Большой Фестиваль Мультфильмов

Блог фестиваля Крок
1. Фильмы первой конкурсной категории
автор: Дина Годер



2 октября 2015

В этом году я член жюри Крока, но я все равно обещала вести фестивальный блог и честно это делаю по ходу фестиваля, несмотря на то, что опубликовать их можно будет только в конце, чтобы не обнаружились мои предпочтения как члена жюри. Начнем с того, что плывем мы на пятипалубном теплоходе «Константин Симонов» из Москвы в Питер с заходами в Дубну, Череповец, Горицы, Петрозаводск и Верхние Мандроги. Неожиданно обнаружилось, что поскольку обычно по России плыли студенческие версии фестиваля, то многие профессионалы, участвовавшие в Кроке не раз - ни разу в России не были, так что наши политические проблемы сделали им неожиданный подарок. Ну и еще из вводных - вот вам фестивальный ролик, который снял нынешний член жюри Олег Педан – в духе PESа, но из любимого своего материала – металла, и с очень актуальным сюжетом о деньгах, которых нужно очень много, чтобы получился корабль.



Сразу хочу сказать, что у Крока традиционно конкурсная программа огромная, по крайней мере вдвое больше, чем у других крупных фестивалей, где основной объем кино уходит в периферийные спецпрограммы. Гигантский конкурс и так смотреть не просто, а в качестве члена жюри, который пытается одновременно удержать в голове все фильмы – тем более. Так что рассказать обо всем я даже не буду пытаться. А напишу только о том, что кажется интересным, пропуская те фильмы, о которых писала раньше, хотя уже сейчас видно, что главные ленты я уже видела. Пойду подряд по категориям конкурса. Первая – фильмы до 5 минут.

Work in progress – faces венгра Тоmas Patrovits - не слишком меня впечатливший, но интересно придуманный проект: разные люди рисовали с завязанными глазами углем лица, и в фильме идет чередование этих черных лиц, а поверх их уже более определенные лица, нарисованные мелом. Бельгийская Child’s Play, режиссера-дебютанта Britt Raes – минутный фильм про игры детей, один из которых немедленно свирепеет, когда чем-то недоволен, да так, что готов приятеля расстрелять из автомата. Но так же быстро и остывает.

Неожиданно было много фильмов по стихам и два специально поэтических проекта. Один из них болгарский с тремя картинами, а второй французский - с двумя. В обоих случаях стихи казались совершенно непонятными (было это результатом перевода или нет, так и не поняла), и фильмы, снятые по ним, эту неясность не проясняли, а лишь больше затуманивали.

Prey (Добыча) корейской девушки Boyoung Kim - один из моих любимых фильмов в этой категории - в отличной графике нарисованная история про рыбку, которая видит какую-то невероятно красивую морскую жизнь за стеклом и пытается туда попасть, все для этого делает, а когда вырастает и ей удается выскочить на волю, то плюхается на пол из аквариума в ресторане и сразу идет под нож в еду. А красивая морская жизнь оказывается телевизионной картинкой (мне подсказали, что это еще и ирония по отношению к Самсунгу, строящему свою рекламу на особо качественной картинке).



Голландская студия из трех человек, названная их именами Job, Joris, Marieke сняла в 3Д очень забавный фильм A Single Life про девушку, получившую по почте виниловый диск с песенкой, который, играя, ускоряет ее жизнь: оборот – и пицца оказывается съеденной, пара оборотов – и героиня уже взрослая, если вернуть назад, то ребенок, а если заедает, то все повторяется снова и снова. Понятно, что смерть в конце неминуема. Кстати, на Оскара номинировался.



Неожиданно эффектный и остроумный фильм китайца Shen Jie - Stammer (Заикание). Я этого молодого режиссера помню, он не так давно делал концептуальную «Лошадь», всю построенную на повторах и монтаже, это было больше похоже на видеоарт, чем на кино. «Заикание» тоже строится на повторе – человек, чудовищно заикаясь, как «заикается» и картинка с очень маленькими постепенными изменениями совершающая одно и то же движение, говорит: «я не заика». Парень сказал, что он сам заика, так что это его проблема, но удивлялся, что люди смеялись. А графика очень интересная. Вот, собственно, целиком.



Парочка из США Ru Kuwahata и Max Porter, которая обычно снимает рекламу, сделала милую полутораминутную 3Д историю Perfect Houseguest (Идеальный гость), где мышка, придя в гости, наводит во всем порядок, даже карандаши раскладывает по размеру, и уходит.



Французско-испанский фильм режиссеров Renaud Perrin и Julien Telle - Sea of letters (Море писем) я уже как-то видела, но не помню, писала ли о нем. Он очень интересно сделан – движущийся и на глазах высыхающий след воды на стенах постепенно превращающийся в корабли, фигуры людей, солдат и т.д. Очень насыщенная значениями техника. А в конце дается длинный текст про военную историю с пропавшими солдатами и недошедшими письмами, которая этот фильм инспирировала.



Дуракаваляние британского режиссера Louis Hudson Don`t fear death (Не бойтесь смерти), где человек долго кого-то убеждает, как клево быть мертвым (чтобы, например, не слушать назиданий от начальства), а потом оказывается, что он это говорит пассажирам горящего самолета перед тем, как прыгнуть с парашютом.



Француз Frederic Doazan - Supervenus (Супервенера) – придумано по типу сетевых видео, показывающих, что делает с красотками фотошоп, демонстрирует на старой картинке, что делают пластические операции – удлиняя шею и ноги, отрезая куски талии, расширяя глаза и добавляя в грудь. В конце девица превращается в чудовище и разваливается. По-моему, это уже давно интернет-хит.



Andreas Hykade в этом году прислал два маленьких фильма - Myself universe (Я – вселенная), где герой – тот самый кружок с глазами, который участвовал в закрытии Аннеси. Тут герой фильма требует зрителей сосредоточиться и помочь ему вспомнить тайну вселенной (когда он вспоминает, все заполняется цветами и узорами) – смешно и очень неожиданно работает ход с прямым обращением в зал. Вот он целиком:



Второй фильм – Nuggets (Самородки), ему дали приз во второй категории – и мне кажется, что это кино отличное именно в своей нескрываемой прямолинейности и удивительной при таком минимализме выразительности.



Кстати, Хикаде его целиком выложил в сеть практически сразу, что значит, что ему важнее это кино, как услышанное высказывание, чем как фестивальное. Про такое кино всегда думаешь, что у автора есть причины его сделать. В этом случае антинаркотический сюжет наверняка пришел от ребенка-подростка. Поправьте меня, если не права.

Про полутораминутный «Язык любви» Антона Дьякова, (по-моему, очень смешное кино), не буду даже рассказывать, раз уж его можно увидеть.



Из интересных фильмов категории, о которых мне уже приходилось писать, в программе были: «Сомнамбула» Теодора Ушева, очень любимые мной «Купальни» Томека Дуки (получившие приз в этой категории), песочный «Зепо» Сезара Диаса Мелендеса, «Пык-пык-пык» Дмитрия Высоцкого (непонятно, почему не в детской – мы ему дали приз в детской) и абсурдистское дорожное сновидение «Ту-ту» Алексея Будовского.

Про конкурсные фильмы второй категории - завтра.