Большой Фестиваль Мультфильмов

Блог фестиваля КРОК-2017. Часть 1



18 сентября 2017

Автор: Дина Годер

Крок в этом выдался тише обычного – иностранцев приехало явно меньше, чем всегда. Уж не знаю, какие тут причины – политические или экономические. Но фильмов как всегда много и главные мировые фестивальные хиты последних двух лет в конкурс попали, хотя в целом конкурс выглядит довольно неровно - неталантливого кино тоже хватает. Программа большая – целых 13 сеансов по полтора-два часа. Зато что в этом году фестивалю особенно удалось – это визуальная часть. Чудесные яркие осенние рисунки председателя отборочной комиссии Светланы Филипповой на всех плакатах, каталоге и прочей печатной продукции. Целых четыре энергичных минутных тизера фестиваля, снятых на своей студии в Индии членом жюри Сурешем Эриятом и один тизер (почти хоррор), снятый в Франции Бастьеном Дюбуа (не буду рассказывать, что там происходит, надеюсь, их скоро выложат в интернет и можно будет показать). Ну и очень смешная русалка авторства Натальи Чернышевой, шевелящая грудями и хвостом – в качестве бампера между фильмами.

В последние годы Крок на открытие старался найти хороший полный метр, который еще не показывали в России, но этот год на полные метры не очень урожайный, так что решили показать целиком сериал (52 части) очень любимого всеми аргентинского режиссера Хуана Пабло Зарамелла «Самый маленький человек в мире», трехминутки, где смешной кукольный человечек в шляпе действует в реальном мире (причем, лиц людей никогда не видно). Серии есть смешные, есть не очень, но, конечно, смотреть подряд полсотни частей с одинаковыми заставками и музыкой – это испытание.



Ну а теперь – о конкурсном кино. Чтобы не вышло уж слишком длинно, буду рассказывать только о тех фильмах, о которых не писала раньше, опуская то, что мне не показалось интересным. Начну с первой категории – фильмы продолжительностью до 5 минут.

Первым фильмом был «Adam» американки Evelyn Jane Ross, что-то вроде истории сотворения мира - дышащая пластилиновая земля, на поверхности которой всплывают и снова в ней пропадают части тела. В этом есть сильный эротический накал, мы видим сплетения тел и в целом понятно, что именно секс создал мир. Вот целиком:



Знаменитый англичанин Дэниел Гривс Daniel Greaves снял смешной анекдот «Big Bag» - о том, как человек собрал в дорогу гигантский рюкзак, который не мог унести, падал, ронял из него все, а потом после долгих мук все-таки уехал и мы видим, что на полу лежит его паспорт.

Фильм «Вечер» «Abend (Evening)», который сняла завсегдатай Крока Izabela Plucinska, как всегда в копродукции Польши и Германии – это в некотором смысле продолжение ее ранних пластилиновых фильмов-барельефов на плоскости. Тут история о немолодых супругах, нарисованных очень условной черной пластилиновой линией, которые так ссорятся, что по очереди выкидывают из окон и разбивают вещи друг друга. Очень маленький и милый по дизайну этюд.

Голландцы Daan Velsink, Joost Lieuwma сняли в технике пиксиляции «Золотые хиты» «Golden Oldies» про 50-е и рок-н-ролл, где остановка музыки тут же превращает молодых танцующих героев в стариков из дома престарелых. Фильм сделан очень изобретательно, лихо и уже стал хитом интернета.



Меня очень заинтересовал фильм двух французских девушек Jeanne Paturle, Cécile Rousset «Как твоя простата?» «How's Your Prostate?», который производит впечатление документального. Мило нарисованное кино на основе диалога двух подруг, одна из которых рассказывает другой, что как-то вежливо поинтересовалась у отца, недавно побывавшего в больнице с болезнью простаты, как его здоровье, а в ответ с большим смущением услышала его рассказы о сексуальной жизни, фантазиях и прочем. В каталоге не было написано, что диалог документальный, но похоже на то.



«Космос» «Kosmos» сняла польская девушка Дарья Копец Daria Kopiec , мне очень нравится – это кукольное кино, как говорила режиссер, из пластилина плюс мягкие пушистые материалы - о чувстве своего тела и первом сексуальном опыте, скорее метафора, чем рассказ, но очень чувственная. Как выяснилось, в основе фильма реальная история автора о девушке, у которой был первый секс в спальне родителей, о том, как она стеснялась раздеться и так далее.

Джордж Ву George Wu (причем это девушка) из Великобритании сняла «Chickens» (понятия не имею, откуда такое название) по иллюстрациям Менг-Чиа Лай, имея в виду выражение «слон в комнате», которое обозначает какую-то очевидную проблему, которую люди стараются не видеть. Это история про парня и девушку, которые очевидно нравятся друг другу, но стесняются в этом признаться и ведут себя как друзья. А при этом рядом с ними в комнате все время находится розовый слоник, который становится тем крупнее, чем очевиднее, что им пора перейти к делу (например, когда рядом с ними целуется пара). Выглядит довольно мило и забавно.



Max Porter, Ru Kuwahata из Франции снимают вместе давно, пару лет назад у них была симпатичная коротышка «Идеальный гость», теперь они сняли отличное кукольное кино «Negative Space», по-моему, лучшее или одно из – в этой категории. Кстати, как выяснилось, оно основано на стихотворении. Человек рассказывает, как его отец учил его складывать чемодан и это была главная тема в их разговорах. Мол, у кого отец разговаривает с сыном, беря темы спорта или машин, а у нас была рациональная укладка чемодана. Все это показывается на предметах, очень симпатично и, рассказывая нам это, герой куда-то едет, что тоже использует чемоданную тему – расстегивающий бегунок на молнии и др. И оказывается, что он ехал на похороны отца. Он заходит в зал с гробом и видит, что отец в нем лежит такой маленький. И столько лишнего, незанятого пространства. (Честно скажу, что в сети есть фильм целиком в русском переводе, но поскольку он явно ворованный, не буду давать на него ссылку, а только трейлер).



Довольно непритязательный фильм испанца Manuel Reyes Halaby «Новая кухня» - «Nouvelle Cuisine» - веселенькое 3Д про повара, которые работает в ресторане зомби и делает блюда в виде человеческих голов и др.



Фильм французской пары Julie Rembauville, Nicolas Bianco-Levrin «Once Upon 3 Times» «Однажды (3 раза)», кажется я видела в Анси, он выглядит очень мило в духе детских рисунков и симулирует документальную запись разговора детей в процессе общего рисования с постоянной сменой темой и комментариями. Но, как я помню, это чистое сочинения, никакой документальности тут нет – эта пара давно уже вместе сочиняет детские книжки.

Тайваньская молодая девушка Ching-Yu Yang сделала рисованный фильм «Relationships», где про все отношения рассказывала через электроприборы, вернее через штепсели, розетки и переходники. Помню, такого же рода было у Фрая, но там более абсурдно и парадоксально, а Ян идет прямым ходом, даже комментируя, что она имеет в виду (сказала, что сюжет пришел ей в голову, когда она собиралась в очередное путешествие, как обычно, беря с собой кучу переходников).

И еще в этой программе был новый фильм знаменитого Мирае Мизуэ, умеющего делать захватывающую и нарядную (хоть и несколько однообразную) абстрактную анимацию, в этот раз он сделал кино вместе с девушкой-режиссером: Mirai Mizue, Hana Ono «Age of Obscure» «Эпоха неопределенности», впрочем, вполне в духе классического Мизуэ.

Еще был на уже несколько надоевшую тему гаджетов, которые съедают людей и отношения фильм американца David Chai «SwiPed» - в целом все как обычно, селфи над гробом и др, но было несколько симпатичных находок, вроде перелистывания реальных людей и др.

Теперь о новых для меня фильмах из второй категории – продолжительностью от 5 до 10 минут.

Ну, во-первых, неожиданная короткометражка французских звезд, снявших полные метры «Кот в Париже» и «Мальчик-призрак» Alain Gagnol, Jean-Loup Felicioli - «One Hell of a Plan» «Адский план», совершенно коммерческое кино, как и их полные метры про двух воров, план которых провалился (они хотели напоить валерьянкой местных котов и натравить на них собак, чтобы суматоха отвлекала округу от их грабежа, но все пошло не так). Я ждала, что в коротком метре они вернутся к живописи, которая у них была в первых коротких фильмах, но нет, хотя «модильяниевская» картинка, как всегда, узнаваема (кажется это Ганьоль у них за изображение отвечает).



Фильм Daisy Jacobs «The Full Story» - это, пожалуй, то, что я на нынешнем Кроке больше всего хотела посмотреть. Я фанат «Общей картины» и мне было очень интересно, куда ее теперь понесет. Теперь мне хотелось бы ее пересмотреть, поскольку по сравнению с тем идеально ясным фильмом, этот построен сложнее, со скачками во времени и я не совсем поняла, что к чему относится, но в целом это сюжет о семье с двумя детьми и их любимом дяде – брате отца. Отец из семьи уходит, дети растут и ссорятся, дядя умирает, но кажется все начинается с того момента, когда уже выросший сын идет смотреть квартиру. В общем, это про семью, дом, где все не слишком благополучно, как у всех. И Дэйзи, видимо, хочется пойти дальше в своем открытии – соединении настенной живописи, как они называют «лайф сайз» с предметной анимацией. Теперь она хочет включить в изображение такого же рода живых людей, но тоже в некотором смысле превращенных в объекты искусства – она рисует на людях, надевает им парики и пр., чтобы вписать их в живописную среду. Это необычайно интересно, но мне кажется, что она не до конца со всем этим богатством совладала и картинка получается очень перегруженная. Зато фильм хочется пересматривать и не раз.



Фильм Катаржины Киек Katarzyna Kijek Debut / «Дебют» - классический сюжет про сценариста, который никак не может написать сценарий и все время прокрастинирует или фантазирует какую-то ахинею, которую тут же стирает. Все эти фантазии мы тут же видим и самое интересное в этом – это какой-то необычайный сине-розовый светящийся колорит. Снято в довольно обычном компьютерном 3Д, что жаль, мне очень нравился пару лет назад ее с Адамским клип из бумаги KATACHI.

На Кроке была премьера нового фильма Алексея Демина «Джон Боттом – неизвестный солдат» по балладе Ходасевича о портном, погибшем в первой мировой и похороненном в могиле с другими неизвестными солдатами. Леша совсем не использует текст, а пытается только с помощью кино рассказать эту историю о том, как мертвый портной, которого разорвало на куски, уже в раю получил неуклюжую руку плотника, и о том, что праведников не выпускают из рая, чтобы явиться с горюющей жене и т.д. Как всегда у Демина очень легкая ироничная графика и она особенно идет первой половине рассказа – мне очень нравится начало, где на большой скорости мы видим суматошную жизнь портного с любимой женой и то, как смешно он идет на войну, нелепо-трогательно подняв над собой, как икону-защитницу портрет жены. Кстати, с финалом вечной тоски в раю, Леша так и не смог согласиться, так что Джон, как туман, спускается на землю, чтобы обнять домик с женой.

Забавный гэг длиной в целый фильм придумала австрийская дебютантка Даниела Ляйтер Daniela Leither в фильме «Late Season» «Конец сезона» про семью стариков, давно равнодушных друг к другу. Фокус в том, что они едут на пляж и засыпают оба, а крабы (уж не знаю зачем) начинают двигать их бесчувственные тела, так что сверху выглядит, как будто они танцуют, как некогда, когда начинался их роман. И проснувшись, старики вспоминают о том, что их связывало. Особенно мне нравятся сами куклы – морщинистые лица, сделанные слоистым рельефом из бумаги.



Испанских кукольников Marc Riba и Anna Solanas БФМ привозил в Красноярск, так что мы их хорошо знаем, они действительно делают впечатляющее, но всегда очень страшное кукольное кино с как будто старыми, покоцанными очень фактурными предметами. Но обычно некоторая фантастичность сюжета добавляет ему некоторого юмора, а в новом антивоенном фильме «Dead horses» никакого юмора нет, как и надежды. Оно о ребенке и от имени ребенка, который не понимает что такое смерть и война, интересуется, почему лошади себя убивают и считает бомбы яйцами птиц, из которых кто-то вылупится. Ну и в конце (правда, за кадром) его убивают, а он успевает только спросить, солдата в противогазе, который приставляет ружье к его голове: «Это смерть?».



Nina Sabnani, она классик индийского авторского кино и вообще много работает с фольклором (я видела у нее «Рассказ стежков» - через ковры), теперь сделала фильм «Мы рисуем картины» «We make images/Hum Chitra Banate Hai» мифологический сюжет через живопись одной из индийских народностей (их называют бхилы), где объясняется, зачем они рисуют. Причем, рисуют у нее сами эти непрофессиональные художники в своей очень эффектной манере из ярких точек.



Bill Plympton «Cop Dog» - очередной фильм Билла Плимптона про сторожевую собаку (пишут, что он уже шестой), тут собака полицейского совершает подвиги ради того, чтобы задержать наркопосыльного в аэропорту, но все, как всегда не получается. Такой Плимптон, как говорится «из магазина готовых плимптонов» - не лучше и не хуже, чем всегда.

Gerhard Funk из Германии (при знакомстве он оказался родившемся в России Егором) сделал фильм «Fruit» «Плод» метафорой сотворения мира и жизни человека, замахнулся на многое, но чрезмерность пафоса снимается тем, что это скорее про дизайн - чередование черно-бело-красных стильных картинок.

Среди новых для меня фильмов в этой категории больше всех мне понравился «A Festive Wind» «Праздничный ветер» швейцарки Marjolaine Perreten, прелестное кино о конкурсе деревенских оркестров – просто атмосфера вокруг этого конкурса, взаимоотношения, мелкие детали и наблюдения, музыканты, гости, официанты, дети. Причем, все нарисовано очень милым легким рисунком, смешные и обаятельные носатые герои – чистая радость жизни. Маржолен, у которой я уже видела несколько фильмов, и в них была видна и ее лирика, и юмор, оказывается сама музыкант (играет на ксилофоне вот в таком деревенском оркестре) и история про фестиваль – это про ее собственный опыт, когда ее оркестр работал на таком фестивале в ее деревне волонтерами, так что она все видела больше из-за сцены, и ощущения эти вполне документальные, хотя, конечно, все кино сочинено.



И еще один полудокументальный сюжет – фильм бразильской девушки-режиссера по имени Rosaria My Father's «Project» «Проект» моего папы» про свои взаимоотношения с отцом, бессмысленным прожектером. И рассказ поначалу идет в духе детских рисунков, поскольку говорится, что вот так она рисовала когда была маленькой, а потом она стала аниматором и стала рисовать все лучше, так что в финале фильма, где героиня нарисована уже взрослой рукой, она приходит к папе, который остался прежним – ручки-ножки-огуречик, со своими давними и несбыточными прожектами (скоро построим дом для всех и заживем) и это выглядит очень выразительно.

На этом все о фильмах первых двух фестивальных категорий, вернее тех фильмах, которые в них были для меня новыми. Продолжение следует!