Большой Фестиваль Мультфильмов

Блог фестиваля Крок
2. Фильмы второй конкурсной категории
автор: Дина Годер



3 октября 2015

Теперь о конкурсной категории №2 (фильмы от 5 до 10 минут). Португалец Jose Miguel Ribeiro 20 Drawings, an embrace (20 рисунков, одно объятие) – уже давно поражает мое воображение тем, что у него каждый следующий фильм, как будто снят новым человеком. Начиная с шикарного кукольного детектива «Подозреваемый», потом был бумажный детский «Доду – картонный мальчик», потом – живописное и лирическое «Путешествие в Кабо-Верде», а теперь такое странное, но меня почему-то заворожившее кино со статичными черно-белыми зарисовками, в которых вдруг одна деталь шевелится – например, оборачивается девочка, сидящая на плечах отца. А рисунки сами отличные, то, что я люблю.

Странный и несколько отталкивающий фильм хорватов Zlatko Bourek и Pavao Stalter - Wiener Blut (Венская кровь) про старушку в начале Второй мировой поехавшую в еврейский дом престарелых, а потом начинается какая-то вакханалия, подразумевающая, что она сама оказалась жертвой холокоста. Сказано, что вдохновлено рисунками Георга Гросса и Отто Дикса.

В программе открытия главным хитом у публики был Gunter (Гюнтер) корейца Erick Oh, любящего бойкую и парадоксальную компьютерную анимацию, я помню его «Как есть яблоко» (теперь он, кстати, работает на Пиксаре). Тут абсурдное путешествие странных героев, один из которых – сосиска – вероятно и есть Гюнтер. Он ищет себя и оказывается, что он – хот-дог.



«Джи. Смерть «пролетает» под парусом» Дмитрия Волошина из Молдавии – вторая серия про смерть, которая теперь не может одолеть пирата с кладом на плоту. Крепкая профессиональная компьютерная трехмерка, ничего не скажешь, но оригинальности никакой.

Очень забавный, лихой 3Д фильм Johnny Express корейца Wod Kyugmin про космического почтальона, который прилетает на небольшую планету и привозит микроскопическую посылку. Но никого на планете не видит, поскольку вся цивилизация у него под башмаками, обходя планету, он крушит города, а улетая, сжигает оставшееся. И только адресат остается жив на выброшенной в космос почтальоном банке газировки. Тут его и настигает выброшенная за ненужностью посылка.



Мексиканка Rita Basulto - трехмерный компьютерный, но очень похожий на кукольный фильм Rain in the eyes (Дождь в глазах) – девочка, похоже сочиняет историю про то, как от умершего дедушки остался маленький носорог, который стал потом расти так, что его было необходимо выпустить на волю, но он не хотел уходить. Вот целиком:



Еще один корейский фильм Train Road (Дорога для поезда) режиссера Ahn Jonghyeck - это странная мешанина из черно-белой симпатичной графики про двух человек, рисующих на земле рельсы и воюющих при встречи – и чего-то очень яркого и цветного с видами природы. У режиссера есть какая-то туманная идея про то, что природой никто не должен владеть, в ней надо просто жить, но по фильму понять ее невозможно, просто жаль симпатичного начала.

Молодой турок Gokalp Gonen снял Golden Shot (его перевели, как Золотой выстрел, но он сказал, что правильнее тут «Золотая доза») снял в 3Д довольно замысловатую историю про ржавых шестеренчатых роботов, которые, заряжаясь от света, снимают мультфильм (а может это не съемки, а что-то еще) про то, как загорится солнце, у них всех отрастут крылья и они улетят. В результате один из них ворует у всех все лампочки и сам делает такое солнце – у роботов действительно образуются крылья, но солнце тут же перегорает и на этом все мрут.



Ирландец Alan Holly снял фильм Coda про смерть. История про парня, который по пьяни попал под машину, потом душа его бегает от смерти, а когда понимает, что убежать не может, просит показать ему еще разок мир с разных сторон. Выглядит это все по-моему, довольно наивно, но поклонников у него было много. Так что посмотрите целиком:



Фильм польской девушки Ewa Borysewicz To thy heart (К сердцу твоему) – странный, очень затянутый, но неожиданно беспокоящий. Нарочито корявые черно-белые рисунки – девица смотрит в окно, там двор и парень выпендривается на качелях и люди идут в церковь. И текст молитвы, в котором в возвышенный тон и слог начинают внедрятся грубые слова, обращение к какой-то сволочи, а потом вдруг становится понятно, что это смешанная со злостью, но все равно молитва к оставившему ее парню, тому самому, который на улице, молитва о том, чтобы не оставлял.



Неожиданным для меня был фильм китайских молодых режиссеров China Chen Xi, An Xu The – Swallow (Ласточка). Это те самые ребята, которые до того снимали фильмы совершенно под Игоря Ковалева, причем сознательно, анализируя его манеру, ритм, способ монтажа и др. Когда я увидела лет 6 назад «Зимнее солнцестояние», я просто была в изумлении. Но теперь они стали меняться. И «Маджонг» (похожий на восточный театр теней), который я видела в прошлом году в Загребе был совсем другим. Но «Ласточка» – и вовсе. Это такая почти традиционная черно-белая китайская картинка из быта женщин трех поколений в семье в 40-х годах. Идут очень бытовые сцены, снятые с одной точки, будто мы смотрим в окно за жизнью семьи. Что именно происходит – не всегда понятно, но все это сопровождается песней какой-то очень известной китайской певицы того времени – с очень высоким голосом. На экране что-то обыденное – мать ругает молодую дочь, та плачет, скачет ребенок, но звуком идет только песня и это дает какое-то новое не бытовое измерение. Только терпеть не могу этот банальный эффект полосок старой пленки, прямо руки бы пообрывала, чтобы собственное кино не портили.

Новозеландец Matthew Darragh снял An Ode to Love (Ода любви) – очень смешную и совершенно театральную (а скорее клоунскую) историю в 3Д про человека на необитаемом острове. Сначала к нему приплывает палочка и с ней начинается любовь. Потом вторая – и она становится другом, а потом он видит, что обе палки лежат вместе и устраивает для соперника (палки ничем не различаются) страшную месть. Режиссер симпатичнейший, сейчас работает в Ирландии на каком-то популярном диснеевском шоу и тут видно, что у него выучка коммерческого кино.



Хорватских фильма было два, оба чем-то занятные, но не до конца дотянутые. Ana Horvat – Conversation – странная история про девушку, которая дома долго делает какую-то скучную домашнюю работу, а потом смотрит по телевизору передачу, где рассказывается про парочку – гигантского мужчину, не выходящего из дома и активную женщину обычного размера, и вот он потерял интерес к жизни, а она перестала его замечать. Как первая героиня связана с передачей так и не ясно, но смотреть было не скучно, поскольку ждала, как это разрешится.



Второй фильм - Daniel Suljic (он же, между прочим, арт-директор Загребского фестиваля) Transparency (по хорватски, как и по-русски он называется «Стеклянный человек») – очень просто, как в тетрадке чернилами, нарисованная история о том, что человек сегодня прозрачен и гол во всем, все его сканирует, хоть на компьютере, хоть в лифте. Но получился просто стейтмент, нельзя сказать, что открывающий Америку, хотя можно было интересно повернуть, сам ход с прозрачностью, по-моему, на картинке дает много интересных возможностей.

Японская девочка Yoriko Mizushiri сняла Snow hut (Снежная хижина) – было интересно, поскольку мне у этой Йорико нравится фильм «Футон» - очень эротичный морфинг – одно превращается в другое в блекло-пастельных тонах. Тут манера та же и тоже есть эротизм в движении и превращениях, но уже не слишком интересно. Вот тут есть целиком.

Ну и, наконец, всеми нами любимая Юля Аронова на французской студии Фолимаж, в копродукции со Швейцарией сняла прелестный детский фильм One, Two, Tree про дерево, которое надела сапожки заснувшего туриста и пошло путешествовать. Надеюсь, мы его покажем на БФМ. Как всегда – шикарный музыкальный ритм, юмор и чудесный веселый дух, не кино, а чистая радость.



Об остальном – позже.