Большой Фестиваль Мультфильмов

Чего ждать от главного североамериканского фестиваля анимации, или Игорь Ковалев – король Оттавы



19 сентября 2016

С 21 по 25 сентября в Оттаве пройдет один из главных мировых фестивалей авторской анимации, сокращенно называемый OIAF. И я на него еду. Среди четырех важнейших и старейших анимационных фестивалей (три других - Аннеси, Хиросима и Загреб), оттавский смотр – единственный в северной Америке, что, конечно, делает его особенно важным.

Как рассказывают, если Аннеси во время фестиваля полон французских, швейцарских и др. вопящих и улюлюкающих студентов, то в Оттаве такой же студенческий заводной кинозал полон молодежи из американских и канадских киношкол. Такая публика всегда очень бодрит фестивальную атмосферу, так что уверена, что на фестивале будет весело. И я планирую писать в наш блог отчеты об увиденном.

В этом году OIAF отмечает свое сорокалетие, так что в программе запланировано много спецсобытий, дающих представление и об истории фестиваля (в первую очередь – целых шесть программ фильмов обладателей Гран-При) и о сегодняшнем дне анимации (например, множество мероприятий, связанных с темой виртуальной реальности, интерактивные инсталляции для публики и так далее).

И пока я изучаю расписание, чтобы понять, что на что в первую очередь надо идти, что я еще не видела в Аннеси. Во-первых, полные метры. Они только конкурсные и их семь. Меня из них интересуют четыре. В первую очередь – «Луиза зимой» французского классика, Жана-Франсуа Лагиони - рисованая пастелью на бумаге печальная история об одинокой пожилой женщине (Лагиони, кстати, был вторым получателем Гран-при Оттавы в истории). Этот фильм был в Аннеси в качестве спецсобытия и его хвалили. Во-вторых – Nerdland, который тоже был спецсобытием в Аннеси. Это сатира о том как два приятеля мечтают прославиться в Голливуде, в постановке независимого американского режиссера Chris Prynoski, прославившегося работой над Бивисом и Батхедом, так что нужно ждать чего-то очень отвязного. В третьих - Cafard, снятый бельгийским режиссером Jan Bultheel об истории времен первой мировой войны в технологии motion capture (захвата движения). Судя по сюжету, должно быть сильное антивоенное кино: герой, победивший в мировом чемпионате по вольной борьбе в 1914-м, узнает, что его дочь изнасиловали немецкие солдаты. Он отправляется мстить в качестве воина танковой дивизии, но скоро перестает видеть смысл в том, чтобы отвечать насилием за насилие и впадает в депрессию. И четвертый фильм, который я недосмотрела в пресс-центре Аннеси, хотя он выглядел остроумно (хоть и несколько однообразно) - NUTS!, снятый еще одним независимым американским режиссером - Пенни Лейн. Анимационно-документальная история про американского доктора-шарлатана начала ХХ века Джона Ромулуса Бринкли, прославившегося операциями по лечению импотенции путем пересадки людям козлиных тестикул. Еще три фильма, которые были в конкурсе Аннеси и, хоть я их не видела, но, пожалуй, обойдусь – испанские « Психонавты, забытые дети» и два канадских - Snowtime! (его под названием «Снежная битва » прокатывали в России) и Window Horses.

Фестиваль объявил, что всего на селекцию получил 2311 фильмов из 86 стран, из которых в конкурс попали, кроме 7 полнометражных – 80 короткометражных плюс еще 73 новых фильма вошли в разные панорамы. Тут сразу надо сказать, что присылают на главные фестивали мира примерно одно и то же (за исключением картин, которые просто не успели в Аннеси, проходящий на 3 месяца раньше). Но выбирают разное. И это самое интересное, поскольку отбор определяет лицо фестиваля. Поэтому я всегда философски отношусь к тому, что какое-то любимое кино куда-то не отобрали. Ничего, на другой отберут. Нам повезло, что у всех вкусы разные и значит у нас есть возможность на разных фестивалях смотреть разное кино. Вот, например, фильм «Голова исчезает» (причем канадский!), который взял только что Гран-при в Аннеси, в Оттаве можно будет увидеть только во внеконкурсной канадской панораме. И это очень частая история: что на одном фестивале принимается на ура, на другом проходит незамеченным или даже проваливается. И если физиономия фестиваля в Аннеси имеет чуть более попсовый характер (фестиваль очень связан с рынком и т.д.), а, скажем, у Загребского – отчетливо авторский, то репутация Оттавы – не просто авторская, а фестиваля особенного рода, где любят причуды, выверты, парадоксы. Надеюсь, что мне удастся разглядеть это и вживую.

Теперь о коротком метре. Структура показов тут несколько иная, чем в Аннеси в Загребе. Всего есть восемь конкурсных программ. Из них пять – короткометражных, причем они смешанные, в каждую входят те фильмы, которые традиционно стоят в конкурсе короткого метра (причем, тут они разделяются на экспериментальные и нарративные) вместе со студенческими (они разделяются на курсовые и дипломные), и заказными. В конкурсной программе от России студенческий фильм Лизы Астрецовой из школы-студии ШАР «Разбудить волка». А в номинации нарративного короткого метра - фильм Игоря Ковалева «До любви». Вообще, на мой взгляд, Ковалев в этом году – король Оттавы, в шести юбилейных подборках Гран-при – целых три его фильма (1990 – «Его жена курица», 1996 – «Птица на окне», 2005 – «Молоко»). Он - единственный режиссер, побеждавший в Оттаве трижды и даже великие Фредерик Бак и Кэролайн Лиф получали тут главные призы только дважды, а все остальные – по одному разу. (Кстати, с Кэролайн Лиф, которая была первым лауреатом Оттавы в 1976-м году, на фестивале будет специальная встреча). Надо сказать, специально к юбилею фестиваль предложил специалистам по анимации из разных стран – историкам, программерам и критикам – написать эссе о каждом из фильмов, получивших Гран-при Оттавы. О фильме Ковалева «Его жена курица» эссе уже написала американский продюсер Линда Сименски (http://www.cartoonbrew.com/events/ottawa-animation-festival-40th-anniversary-look-back-hen-wife-142531.html ).

Из короткометражной программы я особенно жду новый фильм Фила Маллоя «Конец игры», взявший главный приз Загреба и фильм «Козодой» талантливой Шпелы Чадеж про пьяного барсука. Из заказных – интересно, что сделали PES и Lei Lei. Кроме пяти смешанных подборок, в конкурсную часть входит одна детская программа (от России в ней есть союзмультфильмовская «Даша и людоед» Наташи Суринович), одна программа детских сериалов, и восьмая - канадский студенческий конкурс.

Кроме того, в программе показов стоят четыре внеконкурсные подборки с панорамой нового кино: мировая панорама (тут меня особенно интригует новый фильм Love Реки Бучи, прославившейся дипломом «Симфония №42»), мировая студенческая панорама, а еще две канадские - для взрослых и для детей. На многих мировых фестивалях есть возможность отдельно увидеть национальную анимацию страны-организатора. Тут это особенно интересно, поскольку Канада – одна из самых мощных мировых анимационных держав, а National Film Board of Canada, государственное киноагентство, занимающееся продюсированием и дистрибуцией фильмов, – одна из самых сильных и продуктивных продюсерских компаний, занимающихся авторской анимацией, ищущих таланты по всему миру и приглашающих на резиденцию лучших их лучших. И одно из немногих, умеющих продавать авторскую анимацию и зарабатывать на ней.

В списке ретроспектив кроме шести подборок лауреатов есть еще набор любимых фильмов почетного президента фестиваля этого года – документалиста Дональда МакВильямса, долголетнего близкого друга гения МакЛарена, программа Space Madness: DIY Sci-Fi с парой безумных фильмов про космос независимых аниматоров, The Enchanted Village - первый канадский полный метр , снятый в 1955 году. И программа, посвященная десятилетию студии Laika с их самым знаменитым фильмом «Коралина» Генри Селика – первым полнометражным кукольным фильмом, снятым в стерео технологии.

И напоследок о том, что касается призов, поскольку тут у Оттавы тоже свой подход. Кроме привычных наград за лучший полный метр и короткий метр, приз публики, а также лучших в категориях (нарративный, экспериментальный, абстрактный, студенческий, дипломный, канадский студенческий, заказной, детская короткометражка и детский сериал), есть приз за лучший шоурил Анимационной школы. И профессиональные призы: лучший сценарий, анимационную технику, звук и дизайн. Хотелось бы что-нибудь показать заранее, но особенно нечего – трейлером этого года сделали нарезку из фестивальной жизни прошлого года.



Зато фестивальная сова на афише Оттавы-2016, рифмующаяся с совой самого первого фестиваля, выглядит эффектно.

До встречи на фестивале!