Большой Фестиваль Мультфильмов

БЛОГ АННЕСИ 4. Четвертая и пятая конкурсные программы



4 июля 2016

Теперь я расскажу сразу про два последних дня и, стало быть, четвертую и пятую короткометражные программы.

Во-первых, вот гобленовский ролик четвертого дня "MOULIN ROUGE", где вместо легкомыслия решили подпустить драматизма:



Теперь о четвертой программе. Она началась с короткометражки знаменитых бельгицев Vincent PATAR и Stéphane AUBIER, которые снимают проект «Паника в деревне», в котором каких уже только форматов нет. Мы, кстати, на БФМ показывали полный метр, а в этом году в программе Аннеси у них была и серия из нового сериала (кстати, взяла приз), и вот эта короткометражка Le Bruit du gris. Все с теми же традиционными героями из старых – 50-60-х годов - наборов маленьких игрушек: ковбой, индеец и лошадь в совершенно абсурдистских и дико смешных историях. Я особенно люблю, как они коряво двигаются, как будто вообще без анимации, но на самом деле ее хватает. У них все время есть политические коннотации, я не всегда их понимаю, но тут история ясная. Веселая троица явилась в серый скучный дом и тут же начала устраивать праздник – рисовать на стенах, тащить туда пианино, звать гостей. Тут же явился какой-то стукач – стены замазали, все вычистили, гости убежали. Как только все опустело, троица начала все заново. Мессидж ясен: нас не остановишь!

Следующий фильм - Bambustempelstrasse живущей в Германии китаянки Baoying BILGERI, которая рассказала свою собственную детскую историю (она даже жила на улице «бамбукового храма») о толстой и бедной однокласснице, которая дралась с мальчишками, ругалась матом и вообще защищала себя – классическая девочка, с которой приличным детям не разрешают водиться. Альтер эго режиссера - чистенькая девочка из интеллигентной семьи - как-то заступилась за нее, потом толстуха ей помогла, но дружбы так и не получилось из-за застенчивости обеих. И бедная девочка, к тому же выгнанная из школы, уехала из этого района. Кино сделано в перекладке – чисто, внятно, немного длинновато, но с точными акцентами. В программе Аннеси нынешнего года, где был явный крен в нарративное кино с подробными развернутыми историями, интригой и т.д., он был одним из достойных фильмов такого рода.

Фильм Mamie режиссерши Janice NADEAU – копродукция французской студии Фолимаж и Канады – это тоже личная история. Яник рассказывает о своей бабушке, с некоторой обидой за то, что бабушка не тряслась над внуками, как этого бы хотелось, но с восхищением перед тем, как она любила и окружала заботой парализованного деда. Кино рисованное и очень симпатичное по картинке, пишут, что она известный иллюстратор. Пару лет назад Надо получила приз ФИПРЕССИ в Аннеси за фильм No fish where to go –метафорическую историю про то, как одна половина города выживает другую, типа начала фашизма. И ее картинка там была лучше, чем довольно прямолинейная история. Вот тут про бабушку.



Бельгийский Beast! режиссера Pieter COUDYZER – как раз еще один пример сюжетного фильма. Про какого-то гигантского инопланетного динозавра с потерпевшей крушение летающей тарелки, которого люди ловят, сажают в зверинец и приходят поглазеть. Единственное существо, с которым у пришельца складывается контакт – это бомж, орущий по-звериному. Кино довольно прямолинейное, поскольку на вопрос, кто тут чудовище – монстр, бомж или прочие люди, не понимающие настоящей человечности, режиссер отвечает понятно как. Ну и картинка на мой вкус избыточная.

BEAST! teaser from Pieter Coudyzer on Vimeo.



The Dancing Line американки Shelley DODSON – довольно неожиданный выбор для Аннеси, поскольку совсем простое кино, похожее на прекрасно выполненное упражнение, где нет ничего, кроме танцующей линии. Но сделано с большим юмором – танцует эта самая линия определенно стриптиз.

Mr Sand – снимавшийся в Дании фильм бельгийки Soetkin VERSTEGEN о раннем кино. Изобразительно и сюжетно там много чего намешано, но как-то я не разобралась в сюжете, поскольку было не слишком увлекательно.

Mr. Sand / Soetkin Versegen from AniDox on Vimeo.



Фильм Beer по Буковски сняла студия NERDO –«четырехголовый режиссер». Четверо молодых красавцев-итальянцев сделали дизайнерски очень эффектное и нарядное коротенькое эссе про жизненную философию и пиво. Понятно, что на «завтраке с режиссерами» все сразу стали выяснять, большой ли они делали для фильма ресеч, и они сказали, что конечно, и продолжают его до сих пор.

BEER by Charles Bukowski from NERDO on Vimeo.



Хорошо нам знакомый и всеми любимый Каспар Янцис (Kaspar JANCIS) из Эстонии показывал в конкурсе фильм Piano. Вообще-то мы его уже показывали на последнем БФМ, но тогда мне как-то не месту было о нем рассказывать, так что расскажу теперь. На мой взгляд, это один из лучших, если не лучший фильм Каспара (я, правда, и «Крокодила» люблю, но он не такой внятный), причем построено «Пианино», как старый фильм Каспара «Марафон» из множества микросюжетов, которые к концу соединяются, как куски паззла. В своей очень узнаваемой острой графике (кино, как всегда, рисованное), Каспар придумывает набор не связанных друг с другом и весьма абсурдных сюжетов. Центральный – о женщине, которая толкает по улице пианино, причем на дороге пробка и один из водителей не может оторвать он нее взгляда, а уж она, почувствовав интерес, устраивает из транспортировки пианино практически стрип-шоу. Параллельно этому старушка с первого этажа, которая, видимо, уже не первый год добивается внимания робкого старичка с верхнего этажа, забивает сливную трубу в кухонной раковине картофелиной, чтобы можно было вызвать кавалера на помощь. Одновременно с этим трусливый полицейский не может решиться прыгнуть со своими коллегами с парашютом. А канатаходка, стоящая на крыше, собирается двинуться по натянутой веревке. История получилась очень эффектная и все больше всего интересовались, как он такую сложную схему сочиняет, а Каспар рассказывал, что вдохновляется не анимацией, а кино - Тати, Роем Андерсоном и Иоселиани и вообще скорее думает о ритме, чем об истории (что действительно тут видно). Потом в кулуарах Каспар уже смешно говорил, что вообще-то такое кино сочиняется так: звонишь продюсеру и говоришь, что денег нет совсем, нельзя ли затеять новый фильм. И пишешь какую-то заявку. А потом уже приходится думать, как же слепить все то, что понаписал. При том, что это, конечно, наполовину шутка (впрочем, с Каспаром этого никогда не знаешь) и выглядит, как полное раздолбайство, думаю, что смысл в такое спонтанном сочинении есть – может получиться очень неожиданно.

Piano // Trailer from Eesti Joonisfilm on Vimeo.



Ну и последним фильмом программы было «В ожидании Нового года» (Gaidot Jauno gadu) Владимира Лещева (Vladimir LESCHIOV) из Латвии. Кстати, как раз он у Каспара был художником по фонам – рассказывал мне когда-то, как панораму с ленточкой, летящей от канатаходки вдоль всех этажей, рисовал, раскручивая рулон обоев. Новое кино Лещева элегическое, красивое (я и вообще его дизайн люблю), о молодой дворничихе советских времен, которая в начале года, зимой, отправляет кому-то письмо, весь год ждет, а на следующий Новый год под бой курантов и поздравление Брежнева дожидается Деда Мороза, как мужа, вернувшегося из длительной командировки. 8 минут фильма – только ожидание, смена времен года, красота. Причем, разбросаны детали – например, весной цветет сакура (может и вишня) и под ней жмурится японец из Володиного предыдущего фильма (Марсель Жан на «завтраке с режиссерами» даже спросил, почему в этой картине так много отсылок к прошлой и Вова ответил, что прошлая была не очень успешная и он ей решил дать второй шанс). Для меня любимая деталь, когда мимо нашей героини маленький пионер бежит на свидание к рослой грудастой пионерке – по-моему, это готовый сюжет для кино. Ну и, конечно, Лещев, как всегда, не мог без загадок, ответы на которые он не говорит. Мне вот, поскольку я смотрела этот фильм в Аннеси уже во второй раз и более внимательно, показалось, что вообще-то мужчина звонил в соседнюю дверь, и то, что она бросилась ему на шею – это ошибка , которая бог весть как разрешится. Надо еще пересмотреть.

Gaidot Jauno gadu / Waiting For the New Year (Trailer) from LUNOHOD on Vimeo.



Ну и о последнем, пятом дне. Традиционно начнем с гобленовского ролика пятого дня – он назывался "TCHIN" и рассказывал про круглосуточную жизнь кафе.



Пятая конкурсная программа, на мой взгляд, была самой слабой. Начиналась она с фильма Waves '98 ливанского режиссера Ely DAGHER. Понятное дело, режиссер живет теперь в Брюсселе, но снимает все равно историю про Бейрут и фестивальные судьи это ценят несмотря на то, что кино, по-моему, весьма сомнительных достоинств. Но вот ведь – получило Золотую пальмовую ветвь в Каннах и много другого. История такая: парень, живущий тоскливой жизнью в Бейруте вдруг видит посреди города нечто сияющее, похоже на слона. Отправляется туда, встречает там исследующих того же слона друзей, любовь и целый мир. Ясно, что это метафора эскапизма. Компания едет внутри этого волшебного мира на велосипедах на море и все счастливы, пока мир-слон над ними не начинает рушиться.

WAVES'98 Trailer from Beaverandbeaver on Vimeo.



Китаец Shu CAO снял One Minute Art History, очень распространенный концепт, уж не знаю, почему именно эти полторы минуты взяли в программу – все построено на исторических изменениях живописных стилей на примере портретов.

Кореянка Dahee JEONG, которая в прошлом году получила Гран при Аннеси за фильм «Человек на стуле» - с доброкачественной анимацией и хорошей игрой с пространством, но на мой взгляд, сильно переоцененным псевдофилософским текстом. В этом году она сняла фильм The Empty снова во Франции и снова текст с некоторым перебором многозначительности, но на этот раз более понятным. Она крутит пустую комнату, выворачивая ее так и эдак, а текст звучит о том, что эта комната полна мужчиной, покинувшим ее. Ясно, что это реакция «после любви».

THE EMPTY trailer from dahee Jeong on Vimeo.



Эстонский фильм Linnugripp (Птичий грипп) – неожиданное сотрудничество Прийта Тендера (Priit TENDER), у которого прошлый сюрреалистический фильм «Дом подсознательного» отлично прошел по фестивалям, и китаянки из Франции Hefang WEI, не так давно сделавшей отличное кино «Банкет наложницы», а теперь поработавшей у Прийта художником. Тут кино выглядит одновременно детским (особенно по картинке) и двусмысленным. История с библейскими коннотациями про человечка-птичий домик и яблоню. И про женщину-змею, которая, возжелав этот самый домик (он не смог устоять), уничтожила всех птиц, отчего яблоня тут же потеряла все яблоки. А грудастая змея с домиком на спине счастливо уползли. На «завтраке с режиссерами» Прийт, как обычно, без остановки шутил, рассказывал, что художница у него подвинута на птичках и что это эксперимент – работать с незнакомой китаянкой и что он удался, поскольку кино не похоже на его обычное (народ был несколько шокирован, поскольку при чем тут китаянка, она же из Франции). Ну и что она не хотела делать змее азиатское лицо, но он заставил, поскольку на его взгляд азиатские женщины страшнее. Тут народ окончательно обалдел от такого наплевательства на политкорректность, и даже, хихикая, стали спрашивать, понимает ли Прийт, что его записывают. Но его, конечно, это совершенно не заботило.

Linnugripp / Bird Flu // Trailer from Eesti Joonisfilm on Vimeo.



Фильм ирландца Jack O'SHEA - A Coat Made Dark , только что взявший награду за первый фильм в Загребе, я, к стыду своему, совершенно не запомнила и в сюжете не разобралась, хотя там было что-то почти детективное с каким-то волшебным пальто и неплохим дизайном.

A Coat Made Dark - Trailer from Jack O'Shea on Vimeo.



Фильм любителя компьютерных экспериментов, канадца Brandon BLOMMAERT с увлекательным названием «e:e:e:e:e» (у него в биографии есть и фильмы с другими буквами) уверяет, что является исследованием синестезии. Может и так, во всяком случае в этом абстрактном кино изображение отлично работает со звуком и даже не ясно, что тут первично. Вот фильм целиком.

e:e:e:e:e: Brandon Blommaert from Undervolt & Co. on Vimeo.



Немецкий фильм Kaputt режиссеров Volker SCHLECHT, Alexander LAHL, не так давно взявший главный приз Штутгардского фестиваля, спецприз Загребского и, видимо, еще многое – это документальная анимация, основанная на интервью с двумя женщинами, сидевшими в тюрьме в Восточной Германии в советское время (за то, что одна из них хотела уехать, а другая против чего-то протестовала, как рассказал Волькер на «завтраке с режиссерами»). Из режиссерской пары Александр был автором сценария и худруком, он с готовой идеей пришел к Волькеру. А Волькер, собственно, сделал кино – дизайн, анимацию, монтаж и др. Его суховатая черно-белая графика немного напоминает Кентриджа - Волькер сам говорил, что он большой поклонник Кентриджа и пользовался его приемом: рисовать на одном листе, а потом стирать. Визуальный стиль, как он рассказывал, пришел сам, поскольку героини говорили о сером, скучном, перенаселенном пространстве. Режиссера спрашивали, почему было не сделать документальный фильм и он отвечал, что вообще-то на эту тему документальных фильмов, причем хороших, много, а тут важно, что можно было не играть и быть откровенным. То есть анимация берется как способ остранения – это важно именно для докуанимации, об этом многие говорят. В фильме рассказывается о том, как строилась тюремная жизнь. Для советского человека, да и тех, кто интересуется сегодняшним российским правосудием, эти трагические признания не становятся открытием, скорее интересна визуальная манера рассказа, как будто каталогизирующая тюремную жизнь. Но на немцев эта картина произвела очень сильное впечатление. На премьере зал, как рассказывает режиссер, был весь в слезах, а одна из героинь сказала, что только теперь сможет рассказать о тюрьме своей дочери. Волькер рассказал, что и сам он, и его сценаристы – все выросли в Восточной Германии, так что это их тема, ну и современный, а не только ретроспективный протестный запал в фильме есть: режиссер говорил, что компании, в которых тогда работали заключенные, до сих пор существуют, например, ИКЕА (для меня новость, что она была в Восточной Германии).

Kaputt / Broken – The Women’s Prison at Hoheneck (Trailer subtitled) from Drushba Pankow on Vimeo.



Фильм другой пары немецких режиссеров Christian ASMUSSEN и Matthias BRUHN - Die Geschichte vom Fuchs, der den Verstand verlor (История о том, как лис потерял разум) – совершенно детский, бесхитростный и сделанный без изысков по известной в Германии книжке. Это еще одно кино для детей, ко всеобщему удивлению попавшее в короткометражный конкурс Аннеси, никогда прежде не жаловавший детские фильмы и принимавший их только в специальных телевизионных форматах в соответствующем конкурсе. Но в фильме про лиса, судя по всему, главную роль сыграла важность темы (все та же деменция, которая стала главной темой фильма, получившего Гран при). Речь идет о хитром лисе, который всегда был пройдохой и лучшим охотником, а потом постарел и стал все забывать, даже как надо охотиться. И теперь любит спать в окружении лисят, а они ему во всем помогают. В общем, кино, объясняющее детям, как быть, если дедушка потерял разум.



Француз Samuel YAL снял фильм Nœvus – бессюжетную историю из осколков и черепков фарфоровых скульптур женских фигур и лиц. Большие массы этих черепков похожи на ракушки и морскую пену – Самуэль на «завтрак с режиссерами» даже принес сундучок с этими черепками, как коллекцию ракушек. Он как раз из тех художников, которые делают свой проект и как фильм, и как выставку.

Nœvus (teaser) from Samuel Yal on Vimeo.



Ну и напоследок хочу рассказать еще об одном фильме. О нем мне давно уже рассказывал Игорь Ковалев, он был изумлен, что в Аннеси его не взяли в конкурс, а слили во внеконкурсную. И я, честно говоря, тоже в изумлении, могу это объяснить разве что тем, что кино очень медленное, идет почти пол часа, в него просто не вникли и не досмотрели. Снял его китайский молодой режиссер YI ZHAO, давно живущий в Голландии, кино называется Löss. Снято на компьютере, в соединении 3Д персонажей с практически иллюзорным, как мелом на черной доске нарисованным 2Д миром. Сильнейшая, мрачная история о деревенской жизни – страшном, пьющем, дерущемся спьяну крестьянине и его затравленной бездетной жене, купленной за мешок картошки. Женщина лепит из глины кукол и ей кажется, что они оживают, оказываются детьми. И вот в очередном пьяном угаре, избивая жену, муж со злости и кукол разбивает. Спасая последнюю, как обезумевшая мать, женщина убивает мужа, а потом закапывает ее тело в поле. Но никак не может вытащить из его сжатого кулака последнюю куколку и когда ей это все же удается, он мертвой хваткой вцепляется в ее руку и земля над ними обрушивается, хороня обеих. Она видит только, как оживает куколка и ползет к ней, как младенец.

trailer LÖSS from yi zhao on Vimeo.



На сегодня все, а о студенческих фильмах я вам расскажу отдельно попозже.