Большой Фестиваль Мультфильмов

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ / ДИНА ГОДЕР



11 июня 2013

Маша уже рассказала о своих первых впечатлениях, так что мы ней немного будем пересекаться, но надеюсь, не слишком. Вот и мои пять копеек. Начну с конного завода (haras d’Annecy), который теперь стал главным фестивальным центром вместо закрытого на реконструкцию Бон Лье. Как выяснилось, этот красивый комплекс, построенный к 1885-му году действительно был отдан лошадям до самого 2009-го года, а теперь, когда главный кино-концертный зал Аннеси закрылся, на поляне посреди бывшего конного завода город построил временное здание, которое прослужит пару сезонов до открытия прежнего центра. И хотя лошадей тут уже почти 4 года нет, стойкий запах конюшни преследует всякого, приходящего на главную площадку фестиваля.

Я туда пришла на первый же сеанс первого дня работы Annecy-2013. Это был конкурсный полный метр с длиннющим названием «Моя мама в Америке и она встречала Буффало Билла» (реж. Marc BORÉAL, Thibaut CHATEL) - сентиментальное французское кино про младшеклассника, живущего с младшим братом и отцом-вдовцом и с надеждой слушающего враки соседки о письмах, якобы приходящих от его матери-путешественницы. Снято оно по некоему популярному детскому комиксу - простенько и без претензий. Смотрибельно, хоть на мой взгляд и скучновато - не противный рисунок и чувствительная история, как это принято в детских фильмах, про взросление, преодоление страхов (второгодник бьет и отнимает шарики для игры) и все такое прочее.

На второй сеанс у меня был билет на «Пиноккио», но оказалось, что именно в это время пресс-показ пиксаровского «Университета монстров» и их же короткометражки «Голубой зонтик», которые мне хотелось хоть одним глазом посмотреть (эти фильмы должны были открывать фестиваль, в Аннеси обожают Пиксар). «Голубой зонтик» снимал Сашка Унсельд, когда-то он приезжал со своими фильмами из Германии на Крок, теперь, оказывается, работает на Пиксаре. Из новых разработок в этом фильме, как я понимаю, Пиксар больше всего гордится тем, что все изображение выглядит совершенно реалистическим, поэтому особенно забавно, когда у реальных предметов проявляется мимика на физиономиях – решетки на люках мигают глазами-гвоздиками, мусорные бачки и указатели тоже имеют лица. Много эффектного придумано для стерео показа, мерцающее освещение от мокрых предметов и особенно ночной дождь, будто бы на него смотришь, запрокинув голову. Но само кино – ничего интересного. Трехкопеечная история про то как голубой зонтик-мальчик влюбился в красный зонтик– девочку и они сначала потеряли, а потом нашли друг друга. Причем глазки-ротики на зонтах уже нарисованы совершенно условно, точно так, как было в фильме про смерть пузырьков из пупырчатой бумаги, но тот был гораздо остроумнее. Зато «Университет» (реж. Дан Сканлон)был отличный, даже жалко было уходить. Тоже стерео. Зачин – про детство одноглазого Майка Вазовского, который тогда еще был не такой болтливый, но шустрый и везде самый маленький, с трогательной зубной пластинкой. Его, как водится, все обижали, но он не унывал. Ну а потом пошло о том, как он поступил в университет Монстров - в такой классический западный университетский городок с каналами, мостами и лодками, как в Кембридже и студентами, валяющимися на траве. Как всегда, шикарная анимация и, главное, очень точная «актерски», с нюансами, сложными реакциями и т.д. В общем, жалко было уходить, но ждал еще один конкурсный полный метр – «Пиноккио», а «мои университеты» для героев «Корпорации монстров» уже с июля будут в прокате. «Пиноккио» - это большой международный проект, францзской-итальянско-бельгийский и еще Люксембург, но режиссер, вроде, итальянец - Enzo D'ALO. Шикарные, нарядные фоны, очень французские на вид – яркие цвета, резкие контрасты, черные тени, эффектно. Но герои – вполне заурядно нарисованные, и по части рассказа истории – все очень традиционно, скучновато, мало юмора (разве что нытик папа Карло все время теряет парик), а Пиноккио получается не паршивцем, а маленьким героем, который в конце концов приводит историю к счастливому концу. Ну и злые мальчишки в школе, понятно, над ним измываются. Таким образом, главным сюжетом в сегодняшних полных метрах для меня получилось несчастное мальчишеское детство полное унижений, злых сверстников и противных учительниц. Видимо, считается, что это беспроигрышный вариант, всякий тут себя узнает.

Далее была первая конкурсная программа короткометражек. Пока восторгов у меня ничего не вызвало, хотя занятное было и классные художники тоже. Вот по порядку. Началось с сюрреалистического кино Double Fikret китайца Haiyang WANG, я его уже видела. Очень изобретательно, ярко, хоть и мелом (пишут, что на наждачной бумаге, а выглядит, что на доске). Мужчины, куры, члены, странные геометрические фигуры, все друг из друга растет, выворачивается наизнанку и самым парадоксальным образом отпочковывается.

Далее итальянец Simone MASSI с фильмом Animo resistente - он пишет, что это некий сон дома в 1944-м году. Как всегда у Масси эффектная черно-белая графика с крошечной красной деталью (тут птичка) с общим напряженно-тревожным настроением. На военные годы намекает начало, где солдаты с ружьями, а дальше действительно будто во сне полет - у него всегда похоже, что камера летит, встречая на пути людей и предметы, превращающиеся друг в друга. «Пир наложницы» был на Кроке, сняла его китайская студентка фарцузской киношколы Пудриер Hefang WEI, но фильм ее – уже копродукция четырех стран. Прелестная история про ревнивую наложницу Янг, приревновшую старого императора к новой любимице. Отлично нарисовано, стильно, но современно, не чрезмерно стилизовано с очень изящной режиссурой и юмором.

Вот еще отличный художник – в американском фильме Feral - Daniel SOUSA. Парафраз «Маугли», почти черно-белое изображение и жесткая режиссура. Мальчишка невоспитуем, на всех по-волчьи рычит и скалит зубы и (опять!) конечно, в школе мальчишки над ним издеваются. Только хороший финал, где он убегает и на бегу сначала превращается в волка, а потом в птицу.

Далее – «Scroogin on a Greg» - двухминутная шутка Уилла Андерсона, в сущности, чисто текстовая про то, как одна птица предлагает другой покурить. Уверена, что текст смешной (картинка дурацкая, но выразительная), но он не то на сленге, не то просто на шотландском, в общем, без перевода понять невозможно – кто понимает, гляньте, он есть в интернете, потом расскажете.

Очень любопытно придуманный «Астигматизм» Николая Троiинского (написано, что молодой человек из Москвы, учился в Испании и там и остался иллюстратором). Там скорее оптические игры – с точки зрения потерявшего очки мальчика с близорукостью и астигматизмом. Туманные предметы превращаются в чудищ, другое уплывает в туман. Было на ту же тему не так давно, кажется, французское кино «Четырехглазый», но там был лирический сюжет, а тут больше экспериментов Японский Yoriko MIZUSHIRI «Футон» в прошом году взял какой-то приз в Хиросиме – тоже такой сонный сюрреализм в изящном и очень простом рисунке – матрас превращается в кусочек рыбы из суши, в язык, его берут палочками, оттуда выпрастываются ноги, а он становится губами. Нелепо описывать, но обертона очень эротические. Negro аргентинца Walter HOYOS – белым по черному нуар про лис, поиски странного наркотика, который выглядит как кубик для курения. В общем, довольно невнятно, хоть рисуночек неплохой.

«Путевой обходчик» (или он начальник станции) – снял поляк Петр Щепанович (Piotr SZCZEPANOWICZ). Это я совсем не люблю, такое псевдореалистическое 3Д, с резиновыми персонажами. Якобы лирическая история про несостоявшуюся любовь с соседской девушкой (она слушала под окнами, как он играет на трубе, но не решалась зайти, он ждал, а потом она уже невестой уехала на поезде, а он и не увидел.). Все вторично. Французско-бельгийский Les Voiles du partage (Pierre MOUSQUET, Jérôme CAUWE) – очень ходовой, но все равно забавный треш про невозмутимого супергероя. В комиксовой манере и со слабо шевелящейся анимацией, зато герой со сломанным носом шикарно побеждает мафию, например, сжевав стакан и плюнув всем в рожи осколками. Lonely Bones – этого ждали все фанаты ROSTO , но я эту якобы сюрреалистическую претенциозную трехмерку не люблю. Если прошлую Деревню монстров еще можно было рассматривать, то этот, с его адскими ужасами, совсем не могу. Причем, опять живые актеры и множество компьютерных спеэффектов.

Последний – бесхитростный «Кузнечик» (Lars DAMOISEAUX, Frederik PALMAERS) из Голландии – тоже анимация с живой съемкой. Недовольная самка кузнечика надавала ему по морде, ее тут же съела лягушка, ту – цапля, ее – крокодил, его – охотник, который тут же врезался на своем мотоцикле в дерево. Круговорот.

Это еще не все

Потом была программа, которую я очень хотела увидеть – «Жизнь кукол» в спецблоке «Анимация без границ». Главное тут было, что это фильмы, попавшие в щель между жанрами, там где строго понимаемой анимации, как покадровой съемки – нет или почти нет. Началось это с ожидаемой премьеры «Кошмара» Chris LAVIS и Maciek SZCZERBOWSKI, тех, которые сняли «Мадам Тутли-Путли», но он получился практически в духе РОСТО, но еще гламурнее – кошмарные, но не слишком страшные сновидения с эротическим оттенком – голые девушки, кормящие белой слюной каких-то кукольных чудищ и так далее. Возможно, у кого-то такие сны.

Далее – их же Higglety Pigglety Pop! Or There Must Be More to Life, забавный абсурдистский в английском духе (недаром там есть матушка-гусыня) сюжет про собачку, мечтающую получить некий опыт, чтобы стать театральной премьершей. Там много симпатичного, но в целом это либо живые актеры, либо кукольный театр, как сама чудесная собачка, которую двигают хорошие кукольники.

«Последний автобус» (Martin SNOPEK, Ivana LAUCÍKOVÁ) из Словакии. Он в прошом году взял в Штутгарте приз, но на крупные премии вроде Оскара его не выдвигали именно оттого, что не ясно – игровое это или анимация. В этот раз мне он даже больше понравился, чем в прошлый. Такое метафорическое кино про последний автобус из леса для животных перед началом охоты. Играют люди, но те, которые животных – в надетых головах, причем страшновато-мертвых, как головы чучел. В самом движении тоже чувствуются анимационные технологии, вроде бы есть пиксилляция. Но главное – очень точные психологические расклады, как в фильмах о войне – кто может сдать другого, кто нет, заяц, который прикрывает раненого волка и спасает лису, а потом его убивают охотники. Енот, выкидывающий зайца, волк, сначала спасающий, а потом сдающий охотникам лису, чтобы спастись и умирающий сам, ну и так далее. И вообще точно по режиссуре, мрачный тревожный тон, отличная песня. Round (британец Kirk HENDRY) – это снятый классический пальчиковый теневой театр, симпатичный, но в целом ничего особенного. Пилоболус делает гораздо круче, причем не только пальчиками, а целыми телами.

И потом два фильма шведа Йоханнеса Нихольма \ Johannes NYHOLM, вообще-то я его фанат после пластилинового фильма «Сказка о маленьком кукольном мальчике» - настоящие низкие трешовые технологии с шикарной режиссурой. Он продолжает работать с трешем, но первый – «Сон из леса», тоже просто съемки теневого спектакля с примитивными проволочными куклами – мне совсем не понравился. Никакой фишки, ради которой стоило бы смотреть такое намеренно корявое кино, тут не было. Зато второе кино – Las Palmas - настоящий гимн хулиганству. Кукольный сюжет про приморский ресторанчик (причем, куклы – тряпочные марионетки на не скрываемых нитях), в которую вторгается разбойница и обжора в виде настоящего младенца. Она все рушит, сжирает, выпивает и чуть что – валится спать. А в финале несется на мотоцикле с сигаретой в зубах – вилы в бок нашему закону о запретах. Как он умудрился эту крошку так приспособить – не представляю, наверняка это его дочка, было бы круто такой фильм получить например к празднованию первого дня рождения.

Ну и в ночь пошла смотреть на первую программу внеконкурсного короткого метра, но про нее потом как-нибудь расскажу.

Привет из Аннеси!