Большой Фестиваль Мультфильмов

Вспоминая Аннеси. Студенты



30 июня 2014

Теперь перехожу к студенческой программе Аннеси – она в этом году в целом выглядела ярче, чем в Загребе, хотя кое-что совпадало. А вот наградной список вовсе не такой убедительный, хоть мне и нравится главный лауреат – получивший главную премию фильм The Bigger Picture, о котором я уже писала. В общем, как я и говорила, сам фестиваль в Аннеси становится более продвинутым, но вкусы жюри по-прежнему осторожные, ничего острого шокирующего здесь, в отличие от Загреба не награждают. Хотя в студенческом конкурсе смелость – из главных свойств. Один из призовых фильмов вообще, честно говоря, вспомнить не могу. Неужели на нем заснула?

Ascension/Восхождение – целой команды (Thomas BOURDIS, Caroline DOMERGUE, Martin DE COUDENHOVE, Colin LAUBRY, Florian VECCHIONE) из французской школы Супинфоком, известной своей трехмеркой. Ужасно смешная история про двух альпинистов, пытающихся поставить на вершине статую девы Марии. Все в гиперреалистическом духе, поначалу кажется, что что-то героическое, абсурд начинается, когда выясняется, что один – без ноги и без руки, а еще орел все время мешает. Комедия положений в чистом виде. Вот трейлер:

Ascension - Extract from Ascension Le Film on Vimeo.

Cycloid японца Tomoki KUROGI, вроде бы кино простенькое, но ход придуман – человек ложится спать, мы отлетаем от него и так летим вокруг всей земли, а пейзажи вокруг становятся все менее оптимистическими, пока мы возвращаемся к нему в спальню. Вот кино:



И вот в этом минутном фильме тоже симпатична скорее история, Ване Максимову особенно понравилась. Про то, как брат боялся темноты и заразил своими страхами скептическую сестру. Сделал американский студент Tom LAW из Калифорнийского института искусств. Вот фильм целиком:

Eyes from Tom Law on Vimeo.

Были в этой студенческой программе две очень внятные антиутопии. Студенты вообще этот жанр любят, хотя в последнее время он как-то отодвинулся. Но все же страхи сохранились. Французский фильм Greenfields тоже из Супинфокома, в 3Д компьютере, его тоже делала команда студентов - Luis BETANCOURT, Benjamin VEDRENNE, Joseph COURY, Michel DURIN, Charly NZEKWU. Ничего особенно интересного по изображению, просто история про отца и сына, которые живут в тоталитарном государстве и, веря, пропаганде соседнего, мечтают туда убежать. Строят воздушный шар, сын успевает – отца хватают. Но сын, подлетая к городу мечты, видит, что все это только декорации, а за ними – такие же трубы и мрак, но его уже ловят, сажают в подвал и заставляют сфотографироваться на фоне декораций для новых листовок. И к ногам отца перед расстрелом падает одна такая, так что он счастлив за сына. Вот трейлер:

Greenfields (Excerpt) / Supinfocom from Rubika on Vimeo.

А второй итальянский, кукольный - Imperium Vacui (реж. Linda KELVINK, Massimo OTTONI) – снова диктатура, парень пробирается среди восторженных граждан, чтобы убить диктатора. Стреляет, его, понятное дело, хватают, а потом оказывается, что диктатор – не убитый, а его пальто. И вот уже схваченного парня одевают в пальто и он выходит на сцену как новый диктатор, а народ по-прежнему ослеплен и ничего не замечает. Несмотря на простоту и некоторую грубость, неплохой сюжетный поворот, по-моему. Вот трейлер, правда, довольно невнятный:

Imperium Vacui Trailer from Max8ni on Vimeo.

Insolation из еще одной фрацузской школы – Пудриер (реж. Morgane LE PÉCHON) мне запомнилась, как точная по настроению зарисовка, скорее артистическая, чем жестко работающие в коммерческом русле фильмы Гоблена и Супинфокома. Здесь просто атмосфера – родители на берегу загорают, жарят мясо и др, а подросток плавает на матрасе и томится, ему кажется, что все его не замечают и вот бы он сейчас утонул, все бы загоревали. В результате он соскальзывает в воду, но тут зовут обедать и он, понятное дело, вылезает из воды сам. Вот тут ролик, где в начале есть кусочек из этого фильма, а потом идут другие (к сожалению, встраивание этого видео запрещено). Кукольное Interview сделал датчанин Mikkel OKHOLM на анимационном воркшопе в Германии и тут главное, конечно, парадоксальный сюжетный ход. Все идет в форме интервью для приема на работу и самый фокус в том, что это за работа оказывается. Вот он весь, целиком:

Interview from The Animation Workshop on Vimeo.

И еще один забавный фильм был, где, в сущности нет ничего, кроме остроумно придуманного диалога. Португальский Ptolmus (режиссер Josemaria RRA, кличка, наверное). Есть только один персонаж, нарисованный в 3Д и он говорит с неведомым существом. Оказывается существо не знает, что такое зрение, видеть, просит объяснить, человек с чувством превосходства объясняет, как тот главного лишен и спрашивает, какие у них вообще есть чувства. Тот начинает перечислять, доходит до какого-то бла-бла-бла (там специальные слова, но я не помню). - Что-что? – Это чтобы бла-бла. У вас такого нет? А как же вы бла-бла и бла-бла и т.д. В общем, выясняется, что у них полно всяких чувств и прочего, о чем человек и представления не имеет, то есть лишенец явно он. Очень актуальное кино, по-моему. Показывать там особо нечего, но вот как это выглядит.

Ptolmus TEASER from Som e Imagem on Vimeo.

Вот еще кукольное кино My Stuffed Granny гречанки Effie PAPPA, учившейся в Англии, как я понимаю, это инсценировка рассказа. Странноватая история про выжившую из ума бабушку, которая подъедает все в нищем доме своего сына и внучки, но и спасает их только ее пенсия. И вот, когда бабка лезет ночью воровать с полки апельсины, ее убивает банкой. Тогда папаша зашивает ей голову и вообще прихорашивает, чтобы попробовать все-таки получить ее последнюю пенсию. Но обман раскрывается, потому что у бабки из головы растет апельсиновое дерево. Денег не дают, зато апельсинами завален весь дом и все счастливы. Бабка симпатичная. Трейлер:

My Stuffed Granny (HD Trailer) from Effie Pappa on Vimeo.

А вот фильм Nebenan немецкого студента Andreas MARTERER мне прямо понравился, хотя никто больше, вроде его не хвалил. Может, оттого, что там главное концепт, а не искусство, хотя он и сделан хорошо и вообще умное кино. Камера летит и будто бы снимает дом в разрезе квартиру за квартирой, а в квартирах люди занимаются своими обычными делами – вяжут носки, занимаются любовью, приехал муж из командировки, а у жены любовник, устраивают скандал за обедом и так далее. Но все персонажи сделаны, как фанерные игрушки, работающие от приводов к большим шестеренками (это в 3 Д нарисовано, а не объекты, хотя похоже), и то, что они делают, без конца повторяется. И действительно создается ощущение, что ведь все так и происходит: папаша бахнул по столу кулаком, все полетело, тут же встало на место, а он опять – бах! Любовник выглянул из шкафа, а тут открывается дверь и входит муж с чемоданом, любовник снова выглянул, снова входит муж в шляпе, а жена привстает на постели. Трейлера я не нашла, но нашла шоурил 13-го года этого Андреаса, там в начале есть кусочки и черновые наброски, но вообще и дальше по другим работам видно, что голова у него работает хорошо.

Showreel Andreas Marterer from Andreas Marterer on Vimeo.

On Loop – снова британская школа, на этот раз Королевский колледж искусств, режиссер Christine HOOPER. Придумала смешное, дурацкое, абсурдное кино между сном и явью, какое-то бормотание и глюки человека, проснувшегося в 4 утра (кажется, собака еще требует гулять и др.) Трейлер совершенно не дает представления об этом визуализированном настоящем английском абсурде, но вот он:

'On Loop' Trailer from christine hooper on Vimeo.

Новый фильм с удивительным названием «Sukkavartaankatu 8» всеми нами любимой Элли Вуоринен/ Elli VUORINEN из Турку (у нее были студенческие фильмы «Языкание», по которому сразу видно, что ее учил Пярн, и в команде девушек она делала кукольный «Доброкачественный», тоже очень симпатичный). Теперь она учиться закончила и делала фильм в Японии (выиграла по конкурсу), но доделывала его на базе своего института, так что фильм, снова значится, как студенческий и частично финский. История про девушку, которая везде находит крошечные носочки и не может понять, чьи они. В финале во всех носочках сразу уходит паук. Мне кино показалось не таким интересным, как прошлые, но парадоксальность мышления по-прежнему при Элли. И общая странность ситуации тоже. «Symphony No 42» - один из студенческих хитов фестиваля, в Загребе он почему-то был в панораме, а вообще-то уже много где успел засветиться, включая Берлинале. Сняла его венгерская дипломница Réka BUCSI. Фильм составлен из крошечных, вполне законченных и не имеющих друг к другу отношения эпизодов. Как правило, они абсурдны и сами по себе, но в сборе, отсвечивая друг на друга – вдвойне. Очень смешное, а иногда даже глубокомысленное кино, как это бывает с афоризмами, пусть визуальными. Вот ни о чем не говорящий трейлер:

Symphony no. 42 - teaser from Réka Bucsi on Vimeo.

Вообще это очень интересный тренд – такое кино, похожее на сборник афоризмов или цитат, причем чаще именно незаконченных. Неких движущихся коротких наблюдений (возможно, воображаемых), замечаний, каждое из которых может быть забавно или странно, но не слишком примечательно, а вместе они производят впечатление.

The Age of Curious – режиссера Luca TOTH (это девушка), опять из Лондонского королевского колледжа искусств – получил спецприз жюри в Аннеси, хотя мне, честно говоря, больше всего в нем понравилась графика, действительно занятная, запоминающаяся, и некоторые детали. А сюжет, якобы про подростковую сексуальность с путешествием-охотой в волосах бога и пр. – ужасно туманен. Трейлер:

trailer-The Age of Curious from Luca Toth on Vimeo.

Но вообще девушка, мне кажется, многообещающая, во всяком случае тот фильм, который, как я поняла, она сделала после первого курса RCA тоже про подростковую сексуальность и явно шизоидного мальчика (вернее, он такой подробник, как с синдромом Аспергера), очень интересно смотрится. Вот оно:

Champion_subtitled from Luca Toth on Vimeo.

Заодно – вот еще странное кино из конкурса, которое есть в сети целиком. Это Waiter«Официант» японского дипломника Ryoji Yamada. На фестивале мне не слишком понравилось, скорее раздражало, отдельно смотрится интереснее, в любом случае в этой истории об официанте, которого достали посетители в родном заведении и после работы он идет напиваться в другое, - интересная графика и хорошие детали (мне понравился человек-выхлопная труба, плачущий желток и др.) И вообще это пример того, что японское авторское кино делают теперь не только в Токийском университете, но и в Тама, например.

Waiter from Ryoji Yamada on Vimeo.

Ну и, наконец, The Age of Rust двух итальянцев Francesco ABER, Alessandro MATTEI – ужасно смешное кино, пародия на научпоп в духе фильмов нэшнл джеографик про экскаваторы, которые рассматриваются как какие-то древние ящеры Petramosaurus Cavator. Не бог весть сколько там анимации, но смотрится отлично. Трейлер, к сожалению, бессмысленный. Ну не умеют люди показывать товар лицом.