Большой Фестиваль Мультфильмов

аннеси / день первый



10 июня 2014

Первый день всегда очень насыщенный – хочется успеть все, поэтому день начинается с первой программы – в 10.30. Первой была программа короткометражек в новой, экспериментальной, категории - Off-Limits. И это было очень сильное начало. Надо сказать, что, если в прошлом году смена фестивального арт-директора казалось большой потерей – все-таки после яркого, остроумного и артистичного Сержа Бромберга, Марсель Жан выглядел скучным, - то теперь ясно, что фестиваль приобрел мощный интеллектуальный двигатель, куда оригинальнее составляются спецпрограммы, куча новых идей и кажется даже конкурсный отбор повернул в чуть более артистическую сторону.

В этом году Аннеси, как фестиваль, находящийся на пике цифровых технологий, вывесил лозунг «Прощай, бумажный билет», поэтому все просмотры теперь не только бронируются через сеть, но и считываются билетерами на входе по штрих-коду на аккредитационной карточке. Натурально, как всегда в таких случаях, в первый день все плохо работает, на входах толпы, но будем надеяться, что все разрулится. Итак, в первый день после «беспредельной анимации», я посмотрела первую программу короткометражного конкурса. Потом новый полный метр Плимптона «Измена». Первую программу короткометражек вне конкурса и на открытии – «Сказку о принцессе Кагуе» Исао Такахаты, который получил приз за творческую жизнь.

Сеансы начинались, как всегда с ролика партнеров – та самая, но уже развернутая страшилка Брюно Колле «Савойский слешер». Обратите внимание на кроликов – в Аннеси это традиция, всюду должны быть кролики и, как только они появляются, зал вопит: Кролик! (по-французски, конечно). А еще традиция - cамолетики, которые запускают в экран перед началом сеанса. Это тут тоже есть. Кстати, в кадрах кинозала за спиной трупа-убийцы сидит Брюс Ли – герой старого фильма Колле «Маленький дракон».



Еще начались ежедневные ролики школы Гоблен, первый был на цирковую тему, по-моему, мало интересный.



Но по порядку. В экспериментальной программе было много фильмов, которые хотелось бы пересмотреть, разобраться. Так, на бегу, да и все в кучу такое кино не смотрится.
И тем не менее. Началось с моего любимого «Виртуального виртуоза» (Thomas STELLMACH, Maja OSCHMANN) в этот раз с очками, в стерео качестве, что очень этому фильму идет. Его я вижу уже раз в четвертый так что могу оценить нюансы.

И это удивительно, как в таком абстрактном кино (просто катящаяся капля черной туши – впрочем, сделанная в сложном миксе разных техник от рисунка на бумаге до живописи на стекле и 3Д), - столько драматизма и юмора и т.д. Впрочем, конечно, работает музыка Луи Шпора.

Далее – удивительный китайский Magician Party and Dead Crow (Sun XUN) – это уже явно «расширенная анимация», то есть множество анимационных технологий, соединенных с артом, сюрреалистическое кино, где нарисованные стерео-объекты, например, какие-то вертящиеся шары, будто планеты, существуют на фоне плоской разрисованной стены, сюда же включено видео, куклы, маски и др. Вообще, в последнее время видно, как китайцы тяготеют к сюрреализму.

Потом – «Walking Grainy» - режиссер Франсуа Вогель идет по ступенькам Монмартра и превращает спецэффектами эту точку в целую планету, то есть делает что-то вроде шаровой перспективы, я видела такое на фотографиях, а тут – в движении, забавно.

Следующий - Gli immacolati– тоже фанцузское кино (реж. Ronny TROCKER), очень любопытно придуманное. Идет рассказ от имени героя про его изнасилованную сестру и жизнь в криминальном городе. А при этом мы видим проезд по пустынным городским руинам и только в конце вдруг все начинает полыхать огнем и возникают замершие лица людей. Несовпадение рассказа и изображения всегда хорошо работает и дает ощущение каких-то дополнительных смыслов. Вот трейлер.

Gli immacolati TRAILER from Ronny Trocker on Vimeo.



Theresia (австрийский режиссер Thomas STEINER) – абстрактное кино (австрийцы это любят) – парадоксальная картинка, где фон стремительно движется, будто ты проносишься мимо чего-то на ракете, а в центре - квадрат с медленным красочным движением.

Foreign Bodies канадца Nicolas BRAULT – он использует картинки из всяких внутренних съемок, которые делают медицинские аппараты. Богатая идея, я давно думала, что на экранах в больнице мы видим настоящее абстрактное кино. Но на мой взгляд, сделано не слишком изобретательно.

«Третья страница от солнца» Теодора Ушева – абстрактно-живописный проект, который празднует конец бумаги. Ушев огненными живописными мазками разрисовывает какой-то анимационный каталог и превращает его в красную абстракцию, движущуюся в бешеном темпе.

«Портрет» итальянца Donato SANSONE – это просто монструозная обработка съемки живых людей, превращающая их в чудовищ, впрочем, исходники вполне просматриваются.

É in Motion No.2 японца Sumito SAKAKIBARA – поразительный проект, изначально галерейный видеоарт, показываемый на круговом экране и не имеющий ни начала ни конца. Уверена, что на плоском киноэкране он много теряет. В некотором смысле современные движущиеся «сады земных наслаждений», а также Брейгель - бесконечный поток то медлительных, то быстрых, часто абсурдных событий, от лирики и фантастики до расстрела демонстрантов, со множеством людей и объектов нарисованных в разной манере и уходящих в абстракцию. Описывать можно очень долго и мне кажется, если сесть в центр экрана-цилиндра, на стены которого проецируют такое видео, то можно наблюдать за этой жизнью без конца.

Invasion (Вторжение) – тоже французский, реж. Hugo RAMIREZ, Olivier PATTÉ – довольно эффектное живописное кино под музыку, нарядно обработанная живая съемка (ротоскоп) про инопланетное нашествие, которое отравляет землю и людей,
заставляя их пожирать друг друга. Там, наверное, есть какие-то их собственные технологические изобретения, но на вид ничего особенно экспериментального в этом нет.

Invasion from Moustache on Vimeo.



И последний – действительно любопытный эксперимент «Коробка» американца Tarik ABDEL-GAWAD, который соединил реальную съемку, где есть человек и приборы-роботы, с 3 Д анимацией. Выглядит, как презентация фантастического прибора, трансформирующего виртуальное пространство и переводящего человека в виртуальное измерение тоже. Довольно круто.

Box from Bot & Dolly on Vimeo.



Ну и пару слов про полные метры. «Измена» Билла Плимптона – любовная история , где герой по навету решил, что молодая жена ему изменяет и, горюя, бросился изменять ей направо и налево. Фантастика и мелодрама в сатирическом плимптоновском рисунке. Фильм куда проще, чем «Идиоты и ангелы», который был явным переходом от жлобского кино к человеческому. Со времени «Идиотов» в жизни Плимптона много чего произошло,
он женился, родил ребенка, так что ясно, почему идея тихой счастливой семейной жизни сейчас ему, бывшему раздолбаю, так мила. То есть в принципе это кино тоже человеческое, а не как у него прежде. Хоть страдающий герой, по-прежнему жлобоват и быдловат. Но проблема скорее в том, что Плимптону этой истории явно не хватает на полный метр, он все время тянет время повторами, а если бы он сделал из своего сюжета получасовое кино, было бы хорошо.

Cheatin' Trailer from Bill Plympton on Vimeo.



И «Сказка о принцессе Кагуя» Исао Такахаты – прелестная сказка, очаровательное кино при всем моем равнодушии к большой японской анимации. Причем пожилой Такахата снял фильм явно с позиции дедушки, то есть тех стариков, которые нашли и удочерили крошечную девочку. Это видно и по тому, с каким умилением он рисует ее, когда она младенец, тому, как реагируют на нее старики и т.д . И самая остро драматическая сцена для меня, когда, ближе к финалу, Кагуя говорит, что ей надо возвращаться на луну, а старик буквально вопит, что не отдаст ее и что для него не было большего счастья, чем держать ее на руках, когда она была маленькая, он себя чувствовал как на небесах. В общем, слезы настоящие и старики чудесные.

Мистическая часть мне, честно говоря, менее интересна. И по рисунку фильм менее вылизан, чем обычно у японцев, много прямо беглого рисования, которое я очень люблю. Вот на ролике самый такой момент



А вот тут детское:

А про первые конкурсно-внеконкурсные программы расскажу в следующий раз.