Большой Фестиваль Мультфильмов

Загребский дневник / вручение призов



8 июня 2014

Только что Анимафест раздал призы, но я буду писать про все фильмы сегодняшнего дня, как ни в чем не бывало. А посмотрела я сегодня, во-первых, в программе «Спрятанные сокровища» получасовой фильм «Сад Прометея» удивительного американского режиссера Брюса Бикфорда (Bruce Bickford). Его называют легендарным андерграундным художником, он работал с Заппой и пр., и вообще жив и работает до сих пор, но я его фильмов, к стыду своему, никогда не видела. Теперь жизнь моя уже никогда не будет прежней. Я увидела безумный пластилиновый мир (тут имеется в виду Прометей, который делал людей из глины), населенный тысячами людей и прочих существ, сосуществующих в разных масштабах, , исчезающих и возникающих ниоткуда, превращающихся в черт знает что, с постоянно взрывающимися кишками и т.д. В общем, что рассказывать, вот оно есть:



Кстати, Аннеси, где в этом году тоже главная тема – куклы, обещает показать про него полнометражный документальный фильм, обязательно схожу. Ну и была сегодня прямо перед объявлением результатов последняя, пятая конкурсная программа, ударная на мой взгляд. Началась она с фильма режиссера Томека Дуки, о котором я уже писала (он был в программе 3х3). Фильм «Ванны»\ Baths, хотя правильно было бы сказать «Бассейны» - по-моему, отличный. Две старухи (очень красивая и отличная по движению перекладка) встречаются в бассейне и вместе плывут. Но, нырнув, они как будто выныривают в другом мире, который расположен зеркально, как бы вниз головой. И там – они молодые пловчихи на соревнованиях. И вот так они с каждым гребком выныривают то в этом мире, то в том. Одна старуха приплыла к краю бассейна. А другая победила в том, зеркальном. А в этом так и не вынырнула. В общем, отличная история. В Загребе насчет наград есть правило: кроме Гран-при дают пять специальных призов по числу членов жюри, каждый представляет своего избранника. В общем, фильм Томека получил спецприз по выбору английской режиссерши Joan Ashworth.

Следующим были «Любовные игры» Yumi Joung \ Юми Джунг (говорят, что правильнее Чун). Молодые люди (по синопсису - любовники) играют в детские игры. Играют всерьез - в чаепитие, в доктора, в пальчики, прятки и в мертвого, но оттого, что они взрослые, все это смотрится совсем иначе. Мужчина заигрывается, дает болезненные щелбаны, съедает пойманное в очень эротической игре печенье и т.д. Женщина – все-таки помнит о том, что любит его, хотя так бы могла вести себя и нежная маленькая девочка. Кино черно-белое, длинное (15 минут) и, вроде бы, все происходит очень прямолинейно, но почему-то завораживает. Этот фильм получил Гран-при. На мой взгляд, выбор не безусловный, но безусловных лидеров в этом году не было. Вот трейлер:



Третьим был фильм живущего в Испании Николая Трошинского «Астигматизм» про мальчика, потерявшего очки – мир увиден глазами человека, перед которым все то расплывается, то фокусируется и в тумане наполняется монстрами. Я рассказывала про этот фильм в прошлом году из Аннеси, он очень интересно на слоях снимался. Ему тоже дали спецприз - постарался Лей Лей.

Потом милый фильм «Аста Сантъяго» Мауро Карраро, где он рассказывает, как путешествовал к святыне - как прошел полторы тысячи километров и каких людей встречал. Фильм этот тоже уже видели, он легкий и забавный, без лишних претензий.



Про фильм «Лошадь» китайца Shen Jie ничего сказать не могу – по-моему, это просто формальное упражнение с повторами и постоянным наращиванием новых кадров –про лошадь и про боксерский поединок. Зато потом был очень занятный, хоть, на мой взгляд и затянутый фильм «Воскресенье, 3» (мы, правда, его уже тоже видели в Аннеси) немца Йохена Куна (Jochen Kuhn). С одной стороны - очень смешно, хоть и в серьезном тоне, придуманная история. Автор рассказывает, как заочно познакомился с женщиной, а когда с ней пришел на первое свидание, оказалось, что это Ангела Меркель. И дальше он с ней беседует, чего она пришла и как же, что у нее есть муж, к кому пойдем (пошли к нему) и прочее. А она очень смешно, несколько истерически отвечает и в конце прыгает в окно (а его сажают в тюрьму, как он рассказывает в конце). И занятно по изображению, поскольку никакой собственно анимации нет, а есть стоячие, но постоянно по-новому перерисовываемые картинки (тоже в основном с серьезной миной), что создает некоторую иллюзию движения – скорее действия, чем тел. Я почему-то все время себе представляла, что мужчина – это Путин. Лысоватый такой тип. Этому фильму дали премию «Золотой Загреб» за артистическую креативность и инновационность. Вот трейлер:



Ну и последним был фильм Hollow Land, который сняли Мишель и Ури Кранот – израильтяне, теперь живущие в Дании. Такая объемная перекладка, сатирическая антиутопия про людей, не могущих найти себе места и бегущих из очередной страны, где положено носить на голове вантуз. Понятно, что это счеты с Израилем, я уже про этот фильм писала. А теперь про остальные награды.

Во-первых, за короткометражки в главном конкурсе, есть еще три специальных приза, которые я не упомянула. Marie-Hélène Girod выбрала «Гиппопотамы» Петра Думалы, фильм, который и вправду хочется разгадывать. Edo Lukman – «Турне хора» Эдмунда Янсонса. Вот трейлер

CHOIR TOUR (TRAILER) from Atom Art on Vimeo.



А Эмма де Свааф – «Футон» Йорико Мизушири.

Что касается студенческих призов, то я особенно рада за двоих. Главный приз имени Душана Вукотича ушел фильму Anal Juke - Anal Juice японки Sawako Kabuki – то самое отвязное кино в настроении «фак офф», которое сделала эта девчонка, когда ее бросил парень. И второе, такое же отвязное - Plug & Play швейцарца Michael Frei про электрические вилки-розетки. Ему дали одно из трех «специальных упоминаний». Фрей сказал на вручении, что сделал фильм про связь и благодаря фильму у него появилось много связей. Кроме того, еще одно специальное упоминание досталось странноватому Maze King северокорейского студента из Токио Hakhyun Kim (не могу объяснить про что это, только что есть цирковая тема, злобный клоун, девочка и, кажется, трасвестит). Про этот фильм говорили, что он похож на Ковалева (действительно, некоторое сходство есть), и Ким признался, что Ковалев к ним приезжал преподавать. И третье упоминание - фильму The Shirley Temple британской студентки Daniela Sherer про мальчика, который томится на маминой вечеринке и уходит, взяв пистолет, на улицу играть.

Детская программа тоже была большая, призы в ней раздавало детское жюри и особо приятно, что специальное упоминание получила Дина Великовская за фильм «Мой странный дедушка».



А сам приз ушел во Францию Анне Хмелевской за фильм «Сороконожка и жаба» - классический сюжет про то, как сороконожка разучилась танцевать, когда ее спросили в каком порядке она ставит ноги.

Ну и напоследок хочу сказать, что уже после вручения наград разговаривала с Жоржем Швицгебелем (тем самым, который был гостем последнего БФМ), и он сказал, что из всех фильмов, виденных им на фестивале, ему больше всех понравился внеконкурсный «Брут» Светланы Филипповой. Надеюсь, что в Аннеси, где «Брут» - единственный русский фильм в конкурсе, - его тоже оценят.