Большой Фестиваль Мультфильмов

Блог Аннеси. Пятый день и победители
автор: Дина Годер



25 июня 2015

Хоть фестиваль и закончился, но до того, как рассказывать про победителей, завершу рассказ о конкурсной программе. Итак, день пятый.

Ролик студентов Гоблен посвящен Мари Блер – художнице Диснея, видимо, по сюжету садовник с ножницами – сам Дисней, а ножницы – монтажные.

Теперь о конкурсной программе номер 5.

Первый фильм Qui j'ose aimer , французско-бельгийский, режиссепры Laurence DEYDIER, Hugo FRASSETTO, причем, первая девушка в большей степени сценарист и анимацией до того никогда не занималась. История чисто девичья, романтические сопли на такого же рода песенку, девица никак не может решить, кого из двоих бойфрендов любить, с одним она всегда скучает по второму. И такая же розово-голубая акварельная картинка, впрочем, не противная.



Второй - Sexy Laundry режиссер Izabela PLUCINSKA. Смешная история про немолодую пару, которая, видимо, поехала в какое-то специальное место, типа гостиницы для молодоженов, чтобы освежить свои чувства. Пытаются и так, и эдак, в конце пробуют что-то в духе садо-мазо, в общем, все получается. Изабелла, как всегда работает с пластилином и тут очень уместно и здорово смотрится, когда пластилин становится плотью, которую мнут, выкручивают, массируют и др. У нее немного грубоватая манера работы с пластилином и сюда это очень годится. Ну и персонажи смешные. Изабелла сказала, что вообще-то Sexy Laundry – это какая-то известная канадская пьеса, она ее увидела в театре в Польше и тут же захотела сделать – продюсерами стали канадцы.



The Night of the Naporitan японца Yusuke SAKAMOTO – пародийная, в духе фильмов ужасов, история про гигантский клубок макарон, который идет в поисках кетчупа и заглатывает своих попутчиков, которые потом тоже становятся зомби-людьми из пасты. По картинке - ничего особенного.

Dissonance режиссера из Германии Till NOWAK, как он любит, соединение 3 Д и актерской игры. Вообще, Новак интересный, я его люблю после его фальсификаторского, очень смешного фильма про «проект мозговая центрифуга». Тут он по-прежнему очень здорово работает с трехмеркой, но сам ход уж очень банальный, его сто раз делали – в центре человек с психическими проблемами, музыкант, который видит мир не так, как окружающие - игрушка дочери становится его живым попутчиком, здания рушатся, дорога под ногами разверзается и др. На этот счет был французский фильм про «10 шагов» точнее, хотя тут Новак напридумал и сделал тоже много.

DISSONANCE - Trailer from Till Nowak on Vimeo.



Alateadvuse maja House of Unconsciousness эстонца Priit TENDER – тоже такое сюрреалистическое путешествие трубочиста, видимо, в собственное подсознание. Прийт говорил, что напридумывал гораздо больше, ну и действительно такие сны можно крутить бесконечно. Он говорил, что и сам свой фильм не понимает и ему очень нравится, что можно делать что-то, рассчитывая не на понимание, а на чувство. Я не большой поклонник сюрреализма, но у Тендера мне нравится, что он соединяется с иронической графикой и не впадает в многозначительность. Описывать такое кино трудно, но, в общем, по ролику понятно.



A Portrait грека Aristotelis MARAGKOS – совсем коротенький – две минуты, одной линией нарисованный фильм его деде, просто рассказ про то, как он жил и умер. Такая буквально бегущая линия, как веревка, которой рисуют силуэты на столе.

Königin Po Queen Bum девушки из Швейцарии Maja GEHRIG. Не супер оригинальная, но очень милая история, озвученная голосами папы и маленькой дочки, которую он укладывает спать и с ней вместе сочиняет на ходу сказку про Королеву Задницу. Нарисовано в духе детских иллюстраций, все идеи и формулировки, как сказала Майя, взяты из разговоров с детьми, но, конечно, это написанный сценарий, а не документальная запись, хотя сделано хорошо. (Смешно, что, когда папе звонят и он отвлекается, в событиях с королевой наступает полный апокалипсис). Дети были бы очень довольны.



И последний - Limbo Limbo Travel – сняли две венгерские красотки, Zsuzsanna KREIF, Borbála ZETENYI. Тоже понятная история из подсознания – в городе, где мужчины интересуются только гаджетами, тетки садятся в машину и отправляются в секс-путешествие на какой-то фантастический остров, где живут, как зайцы (и такого же размера), шустрые голые усачи, которых можно ловить пачками и наслаждаться. В конце оказывается, что у этой мелюзги с большущими рыжими усами (которые, видимо, заменяют им все остальное), есть гигантская Мать, как пчелиная матка. Картинка веселая, а так – все очень предсказуемо.

LIMBO LIMBO TRAVEL from LARDUX FILMS on Vimeo.



Шестая программа Off Limits – в этот раз, к сожалению, была довольно кислая. В прошлом году, когда ее придумали и показывали впервые, как сборник всего экспериментального, она получилась шикарной, самой сильной в конкурсе. А в этот раз я программу смотрела в первый день и некоторые фильмы даже вспоминаю с трудом. Но интересное все же было. The Betrayal англичанки Susan YOUNG мне неожиданно понравился. Весь фильм на тексте, на каких-то таблетках, рецептах, справках, выписках, буквах, собственном описании произошедшего, которое мелькает очень быстро, и которые не очень успевала читать, но ясно, что это нервно и сильно рассказанная история (причем, реальная) о том, как доктор - психиатор, обещая улучшение, подсадил женщину на лекарства и теперь она не может справиться с зависимостью, боится его, а он ею как-то садистски манипулирует.



Immer Müder Always Tired это мой любимый немец Jochen KUHN, который снял издевательское кино про Ангелу Меркель, теперь снял коротенький сюжет о том, что он всегда усталый и буквально падает спать на ходу. Сделано в той же манере полу-анимации, почти статичные и меняющиеся на глазах картинки, часто на фоне реальных фотографий, мне показалась чуть больше похожей на этюд, но все эти эпизоды, когда он засыпает прямо во время награждения, тряся за руку и др. – очень смешные.

Immer Müder (Jochen Kuhn, Deutscher Wettbewerb) from Internationale Kurzfilmtage on Vimeo.



Jazz per un massacro итальянцев Leonardo CARRANO, Giuseppe SPINA – ужасно длинное (15 минут) и, по-моему, скучное импровизационное рисование по пленке (Каррано рисовал, а Спина редактировал) на (и под) джазовую музыку. А может дело просто в том, что в кинопрограмме такое смотрится неуместно, а в концерте было бы ок.



Mynarski chute mortelle канадца Matthew RANKIN – вот это любопытное кино (оно и получило приз за лучший фильм в в экспериментальной номинации) – о последних минутах жизни героя второй мировой Эндрю Минарски. Это в основном - снятые игровые эпизоды, а поверх - разнообразная очень эффектная обработка пленки – царапанье, рисование, явно травление и др.

MYNARSKI CHUTE MORTELLE (Bande annonce) from Matthew Rankin on Vimeo.



PLANET Σ – это уже третий фильм японки из Франции Momoko SETO. Новая планета сигма, будто бы замерзшая и оттаивающая у нас на глазах, освобождая всяких пчел и прочую живность. Там какие-то объекты реальные, а какие-то – в 3Д. Сделано эффектно, но увлекает мало.

Вот он целиком.

Carte noire – очередной австрийский эксперимент Michaela GRILL. Понятно, что езда, но очень трудно смотреть на экран с бесконечными вспышками.



Moon Blink – это тоже крайне радикально для зрителя и тоже Австрия (с Германией) Rainer KOHLBERGER. Мелькание бело-серых полос разного вида, как слепящий свет сквозь жалюзи – чисто формальное упражнение, цифровое – «Exclusively generated by code, no camera was used», но идет 10 минут, и глаза за это время умирают. Но, наверное, в галерейном формате было бы уместно и даже красиво. Вот ролик.

You Look Like Me – канадца Pierre HÉBERT. Такое видео-стихотворение. Написано, что смешанная техника, но не очень понимаю, как сделано, похоже на рисование поверх фотографии, что его держит в рамках, а может и нет. Вот он целиком.

You look like me from Pierre Hebert on Vimeo.

The Tide Keeper – режиссера из Новой Зеландии Alyx DUNCAN. Сны старого моряка, причем, моряк реальный (его играет папа режиссера), а морем, которое его затягивает, становятся предметы, вода – одеяло и т.д. Вообще много разных техник – куклы, рисование и др. Но все равно было не очень увлекательно

The Tide Keeper - trailer from Alyx Duncan on Vimeo.

The Race из Франции - Michaël LE MEUR – тоже довольно эффектный формальный прием – в кадре все, что несется и крутится, в подтверждение того, что люди не сами устраивают гонки, а ими руководят какие-то механические силы. Впрочем, когда вижу в этом ряду балерину, сразу вспоминаю Райкина: «Привязать ей к ноге динамо и пусть ток вырабатывает».

TRAILER [The Race] from Nicolas Schmerkin on Vimeo.

Ну, а теперь про награждение победителей. Главное для нас, конечно, то, что Бронзиту дали Гран-при за «Мы не можем жить без космоса». Зал это принял энтузиастически (в чем можно было не сомневаться, судя по приему на фестивале), кроме того Костя сказал прекрасную трогательную речь, что здесь вообще-то не принято. Здесь разве что благодарят продюсеров и команду, но сначала взял 2 минуты, чтобы подумать (у меня же Гран при, я же имею право?), а потом сказал, что очень смущен перед прекрасными коллегами получать приз, и каких легендарных людей он встречал на фестивале в этот раз (долго перечислял), вспомнил, как много лет назад умирал (видимо, от счастья), когда смотрел их фильмы (опять перечислял какие), и - спасибо, ребята, что вы убиваете меня таким образом! В общем, так был счастлив, в такой ажитации носился по сцене, что публика была ужасно растрогана, зал вопил и визжал. На следующий день настроение ему было подпорчено тем, что пираты тут же выложили фильмы в сеть, что запрещено по оскаровским условиям, но вроде бы с этим разобрались, так что на «Оскара» у Бронзита в этот раз шансы очень большие.

Продолжаю про награждение. В качестве бонуса на награждении показали новый фильм великого аниматора Ричарда Уильямся «Пролог» - короткая сцена (и правда вступление к чему-то более длинному), где солдаты каких-то античных времен (кто голый, кто слегка одет) – по очереди убивают друг друга, а потом прибегает напуганная девочка. Мастерская рисованная анимация, в остальном – холод и ничего, кроме патетики.

Вторым бонусом было общение с залом ужасно смешного кружочка с глазками, сделанного Андреасом Хикаде. Разговаривал он в цинично-насмешливой манере мистера Фримана, и пиком был момент, когда он заставлял зал разделиться на 2 части и петь кому что больше подходит - I am here to rock the crowd I want an award , а другим - Films it s what it s all about fuck all them awards. Народ страшно хохотал, и все, как дети на новогоднем утреннике, радостно пели и то, и другое, поскольку для большинства, конечно, актуальны обе стороны дела.

Что касается других наград, то я уже рассказывала, про французский фантастический полный метр о девушке Авриль – он взял Кристалл Аннеси в полном метре. Из тех, о ком рассказывала - приз жюри в коротком метре у «Хозяина» Рихо Унта. Неожиданно для меня приз за первый фильм "Jean-Luc Xiberras" специальное упоминание премии Фипресси у бразильского фильма «Гуида» про старушку, которая стала натурщицей. Уж чем эта дамская история так всех привлекла, не знаю. Спецупоминание и выбор зрителей в коротком метре – у Дона Херцфельда с «Завтрашним миром». То, что этот фильм выбрала публика выглядит совершенно неожиданно, но я для себя это объясняю тем, что в этом году не было бумажек для голосования, а голосовать нужно было в интернете и в мобильном приложении, так что понятно, что это делали только самые молодые и продвинутые. Так что среди зрителей как бы сделали отбор. То, что приз в категории «Без границ» получил фильм про Минарского, я уже сказала, а Кристалл за лучшую телепродукцию получила серия "Long-Eared Owl" сериала про животных Hello World! режиссера Éric SERRE , остроумно сделанная из объектов (забавный парадокс – снимать про живую природу через мертвую).

Приз жюри за ТВ –спешиал получил бельгийско-французский восьмиминутный фильм про девочку Лили- La Moufle реж. Clémentine ROBACH.

La Moufle - The Mitten - teaser from Les Films du Nord on Vimeo.

Ничего специально прекрасного в нем не было, но он сразу выделялся хорошей картинкой, я сама в первую очередь обратила внимание на него и еще один, который получил приз за сериал. Немецко-английский Rita and Crocodile, серия "Fishing" реж. Siri MELCHIOR



Кристалл за лучший заказной фильм получила социальная реклама отличного индийского режиссера, всегда очень остроумно сочиняющего рекламу, Суреша Эрията - Rotary "Fateline" – про образование для бедных детей. И он настойчиво объяснял, что поют в его ролике – очень-очень бедные дети. Тут главный фокус – в том, что фоны – кожа ладоней, которая правда выглядит, как стена.



Приз жюри в этой категории получил тоже социальный ролик про защиту детей от социальных сетей - NSPCC "Lucy and the Boy"



По-моему, тут повлияла скорее важность темы, чем качество, в котором не было ничего особенного. Впрочем, рекламный конкурс в этот раз не потрясал.

Ну и о главных наградах у студентов. Кристалл Аннеси в этой категории получил фильм My Dad режиссера Marcus ARMITAGE из британского Royal College Of Art - размашистый яркий рисунок уличной жизни, протестов и столкновений с полицией и коллаж из обрывков газет в рассказе о любимом отце. Надо будет пересмотреть, пока сюжет для меня не до конца понятен. Но мне больше всех понравился фильм, получивший второй по значению приз в студенческом конкурсе, приз жюри – Edmond режиссера Nina GANTZ из другого знаменитого британского института – NATIONAL FILM AND TELEVISION SCHOOL. Кукольный фильм, где все сделано из мягкого, пушистого материала, раскручивает назад историю неудачливого героя от печального сидения в обнимку с камнем у озера перед самоубийством, до времени, когда он еще был в животе у матери. И оказывается, что всю жизнь, когда Эдмонд особенно сильно испытывал любовь к кому-то, то он начинал его… есть. Чуть не откусил ногу возлюбленной, откусил-таки ухо однокласснику и, оказывается, съел своего близнеца еще в чреве матери. Но почему-то в «Эдмонде» кровавый поворот совсем не выглядит отталкивающе. Напротив, печальный одинокий лузер очень трогателен в неспособности сдерживать свои чувства и в ужасе от того, во что это выливается.

На этом пока все. Про студенческие фильмы, внеконкурсные короткометражки и спецпрограммы расскажу в следующий раз.