ПРОГРАММЫ


Документальная анимация. Начало

60 мин/18+

Купить билет / 22 октября

Документальная анимация, рождение которой принято отсчитывать от фильма «Гибель Лузитании» Уинзора Маккея о затоплении британского лайнера во время первой мировой войны, в этом году отмечает столетие. Наш фестиваль уже в четвертый раз обращается к анимадоку, который стал в последние годы важным трендом в искусстве и к круглой дате мы приурочили большую программу, состоящую из трех подборок.

Первая из подборок документальной анимации – историческая, в ней мы покажем несколько фильмов, повлиявших на сегодняшнее развитие этого направления, снятых в то время, когда и понятия такого не было, или оно только начало вырисовываться. Мы начнем с одной из картин американской четы многократных оскаровских лауреатов и экспериментаторов Джона и Фейт Хабли, с конца 50-х годов снявших несколько фильмов, построенных на записи импровизированной речи. Самыми знаменитыми из них были картины, основанные на болтовне их играющих детей – сыновей и дочерей. Надо сказать, что среди ранней доканимации есть фильмы и других анимационных звезд и оскаровских лауреатов - всем известной британской студии Аардман, которая в самом начале своего пути сделала для телевидения серию пластилиновых мультфильмов Conversation Pieces, основанных на записи реальных разговоров (самый знаменитый из них – «Комфорт созданий» Ника Парка).

В этой исторической подборке мы покажем несколько вариантов подходов к доканимации, прежде всего основанных на интервью, как фильм «Ради Вашей безопасности» Марьют Римминен, который строится на рассказе женщины, побывавшей в тюрьме. Эта картина входит в яркий феминистский цикл, посвященный женщинам и правосудию. Таким образом мы говорим о том, что анимадок всегда отвечал на самых тревожные вопросы общества.

Большая часть фильмов исторической программы относится к 90-м годам прошлого века, когда складывалось это направление анимации. «А – это аутизм» британца Тима Уэбба впервые исследует особенности жизни людей с аутизмом, основываясь на разговорах с ними и используя их рисунки, как особый визуальный язык. «Голос его матери» австралийца Денниса Тупикоффа, используя трагическое радиоинтервью с матерью о ее погибшем сыне, показывает нам, что такое режиссерская трактовка, иллюстрируя саундтрек дважды подряд, совершенно по-разному. «Выжившие» Шейлы Софян – это хор голосов жертв домашнего насилия, такие анимационные исследования с помощью многочисленных интервью сейчас весьма популярны. А Пол Фирлингер, американский независимый режиссер чешского происхождения, в 90-х давший пример очень откровенных автобиографических фильмов-исповедей, в нашей программе будет представлен чуть более поздней картиной с признаниями знаменитого режиссера Милоша Формана.


КУКАРЯПА / COCKABOODY

Джон Хабли/John Hubley, Фэйт Хабли/Faith Hubley, 1973, США



РАДИ ВАШЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ / SOME PROTECTION

Марьют Римминен/Marjut Rimminen, 1987, Великобритания



А — ЭТО АУТИЗМ / A IS FOR AUTISM

Тим Уэбб/Tim Webb, 1992, Великобритания



ГОЛОС ЕГО МАТЕРИ / HIS MOTHER'S VOICE

Деннис Тупикофф/Dennis Tupicoff, 1997, Австралия



ВЫЖИВШИЕ / SURVIVORS

Шейла М. Софян/Sheila M. Sofian, 1997, США



ИСТОРИЯ МИЛОША / MILOS STORY

Пол Фирлингер/Paul Fierlinger, Сандра Фирлингер/Sandra Fierlinger, 2004, США



22.10, понедельник, 20:45, Центр документального кино
25.10, четверг, 19:00, Кинотеатр «Ролан»