Большой Фестиваль Мультфильмов

Суздаль блог 2. Студенты и дебютанты.



26 апреля 2018



Автор: Дина Годер

Теперь перейдем к самому интересному, поскольку этот Суздальский фестиваль был прежде всего триумфом молодого и дебютного кино. Дебютанты были разного возраста: одни только что закончили институт, другие уже давно работали в анимации и только сейчас попробовали свои силы в режиссуре, но новостью было то, что появились совсем-совсем юные режиссеры, 18-летние, причем работы их выглядели вполне конкурентоспособными и не только благодаря свежести взгляда, но и оригинальным, неизбитым режиссерским ходам и собственному художественному языку. На самом-то деле, свежесть взгляда сама собой из молодости не следует, мы все это понимаем, видя на фестивале год за годом студенческие фильмы, снятые как будто стариками – и по языку, и по какому-то дремучему представлению о мире. Это очень большая педагогическая работа – научить быть собой и отказаться от клише, которыми забиты головы даже у школьников. И в этом смысле мне кажется страшно важным, что сейчас у нас появляются новые анимационные школы и учебные подходы, несколько дистанцирующиеся от отечественной традиции преподавания, и ищущие свои пути.

Вот, например, двухминутный фильм «Дача, пришельцы, огурцы» восемнадцатилетней Кати Михеевой, второкурсницы Школы дизайна Высшей школы экономики, которую у нас прежде не числили среди «кузниц кадров» (и действительно, там это довольно новое направление). Катя невероятно остроумно и изобретательно (вы только посмотрите, какие там ракурсы, какие гротескные превращения персонажей) разыгрывает фантастический сюжет о том, как прилетели на дачу пришельцы, забрали с собой внучку, но решительный дед сбил их корабль банкой огурцов, а потом и этих смешных существ, похожих на ладошки с глазами, пристроил к работе на огороде. Фильму дали диплом в категории «за лучший студенческий фильм» с формулировкой «за высокий полет огурца» и седьмое место профессионального рейтинга, что, конечно, еще более значимо. «Дача, пришельцы, огурцы» уже давно появился в сети целиком, но, видимо, сейчас Катя поняла его фестивальные перспективы, так что в открытом доступе сейчас есть только трейлер



Второй источник юных кадров – Колледж кино, телевидения и мультимедиа при ВГИКе. Это школа не новая, но до конкурсной программы ее студенты добираются редко и еще реже запоминаются. В этот раз все обратили внимание на фильмы, сделанные студентами колледжа на недельном интенсиве у Лизы Скворцовой по методу Гиля Алькабеца, который назвали Energy Injection. Смысл в том, что сначала преподаватель очень быстро дает длинный список слов, каждое из которых должно вызвать какие-то ассоциации и воспоминания у студентов. Потом из историй выбирается лучшая, немедленно объявляется день показа через 7-10 дней и каждый из студентов делает к своему фильму премьерный плакат. А после этого уже отступать некуда и за эти дни в режиме полного погружения, чтобы не потерять свежести ощущений, делается кино. Конечно, за это время ничего сложного не сделаешь, зато можно мобилизоваться и придумать что-то неожиданное. Из Лизиного интенсива я запомнила забавный фильм Александры Деевой «2,5 секунды»(длился он 2, 5 минуты) о том, как героиня на концерте, падая с плеч высоченного парня, успела передумать множество разных вещей, буквально «вся жизнь пролетела у нее перед глазами». Напряжение нагнетается и кажется, что когда она упадет, обязательно сломает шею. Но нет, вскочила и продолжила танцевать. Фильм «Тревога» Данила Лаврикова, где он показывает, как сходил с ума от беспокойства, считая, что зажарили его друга-индюка. Из той же подборки – очень просто, одной линией нарисованная классическая история о художнике, мающемся без вдохновения - «Муза» Ульяны Галактионовой, где художником оказывается сова, а наглой, ненавистной музой – муха.

Кстати, еще один источник очень молодых аниматоров - факультет анимации Scream School, студенты которого в этом году уже в четвертый раз делали заставки для анимационной премии «Икар». Последние были посвящены ленте Федора Хитрука «Фильм, фильм, фильм», а в в Суздале диплом в категории «лучшая работа в прикладной анимации» отдали прошлогоднему набору коротеньких роликов, посвященных жукам и прочим насекомым из фильмов пионера анимации Владислава Старевича. (Режиссеры Юлия Сиротинина , Мария Лев , Ирина Лобашева).

С дипломами и дебютами вечная терминологическая путаница. Вроде бы диплом – итоговое кино в процессе обучения, а дебют – первое после обучения. Но у нас, например, в Екатеринбургском архитектурном на кафедре анимации никогда нет денег на выпускные фильмы, а режиссеры защищаются разработками будущих картин. Так что потом, если ими заинтересуются студии, то кино свое они уже снимают после института, как дебют. Так было в прошлом году с фильмом Ани Будановой, то же в этом году с фильмами дебютанток со студии «Урал-синема», две из которых получили суздальские награды и уже активно ездят по отечественным и международным фестивалям. «Бирюк» Полины Федоровой (как раз во время Суздальского феста выяснилось, что это единственный отечественный фильм, который взяли в основной короткометражный конкурс Анси) – вполне традиционный фильм о девочке-непоседе, которую бабушка перед сном стращает неким Бирюком. Здесь лучшее, и именно в традиционной манере екатеринбурской анимации сделанное, с живой грязноватой графикой и красивыми фактурами – страшные сцены в лесу, приснившиеся испуганной внучке. (Фильм получил диплом в категории «Лучший фильм для детей» с формулировкой «за художественное внедрение народной педагогики»).


И второй фильм – «Первый гром» Анастасии Мелиховой, премьера которого осенью прошла на престижном фестивале в Оттаве (в Суздале он получил приз за лучший дебют и шестое место профессионального рейтинга) – фантазия о приходе весны на музыку Анатолия Лядова , уже берет не дизайном, который выглядит вполне традиционно, а точной музыкальной режиссурой, сказочным ритмом, идущим вслед за оживлением природы.



Еще один дебют, который на самом деле диплом – фильм Маши Коневой «Вдоль и поперек» - любовная история из жизни зебр, на которую в школе-студии ШАР, когда Маша училась, тоже не нашлось денег, так что потом она сняла его по приглашению студии «Аквариус». «Вдоль и поперек» - единственный из российских мультфильмов попал на Берлинале, а в Суздале получил диплом «за дебют» с формулировкой «за юмор, графику и ритм». И действительно, графика в этом фильме очень элегантная, полоскам идет синкопированный музыкальный ритм и вообще кино получилось настолько стильное, что выглядит почти арабеской, формальной игрой, а саму историю за ней можно и пропустить.




Зато главный приз за лучший студенческий фильм отдали фильму «А как наши космонавты» Галины Голубевой, которая, конечно, по ходу подготовки фильма немного успела поучиться на курсах при Союзмультфильме, но на самом деле это никакой не диплом, а полноценный дебют художницы, уже давно работающей в анимации. Обаятельная лубочная история о полете в космос с коровой и самоваром, сделанная в нарядной пластилиновой перекладке, ложится на песню бабушки из Белгородской области, записанную фольклористами еще в 80-х годах, а к ней добавлены фрагменты из интервью Гагарина о полете, неожиданно звучащие так же по-деревенски простодушно. Кстати, я на фестивале поговорила со многими дебютантами и надеюсь постепенно эти интервью опубликовать, а Галино будет первым – истории про себя и свое кино она рассказывает очень интересные.



Ну и нельзя не сказать про «Грушепад» Леонида Шмелькова, который значится студенческим фильмом, поскольку снят, пока Леня учился в Эстонской академии художеств у Пярна, но понятно, что для нас Шмельков давно уже даже не дебютант, а признанный режиссер. В «Грушепаде» Леня продолжает свои игры с абсурдом, а также с ритмом, в котором происходят удивительные события внутри фантастического мира. На самом-то деле это – мир кино и даже компьютерных игр, заэкранье, отсюда все его нелепости и алогизм. Собственно, с этим способом рассказа Леня уже экспериментировал в «Очень одиноком петухе». Фильм есть в сети целиком, вот :



Что касается дипломников ВГИКа, то в этот раз было несколько отличных работ, в первую очередь выпускников Валентина Ольшванга. Они не были отмечены жюри, хотя, на мой взгляд, стоили внимания. Во-первых, новый фильм Нади Федотовой «Игра в людей»- в некотором смысле продолжение темы ее отличного студенческого фильма «Боль», теперь скорее метафорически рассказывающей о ревности, мнительности, и комплексах в любви. Она впечатляюще разыгрывает тему двойничества (все, кого подозревает, кого видит в страшных видениях неспокойная душа влюбленного героя, оказываются им самим: «С кем протекли его боренья? С самим собой, с самим собой») и строится на бесконечных изнурительных всплесках и падениях страсти, то душащей, то отпускающей героя. Надя снова рисует в той же черно-белой резкой и размашистой манере, которую Норштейн на «разборе полетов» очень точно назвал «графическим отчаяньем».



Еще из выпускников Ольшванга были заметны «Мария и Хуан» в режиссуре Элен Гаршаули – чудесная мексиканская история о пьянице Хуане и терпеливой Марии, проучившей его с помощью богородицы, - нарисованная в духе наивного и яркого мексиканского дизайна. «Форма» Сарданы Отовой, где взаимоотношения мужчины и женщины решаются через форму (синяя квадратная фигура – мужчины и красная округлая – женщины) и движение – свободное и плавное у женщины и неуклюжее, как у робота, у мужчины. Надо сказать, тем же ходом был решен и еще один вгиковский фильм, получивший диплом в категории «за лучший студенческий фильм» с формулировкой «за динамичное отображение супрематической эмоции» - «Красное черное» студентки курса Натальи Дабижа - Екатерины Кудояровой. Она тоже показывала взаимоотношения мужчины и женщины через спор цветов – красного и черного и распадающихся форм, в результате приходя к тому, что элементы складываются в красно-черную супрематическую композицию Нади Леже. Вообще конструктивистско-супрематические сюжеты для ВГИКа оказались первоочередными, в конкурсе был фильм «В ритме» Натальи Волковой (она студентка Натальи Орловой) – построенный на персонажах Малевича под музыку Прокофьева и Шестаковича.

И еще один фильм ученицы Ольшванга, на который обратили внимание, хоть он и вызвал споры – «Шкафчик» Дарьи Зиминой. Карандашное рисованное кино про то, как мальчика впервые привели в детский сад, выглядит невероятно похожим на давний и уже ставший легендой фильм Зои Киреевой «Девочка дура». У Даши очень близкая графическая манера и множество сцен выглядит буквально повтором зоиной картины, которая и действительно была настолько сильной и новой, что породила немало подражаний. Сходство смущает (хотя не удивляет, все же Ольшванг, вгиковский мастер студентки, – звезда той самой екатеринбургской школы, к которой относится Зоя и он наверняка как-то участвовал в ее фильме десять лет назад). Но тем не менее есть в этом сюжете и собственные находки, как очень смешная и узнаваемая сцена с уборщицей из Средней Азии, танцующей со шваброй в руках и напевающей на своем языке. Вот весь фильм целиком -



Ну и еще один диплом, тоже не отмеченный жюри, тем не менее очень эффектный – «Красный гараж», снятый Максом Литвиновым во французской киношколе La Poudrière. Режиссер настолько увлечен возможностями движения и дизайном, что сама история про очкарика, которому дворовый хулиган не дает попасть на гаражный концерт, кажется с первого раза не слишком внятной, хоть и впечатляющей. И момент, когда герой с выбитым зубом, накрутивший себя от ненависти и желания попасть на концерт, превращается в бешеный кулак из сотни маленьких свирепых очкариков, выглядит очень выразительно. Но сам киноязык Макса выглядит таким свежим и непривычным для нашей анимационной традиции, что он сразу был отмечен фестивальным молодняком. И хотя в десятку профессионального рейтинга фильм не вошел, я знаю, что очень многие студенты были им восхищены.



Продолжаю о дебютах. Одним из суздальских фаворитов (четвертое место профессионального рейтинга), хоть и не получившим официальных призов, стал фильм «Коля и старушки» Анны Юдиной, которая давно работает аниматором, но после окончания Школы-студии ШАР все никак не могла сделать свой первый фильм. Картина эта, снятая вроде бы в традициях советского Союзмультфильма, с классическим мило-забавным рисованным дизайном, к финалу вдруг оборачивается гомерически смешной и не безобидной историей мести водителя автобуса ворчливым старушкам, которые не давали ему житья в детстве. То есть, в сущности, пародийным рассказом о том, чего можно ждать от детской травмы, которого невозможно было ожидать в рамках этой эстетики, что добавляло фильму юмора.



Диплом за лучший дебют с формулировкой «за переход от стерильности к счастью» получил фильм Иры Эльшанской «Белоснежье». Ира тоже сделала неожиданный поворот: ее диплом «Теплый снег» в иерусалимской академии «Бецалель», несколько лет назад взявший в Суздале приз, как лучший студенческий фильм, был предельно конкретен, в его центре был сюжет о взаимоотношениях отца и дочери, сидящих на московской кухне. «Белоснежье» оказалось фильмом совершенно условным, чистой метафорой. У Иры снова глиняный герой (на самом деле в этот раз она лепила из пластилина, но старалась максимально придать ему грубоватую фактуру глины), некий носатый человечек, помещенный в идеально белый куб. Его шаги оставляют на стерильно-белом полу серые глиняные следы и в ответ на панику героя, комната выдвигает ему ящики со шваброй и прочими орудиями уборки, которые нисколько не помогают. В финале фильма отчаявшийся герой пробивает стену и обнаруживает там похожего на себя соседа, с восторгом расписывающего белые стены яркими картинами, в то время, как комната выдает ему не швабры, а кисти и краски. В общем, мысль фильма Иры (тоже практикующей околобуддистские медитации, которые требуют заглянуть в себя) состоит в том, что мир нам предлагает то, что мы у него просим, а если нам кажется, что он нам предлагает не то, значит мы просто обращаем к нему неправильный запрос. Для анимации притча – жанр вполне традиционный, хоть сегодня мало кто к нему обращается, но все же мне кажется, что идея у Иры получилась несколько чрезмерно абстрактной, хотя герой со всеми своими метаниями, так трогательно обаятелен и так прекрасно двигается, что многое искупает. Возможно мои вопросы связаны с тем, что я не могу воспринимать эту декорацию так, как это нужно Ире. Тесная комнатка героя в моих глазах никак не может означать универсум, для меня закрытое пространство - это тюрьма, и то, что пробитая стена не открывает человеку свободный мир, а приводит в такую же камеру, разве что ярко раскрашенную, меня ничуть не настраивает на оптимистический лад.



Еще один симпатичный дебют - «Хоботёнок» Екатерины Филипповой, милая детская история, по сюжету перекликающаяся с киплинговским «Слоненком». Только там все обижали малыша с коротким носом, пока он не завел хобот и не научился им пользоваться, а тут, наоборот, у героя был слишком длинный и слабый, как веревка хобот, который ему и окружающим очень мешал, но лишь только слоненок «накачал» его, - он стал настоящим героем. Кино получилось бесхитростное и обаятельное, а отдельное удовольствие в нем – голоса, которыми практически всех героев озвучивает Безруков: от несчастного насморочного Хоботенка, до его меланхолической мамы-слонихи.



Еще один фильм, который официально не считался дебютом, но его вполне можно причислить к первым фильмам, снятым после обучения - «Доброе сердце», получившее диплом за лучший фильм для детей с формулировкой «за трогательный рассказ об эволюции чувств в эпоху палеолита» и вошедшее в десятку профессионального рейтинга. Его сняла Женя Жиркова сразу после своей студенческой работы «Девочка, дракон и папа» на курсах Союзмультфильма. В основе его лежит стихотворение Михаила Садовского «Доброе сердце» («Я как-то в дом принёс щенка, Бездомного бродягу…»), от которого в фильме ничего не осталось, кроме общей ситуации: в семью (в фильме – первобытную) сын приносит щенка, а потом маме приходится брать в дом одного зверя за другим. У Жени рисованный фильм с очень милыми глазастыми героями, но сама это детская история выглядит несколько драматичнее, чем в стихотворении. Тут настоящим «добрым сердцем» выглядит хмурая замотанная мама, пытающаяся всех принять и продолжать держать дом в то время, как беспечные папа с сыном приводят с собой все новую живность вплоть до мамонта. Классический сюжет: кто бы в доме ни хотел щенка, а кормит и гуляет с ним мама. Впрочем, финал тут вполне идиллический. В фильме масса прелестных деталей из напряженного быта этой самой несчастной мамаши, разговаривающей со всеми только рыком (рычала за нее сама Женя), поэтому его можно пересматривать много раз и каждый раз смеяться, умиляясь.



Ну и еще среди дебютов хочу упомянуть фильм «Дубак» Анны Крицкой из Екатеринбурга, кино не слишком внятное, никакого особого содержания кроме рассказа о том, как все звери мерзнут зимой, там нет, но дизайн симпатичный и анимация бодрая, так что я не слишком удивляюсь тому, что зрители его отметили в народном конкурсе «Открытая премьера».

Кстати, был среди дебютов и один – «Флора», показавшийся мне интересным, но почему-то показанный только во внеконкурсной программе (в этом году было несколько фильмов, которые на мой взгляд напрасно не взяли в конкурс – не потому, что они имели шанс взять большие призы, а потому, что они из-за этого вообще выпали из профессионального внимания). Влада Мяконькина, выпускница Британской высшей школы дизайна, сняла для альманаха «Звездопад-4» историю про девушку, мечтавшую похудеть, и так отчаянно отказывавшую себе в сладком ради потери пары сантиметров на бедрах, что это ее буквально свело с ума и превратило в хладнокровную убийцу. Рисованное черно-белое кино с небольшими пятнами красного, на мой взгляд, могло бы украсить конкурс современным дизайном, как и остроумной и вполне актуальной историей.

К этому же должна добавить и фильмы из учебной студии Большого фестиваля мультфильмов, тут для меня опять же большая загадка, почему эти коротенькие, но очень тонко сделанные и по настроению, и по анимации фильмы, в конкурс не взяли. Обидно думать, что просто решили сэкономить на приглашениях режиссеров минутных фильмов. Все эти фильмы есть в сети, так что можно убедиться, что они все действительно хорошие, разные и вполне самостоятельные, хоть и маленькие. И работают прежде всего с атмосферой, а не с сюжетом, давая крошечные, но законченные, как хокку фильмы-картинки.

История в бассейне «Баттерфляй» Полины Кампиони -



«В сердце августа» Любови Жуковой – вечерняя дачная картина, как укол воспоминаний о прохладном августе



Мгновенный снимок города и в нем пары влюбленных на велосипедах - «Двое» Александра Шарапова



Прощанье на вокзале «Мне пора» Александры Харитоновой



«ab (a параллельно b)» Анны Крайновой – этюд о летящем шарике, птицах и ладонях



Мне вообще кажется, что преподавательская команда студии БФМ – Вася Чирков, Юра Богуславский, Илья Юдович вполне уникальна в том, что умеет дать своим ученикам в коротком курсе, кроме профессиональных навыков еще и какое-то удивительное внимание к нюансам, слух и умение чувствовать настроение негромкого момента. Возможно это еще и связано с отбором на курс, куда попадают и остаются учиться только художники той же «группы крови». Кстати, кроме учебных фильмов этого года в фестивальной программе показали две картины, которые были сделаны режиссерами-преподавателями со взрослыми группами в ходе Фабрики Мультфильмов на БФМ. Нежный, светящийся «Ветер» (режиссеры Георгий Богуславский и Василий Чирков) – перекладка из прозрачной цветной пленки



И удивительный «Урок японского языка», который под руководством Натальи Маркиной сняли участники мастер-класса в фестивальной мастерской бескамерной анимации, но рисуя не традиционно на кинопленке, а на длиннющих рулонах чековой ленты



Ну и раз уж мы переключились на дебютантов из других программ, не могу не сказать про Арину Шабанову, у которой пока полноценного дебюта не было, мы видели только ее диплом («Где-то», снятый в Британке), но теперь она очень активно снимает заказные фильмы, выработала забавную, нарядную и узнаваемую иллюстраторскую манеру, так что смотреть за тем, как она развивается интересно. Так что вот ее смешная заставка для канала Paramount Comedy



На этом все про дебютантов, надеюсь, до Анси успею написать еще про непризовой короткий метр (там тоже хватало интересного), ну и про хиты прикладной анимации, программа которой в этом году была очень удачная.