Большой Фестиваль Мультфильмов

Блог Фестиваля КРОК / Второй и третий дни фестиваля




4 октября 2014

Продолжаю рассказывать о самых интересных фильмах фестиваля.

Программа 4


Корова в кружке / My milk cup cow Яньтон Чжу / Yantong Zhu – хорошенькой крошечной девочки из Китая, учившейся анимации в токийском университете искусств, то есть, вероятно, у Ямамуры. Но кино совсем другое, она не переняла странности и парадоксальности его мышления и сделала очень трогательную историю о своем папе, вполне в духе сегодняшних европейских студентов, которые исследуют свои детские проблемы и комплексы. Про вечно безденежного папу, почему-то ждавшего алиментов от мамы, а для дочки вечно сочинявшего что-то, вроде того, что на дне кружки с нелюбимым молоком ее ждет корова. Она говорит, что стала считать его лжецом (вот и хозяин квартиры ему не верил, потому что он не платил вовремя). А в финале говорит, что и сама теперь стала врать, как папа, например, когда звонит ему и говорит, что у нее все хорошо. Кино простое, но с тонкостями, мило, по-девичьи, но без сладости нарисованное, с явной любовью и нежностью к доброму неудачнику папе. У него сразу образовалось множество поклонников.

Рапсодия для кастрюли / Stewpot Rhapsody сняли четверо французских студентов из Гоблена (Шарлотта Камбон Charlotte Cambon и др), но для меня симпатичнее обычного (честно говоря, уже замылился глаз смотреть на гобленовские одинаковые энергичные фильмы с неотличимой друг от друга нарядной графикой). Очень ритмично и музыкально снятая история приготовления обеда – накрывания на стол и созыва семьи. Мама крутится посреди всех, как в балете (и, одновременно, дирижер), а предметы и люди отбивают музыкальный ритм.



Касса 9 / Cash Register 9 студентки из бельгийской школы КАСК Анны Хенинк / Anna Heuninck. Совершенно неожиданная и отличная штука – все кино на крупном плане толстухи-кассирши. Больше ничего в кадре нет – только ее пластилиновая физиономия, гигантский бюст, пластилиновые же руки и проезжающая лента с товарами. Тетка сонная, событие одно: вырубается эклектричество и она безуспешно пытается посчитать счет на бумажке, а потом свет включается снова. На экране, по словам поэта “ряд волшебных превращений милого лица” – невероятная гамма чувству, мельчайших изменений, выглядящих очень гротескно и, в то же время трогательно, не сочувствовать ей невозможно – неловкость, просьба о снисхождении, страдание, облегчение и др. Причем, кукла у девочки была огромная, даже чуть больше человечека. Симпатичная, кстати, эта Анна, рассказывала, что и сама работала кассиршей и очень все это понимает.

В пару к “Кассе” следом за ней шел фильм латышки, учившейся в Швейцарии , в Люцерне, - Анете Мелеце / Anete Melece Киоск / Kiosk. Тоже про толстуху и тоже по имени Ольга. Милая, почти детская история про тетку, которая из-за толщины не могла вылезти из своего киоска и получилось, что она таскает его на себе, как улитка домик. И волшебное приключение, как ее случайно роняют в реку и она уплывает к морю и с восторгом теперь на пляже продает мороженое. Такая яркая перекладка в духе детских иллюстраций.

Трейлер


Бумажный мир / Paperworld Ласло Рушка, Давид Рингеишен / Laszlo Ruska, David Ringeisen - заставка к фонду дикой природы тоже из венгерского МОМЕ. Поначалу понравилась мне, поскольку показалось, что все многочисленные бегущие животные среди канцелярских принадлежностей – сделаны из бумаги. А потом прочла, что это все 3Д и как-то расстроилась. С другой стороны, может быть только часть движения делали в компе, а вся природа и правда рукотворная.

Тизер


Эра ржавчины / The age of rust итальянских дипломников Франческо Абер и Алессандро Маттеи / Francesco Aber & Alessandro Mattei. Я уже как-то писала о нем, но снова посмотрела с большим удовольствием – симуляция науч-поп кино о животных. Про гигантские экскаваторы, питающиеся скалами. Их размножение и вред, наносимый людям. Все на фоне Альп, серьезным тоном – очень смешно. А в финале – анонс будущих фильмов про них, вроде массовых демонстраций по защите их прав, транспаранты, полуголые Фемен с надписями на грудях и др.



Программа 5


Продолжается показ фильмов второй категории, то есть дипломных.

Про Дом, милый дом / Home, sweet home кореянки Ян На-Ри / Jang Na-Ri я тоже писала. История, вроде, простая и понятная – в дом к матери, живущей с дочерью, заваливается ее непутевый сын, который им только мешает – обирает, объедает, делает долги и др. Нарисовано очень стандартным реалистическим образом, но история выходит за реальность тем, что этот парень, спящий под розовым одеялом, постоянно превращается в гигантского розового слизняка, ползающего по дому, а они с ним общаются, как с человеком. Выглядит очень кафкиански.

Ну и про Терпи и живи / Mend and make do выпускницы британской школы кино и телевидения Бекси Буш / Bexie Bush, я тоже писала. Рассказ чудесным старушечьим голосом о своей молодости, любви, и что “таперича не то что давеча” иллюстрируется с помощью предметов – штор, манекенов, теней и так далее. Очень обаятельно.

Трейлер


С-ума-вождение / Off the track - сняла испанка, учившаяся в школе Пудрийер - Росио Альварес / Rocio Alvarez и, по-моему, уже получила за него много призов. Смешная и с пониманием дела снятая карикатурно рисованная история про тетку, которая в девятый раз сдает экзамен на права.

Крольчиха и олень / Rabbit & Deer снял Петер Вац / Peter Vacz, снова Венгрия, университет искусства и дизайна МОМА и тоже уже куча призов. Всем он ужасно нравится, действительно симпатичная детская история про нарисованных героев - оленя, помешанного на трехмерности и девочку-зайку – не думающую об этих материях. В результате какого-то замыкания олень-таки становится объемным, но теперь неясно, как ему жить с подружкой в двухмерном мире. В общем, занятная, чистенько сделанная, но немного искусственная история, да и пересахаренная на мой взгляд.

Программа 6


Дипломники продолжаются

Френки / Frenki снял босниец, учившийся в Германии, опять же в киноакадемии Баден-Вюртенберг Сандин Пуче / Sandin Puce. Кино запоминается главным образом своим лихим ритмом и шикарным рисунком – вокруг аниматора, рисующего борзую на гонках, прямо по стенам несутся эти самые гонки. Содержательно суховатый и не слишком увлекательный, но ритм держит. Говорят, что это реклама для Джонни Уолкера, но я этого как-то не поняла.

Не устаю писать, как мне нравится сумасшедший фильм швейцарца Михаэля Фрая / Michael Frei – Plug & Play – люди-электровилки и люди-розетки и их эротические контакты. Абсолютно абсурдное и концептуальное кино, нарисованное специально стерто-отрешенным черно-белым рисунком. Видно, что парень башковитый и с тараканами, ужасно хочется посмотреть, что он снимет дальше.

Ну и, в который раз про мой фильм-фаворит этого года The bigger picture / В истинном свете (тут перевели так) – историю про двух братьев – успешного болтуна и неудачника и их пожилую мать, где герои нарисованы в натуральную величину на стенах среди настоящей мебели и предметов, просто очень изобретательно. И сама история очень человеческая, с юмором и жесткостью. Сняла Дэйзи Джекобс / Daisy Jacobs (совсем женская программа в этот раз) из британской школы кино и телевидения.

Солнечный удар / Sun stroke - тоже отличная история, сняла Морган Ле Пешон / Morgane le Pechon во французской школе Пудриейер. Классические патетические мечты подростка, чувствующего себя недостаточно любимым, как он умрет, а все пожалеют. Плавая на надувном крокодиле, пока родители отдыхают на пляже, он представляет трагические картины оплакивания под Стабат матер и даже как-будто решается утопиться, но надолго решимости не хватает и, когда его зовут к обеду, радостно идет.