Большой Фестиваль Мультфильмов

Блог Суздаля-2017. Часть 1



21 апреля 2017

Суздальский фестиваль давно закончился и картина анимационных итогов прошедшего года уже сложилась. Мне, конечно, интереснее всего авторская анимация и по этой части я вижу, что год не самый урожайный. Есть несколько отличных фильмов (общих безусловных фаворитов, что показал и выбор жюри, и профессиональный рейтинг), несколько обаятельных анимационных джемов (здорово, что жанр вольной складчины мультипликаторов распространяется!), несколько талантливых и многообещающих студенческих работ (невозможно не заметить, как много свежих молодых ребят вдруг стало приходить не из традиционного образования вроде ВГИКа, а из частных колледжей, обучающих групп и школ типа питерской команды Ивана Максимова). Но в целом есть ощущение, что у нашей анимации сейчас период передышки. Ну и раз уж я стала писать блог, когда лауреаты уже объявлены, и в предвкушении наших показов «Новых лучших» в КАРО 23 апреля, начну с рассказа о победителях.

Через полгода путешествуя по миру наконец-то показан суздальскому профессиональному сообществу «Среди черных волн» Ани Будановой, который в этом сезоне можно считать самым успешным российским фильмом на мировых фестивалях. Он, на мой взгляд, вполне предсказуемо получил и Гран-при, и первое место в профрейтинге с большим отрывом (а через короткое время и главный приз анимационной премии «Икар»). Кино действительно очень сильное и по самой трактовке легенды о муже, прячущем кожу жены-оборотня, чтобы ее не потерять (тут она девушка-тюлень, но вообще в сказках, в том числе русских вариантов множество). Аня помещает сказку в реальную жизнь деревни с охотничьим бытом, шушукающимися соседками, весело скачущей дочкой – и в этом она наследует Валентину Ольшвангу с его несказочными сказками. Только у Ольшванга все это погружено в подробные психологические глубины, а у Будановой все гораздо условнее. И, конечно, важно, что Аня сильный художник: у нее вроде бы резкое и лаконичное изображение, но такое богатое по фактурам – потеки черной туши по черной масляной краске и масляной пастели, - что его хочется пристально рассматривать. Ну и есть несколько ударных сцен, которые невозможно забыть, что очень важно для фильма. Завораживающий танец в воде девушек-тюленей. Тот момент, когда уходя, чтобы не смотреть на разделку туши гигантского тюленя, героиня поглубже натягивает капюшон и вдруг сквозь капюшон зыркают ее огромные ведьминские глаза. И тот момент, когда, мучительно стараясь натянуть найденную кожу, она – еще получеловек-полутюлень – со стоном ползет к проруби. Ну и то, конечно, как, не узнав жену, муж чуть не убивает ее гарпуном, а поняв, что потерял, буквально рушится на колени рядом с прорубью. И последние кадры, когда мы видим вдалеке уплывающих белых тюленей и вдруг один из них отстает от стаи, медлит, как будто оглядываясь на оставленный дом и любимых, и снова догоняет.





«Рыбы, пловцы, корабли», - фильм Дмитрия Геллера, снятый им в Китае вместе с болгарским режиссером Андреем Кулевым, - получил приз за лучший авторский короткий метр. Кино это, надо сказать, весьма загадочное, в нем Дима снова, как это у него бывало в ранних фильмах, уходит от внятной истории, скорее рассчитывая на то, что цепь поэтических картин сложится в голове у зрителя во что-то свое. Вместо синопсиса режиссер дает цитату из стихотворения Поля Элюара:
«Рыбы, пловцы, корабли
Меняют облик воды.
Вода тиха, вода шевельнется
Только для тех, кто ее коснется».
Здесь есть несколько линий, и к концу становится понятным, что главными были две - о ловце жемчуга и об актрисе, разыгрывающей за занавеской в дешевой китайской забегаловке, сказки теневого театра. Звучит китайская речь, что говорят, не понять и, видимо, режиссер считает, что нам это не нужно, но это беспокоит и кажется, что мимо нас проходит что-то важное. Мы видим некрасивых жующих людей в багровом свете забегаловки и слышим грубый гомон посетителей, а героев разделяет экран теневого театра. Встречаются ли они, мы не узнаем, как и не узнаем, что между ними происходит. Анна Карпова, изумительный художник Геллера, разделяет изобразительный поток этого фильма на несколько разностильных слоев, а тот, что связан с морем – «рыбы, пловцы» и прочая морская жизнь - нежнейшая акварельная графика в духе Ци Байши, которого, как мы знаем, Геллер очень любит. Трагический финал фильма, когда в бурю женщину сбрасывает ветром в море и глубоко под водой пловец подхватывает ее уже обмякшее тело, действует сильно, и ты начинаешь думать, что это сюжет про несостоявшуюся любовь и пытаешься отмотать назад все, что между ними было. Но история все равно остается закрытой, сама в себе. Впрочем, многим совершенно достаточно той лирической ноты, которую они услышали, недаром этот фильм получил такое количество призов в Суздале, включая приз мастеров «Пластилиновая ворона», вручая который Юрий Норштейн сказал, что считает эту картину Геллера прорывной, открывающей новое. Что до меня, то я сохраняю верность прошлому диминому фильму «Мужчина встречает женщину», он по-прежнему для меня на первом месте.





Кроме награды за лучший короткий метр, жюри дало два спецприза авторским фильмам. «Джони-Бони-Бо» Лизы Скворцовой – бессловесная экранизация маленькой поэмы абсурдиста Эдварда Лира «Сватовство Мистера Джони-Бони-Бо» - получила награду с формулировкой «За чувственность и гармонию выразительных средств». История про дикого симпатягу Джони-Бони-Бо, живущего в компании овечки на острове, усыпанном желтыми тыквами, и потрясенного строгой приезжей дамой, неудавшейся певицей, - действительно становится поэмой о просыпающейся чувственности. Затянутая в черное надменная леди Джингли-Джонс в окружении курочек, беспрестанно несущих ей «вокальные яйца», сначала знать не хочет неотесанного коротышку-приставалу, но постепенно его простодушные ухаживания превращают леди-сухарь в нежную мечтательную девушку, робеющую собственных любовных фантазий, а с любовью у нее прорезывается и голос. Главное в этом очаровательном фильме, нарисованном быстрой летучей линией – легкое дыхание, которое и вообще свойственно фильмам Лизы, но тут проявилось больше, чем когда-либо. У нее наконец-то была возможность рассказать свою историю и Лизина милая лукавая манера рассказа соединилась с чудесными подробностями из жизни двух несчастных влюбленных, да и не только их, а еще, например, курочки, обольщающей железного петушка с флюгера.





Второй спецприз с формулировкой «За поэтичность» жюри отдало еще одной короткометражке с «Союзмультфильма» - фильму «Два трамвая» Светланы Андриановой. Это кино, вдохновленное изданной в издательстве «Самокат» книжкой с иллюстрациями Анны Десницкой по стихотворению Осипа Мандельштама. Только стихи про братьев-трамваев Клика и Трама Света превратила в бессловесную историю о матери и сыне, о взрослении шустрого малыша – с игрушками, шалостями на рельсах и пр, а потом о старении мамы, когда выросший усатый трамвай ищет заблудившуюся ветхую старушку со слезящимися глазами-фарами по всему городу. Чудо этого кукольного фильма, во-первых в самом его мире - узнаваемом предвоенном Ленинграде, придуманном Десницкой, с объемными облупившимися домами, плоскими людьми из белой бумаги и полуобъемными, барельефными трамваями, объединяющими эти две стилистики. И, конечно, в подробно сочиненных Андриановой теплых, сентиментальных деталях жизни трамваев: том, как они умываются, как малыш скачет по рельсам, будто щенок, как учит уроки и играет в мяч, как подхватывают трамваи стоящих на остановках бумажных людей, как подгибаются у старушки-трамвая ослабевшие колеса и как нервничает сын, ожидая ее из ремонта, будто из операционной. Ну и сами люди – бородатый бумажный дворник с настоящей метлой, женщина с коляской, кормящая голубей, влюбленный матрос, ждущий на остановке девушку, граждане, спешащие по делам и пьющие чай в окнах с настоящими цветастыми занавесками. В этом фильме столько деталей, что его хочется много раз пересматривать, каждый раз обнаруживая что-то новое, это очень редкое и драгоценное свойство.





Ну и диплом в категории «Лучший профессиональный короткометражный фильм» с формулировкой «За своеобразие стилистического решения» получил Саша Свирский, звезда отечественной независимой экспериментальной анимации, за фильм «9 способов нарисовать человека». Саша для нашей анимации автор уникальный и совершенно самостоятельный, бог знает, откуда берут начало корни его стремительного рисовано-коллажного кино, которое строится по музыкальному принципу с лихо закрученным ритмом, как виджеинг. Явно не в российской анимации. Даже когда в основе его фильма есть развернутая история (как было в «Муравьиных песнях» или «Танзонке») визуальная часть такая сильная, что совершенно побеждает сюжет, многие зрители его даже не видят и смотрят кино, как поток движущихся картинок. «9 способов нарисовать человека» основаны на Сашиных стихах, похожих на бормотание себе под нос во время работы:
«Можно нарисовать человека как птичку.
Нарисовать человека так, как рисуют птичку.
Нарисовать человека так, как птичка говорит…».
Свирский разбивает это кино на главки, как на музыкальные части, композитор в его фильмах много значит и в этот раз автором музыки, звукорежиссером и чтецом стал Алексей Просвирнин, который точно чувствует постоянно меняющийся ритм полуабстрактного потока образов. Самое главное свойство Сашиной анимации, кроме музыкальности – это ее свобода. Свобода в композиции, свобода включать в дизайн все, что захочется, кроме собственных рисунков – случайные фотографии, тексты, превращающиеся в узор, какие-то газетные вырезки, таблицы, не бояться ни пустоты, ни перегруженности. В общем, это здорово, что фильмы Свирского постепенно получают и официальное признание в дополнение к любви коллег и поклонников.





Следующий в списке призов – фильм «Бельчонок и санки», снятый Олесей Щукиной тоже на Союзмультфильме, он получил приз за лучший фильм для детей. Очень простое и очень нарядное кино, почти без истории – просто бельчонок увидел санки и стал учиться с ними играть на зависть толстым снегирям. Чистая радость, как детская песенка, и главное тут, на мой взгляд, очень узнаваемый, остроумный, лаконичный и радостный Олесин дизайн с маленькими милыми деталями (мне очень нравится, как мама-белка, уходя из дома, очень женским движением натягивает высокие сапожки и взбивает меховой воротник).

Теперь о призерах среди студенческого кино. Лучшим студенческим фильмом стала картина The Square, режиссером которого значится Яков Круговых, а на самом деле под этим псевдонимом выступает выпускница Школы-студии ШАР Варя Яковлева (надо сказать, на этом Суздале не она одна скрывалась под брутальным мужским именем, был, например, еще Вова Компотик, оказавшийся нежной девушкой, но о ней в следующий раз). Варя сделала очень остроумное кино с выразительной графикой, в основе идеи которого был, конечно же «Черный квадрат», но не то, как мы его видим, а как он видит нас. Квадрат этот был как бы окном, мимо которого идут прохожие – останавливаются, заинтересовываются, ужасаются, заводят романы и устраивают сцены. Сквозь окно-квадрат смешные персонажи смотрят прямо на нас - на публику в кинозале, и ощущение, что мы находимся перед порталом в параллельный анимационный мир, через который он рассматривает нас, оказывается весьма неожиданным.





Дипломов в категории лучший студенческий фильм дали целых четыре. Из них два совсем коротеньких принадлежат бывшим студентам курсов при «Союзмультфильме», которые теперь объединились в команду под названием «Велосипед». Во-первых, это «Апорт» Дениса Воронина – изобразительно лихое кино про собачью драку за мячик, о котором я уже писала осенью, когда он взял приз на Кроке. Второй – «Тип-топ» - только что законченная картинка о людях, ждущих автобуса на зимней остановке. Их топот, хмыканье и шмыганье Алла Вартанян превратила в ритмичную шумовую музыку в духе «Стомпа», а их самих – в невероятно смешной танцевальный ансамбль с младенцем с соской, бабкой с авоськой яиц, длинным пацаном со жвачкой и др. Кино, здорово сделанное по ритму, и с очень остроумной графикой, для меня стало одним из самых приятных открытий на Суздале.





И еще два диплома отдали выпускникам ВГИКа. Милый, лаконичный фильм «Уроки музыки», вгиковской дипломницы Дарьи Севостьяновой с курса Алексея Демина о крошечном малыше с огромной виолончелью, которого чья-то огромная рука заставляла заниматься музыкой, смотрелся забавно и трогательно. А фильм «Компания» третьекурсника Рустама Корнаушкина, ученика Натальи Дабижа, хоть и выглядел вполне профессиональной работой, вызвал у меня большие сомнения. Режиссер снял историю по мотивам иронических картин Владимира Любарова – в ней три еврея играют в домино с огромной рыбой, явно обжуливая ее, пьют вместе водку, пляшут вместе, хвастаются друг другу семейными фотографиями, а потом все под ту же еврейскую музычку приятеля-рыбу съедают. Вольно или невольно для автора фильм этот имеет определенно антисемитский оттенок, чего никогда не было в картинах Любарова, как к ним ни относись.





В категории дебютных фильмов жюри решила приз не давать (действительно, интересных дебютов – то есть первых фильмов, снятых вне института – всегда, а в этом году особенно было меньше, чем студенческих). Жюри дало только один диплом кукольному фильму «Добро пожаловать», который сняла на студии «Пчела» совсем юная Полина Кутукина, выпускница Театрально-художественного колледжа. Получился этюд о пришедшем в церковь новом молодом и строгом настоятеле, думающем лишь о молитве, и хлопотливой пожилой монахине, мешающем ему своими хозяйственными заботами. Не знаю, почему вдруг молодая девушка решила взять такой далекий и неочевидный материал, но кукольная анимация у нее вышла такой мастерской, живой и точной, а два характера - такими узнаваемыми и убедительными, что к концу вопрос, откуда вдруг выплыл этот сюжет, почти не возникал.

Про другие, уже не призовые, авторские и студенческие фильмы, расскажу в следующий раз.

Дина Годер