Большой Фестиваль Мультфильмов

Блог фестиваля в Оттаве 2. И награды.



1 октября 2016

Пока не начался Крок, надо дорассказать о том, что было интересного в Оттаве. Начну с того, что покажу тот самый юбилейный ролик фестиваля, который сделал Андреас Хикаде, взяв себе в помощники Теодора Ушева. Ну и конечно, с первого же раза весь зал им подпевал.



Продолжу со второй короткометражной программы.

Не всегда я тут понимаю, почему какие-то фильмы определяются, как экспериментальные или абстрактные. Вот, например, симпатичный фильм, весь сделанный на пишущей машинке Ундервуд 315 – "G-AAAH" (по-моему, это ничего не значит, а просто восклицание) британки Elizabeth Hobbs (которая работает под именем Spellbound Animation) – конечно, условный из-за техники, но вполне рассказ про то как рекордно летела на самолете женщина (поначалу машинистка) по имени Эми Джонсон в 1930-м из Лондона в Австралию.

Потом была отличная реклама Honda 'Paper', снятая знаменитым режиссером с ником PES про историю Хонды. Может не так неожиданно и смешно, как у него обычно, зато невероятно мастеровито и лихо по темпу. Понятное дело, этот фильм и получил приз за лучшую прикладную анимацию.



Забавный дипломный фильм WioryShavings сняла польская девушка Agata Mianowska – про лесоруба, страдающего после расставания с рыжей красоткой и потому влюбившегося в белочку, которая, впрочем, тоже оказывается стервой – уходит, забирая вместе с другими белками все его припасы. Такое классическое ми-ми-ми, но с юмором.

Снова, уже в который раз посмотрела документальный Private Parts с разговаривающими гениталиями Anna Ginsburg (он есть целиком в сети) и порадовалась тому, что очень симпатичная и живая Анна, оказывается, училась в Эдинбурге на одном курсе с Энсли Хендерсоном («Я – Том Муди») и Уиллом Андерсоном («Создание длинной птицы»), вот отличный курс-то был. Еще раз подтверждает мысль, что таланты хорошо растут в одном гнезде.

Абсурднейшее и очень занятное, интригующее кино с хорошей картинкой (я его явно уже видела в Аннеси) - Three Fitted Flies, снятое двумя девушками Elisa Morais & María Álvarez из Испании и Литвы. Такая загадочная история про тетку и мух, которых она ловит, привязывает внутри пустых раковин от моллюсков, откармливает и с ними играет что-то вроде музыки. Все вместе это похоже на некий ритуал (от которого в ритме этой музыке на полу как будто проявляются какие-то линии и формулы), который должен вернуть ее мужа (кажется, умершего), что так и не получается.

Tres Moscas a Medida / Three Fitted Flies - trailer from Sois de Traca on Vimeo.



ASICS 'Kayano Evo' симпатичная и очень иллюстраторская реклама для лайфстайл компании в Амстердаме англичан Andy Baker & Agency 180

http://www.adforum.com/creative-work/ad/player/34523604/one-with-the-city/asics

В конце программы был тот самый мрачный получасовой фильм, о котором я уже писала из Аннеси - Loss (Löss) голландского режиссера Yi Zhao, он мне снова понравился, но снова ничего не получил.

Еще была встреча с Кэролайн Лиф, она, как всегда чудесно рассказывала о себе, перессказывать не возьмусь, но от нее такая всегда идет волна таланта, тепла, и вообще хорошего человека, что хочется просто сидеть рядом и греться.

Третья конкурсная программа.
Уже виденный в Аннеси One Minute Art History китайского режиссера Shu Cao – короткий сюжет про человека, который движется, садится за стол, закуривает, отпивает что-то из чашки и по ходу движения меняются изобразительные стили. Отличается от других многочисленных подобных разве что тем, что много восточных стилей иллюстрации.

«Ночная птица» Nočna ptica (в смысле ночной таксист) Шпелы Чадеж (Špela Čadež), от которой мы все после «Болеся» ждали нового кино – неожиданно сделала перекладку про пьяного вдрободан барсука, которого находят полицейские, а он не то угоняет их машину, не то ему снится, что угоняет. В сущности, почти все кино – это дорога перед глазами пьяного, мелькающие огни и др., то есть вполне абстрактная и экспериментальная история. Шпела рассказывала, что делала это с парой фонарей, зеркалами и др., то есть действительно эксперимертировала. И еще говорила, что вообще-то для себя посвятила кино отцу, который раньше ужасно пил, но вот недавно завязал и вернулся в семью. И что отцу кино понравилось, но он благодарен, что она не стала официально ему посвящать.

Вот удивительный для меня фильм Fired on Mars американских независимых режиссеров Nick Vokey & Nate Sherman, то есть не столько фильм удивительный, сколько удивителен такой к нему интерес со стороны фестиваля – он получил приз за лучший сценарий и приз публики. Вполне хорошая разговорная история про парня, которого уволили с работы на Марсе (как я поняла), но как анимация – вообще никакая. Вот есть целиком, решайте сами.

Fired on Mars from Nick and Nate on Vimeo.



Еще раз увидела экспериментальный фильм «4min15 in the Developer» канадской художницы Moïa Jobin-Paré, которая в первый раз попробовала сделать анимацию – удивительная техника, в которой я еще не до конца разобралась с отпечатками фотографий, с которых снимается верхний слой, царапается и получается такое свечение.

4min15 au révélateur >> extrait / excerpt from Moïa Jobin-Paré on Vimeo.



Четвертая программа. Cialo obce (Foreign Body), то есть «Инородное тело» сняла польская студентка из Лодзи Marta Magnuska (и получила приз за лучший студенческий (в смысле курсовой, а не дипломный) фильм). Очень милая история с симпатичной графикой тушью о девушке, у которой в результате несчастного случая (задавил трактор, пока она валялась на травке, но это, впрочем, не имеет особого значения), вместо ее ноги образовалась огромная, толстая и волосатая. К тому же, ведущая себя, как животное – рычит и пристает к мужчинам, что создает дополнительные проблемы. И все это до тех пор, пока девушка не примиряется с ней – не обнимает ее, как собаку, чтобы она затихла, а потом уже беспечно живет и валяется снова на травке. На встрече с режиссерами Марта хорошо рассказывала о том, что главный сюжет – это как принять свое изменившееся тело. Вообще, надо сказать, в этот раз было три режиссера из Польши, все три красавицы, к тому же фильмы хорошие – с ума сойти.



Talking Cure аргентинца из Америки Felipe Di Poi – забавная, но чисто разговорная история с выразительной корявой графикой про сеанс психоанализа, причем, написано, что текст сымпровизирован – вот целиком:

Talking Cure from Felipe Di Poi Tamargo on Vimeo.



Ivan's Need швейцарских дипломников Veronica Lingg, Manuela Leuenberger & Lukas Suter, я уже видела в Аннеси, но сейчас лучше рассмотрела – совершенно пубертатная история о синем пупсе Иване, который любил тискать тесто в пекарне папы-пекаря, ну и это естественно перешло в любовь к женскому телу – сначала он заматывается в длиннющую грудь желтой тетки, а потом уже путешествует внутри женского тела, где все тоже очень мягкое.

“Разбудить волка” нашей Лизы Астрецовой, ученицы Вани Максимова в ШАРе (что очень заметно), с симпатичной, немного разностильной графикой и хорошей анимацией. История про волка, который пришел ужасно уставший и лег спать. Соседи шумят, но этот шум разве что переключает его сны. Фильм этот, по-моему, хорошо сейчас пошел по фестивалям еще и потому, что он отчетливо не детский (волку снятся вполне эротические сны с пышнотелыми зайками), а авторские фестивали детское кино не любят.

http://www.filmpro.ru/materials/45525

Sugar Lump японского режиссера Ryo Okawara про подростка, над которым смеются, ну и всякие подростковые проблемы в семье и вокруг. Причем, главная метафора – то, что он живет в постоянно горящем доме. Интересный дизайн – на месте лиц – буквы. Вот длинный трейлер.

http://www.clermont-filmfest.com/index.php?m=145&c=3&id_film=200052811&o=178

Пятая программа
Вот кино, которое на самом деле для меня было открытием Оттавы, хоть я его и видела до того, но только в компе, а на большом экране смотрится еще лучше. И я бы ему дала Гран При. Figury niemozliwe i inne historie II (Impossible Figures and Other Stories II) Marta Pajek из Польши. Мне нравился ее предыдущий фильм «Снеповина» (то есть «пуповина сна») – вот он, оказывается, уже есть целиком в сети.



В новом кино продолжается многое, найденное в первом – про бесконечное претекание, движение, превращение, и вообще новое кино очень впечатляющее, сложно устроенное, так что хочется его смотреть много раз и рассказывать о нем подробно. Формально – это история про усталую женщину – синяки вокруг глаз, размазанная помада, мускулистые ноги и сумки в руках. И ясно, что очень личное. Но на самом деле в нем много сюжетов, в частности, пластических, ну и игры усталого подсознания, конечно. Она приходит домой с сумками, пока ставит чайник, яйца из пакета выкатываются и падают на пол. Она успевает подхватить последнее, и вот это яйцо она весь фильм носит в руке и ты (как и она) постоянно это чувствуешь – ладонь ни разжать - ни сжать, в ней что-то хрупкое, бесполезное и почему-то важное. Еще сильный момент, как она идет к шкафу, пытается убрать яйцо на полку и тут из другой створки, как шуба, на нее вываливается мужчина – бессильное, но живое тело, которое нужно тащить на себе. А когда она его отправляет обратно, то чуть не вываливается другой. Хочется на что-то опереться, но на мужчину, конечно, невозможно. В общем, очень женская история.Да еще яйца. Квартира все время меняет форму, сжимается, раздвигается, появляются новые коридоры, женщина тревожно идет по ним и обои на стенах смотрят какими-то все время изменяющимися фигурами и лицами. И тут героиня приходит в какое-то новое синее пространство, где идет вечеринка, играет музыка (отличная, кстати – поющая мужским голосом Мишель Гуревич 'I'll be your woman'), танцуют пары, а мужчины почти так же висят на своих партнершах. Тут как будто начинается другое кино, но женщина все так же не может найти себе места. А в финале вдруг яйцо треснуло и из него выходит, постепенно заполняя все пространство что-то непонятное, огромное, меховое, как зверь (это сделано в 3Д при том, что кино все рисованное), рычащее. Оно окутывает женщину и в последний миг у нее на лице вдруг возникает усмешка – видимо это то, что было нужно. А дом, постоянно менявший форму постепенно уходит в землю, как в болото.

Impossible Figures and other stories II trailer from marta pajek on Vimeo.



Продолжаю. Фильм What They Believe японки Shoko Hara из немецкой киноакадемии Баден Вюртенберг. Я про него писала из Аннеси - гневное кино про то, что все только и думают, что о деньгах, а делают вид, что о высоком. Он что-то получил, но тут интересно было посмотреть на эту девушку и узнать, что у нее был свой педагог в академии (а она известна несколько коммерческое ориентацией), которому решительно не нравилась ее графика (действительно намеренно корявая и этим выразительная) и тогда она пошла к Андреасу Хикаде – вот он понял что к чему и дальше ею руководил.

what they believe trailer from Uki Uki Studio on Vimeo.



«Our Crappy Town» американской парочки Carolyn London & Andy London - кино для подростков с подходящим дизайном, и, конечно, молодая публика хохотала ужасно. История основана на воспоминании Энди о том, как он в школе играл незаметную роль в «Нашем городке» Уайльдера. А тут сюжет о том, как он мечтал о свидании с девицей, во время свидания ему стало нужно в туалет, туалет был недостижим, ну и в ответственный момент конфуз был такого масштаба, что похож на взрыв машины с фекалиями. Вот оно целиком.

Our Crappy Town from London Squared on Vimeo.



И вот новый для меня фильм – Endgame Фила Маллоя Phil Mulloy, взявший Гран при в Загребе. Не все были этим довольны, а мне он очень понравился и, главное, кажется невероятно актуальным. Говорится, что после недели в офисе Ричард и Джордж решили поиграть в войну. Главная фишка в том, что Маллой все это рисует на самом общем плане, то есть все герои – крошечные черточки, мы только видим, как они забавно скачут туда-сюда. И поэтому вся эта война, которая разрастается все больше, видится только кучками черточек, никаких индивидуальностей и лиц. И только время от времени между взрывами маршируют толпы демонстрантов-черточек с флагами. Война забирает все, укрыться от нее невозможно, включается криминал, полиция и др., в общем – ужас-ужас. То, как мы и видим войны, которые происходят не с нами. Как всегда у Маллоя, смешно, но только поначалу.

У Чинтис Линдгрен ( Chintis Lundgren) – отличной отвязной девицы, которая сняла «Жизнь с Херманном Х. Роттом» - вполне в ее духе реклама (хоть я и не понимаю, что она рекламирует) #merrychristmas с пьяным Дедом Морозом

#merrychristmas from Chintis Lundgren on Vimeo.



На этом все, из того, что я хотела рассказать про короткометражный конкурс. Но поскольку я посмотрела еще всякое другое, то расскажу еще про пару фильмов.

Во-первых, в мировой панораме был новый фильм Реки Бучи (Réka Bucsi) которая после своей ударной «Симфонии №42» всех интересует. Новая картина называлась «Любовь», строго говоря про «любовь, что движет солнца и светила» (поскольку строится опять из эпизодов, но на других планетах) и про то, что «любовь приходит и уходит». Три сюжета, их фрагменты чередуются, снова животные – котики-лошадки, графический стиль примерно тот же, снова парадоксально, но остроты меньше и темп не такой, так что кино получилось не такое ударное.

LOVE teaser from Reka Bucsi on Vimeo.



В конкурсе детских сериалов меня интересовал сериал Джулии Потт Summer Camp Island, мне нравился ее студенческий фильм «Живот» с полулюдьми-полуживотными и очень тонким психологическим поворотом и вообще она считалась восходящей звездой. Она вообще из Англии, но этот проект для Америки - взяла своего героя Оскара из "Живота" (только помладше) и сделала сериал для младших подростков Summer Camp Island, тоже полуфантастический. Судя по одной серии, получилось хорошо – с приключениями и тонкостями тоже. Он, кстати, приз получил.



Ну а в канадском студенческом конкурсе меня очень развлек (и приз получил) фильм про клитор Le clitoris, такой как бы документальный науч-поп, где части тела становятся персонажами студентки Lori Malépart-Traversy из киношколы Concordia University (кстати, мы его увидим на Кроке).

Le clitoris - Animated Documentary Trailer (2016) from Lori Malépart-Traversy on Vimeo.



Приложение. Победители OIAF

Главный приз за независимую короткометражную анимацию


J’AIME LES FILLES (I LIKE GIRLS)
Diane Obomsawin
Canada
2016


Гран при за лучший полнометражный анимационный фильм


LOUISE EN HIVER
Jean-François Laguionie
France & Canada
2016

 
Почетное упоминание
CAFARD, Jan Bultheel (Belgium/France/The Netherlands)


 

ПРИЗЫ В КАТЕГОРИЯХ


Приз за нарративный короткометражный фильм
L’AVEUGLE, VAYSHA (BLIND VAYSHA)
Theodore Ushev
Canada
2016  

Приз за лучший экспериментальный или абстрактный фильм
SUIJUN-GENTEN (DATUM POINT)
Ryo Orikasa
Japan
2015

  Приз за лучший студенческий фильм
CIALO OBCE (FOREIGN BODY)
Marta Magnuska
Poland
2016

    Приз за лучший дипломный фильм
FRANKFURTER STR. 99
Evgenia Gostrer
Germany
2016

  Приз за лучшую прикладную анимацию
HONDA ‘PAPER’
PES
USA
2015

    Приз за лучший короткометражный фильм для детей
THREE LITTLE NINJAS DELIVERY SERVICE
Karim Rhellam & Kim Claeys
Belgium
2016


Почетное упоминание ACCIDENTS, BLUNDERS, CALAMITIES, James Cunningham (New Zealand)
NOVEMBRE, Marjolaine Perreten (France)

  Приз за лучший анимационный сериал для детей
SHAUN THE SHEEP ‘THE FARMER’S LLAMAS’
Jay Grace
UK
2015

  Почетное упоминание
SUMMER CAMP ISLAND, Julia Pott (USA)
HEY DUGGEE ‘THE OMLETTE BADGE’, Grant Orchard (2015)

 

НАГРАДЫ ЗА МАСТЕРСТВО

 
Награда за лучший сценарий
FIRED ON MARS
Nick Vokey and Nate Sherman
USA
2016  

Награда за лучший дизайн
THE ABSENCE OF EDDY TABLE
Rune Spaans
Norway
2016

  Награда за лучшую анимационную технику
VELODROOL
Sander Joon
Estonia
2015

  Награда за лучший звук
SQUAME
Nicolas Brault
Canada
2015

   

ДРУГИЕ НАГРАДЫ 


Приз публики
FIRED ON MARS
Nick Vokey and Nate Sherman
USA
2016

  Приз за лучшую канадскую анимацию
BLIND VAYSHA 
Theodore Ushev
Canada
Narrative Short Animation

  Почетное упоминание
4MIN15 SEC AU REVELATEUR, Moia Jobin-Paré
BEGONE DULL CARE, Paul Johnson

  Приз за лучшую канадскую студенческую анимацию
Khoebe Magsaysay
Sheridan College
2016

  Почетное упоминание
DER TOD IST EIN DANDY, Daniela Vargas (Vancouver Film School)
THE CLITORIS, Lori Malepart-Traversy (Concordia)
DE RACINES ET DE CHAINES, Francis Lacelle & Robert M Lepage (INIS)
BOUNCING BLUNDERS, William Martin (Sheridan College)