Большой Фестиваль Мультфильмов

Блог Аннеси 6. Внеконкурсная программа и прикладная анимация
автор: Дина Годер



3 августа 2015

Это прощальный выпуск нашего блога про Аннеси этого года. О лучшем и том, что запомнилось из внеконкурсной программы короткометражек и из конкурса прикладной анимации. Так и увидим, какое кино не забылось по прошествии месяца.

Начнем с наших: «Скамейки N° 0458» Ивана Максимова для меня тоже были новинкой, к Суздальскому фестивалю он их закончить не успел, успел только к концу отбора в Аннеси. Кино получилось в духе прежних абсурдистских фильмов Максимова, к чему он давно собирался вернуться, отказавшись от сюжетных историй, которые, как ему кажется, имеют меньший успех. Это просто набор забавных и, нелепо-парадоксальных ситуаций с разнообразными Ваниными существами, которые сидят на парковых скамейках. По его словам, такую «колбасу» можно продолжать бесконечно. И смотреть, по-моему, тоже, поскольку это, как всегда, легко, смешно, мило и улучшает настроение. Деньги на этот фильм Ваня собирал краудфандингом, и набрал, хоть и не всю сумму. Вот тут можно посмотреть на то, как он собирал и что предлагал в качестве бонусов (например, до сих пор можно купить футболки с картинкой из «Скамеек») www.planeta.ru/campaigns/4870

Второй, условно «наш» - это прелестный фильм с каламбурным названием - One, Two, Tree Юли Ароновой, снятый на отличной французской студии Фолимаж, где постепенно становится все больше российских режиссеров. Тут очень простой, но выразительный и остроумный рисунок, похожий на цветные карандаши (с Юлей работала Зоя Трофимова) и бодрый музыкальный темп. И Юлин собственный веселый детский (но радующий и взрослых) сюжет про любопытное дерево, которое надело сапоги спящего туриста и отправилось познавать мир, а за ним по ходу путешествия увязались разнообразные люди, дети и коровы. Юля у нас становится одним из лучших сценаристов детского кино, про режиссера и не говорю – это известно. Вот тизер.



Вообще, надо сказать, что вторая внеконкурсная программа была отличная, лучше некоторых конкурсных и частично имела детский оттенок.

Начиналась она с милейшей швейцарки Isabelle FAVEZ с фильмом Messages dans l'air про тайную любовь девушки к соседу-боксеру, про кошку, рыбку, птичку и счастливый финал. Как всегда у Изабель очень лаконичная графика и простая перекладка, но обычно у нее есть элементы черного юмора, а тут – очень наивная девичья, почти детская история.



Еще одна симпатичная сказочка, теперь в китайском духе - Tigres à la queue leu leu француза Benoît CHIEUX. История якобы про очень ленивого парня, а на самом деле – про очень сообразительного, который хитростью заставил огромное количество тигров буквально нанизываться на длинную веревку и так разбогател. И картинка очень симпатичная, только с намеком на китайщину, а на самом деле совершенно французская.



Tik Tak эстонца Ülo PIKKOV – история про часовщика и мышь с великолепной кукольной анимацией, как это всегда бывает на Нуку-фильме. Сюжет получился не очень внятный, но выглядит эффектно, особенно все механизмы (художником фильма была Anu-Laura Tuttelberg, прекрасный кукольник)

Stop motion film "Tik-tak" trailer (studio Nukufilm)



Еще один французский 3Д - Lune et le Loup - Toma LEROUX, Patrick DELAGE, выглядит несколько передраным у Пиксара, но сам умильный сюжет про младенца и заботящегося о нем волка дети будут смотреть с удовольствием.



Симпатичный двухминутный пустячок Changeover иранского режиссера Mehdi ALIBEYGI про птичку-самца, который принял бадминтонный воланчик за подружку и стал с ним кокетничать, да так что в результате и сам был схвачен вместо волана в игру (финальная шутка в том, что воланчик таки оказался птичкой-девочкой).



The Ballad of Holland Island House   американки Lynn Tomlinson – баллада от лица тонущего дома - выглядит довольно заунывно, но интересна тем, что это живопись пластилином. Вещь не то, чтобы небывалая, но не очень частая. Вот тут есть вся.



И последний фильм второй программы - In the Distance режиссера Florian GROLIG из Германии (заодно известного нам как муж Дины Великовской) – звучал, на мой взгляд, очень актуально. Это рисованная история про человека, живущего с кошкой на верхнем этаже высокого дома и никогда не спускающегося вниз. Выглядит как метафора эскапизма. Но в какой-то момент жизнь сама входит к нему в дом сначала в виде полицейского, которого герой скидывает вниз, а потом и падает сверху в виде бомб. И тогда герой решает спуститься. Все снято на общем плане, на котором вроде бы героя невозможно узнать и полюбить, но меня фильм все равно тронул, мне показалось, что в этом отказе от неучастия есть какая-то надежда.



Еще из того, что помнится во внеконкурсной программе был анекдот про игрушечного супермена – Captain 3D француза Victor HAEGELIN, где герой только надев стерео очки видит что-то невероятное, требующее от него подвигов, а без них его жизнь вполне обычна. По-моему, кино несколько под влиянием «Маленького дракона» Брюно Колле, тоже с куклами и 3D.



Chez moi француза Phuong Mai NGUYEN – история про мальчика и его маму, у которой появился любовник (или новый муж) – гигантский антропоморфный ворон. Мальчик протестует, пытается бороться – в общем, история понятна, все вполне в духе сегодняшних фильмов про семейные проблемы, ничем от многих других такого же рода не отличается, разве что метафорой, где чужой и враждебный выглядит как ворон.



Footprints Билла Плимптона – пишу, поскольку он известная фигура и всем интересен, но кино-то малоинтересное – человек увидел загадочные следы и долго по ним шел, подозревая ужасное, да так ничего и не нашел (может, оказалось, что это его следы, как в Винни Пухе, даже не помню).



Fuligem португальцев David DOUTEL, Vasco SÁ – длинная, на мой взгляд занудная, и несколько педалированно драматизированная история - воспоминание человека, который вместе с младшим братом в детстве лазил через забор на какую-то заброшенную станцию, а потом брат попал под поезд. Но живописно сделано качественно и богато.



Pene e Cruditè итальянца Mario ADDIS – бессюжетный набор абсурдных ситуаций и превращений с разнообразными голыми людьми. Само рисование весьма лихое.



Pui de Somn – это уже румынского режиссера Paul MURESAN, тоже построено на коротких фантастических эпизодах, как бы обрывках снов засыпающего и как-то апеллирует к подсознанию. Есть забавные повороты.
https://www.youtube.com/watch?v=xXj7vZLaZMA

Stripy иранцев Babak NEKOOEI, Behnoud NEKOOEI – вполне стандартная, особенно для молодых, история об однообразной конвейерной работе (видимо для них это самый страшный страх) и герое, который сопротивляется. Тут герой, который должен красить коробки полосками, красит как-то повеселее. Начальство принимает его рисунок за правило, но герою и новые правила наскучивают

Теперь о прикладной анимации. Тут удобно, что фильмы делаются не для фестивалей, а по заказу, так что практически все сразу целиком выкладывается в интернет и все можно посмотреть «в рабочих условиях». Программа собралась хорошего уровня, но без суперхитов. Покажу то, что мне кажется самым интересным.

Во-первых, клипы. Первым номером у меня идет James "Moving On" недавнего шотландского выпускника Ainslie HENDERSON, который снимал «Я – Том Муди». Теперь с нитками.



Shugo Tokumaru "Poker" как всегда хорош у японца Mirai MIZUE и Yukie NAKAUCHI, нарисован он большей частью в обычной абстрактной манере Мизуе, но и фигуративность вдруг проявилась



Жгучая любовная история про то, как женщина-вамп манипулирует мужчиной Michiel Kroese "See Me Again", которую снял в Бельгии Роман Клочков.



И поражающая воображение трудоемкостью, целиком вышитая Throne "Tharsis Sleeps"англичан Tom BUNKER, Nicos LIVESEY, особенно эффектное от сочетания традиционной женской техники с тяжелой музыкой. Хотя в целом, если представить себе, что все это сделано просто на компьютере, то восхищения становится резко меньше.



Еще один французский клип, как я понимаю, на тему: «девушки, любите себя толстенькими» Concorde "Sons" – режиссеров Alexis BEAUMONT, Rémi GODIN. Несколько невнятно по сценарию, не всякому понятно, что на самом деле толстая стеснительная девочка – это прошлое сексапильной красотки, которое у нее все время стоит перед глазами.



Это тоже клип, где все изображение – про историю кино . Cruisr "All Over", снимал американец Chris CARBONI. Можно играть в игру «назови все цитаты»



И такой иранский клип с фантастическим сюжетом, по-своему тоже поражающий воображение и очень соответствующий стилю (хоть я это дело и не люблю, и для меня это все выглядит как дурной вкус). Shirley Bassey "If You Go Away" (Rebeat Remix) реж. Ashkan RAHGOZAR



К пятидесятилетию дизайнерско-рекламной премии D&AD Awards сделали пародийный клип с воспоминаниями о том, что было. D&AD "Wish You Were Here?"(снимали в Бразилии Mateus DE PAULA SANTOS, Loïc DUBOIS)



Забавный феминистский ролик для французского ТВ France Télévisions "En avant toutes !" - Célia RIVIERE



Этот ролик для Штуттгартского фестиваля - очень стильный ITFS 2015 "Filmfabrik", сняли его, кстати, иранские ребята Alireza HASHEMPOUR, Malaeke FARHANGADIB, студенты из немецкой школы Баден-Вюртенберг. Алиреза несколько лет назад был со смешным фильмом «Альцгеймер» про старика и собачку на Кроке, мы с ним тогда познакомились – сидели за одним столом в столовой. Очень милый, тихий, застенчивый парень, потом, видимо, поступил в Германии в киношколу и очень продвинулся как режиссер. В «Альцгеймере» была некоторая старомодность в графике, а тут старомодность очень отрефлексирована и стилизована.



Еще было два английских ролика, про защиту детей от социальных сетей (про Люси получил приз). NSPCC (это британский фонд борющийся против жестокого обращения с детьми) "Lucy and the Boy", реж. Yves GELEYN



И NSPCC "I Saw Your Willy", реж. Dan ABDO, Jason PATTERSON (я обогатилась знанием переносного значения имени Вилли).



Clash of Clans "Flight of the Barbarian" американца Fletcher MOULES - забавная реклама компьютерной игры про варваров



Главный приз получил очень мной любимый индийский режиссер и милый человек Suresh ERIYAT, всегда для своей рекламы выдумывающий нестандартные художественные ходы. Приз получил его ролик про возможности электронного обучения для бедных детей в Индии - Rotary "Fateline". Там по рисунку все просто, но фоном он сделал кожу ладоней и тут она выглядит, как каменная стена (особенно темная кожа, где рисунок еще темнее). Вообще-то у Суреша этих реклам про бедных детей на фоне ладоней целая серия (там слоган – «когда мы соединяем руки…») и всюду своя игра с узором на руках. Вот они



Довольно милая английская познавательная серия про астрономию для детей. Royal Observatory Greenwich "Sun" реж. Amal ISNARD



Бельевая фирма Триумф сделала целый цикл смешных роликов с рассказами про всякие проблемы с бельем. Triumph "Lace & Unravels" реж. из Англии Ying-Ping MAK. Вот тот, что был на фестивале, но вообще-то они все в сети



Ну и напоследок - поразительный факт – рекламу Симпсонов отдали Сильвену Шоме, разрешили сделать специальный французский вариант и значит отойти от канона, который для них святее библии. Очень симпатично получилось. The Simpsons "Couch Gag" реж. Sylvain CHOMET



На этом я свой рассказ про Аннеси заканчиваю, а следующие выпуски фестивального блога, я надеюсь, будут уже с плавучего Крока.

Смотрите мультфильмы!