Большой Фестиваль Мультфильмов

Блог Крок 3. Дипломные фильмы



19 ноября 2016

После большого перерыва продолжаю рассказывать про вторую конкурсную категорию в программе Крока дипломные фильмы.

Еще одна пара израильтянок с фильмом «Зеркала» из Бецалеля – Яли Хербет и Ли Дрор (Mirrors - Yali Herbet and Lee Dror) сделаны в том же самом духе, о котором я уже говорила – 2Д угловатый дизайн и общий ровный тон с некоторой подспудной тревожностью. На этот раз мы видим чередование коротких эпизодов, где девочка едет с отцом в машине, постепенно взрослея (в какой-то момент она в солдатской форме) и в финале уже за рулем она, а он, пожилой, рядом. Видно, что с подросткового возраста отношения у них напряженные, но слов нет и в целом все завуалировано. И никакой внятной мысли нет, кроме «жизнь идет».

Mirrors (TRAILER) from Mirrors Movie on Vimeo.



Грек Аггелос Папантониу учился в Австралии, где и сделал страшноватую притчу (на мой вкус с перебором) про всеобщее равнодушие – «Госпожа Метро». Но многих впечатляет (Aggelos Papantoniou - Mrs. Metro). Вот целиком.

Mrs. Metro from Aggelos Papantoniou on Vimeo.



Один из самых милых детских фильмов конкурса (а детское студенты обычно не снимают: раз уж диплом можно про что угодно, то все предпочитают про что-то душераздирающее, а этот еще и тихий) – “Ноябрь” швейцарки Маржолен Перретен (Marjolaine Perreten - November) из французской школы Пудриер. Просто дождь, все прячутся, ежик, как Мазай, спасает улиток, в общем – дело к зиме с множеством славных деталей. Жалко в сети нет даже ролика, но есть другие маленькие учебные фильмы этой Маржолен.

«Историю линии» сняла в США польская дипломница Алисья Ясина (Alicja Jasina - Once Upon a Line) – в целом это довольно стандартный сюжет про то, как жил человек размеренной жизнью, потом влюбился-женился-развелся и т.д. , но придуман вполне симпатичный лаконичный графический ход с очень условными фигурами из нескольких деталей – линий и пятен, и хорошая анимация. В сети фильма и даже трейлера нет, но есть ее шоурил, где в начале и конце по кусочку из этого кино <

Reel from Alicja Jasina on Vimeo.



Мартин Май из лучшей чешской школы FAMU снял фильм «Несовременно» (Martin Maj - Outdated) про устаревание гаджетов. Как техника по этому поводу печалится, а потом попадает в гаджетовый рай. И начинается история с радио, под которое раньше танцевали, а теперь позабыли. По драматургии не очень внятно, но есть симпатичные детали. И тут тоже модный простой иллюстраторский стиль, который теперь буквально все используют и боюсь, что скоро он сильно надоест.

Умилительный фильм американской дипломницы нью-йоркской Школы визуальных искусств Натали Лябарр «Папа» (Natalie Labarre - Papa) про огромного папу-изобретателя и маленькую дочку давно уже стал хитом интернета, так что чего про него рассказывать. Чистый нарратив, ну и картинка неплохая.

Papa from Natalie Labarre on Vimeo.



«Попугай из ряда вон» снял режиссер Мадс Вейднер (Mads Weidner - Parrot Away) из датской киношколы The Animation Workshop – кино довольно стандартное, карикатурное про то, что все капитаны (или пираты) мечтают о попугаях, как модных аксессуарах и опоздавшему на распродажу капитану достался самый уродливый попугай. Но это кино берут все фестивали – оно внятное, да и из Дании обычно выбор маленький.

Parrot Away from The Animation Workshop on Vimeo.



Зато «Бекон» (или «Сало») группы эстонских бакалавров – учеников Пярна (August Varustin, Morten Tšinakov, Paula Mauer, Heili Lõhmus - Pekk) – смотрится свежо, благодаря своему абсурдному юмору и нелепой корявой пластике самодельных кукол. История про любовь и измену, и про то, как из мужа и любовника собрать себе одного партнера по танцам. Вот он целиком.

Pekk from EKA anima on Vimeo.



«Случайные блуждания» Борбалы Томпа (Borbala Tompa - Random Walks) из отличного венгерского университета искусства и дизайна Мохой-Надь (МОМЕ), откуда теперь много появляется хороших выпускников, - это документальная анимация по интервью с пятью мигрантами почему они приехали. Ясно, что это кино из-за актуальности темы все сейчас будут брать на фестивали, но на мой взгляд она ничего не придумала, кроме набора интервью с жалобами. Никакого следующего шага нет, неясно, есть ли ей что сказать на эту тему, кроме очевидного, что людей жаль, поскольку они бежали из мест, где им было плохо, несвободно и др. и сегодняшняя их жизнь на чужбине тоже не сахар.

RANDOM WALKS trailer from Borbála Tompa on Vimeo.



Швейцарец Фредерик Зигель из киношколы в Люцерне снял фильм «Рубен уходит» (Frederic Siegel - Ruben Leaves) про невроз – когда человек выходит из дома, а ему кажется, что там то потоп, то пожар, а то вообще какие-то фантастические катастрофы. Снова стильный иллюстраторский дизайн, но тут и по режиссуре все неплохо придумано, когда безумие накручивается.

Ruben Leaves (2015) - Teaser from Frederic Siegel on Vimeo.



Еще одна прежде российская (училась в Питере), а теперь немецкая студентка из Потсдама Ксения Смирнова сняла фильм «Рубик» (Xenia Smirnov - Rubik) в технике «масло на стекле». Придуман он остроумно, будто внутри кубика-рубика комната и когда вертят слои, вещи и люди меняют местами, как в стишке «Ехал Ваня на коне». Но получилось не очень внятно и темноватая-тяжеловатая технология не слишком идет к этой шутке, где все условно. Хотя дизайн хороший и интересно было бы в этой манере сделать какую-то другую историю про квартиру – более реалистическую и требующую тех подробностей, которых тут так много.

Rubik from Xenia Smirnov on Vimeo.



«Где-то» Арины Шабановой из московской Британской высшей школы дизайна про то, как она с папой едет на машине из Москвы домой в Геленжик – совершенно иллюстраторское, очень нарядное кино, с атмосферой, которая задается саундтреком из реального звука, музыки, реплик папы и др. И пейзажи за окном превращаются в абстракцию. В общем, хороший рекламный ролик страны. Вот тут целиком.

http://arinashabanova.com/Somewhere-FMP

В каталоге пишут, что «Подарок» Якоб Фрей (Jacob Frey - The Present) снимал вроде бы в США, но указано, что это его диплом в немецкой киноакадемии Баден-Вюртенберг, где учат в несколько коммерческом ключе, что видно и по этому фильму, который тоже уже давно стал интернет-хитом. Качественное 3Д, внятная история с неожиданным финалом, сентиментально, все, как полагается.

The Present from Jacob Frey on Vimeo.



Про «Осколок» Дмитрия Иванова из ШАРа я уже рассказывала из Суздаля, кино было для меня совершенно неожиданным своей болезненной актуальностью, хоть это все и выглядит метафорой, приложимой к любой войне. В России обычно режиссеры не любят работать с актуальными и острыми темами. А тут такая жгучая антивоенная история про солдата с осколком в голове, который не дает ему жить, - то есть сюжет про посттравматический синдром, который повсюду. От которого, хоть в фильме и хэппи энд, на самом деле совсем избавиться невозможно. В этот раз меня особенно поразило, что оказывается Дима – востребованный аниматор, работающий в очень многих техниках, в частности живописи на стекле, чему учился на студии Петрова. А этом фильме он как будто специально отказался от всех своих пышных умений и сделал предельно минималистичную историю из ходячих носатых квадратиков. Но при этом все умения там есть, просто они скрыты внутри, под слоем воды, как у айсберга, и в перечислении использованных техник стоит и живопись по стеклу, и рисованная анимаци, и перекладка , и 2Д компьютер.

http://www.filmpro.ru/movies/335305/videos

Про «Сумеречный час», который снял иранец Реза Риахи (Reza Riahi - Entre chien et loup-The Twilight Hour), я уже как-то писала, только не помнила, что он дипломный – он его снял в школе Пудриер во Франции. Там понятная история про молодого солдата , который не хочет противостоять людям на демонстрации. Вот он дома такой же, как все, и видит протесты по телевизору, а вот он в форме и шлеме, но так и не может почувствовать себя на другой стороне и подчиниться приказу. Там есть это чувство растерянности человека, который и надев форму видит жизнь не сквозь щель и продолжает задавать вопросы. В описании написано невнятно, что это традиционная анимация, но кажется это живопись. Не супер оригинальное кино, но есть настроение. Раньше, кстати, он был в сети целиком, теперь можно найти только трейлер, видимо, хорошо идет по фестивалям, что и понятно – тема актуальная.

TRAILER_Entre chien et loup from RezaRiahi on Vimeo.



«Изменчивая геометрия» Мари-Брюн де Шасси (Marie-Brune de Chassey A Geométrie – Variable) чем-то мне понравилась, но по прошествии времени уже не вспомню чем, кроме эффектных переходов черного и белого. Трейлер вот.

Variable Geometry trailer from Studio KO on Vimeo.



Про «Велочушь» эстонца Сандера Йоона (или Еона) (Sander Joon Velodrool), ученика Пярна, я писала уже не раз, фильм хорошо идет по фестивалям и вообще отличное кино – остроумное, парадоксальное, с ощущением безграничных возможностей анимации и выразительной графикой. Говорю о нем еще раз потому, что оно появилось в сети целиком -

Velodrool from Sander Joon on Vimeo.

«Прогулка» Татьяны Кузнецовой – кино на вид довольно-таки бесхитростное – как будто детские рисунки вписаны в рамку из такого же детского орнамента, вроде бордюров, которые мы в первом классе рисовали в тетрадках. Ходовая история про то, как два рыцаря ради девочки-дамы поубивали-разломали друг друга, а она потом из деталей двух собрала одного и с ним уехала. Но оказывается там корни глубже – Таня ориентировалась на английские гобелены 14 века и орнамент у нее превращается в персонажей. Вот тут есть - http://uakino.tv/video/224735-multik-progulka-2015-smotret-onlajn.html

Фильм «Насколько ты смуглый» индийской студентки Винни Энн Бош (Vinnie Ann Bose - What is your Brown Number) снят на студии Ээкзаурус под руководством всеми любимого Суреша Эрията и продюсером значится Нилима Эрият. Это диплом в национальном институте дизайна, но фильм профинансировала студия, поскольку они хотят делать всерьез проблемную анимацию, а тут речь про дискриминацию по цвету кожи. Надо сказать, многое из того, что мне на этом Кроке Суреш и Нилима рассказывали про Индию, буквально не укладывается в голове. Впрочем, про расистский поворот нам рассказывать не надо, мы это знаем. Оказывается (судя по этому фильму и по рассказам) в Индии очень сильная разница между людьми по цвету кожи, как говорит Суреш : «Мы не белые и не черные» и те, кто с юга Индии могут иметь почти по-негритянски темную кожу, а те, кто с юга – почти совсем белые. И считается, что белизна – не только знак красоты (огромные деньги люди тратят на косметические операции по отбеливанию кожи), но и вообще некая социальная характеристика – считается, что темнокожие хуже образованы, беднее («где ты видел белых попрошаек?»), их не возьмут на высокие должности при прочих равных, то есть это вопрос и карьеры, и зарплаты и т.д. Так вот этот очень симпатичный и остроумный фильм исходит из того, как будто бы для определения степени смуглоты существует такая палитра, как в красках, и каждый знает, какой у него номер (причем, головы нарисованы такими квадратиками с закругленными углами и номером в нижнем углу, как в справочниках для красок). Бешено завидуют европейцам, у которых 5-й номер и расстраиваются, если у них рождается очень темнокожий ребенок. Причем, это не преувеличение – очень смуглый Суреш рассказывал, что сам он с юга и по этому мультфильму у него смуглота 85, а у Нилимы, которая из центра страны – 50. И ее родители были очень огорчены, что внучка темная.

На этом о дипломниках все. Последний блог будет о дебютах.