Большой Фестиваль Мультфильмов

Вспоминая Загреб. Студенты



26 июня 2014

Вспоминаю фестивали. Про студентов так подробно, как про конкурсную программу, рассказывать не буду, расскажу только о том, что запомнилось, сначала в загребском конкурсе дипломников, про который я уже немного говорила. А в следующий раз про Аннеси.

Из того, что вспоминается сейчас, уже рассказывала про Celebration and Chorale японской дипломницы Yukie Nakauchi: абстрактное - не абстрактное, забавные детские игры как бы с визуализацией звука. Я выкладывала видео в первом загребском блоге. А вот немецкая «Голубая мечта» (Blauer Traum), дипломника Malte Stein - обратный случай. Сразу видно, что поначалу режиссер драматургию изучал – очень разработанная история. Придумал такого маленького носатого тролля, мечтавшего о сексе, прямо крошку Цахеса. Противноватого, но смешного. И вот как-то так вышло, что именно у него, безнадежного, все и получилось, даже ребеночек родился, хотя его и в расчет не принимали, он был как кукла, игрушка для утех. Вот и трейлер:



Home Sweet Home южнокорейской студентки Na-ri Jang –вроде бы классически нарисованная история из жизни обычной семьи: раздолбай сын работать не хочет, выпрашивает денег у сестры, всем мешает, берет чужое, все в доме съедает и др., но все же свой – никуда не денешься и жалко его. Но фишка в том, что среди совершенно жизнеподобной картинки вдруг этот брат нарисован как гигантский розовый слизняк, такая гора, валяющаяся на полу. И как он ползает – ужасно противно. Вот очень стильно сделанная черно-белая история The Shirley Temple английской дипломницы Daniela Sherer. В Загребе ей дали один из спецпризов жюри. История про мальчика, мама которого устраивает вечеринку, а ему там скучно, да и коктейлем его облили, так что мальчик идет на улицу – качаться на качелях на берегу моря. А еще туда приходит девушка. В общем, немного о взрослении, немного об одиночестве. В целом оно меня как-то не тронуло, но места есть дизайнерски отличные. Вот трейлер:

The Shirley Temple - TRAILER - 2013 from Daniela Sherer on Vimeo.

Триптих «Сестры» сербо-хорватской девушки по имени Леа Видакович – проект на границе с видео-артом, недаром ему и галерейную выставку посвятили во время фестиваля. Это такое полиэкранное кукольное кино, как три окна в жизнь двух сестер, где ничего, в сущности не происходит. Одна что-то готовит на кухне, хлопочет по хозяйству, а другая мечтает. Такие Мария и Марфа. Все это в свете, цветах и интерьерах старой голландской живописи, что красиво. Но хочется спросить: а дальше что? Из-за того, что три экрана, есть ощущение какой-то недосказанности, как бы интриги, но эта драматургия совсем не дотянута. А на выставке кроме этого видео показывали еще сам кукольный домик, где, вроде бы происходят события, и с ним тоже ничего специально интересного не придумано. Но материальную культуру, возраст предметов, их текстуру, свет Леа чувствует хорошо – вот ее предыдущий фильм, очень призовой.

*crossed sild* by lea vidakovic and ivana bosnjak from lea vidakovic on Vimeo.

Но вот что интересно: девушка эта закончила бакалавриат по анимации в Норвегии, потом выпустилась в художественной академии в Загребе, затем взяла магистерский курс по аудиовизуальному искусству в Бельгии, в КАСКе («Сестры» как раз оттуда). И теперь говорит, что едет диссертацию писать в Сингапур. Причем это не единичная история, анимационные студенты (и, наверное, не только они) сплошь и рядом ездят учиться по всему миру, переходя из одного учебного заведения в другое и проводя так много лет – молодость не заканчивается и процесс кажется бесконечным, а полученное образование – причудливым и уникальным. Для меня это какая-то совершенно новая, удивительная жизнь.

«Время ужинать»\It’s Time For Supper японской студентки Saki Muramoto – милая, девичья, с юмором снятая череда сцен обычной жизни в городе странных существ, кино не только в духе Ивана Максимова, но и по картинке очень похожее на него. Ничего удивительного – Саки сразу призналась, что она большая поклонница Вани и была очень счастлива, что ему ее фильм тоже понравился. Удивительно при этом, что она учится у Коджи Ямамуры в Токио, а его студенты обычно на него похожи, если не графикой, но несколько особенной, тревожной странностью. А тут – ясность и умиление. Вот трейлер:

"夜ごはんの時刻 / It's time for supper." Trailer from Saki Muramoto on Vimeo.

The Bigger Picture/ «Смотри на вещи шире» английской дипломницы Daisy Jacobs – один из моих любимых студенческих фильмов этого года, я уже о нем писала пару слов в загребском блоге и рада, что в Аннеси он получил главный студенческий приз и до того в Каннах ему что-то дали. Одновременно и история хороша, и форма для нее найдена нестандартная. История про пожилую мать и двух ее сыновей: один, мрачноватый, с ней живет и за ней ухаживает, а другой – любимчик и болтун – иногда навещает. А потом мать умирает. Краснобай смешон и раздражает, за второго обидно, но все-таки это не сказочные братья, хороший и плохой, а нормальная семья. Братья все друг про друга понимают и, в сущности, любят друг друга, а мать перед смертью чувствует себя виноватой. В общем, психологический расклад для хорошего игрового кино, но тут персонажи нарисованы на стенах комнаты, где находятся настоящие предметы и с этими объемными предметами управляются, по необходимости отращивая себе то кукольную ногу то руку и снова уходя в плоскость.

But Milk Is Important \ «Но молоко важно» норвежских дипломников Eirik Grønmo Bjørnsen, Anna Mantzaris – неплохая кукольная история, она была уже в прошлом году в Аннеси. Тут у мужчины-социопата в доме объявляется непонятное милое существо, похожее на войлочного снеговика без морковки, которое помогает ему наладить контакт с окружающим миром. И у девушки, которую он однажды встречает, тоже есть такое существо, видимо, она тоже боится. Вообще сюжет, связанный со страхом перед окружающим миром, становится все более распространен, видимо и впрямь у молодых большие проблемы с выходом к людям. И уже не первый фильм они снимают о том, что есть кто-то фантастический, кто помогает общению. Интересно: в кино они пытаются решить свои проблемы сказочным образом, как же они их решают в действительности?

Кажется уже писала пару слов про фильм еще одной британской студентки Bexie Bush - Mend And Make Do, его и в Аннеси показывали. Это тоже один из моих студенческих фаворитов нынешнего года. Тут как раз история – ничего особенного, особенно учитывая нынешнюю моду на документальность, студенты сплошь и рядом записывают и экранизируют воспоминания своих бабушек. Тут так же – юность, первый поцелуй, замужество, война и др. Хотя очень обаятельно звучит смешливый старческий голос рассказчицы. Но зато сделано очень изобретательно – без прямого изображения героев, с предметами, тенями, манекенами и др. Видно, что эта Бекси радостно сочиняла и играла, а это всегда транслируется зрителю. Трейлер я уже показывала во втором блоге из Загреба.

Habitat болгарской студентки Ины Георгиевой (Ina Georgieva) – такая страшноватая черная метафора тесноты и враждебности жизни. Огромные соты, как многоквартирный дом, плотно забиты скрюченными существами. Одно из них выдавливают на землю, но и выпав, оно не может распрямиться, а создает себе такую же тесную клетку и вокруг опять нарастают такие же тесные многоэтажные соты. Ну и последний фильм, который вроде бы обещал, но, на мой взгляд, не оправдал надежд - The Dewberry Empire английского студента немецкого происхождения Christian Schlaeffer. Он придумал хорошую атмосферную историю про маленьких сестру и брата, проводящих вместе летний день за городом – с играми, обидами, смертью кошки и др. Она постарше, хочет быть королевой, он вечный слуга, слушается, но обижается. Отличный саундтрек с детскими голосами, неплохие фоны, но, на мой взгляд, банальнейшие персонажи, со скучной мимикой и др. Даже по режиссуре многое сделано, а полюбить не могу. Вот трейлер:

the dewberry empire - trailer from christian schlaeffer on Vimeo.

Про студенческую программу Аннеси расскажу отдельно.