Большой Фестиваль Мультфильмов

Суздаль, блог 3. Остатки короткого метра и прикладная программа



11 мая 2018



Автор: Дина Годер

Ну и теперь расскажу обо всем остальном из Суздальской программы, что показалось интересным.

Фильм Юли Рудицкой «And The Moon Stands Still» традиционно у нас подается как белорусский, хотя, кажется она его снимала в Америке, а в титрах еще было что-то написано про поддержку университета Мюнхена. В описании сказано, что речь идет о полнолунии, но все же надо иметь в виду, что картина довольно точно снята по сказке Алексея Толстого «Ведьмак», только с эффектной резкой черно-белой Юлиной графикой, напоминающей гравюру, он кажется не забавным, как эта сказка, а печальным и даже страшноватым. История о том, как ведьмак выковыривал звезды, а месяц ему мешал, становится у Юли плачем над скорбной и тонущей в дождях белорусской деревней с вислоусыми мужиками и скорбными женщинами, да и сам ведьмак выглядит очень одиноким и грустным.

And The Moon Stands Still. Trailer from Yulia Ruditskaya on Vimeo.



«Про бабу, которая хотела улететь» - очередной бешеный фильм-трип Саши Свирского с музыкой Алексея Зеленского, на этот раз снятый на студии «Мастер-фильм» (спасибо ей, что поддерживает нашего лучшего режиссера экспериментального кино, которого, конечно, все равно не остановить, но ведь и ему есть что-то надо). Получилось безумное и довольно хаотическое на вид мелькание рисованной и коллажной анимации, как всегда у Саши скорее держащее ритм, чем нарратив. Но, если пристально следишь, пытаясь поймать тот самый сюжет, который объявлен в заглавии, то в конце концов увидишь, как все детали завяжутся вместе: мечтательная птичница посреди нищей русской деревни, без остановки лопочущий на разных языках телевизор, утка с отрубленной головой, внезапно улетевшая вдаль, вырвавшись из рук, летающая тарелка с пришельцами, поймавшая сбрендившую бабу, решившую полететь с обрыва и исполнившая ее заветную мечту. В финале, после того, как мы увидели бабу с головой утки и летающую утку со счастливой головой бабы, а потом прочли на экране текст в духе Сашиных абсурдистских стихов: «Так пусть же человек, наконец, познает радость полета… А безмозглая птица познает радость труда» - публика, наконец, окончательно сложив в голове сюжет, зашлась от хохота. Довольно необычная реакция на фильмы Свирского.

TRAILER About a Woman Who Wanted To Fly Away from Sasha Svirsky on Vimeo.



«Тихий ужин без соли» Светланы Разгуляевой мы особенно ждали после успеха ее предыдущего фильма «Почему банан огрызается», и новый фильм во многом – и дизайне, и режиссерской интонации – наследует «Банану». В этот раз в центре истории снова странноватый скромный мечтатель, теперь он лысоват, его зовут Валера, он живет в разваливающимся домике при железной дороге и хочет спасать исчезающие виды животных. В этот раз, правда, Света делает все кино в перекладке и у нее другой художник – Анна Аренштейн, но в целом этот иронический дизайн гораздо больше похож на «Банан», чем на ранние Светины фильмы. Сюжет рассказывает о том, как на объявление о спасении животных к Валере приходит в гости Туранский тигр (вкрадчивые интонации Валерия Гаркалина – из лучшего, что есть в этом фильме) и в течение всего фильма мы следим за борьбой в душе героя между страхом, что его съедят (на что очень похоже) и желанием героически пожертвовать собой. Кино получилось милое, хотя уступает «Банану» в оригинальности и сценария (он получился более предсказуемым), и разработки. Наверное, это результат некоторой подавленности предыдущим успехом, но и в некотором смысле подтверждение того, что тот успех не был случайным.

Еще в конкурсе среди тех фильмов, которые мне не хотелось бы, чтобы выпали из внимания публики, был «Циферблат» (из альманах «Зеркало» студии «Анимос»), снятый Натальей Рысс и посвященный старому Иерусалиму. Наташа всегда довольно сложно строит кино и в этот раз эта прихотливость, видимо, входила в задачу. Она сама описывает «Циферблат», как фильм-видение. В описании она пишет: «старая часть Иерусалима – город внутри города; это лабиринт, где люди, улицы, небо вплетены друг в друга. Образ циферблата – город, живущий по законам сновидения, вне времени и одновременно циклично. Фильм состоит из микро-сюжетов, вкраплений незавершенных историй, аллюзий, жестов». Так и есть, получилось очень декоративное кино, которое можно воспринимать, как почти абстрактное с еврейским колоритом, а можно (и это бонус для понимающих) ловить знакомые библейские образы. Как говорит автор, практически все они пришли из Агады – одного из многочисленных сборников сказок и легенд. Кстати, это первый раз на моей памяти, что Наташа не была сама художником своего фильма (а она очень яркий и острый художник), а пригласила Елену Узденникову, отчего это кино кажется не очень похожим на фильмы Рысс.

Clock FaceTrailer, 2018 from Natalia Ryss on Vimeo.



Еще хочу упомянуть фильм «Тараск» Оксаны Холодовой, которая, как мне кажется, художник более интересный, чем режиссер - мне всегда нравилась ее легкая и ироничная графика, удивительно, что она мало работает как художник-постановщик у других режиссеров. В этот раз Холодова взяла легенду из прованского фольклора о драконе Тараске и Святой Марте. Сюжет этот она сопроводила старинной любовной песней, но в целом завершила его драматичнее, чем можно было бы ожидать по этой музыке и этому забавному дизайну. Сначала речь шла о злобном драконе, державшем в страхе всю деревню и о том, как Марта подружилась с ним – умилительно дурачилась и смотрела в небо. А потом эта пастораль разозлила злобных местных теток, которые и оказались главными драконами и разорвали в куски не только чудище, но кажется и девицу. Впрочем, эти события не повлияли на общий лирико-комический тон фильма.

И еще о фильме «Тише» молодого екатеринбургского режиссера Максима Куликова. Первый фильм Куликова, «Кнопка», мне кажется, был совсем неудачным, уныло-назидательным, а этот, на мой взгляд, получился интереснее потому что там включились не абстрактные, а личные человеческие чувства. Фильм рассказывает о шебутной девчонке, которая приехала к бабушке с дедушкой на лето в деревню, а дедушка внезапно умирает. И вот этот момент, когда шустрый ребенок пытается понять, что такое смерть, сидя на крыше, глядя в небо и без остановки жуя конфеты, утащенные с могилы (бабушка, положив на могилу конфеты, объясняет внучке, что «кто подберет эти конфеты, с тем дедушка на небе их и покушает») действительно трогает. И когда на титрах в фильме рядом с картинками персонажей появляются фотографии реальных людей – тех самых бабушки с дедушкой и девочки (жаль, что не написано, кто они и кем приходятся режиссеру), кино обретает новую убедительность.

Анимационный фильм "ТИШЕ" from Maxim Kulikov on Vimeo.



До того, как перейти к детским фильмам, скажу еще о нескольких фильмах из внеконкурсной программы, которые тоже стоят внимания. Например, для меня полная загадка, почему не взяли в конкурс «Rain moments» Романа Верещака (тут он значится под псевдонимом Tramway), демонстрирующий, какой можно сделать остроумный и абсурдный сюжет, как будто дразня зрителя предельно простым, «нулевым» дизайном. Я большой поклонник дипломного фильма Романа с буквенным дизайном Loof and Let Dime, так что не сомневаюсь, что и тут ничего случайного. Вот фильм целиком

rain moments from tramway on Vimeo.



«Колыбельная для Евы» Аси Соколовой мне кажется важным фильмом, поскольку очень конкретно вводит в кино личную историю, что в отечественной анимации случается до обидного редко. Картина - вечерний рассказ мамы засыпающей дочке о том, как они с папой жили, пока Ева не появилась. Это хороший сюжет – все дети интересуются, что было, когда их не было, к тому же звучащий достаточно драматически и в то же время сказочно: детей долго не было, родители жили веселой хипстерской жизнью, но без ребенка счастливы не были, а Ева появилась после того, как мама попросила ребенка в церкви у Бога. Мне кажется, в фильме не все сценарно-режиссерски дотянуто, но сама его интонация вместе с узнаваемым баском Евы, которая сама озвучивала свои вопросы, звучит очень искренне и трогает.

Фильм «Эскулап революции» Евгения Стрелкова – уже третий по счету на Суздальском фестивале из пародийного проекта «Ниже Нижнего», сделанного в духе научпопа. Дизайн фильма все так же, как и в первых сериях опирается на дореволюционную газетно-журнальную графику и упрощенную анимацию в технике перекладки. Мы уже видели «Освобожденную фистулу» и «Невольного Прометея», новый фильм снова в духе научно-популярной биографии знаменитого человека очень серьезно и как бы привлекая документы, рассказывает нам о выдуманном герое Василии Финогенове, причем, по версии автора партийный псевдоним героя Саратов и дал новое название его родному городу. В этот раз жизнь героя строится в глумливом духе как бы классической биографии раннего партийного работника из разночинцев-революционеров. Вот он целиком<



Из серии «дикое и этим интересное» - «Воскрешение» Василия Галактионова – фантастический сюжет о том, как через тысячу лет на обломках цивилизации, используя голову Ленина, украденную из Мавзолея, сделали механического супергероя. Вот оно целиком:



И «Кезегоб» Дианы Синеокой – неожиданный фантастический мюзикл на тему экологической катастрофы, снятый в ослепительно ярком психоделическом стиле в миксе разных техник от предметной до компьютерной перекладки. Тут мутанты, напоминающие сломанные игрушки в горах сверкающего дискотечного мусора, на неизвестном языке поют якобы о счастливом мире до катастрофы на популярные мотивчики от «Каравая» до «Была я гимназисткой». Вот трейлер



Кстати, оба фильма: и «Воскрешение», и «Кезегоб» (что бы это ни значило), сняты независимыми режиссерами без участия государственных студий.

Теперь о фильмах для детей. В последние несколько лет лучшее из штучного детского у нас делает Союзмультфильм и студия «Пчела», в этом году ситуация не изменилась. На СМФ из того, что стоит упомянуть были коротенькие фильмы из «Веселой карусели». Две крокодильих истории – «Подлинный крокодил» сестер Лизы и Полины Манохиных с довольно заурядной историей про доброго крокодильчика, но сделанный в нарядной перекладке, похожей на рукотворную, из цветной бумаги. И «Кокоша» Татьяны Мошковой (почему-то не взятый в конкурс), тоже очень яркий, с симпатичными кругленькими героями, нарисованными Женей Голубевой и историей о домашней жизни крокодильчика-фантазера (кстати, только что пришло известие, что этот фильм получил приз за лучшее детское кино в Штуттгарте). Из той же «Карусели» №47 был «Чей нос лучше?» Ольги Михалёвой по птичьей сказке Бианки, а из 48-й – больше всех понравившаяся мне история «Вышла из дома старушка за хлебом и сладкой ватрушкой» Насти Жакулиной по стихотворению Анны Игнатовой о старушке, которая, переходя лужу по дороге в магазин, совершила на зонте, ставшем лодкой, кругосветное путешествие. Мне особенно понравилась героиня – не какая-то добренькая бабушка, а явная стервозная гранд-дама, похожая на фрекен Бок.

Студия «Пчела» в этот раз нам подарила «Жил-был дом» - кино про небоскреб, с которым все время что-то было не так, пока он не упал и не стал горизонтальным, удобным для всех. Команда создателей у него выглядела, как настоящий «дрим тим»: сценарист Юля Аронова, художник Олеся Щукина и режиссер Светлана Андрианова, но кажется для всех троих этот фильм был проходным, так что он получился вполне симпатичным – и не больше. И «Самый страшный друг» Кирилла Кравченко, традиционная африканская сказка про кота, который искал к кому бы прибиться, чтобы уже ничего не бояться (понятно, что он сам и оказывается самым страшным, раз ловит мышей, которых боится женщина). В самой истории тут тоже ничего оригинального нет, но хорошо смотрится забавный декоративный дизайн. Ну и песенный проект студии «Аэроплан» «Мультипелки» мне кажется удачно придуманным и те, фильмы, что я в нем видела (а в программе, кроме призовых «Брюк» был «Самолет» Валерия Ольковича) – все были бодрыми и не скучными.

Завершая разговор о короткометражной анимации, должна сказать еще про одну вещь. Я имею в виду фильм «Потёмкинские деревни» из пилотовского цикла “Гора самоцветов”. Цикл этот давно перестал быть сказочным, что, конечно, не беда, но беда, что теперь он пытается быть политическим, как бы выполнять витающий в атмосфере государственный заказ и в этом бежать впереди паровоза. В этой серии, в частности, развеселым образом рассказывается детям о том, что “Крым – наш”, о врагах-иностранцах и много другого, крайне сомнительного. Я специально не называю создателей этой серии, поскольку понимаю, что политический поворот был частью студийного заказа. К тому же мне нравится там смешной дизайн в митьковском духе, порождающий массу режиссерских шуток, но тяжело думать, на что направлен весь этот талант. Я слышала, что фильм этот был готов еще к прошлому Суздалю, но тогда все же решили его не отправлять на фестиваль, чтобы не позориться перед коллегами, так что многие были удивлены, что он всплыл в программе сейчас. Все это особенно обидно оттого, что происходит в студии, созданной киевлянином Александром Татарским, который всегда был очень прямым человеком и никогда не говорил государству “чего изволите?”

Ну а теперь совсем коротко – о программе прикладной анимации, которой в этом году было много, причем много качественной. Поскольку заказная анимация как правило сразу появляется в сети, то постараюсь все хорошее показать. Начну с музыкальных клипов. Наша звезда по этой части – и по работе с ритмом, и по оригинальности изображения, как всегда, Саша Свирский. У него было множество работ в этом году, а в программу попала «Машина прогресса», клип рэперов Ка-тет и Oxxxymiron.



Кстати в клипе другого рэпера, «АУТРО» видно, как много режиссер Антон Иванов позаимствовал у Саши в дизайне, соединяющем фотографии и видео с компьютерной анимацией, и в режиссерских ходах тоже.



Тут же, хоть это и не вполне клип, хочу показать питерский ролик Вани Максимова «Дивергенция D» на музыку Баха, снятый для камерного оркестра «Дивертисмент», и, как говорит автор, даже с попыткой сохранить портретное сходство с музыкантами.



В прикладной программе были два фильма из вполне авторского проекта «Доверие», сделанного для страховой компании «Согласие» в приемах анимадока, где рассказ вживую снятого героя иллюстрируется с помощью анимации. Всего было сделано разными режиссерами 12 серий, все они есть в сети, а на фестивале нам показали фильм «Гимнастка» Елизаветы Скворцовой



И «Режиссер» Зои Киреевой, парадоксально подошедшей к весьма провокативному рассказу Валерии Гай Германики и вместо прямой иллюстрации показавшей аналогичные ситуации из детских игр в духе своей «Девочки дуры»:



Самым плодовитым и разнообразным режиссером рекламы в этом году стал екатеринбуржец Павел Погудин, у него было целых 4 ролика, за которые он и получил фестивальный приз:

«Древнее кино»

Ancient movie from Pavel Pogudin on Vimeo.



«Искусный глагол»

Искусный Глагол from Pavel Pogudin on Vimeo.



«Отражение гор. Титры»



«Хлеб»

Bread - TV Spot from Pavel Pogudin on Vimeo.



Кроме того, отлично показал себя Цех анимации при БФМ, используя очень качественный стоп моушн. Кроме внеконкурсной студенческой программы курсов при цехе, в прикладном конкурсе было два ролика Юры Богуславского: «Рекламная заставка передачи "Генеральная уборка"»

Рекламная заставка передачи "Генеральная уборка" from multfest on Vimeo.



И «Ролик для выставки Венеры Казаровой "Сны снежных людей"»

Venera Kazarova exibition video / Выставка Венеры Казаровой from Nevidimye on Vimeo.



А Вася Чирков показал «Ролик для фонда "Выход"»

Ролик для Фонда "Выход" from multfest on Vimeo.



Еще от БФМ в программе было два имиджевых ролика фестиваля. К десятилетию БФМ, в 2016-м году снятый Леней Шмельковым

Ролик БФМ-2016 from multfest on Vimeo.



И «Ролик XI Большого фестиваля мультфильмов», снятый в 2017-м году Юлей Ароновой

Большой фестиваль мультфильмов from multfest on Vimeo.



Мы на самом деле очень гордимся тем, что под именем БФМ в этом году было много фильмов в Суздале и все они были хорошие. Надеюсь, дальше будет только больше. И на этом уже про Суздаль совсем все.