – обаятельное бескамерное кино, нарисованное на пленке, сидя в машине за 10 лет работы в игровом кинематографе (что-то он там делал техническое и рисовал, пока ждал актеров и др.) – частью абстрактное, частью – на темы дороги. Самое замечательное, что он на конфренцию Стивен принес самодельный приборчик, на котором он рисует – деревянную коробочку со стеклом, на которую натягивается пленка, сбоку ручка, чтобы ее прокручивать и дырка, в которую вставляется фонарик для подсветки. А с другого бока еще крепятся инструменты – чем царапать и рисовать. И он давал порисовать! А еще он смешно рассказывал, что всегда клал эту коробочку между водительским и пассажирским сиденьями, чтобы спрашивали. И всех действительно интересовало, что это такое.

Потом был Роберто Катани, о котором я рассказывала из Загреба - La testa tra le nuvole («Голова в облаках») – нарисованный пастелью фильм про вечно уплывающего в мыслях мальчика, которому учитель обещал отрезать уши. Нежное, мечтательное кино – ему в результате присудили спецприз жюри, как и «Автобусным историям» Тали.

Дальше был «Брут» Светы Филипповой, который я очень люблю. Но вот что для меня было грустно (не скажу, что совсем неожиданно): некоторые люди, с которыми я говорила про этот фильм, мгновенно реагировали на тему. Говорили: а, это фильм про холокост, про фашизм, про евреев – и теряли интерес. То есть эта тема уже так всех достала кучей конъюнктурного кино, что у людей отторжение идет заранее. А между тем, это вообще кино про другое, в целом про любовь собаки, как и предыдущий Светин фильм. Просто на фоне страшных обстоятельств (причем они в фильме не только не педалируются, а даже уводятся на задний план), которые служат для этой любви испытанием.

«Аномалии» Atsushi WADA , сделанные в Британии – это как всегда у Вады абсолютно герметичное кино, даже более эзотерическое, чем прежние, если такое возможно. Трактовать его не имеет смысла и он сам эту непонятность специально нагнетает многозначительно-туманным описанием. Вот таким: «We try to enrich ourselves through prayer, faith and devotion to someone or something else. Similarly, we believe in the existence of "anomalies", such as unknowable and uncontrollable monsters». Меж тем, хоть и совершенно непонятно, что происходит, кто все эти люди и чем они занимаются - ритм затягивает и графика конечно, у него особенная, сразу запоминается, не забудешь. А вот и он:

Anomalies from Animate Projects on Vimeo.

“The Obvious Chaild” англичанина Стивена Ирвина (Stephen IRWIN) – очень специфическое и тоже провокативное кино из разряда тех, где по картинке вроде бы детское, а по содержанию жутко кровавое. Тут история о том, как у девочки убили родителей (это такие поломанные куклы-клоуны) и она пытается сделать, чтобы они попали на небо, но Бог отказывает. И тогда она привязывает эти куски к воздушным шарикам. Причем главный рассказчик – зайчик. Еще такая специально под старые визуальные эффекты сделанная картинка. Фильм успел уже набрать призов в этом году, но смотреть его тяжеловато – видимо, он это и имел в виду, старался максимально раздражать. Вот трейлер:

THE OBVIOUS CHILD (Trailer) from small time inc. on Vimeo.

Я как-то иначе на этот фильм взглянула, когда сообразила, что это тот самый Ирвин, который снял несколько лет назад диплом «The Black Dog's Progress» – тоже такое иронико-трагическое произведение, идущее по кругу, где все наращиваются несчастья бедной собачки (он взял приз за лучшую британскую короткометражку). Оно было выразительно и в интересной технике сделано, как бы из серии флип-буков, которыми он выкладывал общую картину и получалось, что несчастья бесконечны. А потом тоже набрал призов с “Moxie” (гран-при в Оттаве и др.) – тоже такое мрачно-циническое произведение про мертвого медвежонка с эффектами испорченной пленки, любительской съемки и прочим намеренным снижением качества. И всегда такой дикий закадровый рассказ спокойным дикторским голосом.

Вот, собственно и весь рассказ про конкурсную программу. Про студентов и прочее, что я видела, расскажу потом. А пока прикладываю сюда список призов (в целом награды раздали неплохим фильмам, но ничего прорывного в этом списке нет. Я бы раздала призы по-другому, как это всегда бывает).

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПРИЗЫ АННЕСИ 2014

Кристалл за полнометражный фильм

O menino e o mundo > Le Garçon et le Monde > The Boy and the World

Alê Abreu

Brazil FILMe De PAPeL

Кристалл за короткометражный фильм

Man on the Chair

Dahee Jeong

France, South Korea SACREBLEU PRODUCTIONS

Кристалл за ТВ продукцию



En sortant de l’école "Tant de forêts"

Burcu Sankur, Goeffrey Godet

France TANT MIEUX PROD

Кристалл за заказной фильм

Nepia "Tissue Animals"

Fuyu Arai

Japan ROBOT COMMUNICATIONS, INC.

Кристалл за дипломный фильм

The Bigger Picture

Daisy Jacobs

Great Britain nFTS

Полнометражные фильмы:

Приз жюри

Cheatin’ > Les Amants électriques

Bill Plympton

USA PLyMPTOOnS Спецприз жюри

Giovanni no Shima > L’Île de Giovanni > Giovanni’s Island

Mizuho Nishikubo

Japan PRODUCTION I.G

Приз публики

O menino e o mundo > Le Garçon et le Monde > The Boy and the World

Alê Abreu

Brazil FILMe De PAPeL

Короткометражные фильмы

Приз жюри

Patch

Gerd Gockell

Germany, Switzerland ANIGRAF

Премия за первый фильм "Jean-Luc Xiberras"

Hasta Santiago

Mauro Carraro

France, Switzerland nADASDy FILM

Спецприз жюри

Histoires de bus > Bus Stories

TALI

Canada OnF

Спецприз жюри

La testa tra le nuvole > La Tête dans les nuages > Absent Minded

Roberto Catani

Italy OTTOMAnI A.c.

Приз публики

La Petite Casserole d’Anatole > Anatole’s Little

Saucepan Éric Montchaud

France JPL FILMS

Премия в категории "Off-Limits"

Corps étrangers > Foreign Bodies

Nicolas Brault

Сanada

Телевизионные фильмы

Премия жюри за ТВ сериал

Tumble Leaf "Kite"

Drew Hodges

USA BIX PIX ENTERTAINMENT

Премия жюри за фильм, снятый специально для телевидения

Le Parfum de la carotte > The Scent of Carrots Rémi Durin

Arnaud Demuynck

France, Belgium, Switzerland LES FILMS DU NORD

Прикладная анимация

Приз жюри

Peau "Instant T"

Perrine Faillet

France PEAUMUSIC Дипломные фильмы

Приз жюри

An Adventurous Afternoon

Ines Christine Geisser, Kirsten Carina Geisser

Germany KUNSTHOCHSCHULE KASSEL

Спецприз жюри

The Age of Curious

Luca Toth

Great Britain RCA

Специальные призы

Премия Festivals Connexion – Регион Rhône-Alpes и Lumières Numériques

Through the Hawthorn

Anna Benner, Pia Borg, Gemma Burditt

Great Britain LIKELY STORY

Приз детского жюри за дипломный фильм

Interview > Entrevue

Mikkel Okholm

Denmark THE ANIMATION WORKSHOP

Приз детского жюри за короткометражный фильм

Histoires de bus > Bus Stories

TALI

Сanada OnF

Приз ФИПРЕССИ

Nul poisson où aller > No Fish Where to Go Nicola Lemay

Janice Nadeau

Сanada OnF

Приз "Gan Foundation Aid for Distribution" за проект, находящийся в производстве

Adama

Simon Rouby

France NAÏA SAS, PIPANGAÏ PRODUCTION, GAO SHAN PICTURES

Премия Sacem за оригинальную музыку

Hasta Santiago

Mauro Carraro, Pierre Manchot

France, Switzerland nADASDy FILM

Приз "CANAL+ Creative Aid" за короткометражный фильм Wonder

Mirai Mizue

Japan, France CaRTe blaNCHe, CALF