Большой Фестиваль Мультфильмов

АННЕСИ / ДЕНЬ ВТОРОЙ И ТРЕТИЙ



12 июня 2014

Теперь надо вернуться к главному – конкурсу короткометражек. Прежде всего вот Гобленовский тизер второго дня – их классическая погоня за кроликом:

Начну с первой программы, она была хорошая. Конкурс начался с Роберта Моргана, как всегда у него жуткого ужастика Invocation. Всегдашние куклы, мясо, кровь и слизь. История про аниматора-кукольника, анимирующего плюшевого мишку. В коробочке у него – булавки, чтобы крепить и др. Но выглядит это как пыточные инструменты и набор для кукол вуду – Морган умеет нагнетать страху. В общем, поранил палец, кровь попала в кинокамеру, а там сварилось что-то страшное и в конце концов самого аниматора – вывернуло наизнанку, распяло, сожрало и проч. Наслаждайтесь:

Invocation from Lupus Films on Vimeo.

Далее – напротив, сладостная мелодрама Le Sens du toucher режиссера Jean-Charles MBOTTI MALOLO. История про любовь двух глухих, причем вместо языка жестов в основном танец. Занятно придумано, сам режиссер хип-хопом занимался, танцор, поэтому сказал, что даже попробовал учить жестовый язык, но решил, что танец - понятен всем. Сам сюжет неплохо придуман – парень педант и аккуратист, а девица скорее неряха, приходит на свидание к нему с котенком. А потом выясняется, что у него аллергия и он весь распухает. Ну и к концу совсем уже сладкая мелодрама, не буду рассказывать. Правда, дизайн не слишком, очень уж заурядный. Вот тизер:



Sangre de unicornio, режиссер Alberto VÁZQUEZ – в духе циничного треша про плюшевых медвежат, которые пошли охотиться на единорога, потому, что, если выпьешь их кровь, станешь еще симпатичнее. Причем, один мишка совсем дуся, но позиционируется как якобы мачо доминантный, а другой поплоше и жалкий. Но, конечно, жалкий всех потом и убивает. Это нынче тренд такой - мишки-убийцы, уже много их. В самых жестких еще и сплошная кровь и мясо, уже не буду тут показывать.

Новый фильм Иваны Шебестовой (у которой был «Четыре») – «Снег». По манере то же – яркие, наивные плоские фигуры, немного искусственно движущаяся перекладка, все очень нарядно. Теперь история про девушку, которая ждала любимого, искавшего совершенную снежинку, а потом выяснилось, что писала сама себе письма от него и вообще все сочинила. Этот фильм мне меньше понравился, в «Четырех» какая-то загадочность была, а тут все как-то очень просто разрешается. Что интересно – Ивана этот фильм тоже с французами сняла. Вообще, французских фильмов в Аннеси всегда много, это и понятно, но в этот раз стало особенно видно, как много они финансируют зарубежных режиссеров. У Мизуе «Wonder» тоже с французами и у многих других. Вот трейлер «Снега» :

Sneh / Snow (2013) by Ivana Sebestova (excerpt) from feel me film on Vimeo.

La Faillite тоже француза Jean-Jean ARNOUX и тоже любителя танцевать, что видно. Очень коротенькое кино – практические абстракция, где узор складывается из человека и его костюма. Можно считать, что танец. Nul poisson où aller (Рыбе некуда деться) канадской парочки Nicola LEMAY, Janice NADEAU – экранизация книжки. Условная история про то, как в городке, где живут подружки, вдруг одна часть людей преследует другую - выгоняет из домов, убивает мужчин. И у подруг отцы в разных лагерях. Такой ходовой сюжет о войне, холокосте и др. Ничего особенного, вполне заурядно, но милые картинки в духе детской книжки.

Nul poisson où aller par Nicola Lemayet par Janice Nadeau, Office national du film du Canada



Вторая программа по общему ощущению была явно слабее, хотя интересное было. И началась тоже с жесткого варианта будто бы детского шоу. Обман ожиданий нынче главный прием. Don't Hug Me I'm Scared 2 – Time, английских режиссеров Becky SLOAN, Joe PELLING. В общем, знакомые герои, которых они уже снимали, якобы в ток-шоу в виде образовательной программы с песнями. На этот раз обсуждают время, старость, тление и связанные с этим ужасы:

Don't Hug Me I'm Scared: 2 from Don't Hug Me I'm Scared on Vimeo.

Man on the Chair сняла режиссер из Южной Кореи Dahee JEONG тоже с Францией. Довольно симпатичное кино, с визуальными парадоксами, поскольку сидящий на стуле человек, размышляет, существует ли окружающий мир и он сам или все это плод его воображения, в общем практикующий субъективный философ. Ну и в связи с этим много чего придумано ( графика неплохая, хотя могла бы быть оригинальнее). Ролик:

Man on the chair Trailer from dahee Jeong on Vimeo.

La Petite Casserole d'Anat ole – опять французский, реж. Éric MONTCHAUD, это как раз очень милое по картинке кукольное кино (по-моему, тоже по книжке), чистый нарратив для детей про некоего Анатоля – странное существо, которое всегда таскает за собой сковородку, что очень неудобно, к тому же создает ему проблемы с друзьями и др. Вполне понятная метафора жизни «другого», например, ребенка-инвалида, которому нужно научиться жить со своей проблемой (коляской, например), не бояться ее и т.д. То есть обращено не столько на общество, которое должно научиться терпимости, о чем снимают беспрестанно, а на самого субъекта. Вот тизер:

La petite casserole d'Anatole (extrait) from JPL Films on Vimeo.

Heir to the Evangelical Revival режиссера из Южной Африки Wendy MORRIS (сделано в Бельгии) – взгляд атеиста-агностика на южноафриканское евангелическое возрождение. Драматургически не слишком увлекательно, а может, я чего-то не поняла, но , вроде, и зал не очень был увлечен. Но эффектный рисунок в духе Кентриджа, видимо – это и есть главное южноафриканское наследство.

Timber снял молодой шевейцарец Nils HEDINGER такой социально-критический анекдот про бревна, которые замерзают на снежном поле, пока не понимают, что топить можно друг другом и тут начинаются характерные сдачи и предательства. Нарисовано в упрощенно-комиксовом стиле, в общем, ничего специально интересного. Вот тизер:

TIMBER Teaser from nils hedinger on Vimeo.

В этой программе было еще два фильма, которые я видела в Загребе и которые было очень полезно увидеть во второй раз, поскольку с непростым, несюжетным кино в общей программе с первого раза не разберешься. Когда на второй раз кино нравится больше – это верный знак, что оно содержательное. Первый – испанский Hotzanak, for Your Own Safety, - сильное, грубое и выразительное рисование, все в каше, не поймешь, что происходит, но вот это ощущение аэропортовского ужаса от того, что нарушена твоя приватность и в любой момент тебя могут раздеть и обыскать – очень сильное. В этот раз я немного лучше в нем разобралась, хотя тоже еще не все ясно. Это ролик:

Hotzanak, For Your Own Safety [Trailer] from Kimuak on Vimeo.

. И второй фильм – китайская “Лошадь” – такое чисто формальное упражнение с добавлением кадров, но в этот раз мне было понятнее, из чего он строится, как лошадь превращается в боксеров. Вообще это было бы интересно по кадрам посмотреть, но все это – скорее эксперимент на поле видео-арта. Pickman's Model по Лавкрафту – знаменитый сюжет, из которого сделан такой классический якобы кукольный мексиканский ужастик, где герой рассказывает про макабрического живописца. Режиссер Pablo ÁNGELES . Внятная история, этому Пабло надо коммерческие полные метры снимать. На меня произвело впечатление только, что компьютерная трехмерка отлично симулирует кукольное кино из дерева – с шарнирами и прочим. Вот трейлер

trailerPickman from hombrezoo on Vimeo.

Ну и еще во второй программе была милая автобиографическая норвежская история в духе иллюстраций к детской книжке и с таким же простым нарративом Moulton og meg (реж. Torill KOVE). 60-е годы, родители - любители современного искусства и вообще отличаются от родителей всех друзей, а сестрам хочется, чтобы их семья была как все. Особенно умилительно, как девочка страдает оттого, что папа носит усы, как ни один мужчина в городе. Ну и велосипед хочется, который у всех есть. Сделано вместе с Канадой, которая, как и Франция, продюсирует все, что ей нравится по всему миру, за что, как говорится, большой респект. Вот трейлер :

Me and My Moulton - Official Trailer - English version from Mikrofilm AS on Vimeo.

Теперь про день третий. Вот гобленовский тизер – по теме весьма неожиданный, военный. Это потому, что отмечается столетие первой мировой войны и в программе есть даже две подборки фильмов на эту тему.



Ну и конкурсная программа №3. Первый фильм «365» , британцев - братьев МакЛеод (Greg MCLEOD, Myles MCLEOD, главный - Грег), – опять же, Грег рисовал каждый день по секунде в день , как Мизуе, и вообще это становится трендом. Они выкладывали картинки в фейсбук, как и Мизуе, но разница в том, что у них не абстрактное рисование, они членили фильм по месяцам и вообще это в некотором роде их визуальный дневник – не вполне по событиям, но по настроению. Даже видно, что в июне прошлого года Грег был в Аннеси, где постоянно шел дождь, и в фильме тоже дождливые картинки и есть картинка главного вида Аннеси. Это кино лежит на пересечении двух трендов. Первый – дневниковый, а второй – набор ничем не связанных крошечный абсурдных зарисовок, как в недавнем отличном фильме «Симфония 42». Но там каждый сюжет хоть и крошечный, но законченный и внятный при всем абсурде, а у братьев МакЛеод они такие мелкие, что часто вообще не разберешь, что происходит. Это похоже на записную книжку с цитатами, заметками для памяти, из которых могут потом получится фильмы. Причем некоторые выглядят очень продуктивно. Вот трейлер с июнем и Аннеси:



Grace Under Water – по-моему, это экранизация какого-то рассказа (реж. Anthony LAWRENCE из Австралии) – гиперреалистические куклы, история о молодой мачехе, которая не может найти подход к падчерице со сложным характером, но в бассейне находит. Всегда не понимала, зачем такое кино снимать в анимации, кроме понятного желания поиграть в куклы и построить реальный мир своими руками. Впрочем, это тоже уважаю.

Histoires de bus – Канада, очень смешная и симпатичная режиссерша с кличкой TALI, рассказывает в веселой комиксовой манере о своем опыте работы водителем школьного автобуса где-то в сельской местности. Такие личные истории с чувством юмора всегда отлично смотрятся. Вот трейлер НФБ:



Simhall – это шведское кукольное кино (режиссерша Niki LINDROTH VON BAHR) – хорошая история для игровой короткометражки про бассейн. Есть служитель, есть муж с женой, которые ссорятся и есть компания гопников, которые хотят обворовать сейф, но обнаруживается, что там исключительно хлорка, которую эти идиоты случайно разбивают в бассейн, отчего все эвакуируются. В общем, такая бытовая история, довольно тонко и подробно разыгранная. Но фишка в том, что все это антропоморфные звери: служитель – лошадь, парочка – волки, а гопники – крысы. То есть тела людей, а головы животных, как было в мистере Фоксе, а прежде всего – в «Легенде о Лисе» Старевича. И вот тут должна сказать, что как раз вчера в ночь пошла посмотреть на шикарную реставрированную копию (судя по качеству) этого фильма Старевича, которая шла во дворе замка, и при том, что французского не понимаю – смотрится это потрясающе, с диким количеством подробностей, тонкостей, юмором – в общем, по-настоящему шедевр. Отдельная прелесть, как все эти его хоровые и маршевые сцены соотносятся с помпезным советским кино тех же 30-х годов. В общем, после неустаревающего Старевича уже иначе смотришь на сегодняшнее кино – видно, что никто таким искусством не владеет. Хотя, конечно, сегодняшняя интонация – важная вещь.

Patch – швецарско-немецкого режиссера Gerd GOCKELL, очень занятное кино, в частности, исследующее границы абстракции. Начинается с того, что он крупными мазками замазывает темные плитки и потом из них выкладывает в комнате на стене мозаику, меняя ее так и эдак. А потом на скорости мы видим, как этот абстрактный узор постепенно превращается в бегущего человека, стадо слонов и др. Он сказал, что использовал мало компьютера, в основном это действительно ручная работа, главный обман в том, что выкладывал он свою мозаику на полу, а не на стене, где было неудобно.

Внезапно обнаружился в программе интернет-хит Beauty итальянца Rino Stefano TAGLIAFIERRO , мне кажется, его все уже видели, хотя теперь по требованию фестивалей он убрал фильм из сети. Такое шевеление великой живописи, сложенное в некоторую драматургию по темам – пейзажи, красивые люди, страшности и т.д. Удивительно, что шедевры после анимации начинают казаться пошлыми салонными произведениями, особенно, когда видно, как он вырезал фигуры из фона, чтобы шевелить – это просто девичий альбом. Шевелится слегка и медленно (якобы привет Биллу Виоле), причем не все, а только главные фигуры, но все равно ощущение сомнительное, как от копий на Арбате.

Ну и последним фильмом опять были «Гиппопотамы» Петра Думалы, он очень про них сегодня на режиссерской встрече интересно рассказывал, но все равно было видно, как аудитория из-за того, что фильм не понимает, находится во внутреннем протесте. А Марсель Жан сказал, что на отборе чувствовал себя, будто в Каннах отбирает фильм фон Триера. Кстати, Думала вполне со мной согласился насчет балета и сегодня сказал, что инспирировался Пиной Бауш. Это было неожиданно, по движению там что-то более классическое. И самое для меня было интересное, что он сказал, что идея ему пришла из документального фильма про гиппопотамов. Что, мол, там так все и было. И он подумал, а что, если бы так себя вели люди? В общем, детали его рассказа потом как-нибудь расскажу. А сейчас пойду смотреть конкурс 4-го дня.