Большой Фестиваль Мультфильмов

Фестиваль в Аннеси начинается
автор: Дина Годер



14 июня 2015

Нет хуже мучений, чем каждый год сидеть над свежей программой фестиваля в Аннеси и решать на что пойти. Увидеть все (даже кино, не говорю о разнообразных интереснейших встречах и мастер-классах) – совершенно невозможно, даже, если смотреть кино с 9 утра и до часу ночи, что я, собственно и делаю. А еще все, запутавшиеся в программе, зная мою обстоятельность, просят посоветовать, на что идти. Так что просто расскажу о своих соображениях по ходу изучения программы.

Начнем с традиционного тизера Аннеси, который показывают перед каждым сеансом. В этот раз он имеет совершенно подростковый вид. И все ежегодные главные герои - озеро и кролик – на месте. Сняли этот ролик на французской студии Ankama, знаменитой своими мультсериалами и играми, и герои одного из них – Dofus – есть в тизере.



Теперь смотрим, где показывают кино: оказывается ремонт в прежнем фестивальном центре Бон Лье закончен, а значит больше не будет времянки на месте старинных конюшен и фестиваль возвращается на прежнее место. А еще вижу, что многозальник в торговом центре, который раньше назывался Декавизьон, теперь называется Пате Аннеси, видимо, его купила старинная сеть кинотеатров Пате. Остальное, вроде, все по-прежнему.

Теперь изучим конкурсную и внеконкурсную программы. Полных метров 8 и выглядят они не слишком интересно. В основном все детское, есть, правда, колумбийский фильм про правозащитника, но картинка не вдохновляет. Есть шанс у кукольно-пластилинового про танцора фламенко в депрессии и вижу еще датский про арктические приключения русского аристократа Саши в конце 19 века. Могу себе представить. Похоже, на конкурсные полные метры я не пойду. Внеконкурсные по описанию выглядят куда интереснее. Вот, например, австрийско-американский Eden's Edge – кино с описанием ландшафтов, объектная анимация. Extraordinary Tales - про Эдгара По, как он играл со своей смертью. Little from the Fish Shop с забавными куклами – чешская новая интерпретация андерсеновской русалочки. Чехи – мастера по куклам, может и пойду. И на что точно пойду - Rocks in My Pockets Сигне Баумане, чтобы снять это кино о женщинах своей семьи, о депрессии и безумии, она собирала деньги краудфандингом, ну и вообще Сигне – хороший режиссер и художник. А еще во внеконкурсной программе есть русская «Снежная королева-2». Что ж, компания неплохая.

Но вот на какие из полных метров я пойду обязательно, - это, во-первых, на внеконкурсный фильм открытия - «Пророк Халиля Джебрана», который спродюсировала Сальма Хайек, фильм по знаменитому роману ливанско-американского писателя Халиля Джебрана поставил Роджер Аллерс (постановщик «Короля льва»), а в нем поэтические фрагменты делали разные знаменитые режиссеры прежде всего американской независимой анимации – Нина Пейли, Джоан Гратц, Билл Плимптон и другие. А второй фильм, от которого я жду многого – это спецсобытие фестиваля, новый фильм румынки Анки Дамиан, прославившейся несколько лет назад документальной анимацией «Крулик или путь за». Теперь она сняла в том же коллажном духе фильм «Волшебная гора» (художником был Теодор Ушев) про польского беженца во Францию, художника, альпиниста и антикоммуниста, который воевал в Афганистане на стороне моджахедов.

Из превью может быть интересным «Phantom Boy» студии Фолимаж, они снимают красивое авторское кино даже в полном метре.

Теперь смотрим короткий метр. Это для Аннеси главное, тут создаются репутации и отсюда фильмы разлетаются по другим фестивалям. Конечно, короткометражную программу надо смотреть целиком. Тем более, что много новых фильмов режиссеров, за которыми я слежу: Прийт Тендер, Ури и Михаль Кранот, Тилл Новак, Йохен Кун, Андреас Хикаде, РОСТО, Изабелла Плучиньска, Дон Херцфельд, Эдмунд Янсонс. У Теодора Ушева фильм, вдохновленный Лоркой, у польского мэтра Ежи Кучи снова фильм, навеянный музыкой, у Адама Элиота – новая двадцатиминутная пластилиновая история про аутсайдера – одинокого глухого таксидермиста. Два экспериментатора – Пол Буш и Пол Венингер сделали фильмы про музеи. Из наших в конкурсе дебютные «Другие берега» Василия Чиркова и «Мы не можем жить без космоса» Константина Бронзита, который сейчас берет призы направо и налево. Кроме традиционных пяти программ конкурса, в этом году снова, как и в прошлом – шестая, под названием Off-Limits, для экспериментальной анимации. В прошлом году она была самая интересная.

Внеконкурсный короткий метр я тоже всегда смотрю. Из интерсного там будет Корделл Баркер, Изабель Фаве, Билл Плимптон, ну и наши любимые Иван Максимов с фильмом «Скамейка N° 0458», которого я еще не видела, и Юлия Аронова с фильмом, который она сняла во Франции на студии Фолимаж.

Студенческую программу я тоже смотрю всю, традиционно это 4 сборника – там всегда есть что-то интересное. А новое то, что теперь, кроме встреч с «взрослыми» режиссерами, которые каждое утро, с 9 до 10.15 ведет арт-директор фестиваля Марсель Жан, есть и встречи со студентами, чьи фильмы показали накануне. Разборы полетов основной программы называются «Короткометражки и завтрак», а молодежные - днем, в 16.00 – «Время студенческого перекуса» и ведет их французский критик и продюсер Алексис Уно.

Что касается телевизионного конкурса, то я редко его смотрю, просто не успеваю, хотя на самом деле там бывают совершенно удивительные и необычные проекты. Из наших сериалов там есть по одной серии из «Летающих зверей» и из «Маши и медведя», а вообще надо иметь в виду, что эти 4 подборки распределяются по возрастам от 1 программы – для дошкольников, до 4 – для взрослых. Обычно самое любопытное встречается в 3 и 4 программе. В этот раз, например, есть кукольный сериал про жизнь животных, в духе настоящих натуралистов, итальянский сериал для детей про искусство и французский – про шрифты . Ну и понятно, что полно всяких пародий и проч., что любят взрослые, а для детей есть новая серия про Микки Мауса в стилистике старого Диснея.

На коммерческую программу я тоже всегда хожу, я очень люблю рекламу в авторском духе и музыкальные клипы. Вот, например, клип Энсли Андерсона, который совсем недавно взял приз за свой дипломный фильм в шотландской киношколе.



и полная ему противоположность – клип японца Мираи Мизуе, который всегда рисовал авторское абстрактное кино и без того напоминающее музыкальное видео

Shugo Tokumaru / Poker (Official Music Video) from MIRAI_MIZUE on Vimeo.


С конкурсной программой разобрались, но ведь есть еще гигантская внеконкурсная.

В этом году темой фестиваля в Аннеси сделали женщин, а потому собрали целых 8 подборок под девизом «Женщины и анимация», плакат фестиваля сделала португальская режиссер и художница Режина Пессоа, а Почетный Кристалл Аннеси получит Флоранс Мьель, удивительная французская художница и режиссер очень живописных фильмов. Итак, программы про женщин и анимацию: 1 - Women Filmmakers – посвящена ранним женщинам-режиссерам, которые в основном были в тени своих партнеров. 2 - 'Cristal' Women – фильмы женщин, получивших главный приз Аннеси, 3 – ретроспектива Флоранс Мьель, 4 – ретроспектива канадки Janet Perlman, снимавшей юмористические мультфильмы с 70-х годов, 5 – Подруги – просто сборник женской анимации разных поколений без темы, 6 – Мать и шлюха (темы понятны), 7 - The Future is Woman – молодые женщины режиссеры (там есть и «Обида» нашей Анны Будановой, бравшей здесь приз за лучший дебют). 8 - Stacey Steers, Between Dreams and Brilliance – ретроспектива фильмов американки Стэйси Стирс, иногда незаконченных, но невероятно эффектных по графике. Я постараюсь попасть на последнюю, поскольку это редкость.

Второй большой сюжет Аннеси – это 8 программ анимации страны-гостя фестиваля – Испании. 1. Destination Hollywood (and Beyond) – это подборка работ независимых режиссеров. 2. Doodles - ранняя испанская анимация. 3 - Humour and Massacre – это всякое неполиткорректное, в общем юмор и резня. 4 The Stamp of the Artist – художественные эксперименты с 70-х годов. 5. The Next Generation – испанские режиссеры по всему миру. 6. Modern Times – создание испанской киноиндустрии с 50-х годов. 7. Macián, the Master - ретроспектива режиссера. 8. Under the Yoke - как анимация обслуживала политическую повестку дня. Мультфильмы гражданской войны, франкистского режима и др. Тут я тоже выбрираю прежде всего последний сюжет, просто потому, что он мне интересен.

Ну и еще несколько спецпрограмм, про которые нельзя не сказать.

Во-первых, «Handmade Puppet Dreams» - видимо, остатки прошлогодней кукольной главной темы, обещают кукол самых необычных форм и размеров, в общем, может быть интересно и я постараюсь попасть.

Во-вторых, «High Voltage Session, l'animation version rock» - рок-фильмы, причем имеется в виду рок-музыка не как тема, а как настроение.

И в-третьих «Chauvet Cave» - "36000 лет спустя", специальная программа из 15 фильмов, снятых на студии Фолимаж и вдохновленных наскальными рисунками в знаменитой пещере Шове на юге Франции. Тоже проект звучит интересно.

Прочее, что не надо резервировать, но неплохо бы знать.

Просмотры на открытом воздухе идут каждый вечер и на гигантском экране на берегу озера перед Бон Лье, и во дворе замка на горе. Это не новое кино, но обычно отличные полные метры.

8 анимационных выставок по городу. В частности, в замке-музее будет выставка Александра Алексеева и Клер Паркер. А еще художник Марк Лимузен сделает инсталляцию прямо на озере: рядом с отелем Империал, где идет кинорынок MIFA, прямо на воде появятся несколько пар огромных глаз, которые будут «анимированы» ветром и водой и постоянно будут за нами наблюдать.

Заранее скажу, что имиджевые ролики фестиваля на каждый день как всегда сделали студенты французской киношколы Гоблен и, в соответствии с темой Аннеси-15 каждый из пяти сюжетов будет посвящен одной из знаменитых женщин-режиссеров: Mary Blair, Alison de Vere, Evelyn Lambart, Claire Parker и Lotte Reiniger.

И уже совсем для своих, кто едет: русский стенд на кинорынке снова будет, организацией его занимается Ассоциация анимационного кино и она приглашает тех, кто приезжает на фестиваль на Водка-Икра-Пати на стенде российской анимации №4.с19 18 июня в 17:00.