Большой Фестиваль Мультфильмов

ЗАГРЕБСКИЙ ДНЕВНИК / ДЕНЬ ТРЕТИЙ И ЧЕТВЕРТЫЙ



7 июня 2014

Прошло еще два дня сплошных показов. В четверг первой для меня была программа «3х3» - сложенные три мини-ретроспективы режиссеров, которые сняли мало, но ценятся высоко. И у каждого из них есть новый, четвертый фильм в основной программе. Совсем новым для меня был и понравился Роберто Катани, такой режиссер-мечтатель. Снимает он редко, поэтому я его не видела. Очень красивая, фактурная картинка, ютьюб не передает. Вот «Канатаходец» 2002 года:



Вторая – Шпела Чадеж, словенка из Германии, у нее милые, девичьи кукольные истории с внятным сюжетом. Например, «Любовная болезнь»:



И третий – Томек Дуки. Он больше всего получил призов за «Линию жизни», довольно лихо сделанное кино, хоть и мало интересно по мысли. Мне больше нравится его «Молчаливое прикосновение» про деревья (опровержение тезиса «но нельзя рябине к дубу перебраться»). Но в сети целиком есть только «Линия жизни»:



Вторая программа английского королевского колледжа искусств была отличная, еще лучше первой, я даже договорилась с его представительницей, что мы покажем их программу на БФМ через год, в 2015-м. Там, например, был дипломный фильм «Собака» Сюзи Темплтон, которая получила Оскара за «Петю и волка», и где отлично видно, откуда все пошло. Но не так вычищено, как в «Пете и волке» и, по-моему, сильнее.



Особенно актуальным по сегодняшней обстановке выглядел фильм Мэтта Эббиса «Бедный Бог»:

Poor God from matt abbiss on Vimeo.

Студенческий конкурс сегодня тоже был симпатичный, причем, особенно сильные – японцы, в первую очередь девочки. Удивительно даже, такие они яркие, разные, а потом, видимо, идут работать на фабрики по производству аниме и становятся одинаковыми. И еще был один очень занятный фильм английского дипломника: история про двух братьев и их пожилую мать, очень изобретательно сделанная – предметы объемные, а люди нарисованы на стенах, только иногда руки-ноги вылезают из плоскости. По трейлеру видно:

The Bigger Picture Trailer from daisy jacobs on Vimeo.

Ну и к вечеру - третий главный конкурс. Начался с «Глории-Виктории» Теодора Ушева, который все мы видели. Но кино это – метафора бессмысленно растущей ненависти, сделанное на материале европейского искусства – авангарда, экспрессионизма и др. – становится с каждым днем все актуальнее. И, кстати, как многие говорили, по-новому смотрится в контексте нынешнего фестиваля, рядом с Норштейновским фильмом «25-е, первый день», сделанном на русском авангарде. Оба, в сущности, фильмы-плакаты, оба на Шостаковича. У Норштейна тоже, как флаги ни плещут – настроение мрачное. Тео, который этот фильм увидел впервые, сказал, что почувствовал Норштейна, своим эстетическим братом. «Глория Виктория»:

Gloria Victoria par Theodore Ushev, Office national du film du Canada



Дальше был новый фильм Петра Думалы «Гиппопотамы» - совершенно не похожий на все, что он делал раньше. Нет его прежнего процарапанного гипса – есть рисунок и 2Д. Сюжет странный – несколько голых молодых женщин с детьми плещутся в воде, за ними наблюдают несколько голых мужчин, которые потом хотят женщинами овладеть – те сопротивляются. Детей, похоже, убивают. Спасается одна женщина с ребенком, а у прочих почему-то все же случается любовная сцена с «гиппопотамами». Женщины, как и бритоголовые мужчины – все похожи одна на другую, как копии, тела совершенно античных форм, жесты повторяются и вообще есть ощущение, что эта история - рисунок оживших статуй. И движения – ничуть не бытовые, просто балет. То есть это все не сюжет, а игры с искусством.

Швицгебель про «свободу Джафару Панахи» при ближайшем рассмотрении оказался роликом на 35 секунд. Еще из тех фильмов, что я видела раньше был очень забавный «Волк на дереве» китайца JiaXing Lin – эдакая вариация «Красной шапочке» про злую порочную девочку, которая приходит к волку потрахаться, а гей-волк обливается слезами по утраченному возлюбленному и выставляет ее, чтобы не убить. И тогда уже девица хочет крови.

Из нового был любопытно задуманный фильм Through the Hawthorn, снятый тремя английскими режиссерами Anna Benner, Pia Borg, Gemma Burditt – три параллельных экрана показывают в разных манерах историю сессии психоанализа с точки зрения психоаналитика, шизофреника и его матери. Фильм вдохновлен некой книгой «Henry’s Demons», но на меня как-то не произвел впечатления. И последним было забавное кино, что самое удивительное – из Туниса (впервые вижу), впрочем, режиссер Lotfi Mahfoudh учился в Париже. Фильм «Берберская свадьба» - в понятном жанре комической киносъемки свадьбы, как было у Куинн в «Мечтах и желаниях», но там была очень заметна сама героиня-режиссерша, а тут кто за камерой - неясно. Яркий, вульгарный сатирический рисунок, много напора, но в целом смотреть увлекательно, как и вообще следить за такими большими экзотическими свадьбами, и батарейка у режиссера разряжается, когда подравшихся гостей упекают в кутузку. Ну и на ночь пошла смотреть презентацию Арс Электроники – фестиваля, музея и исследовательского центра искусств из всяких передовых технологий в Линце. Рассказывали, что там компьютерная анимация, конечно, есть, но это не самый пик. Что на пике интерактивы (всего - и кино, и музыка и др.) и всякие медийные практики. И показывали много красивого, особенно разнообразный эффектный мэппинг на фасады и их же шикарную, изогнутую в растительном духе крышу.

Четвертый день фестиваля для меня начался с второй Панорамы. Была она средняя, лучшие фильмы из нее – «Маман» и «Пароль к подсознанию» я уже видела и о них писала. Разве что вот забавная штучка, про Бокса и Докса, зависимых от телевизора: «The Box – Poltergeist» (реж. четверо режиссеров из миланской Dadomani Studio). Вот она:

TheBox - Poltergeist from dadomani on Vimeo.

Далее было архивное кино. Сначала программа классического МакЛарена, прекрасного во всем. Вот, не могу не поделиться. 1957 год, номинант на Оскара.



Потом программа «Визуальная музыка» - абстрактное кино, тоже большей частью архивное, начиналось традиционно с Фишингера, а внутри был совершенно мне неизвестный и очень медитативный голландец Bart Vegter. Но про это все как-нибудь в другой раз.

Далее - последняя, третья, программа студенческого конкурса. В этот раз мне показалось, что особенно сильные были лондонские дипломники, прежде всего из королевского колледжа искусств. Началась программа со странноватой, но симпатичной истории про любовь - Sleeping With The Fishes реж. Yousif Al-Khalifa. О женщине из рыбного магазина, мечтающей о любви, и парне, похожем на рыбу и доставляющем ей рыбу. Трейлер:

Sleeping with the Fishes (BAFTA Winner) - Trailer from Johannes Bock on Vimeo.

Еще был очень забавный минималистичный фильм про парня, который боялся облысеть и брил голову, беря пример с Зидана, но боюсь, что шутки я поняла не все – реж. Luiz Stockler «Черногория». Как и в прошлом году в Аннеси был совершенно дикий и смешной фильм Plug & Play швейцарца Michael Frei про жизнь странных человечков с головами-штепселями и розетками. И особенно мне понравился фильм, где с помощью предметов, платьев и теней бабушка рассказывает историю своей жизни (бабушки никакой нет, есть только предметы). Любовь во время войны и проч. Mend And Make Do, реж. Bexie Bush.

Ну и, наконец, конкурсная программа номер 4. Опять же, очень много было известного, с прошлого фестиваля в Аннеси мне нравящегося – «Блюз Бетти», «Панды», Ziegenort, «Футон». Вот он:



Из нового самое симпатичное было 1000 Plateaus (2004-2014) реж. Steven Woloshen нарисованное прямо на пленке за 10 лет путешествий во время ожидания то того, то другого. Полуабстрактное кино на тему дороги, положенное на легкую и быструю джазовую музыку – очень приятно смотреть. Остальное выглядело несколько невнятно.

Ну и к ночи поехала посмотреть на совместный проект фестиваля с загребским музеем современного искусства. Говорили, что они проецируют на фасад целую часовую программа чего-то среднего между видеоартом и анимацией. Оказалось, что это видео идет не на стене, а в длинных, как ленты , окнах трех этажей, расположенных в шахматном порядке. Очень красиво, хотя, понятное дело, никто этим особенно не интересуется, город проходит мимо.