Международный фестиваль анимации


БОЛЬШОЙ ФЕСТИВАЛЬ МУЛЬТФИЛЬМОВ

Имена

КРАСНОЯРСК 2014

Ретроспективы фильмов известных режиссеров: Михаила Алдашина (Россия), Коджи Ямамура (Япония), Жоржа Швицгебеля (Швейцария).

Михаил Алдашин. Рождество и другие

Михаил Алдашин – один из самых известных режиссеров анимации в постсоветском поколении, художник, сценарист, продюсер, участвовавший в самых неожиданных проектах. С американцами он снимал сериалы и рекламу, с японцами – работал над трогательным по бережности воссозданием качановского «Чебурашки» в полном метре, в России был одним из авторов и творческим продюсером загадочного и грандиозного «Московского анимационного проекта» (Optimusmundus) - не имеющей аналогов коллективной работе лучших отечественных аниматоров к 850-летию столицы, которую, к сожалению, почти никто не видел. Но самое главное – Алдашин был и остался режиссером авторского кино, известного далеко за пределами России (в этом году в профессиональном клубе фестиваля Аннеси стулья были надписаны именами знаменитых режиссеров и на одном из них значилось: Aldashin). И если можно в постсоветские годы, когда зрители не видят и не знают отечественной анимации, вообще говорить о культовом кино, - то Алдашин, в самое неподходящее время, в середине 90-х, снял такой фильм – «Рождество». И этот фильм очень многое сказал своим впавшим в отчаянье современникам о надежде и вере, о том, что плохие времена преходящи, и о том, что несмотря ни на что мы остаемся людьми. Алдашин учился во ВГИКе на художника игрового кино, но анимация затянула - так он оказался на Высших режиссерских курсах в их лучшее время, одним из лидеров «золотого» набора, выпустившегося в 1989-м, вместе с Иваном Максимовым, Александром Петровым, Михаилом Тумелей. Только один фильм Алдашин успел снять в советское время – ироничную и лирическую северную сказку «Келе» о чудовище, полюбившем музыку. Но выбранная режиссером наивность и вместе с тем условность рисунка, похожего на наскальные изображения или северную резьбу по кости, - много значили в его дальнейшей судьбе. Потом была легендарная студия «Пилот» - там он снял смешные анекдоты «Пумс» и «Охотник», а вслед за ними лукаво-философскую и декоративную «Обратную сторону» о полной трагизма жизни червяка. А когда с анимацией в стране дела стали плохи, вдруг бросил ее, поехал работать в Америку, стал рекламщиком и продюсером, но почему-то вернулся и сам, без всяких студий, вернее, назвав собственную студию именем «Mishka», снял свой лучший фильм, до сих пор остающийся среди главных картин постсоветских лет – мудрое и наивное «Рождество». В нем история рождения божественного младенца у рыжей девушки и простодушного бородатого плотника, оказывается полной нежных и очень человеческих деталей. А наивность рисунка помогает соединить интимность события с его торжественностью. Он возвратился на «Пилот» - снял уморительных «Букашек», вошедших в европейскую копилку «самых смешных мультфильмов» и лубочную сказку «Про Ивана-дурака» в духе картонного театрика. Снова ушел и долго молчал – рисовал картины, такие же лукаво-наивные, витальные, как его фильмы, и полные горячего солнца родного Туапсе. А потом вдруг вернулся и сделал на «Пилоте» трагическую горскую сказку про неизбежность и благодать смерти – «Бессмертный», фильм, похожий на книжку, где яркая, почти детская живопись следует по стопам за печальным рассказом. Фильм этот получил Гран-при последнего Суздальского фестиваля, а сам Алдашин уже стал худруком легендарного, но совсем развалившегося Союзмультфильма – и принес туда свой продюсерский и режиссерский талант, преподавательский опыт и желание сделать действительно что-то новое и настоящее.

«Голова-гора» Коджи Ямамуры

Эстетика фильмов Коджи Ямамуры, по его собственному признанию, сформировалась под влиянием работ Ишу Пателя и Игоря Ковалева. Наполненные сюрреалистическими, зачастую мрачными образами, его картины исследуют алогизмы бытия: они наполнены кафкианским абсурдизмом и обращают взор зрителя к непредсказуемому, сумбурному хаосу, который скрывается под привычной тканью мира. Привычные понятия теряют в фильмах Ямамуры свою устойчивость, герои «плывут» на экране, меняя размеры, формы, пропорции, время распадается на кадры майбриджского эксперимента или растекается, подобно часам Дали, западная и восточная культуры, прошлое, будущее и настоящее замыкаются в круге, слипаются в состоянии странного симбиоза, порождая новых чудовищ и призраков – новые кошмары человечества, которое, кажется, согласно Ямамуре, потерялось во времени и пространстве, и теперь, не способное очнуться от бесконечного страшного сна, бесконечно ныряет, подобно жадине из «Головы-горы» в колодец на собственной голове.

Коджи Ямамура родился 4 июня 1964 года в Японии, получил образование в Токийском Университете Зокей, а в 1993 создал собственную студию Yamamura Animation. Параллельно с анимацией для ТВ Ямамура несколько лет подряд в свободное от заказов время работал над собственным авторским проектом «Голова-гора» (Mt. Head). Завершенный в 2002-м году мультфильм о человеке с вишневым деревом на голове стал первым японским короткометражным мультфильмом, номинированным на премию «Оскар». Помимо почетной номинации фильм «Голова-гора» получил множество призов, в том числе 6 высших наград (гран-при Аннеси, Загребе и Оттаве). Последующие фильмы Ямамуры – «Старый крокодил», ««Сельский врач» Франца Кафки», «Струны Майбриджа» также имели широкий фестивальный успех, принеся Ямамуре полную коллекцию гран-при от всех важнейших анимационных фестивалей.

Один из самых интересных анимационных художников современности в последние годы Ямамура осуществляет также плодотворную преподавательскую деятельность. С 2008-го года он ведет анимацию в Токийском университете искусств, и за пять лет воспитал уже несколько десятков ярких студентов, продолжающих его традицию.