Большой Фестиваль Мультфильмов

БЛОГ АННЕСИ 2. Конкурсные фильмы второго дня



17 июня 2016

Фестиваль набирает обороты, как обычно успеть повсюду и запомнить все невозможно, так что пока все не забылось, расскажу о фильмах второго дня. Во-первых, вот гобленовский ролик второго дня, под названием "LA BEAUTÉ EST DANS LA RUE" (Красота на улице) - это про двух подружек, вспоминающих студенческие протесты 1968-го года.




Как всегда в программе, когда много смотришь, видишь повторяющиеся темы, мотивы, персонажей. И, если Пикассо из ролика первого дня тут же возник в конкурсном фильме Ямамуры, то политические протесты, столкновения с полицией и др. из ролика второго дня тут же дали себя знать в фильмах второй конкурсной программы.

Первый фильм How Long, Not Long – по названию знаменитой речи Мартина Лютера Кинга с рефреном: «Долго ли еще? Недолго!» сняла пара израильтян - Michelle и Uri KRANOT, теперь работающих в Дании. (Кстати, пока Ури представляет фильм в Аннеси, Михаль родила их третьего сына.) Они всегда снимают жесткое, мрачное протестное кино, но сейчас они перестали концентрироваться на израильских проблемах и протестуют против несправедливого устройства всего мира, показывая и борьбу и ежедневную жизнь, полную ксенофобии и насилия (в частности, там есть выступление Пусси Райот на Красной площади). Пепел Клааса по-прежнему стучит в сердца Ури и Михаль. Они снова используют эффектный прием живописи поверх видео, беря для основы разнообразные документальные фрагменты (как я поняла, этот фильм снимался, как анимационная вставка к большой документальной ленте). Причем Ури, музыкант по образованию, сам пишет музыку к фильму - мрачную, с нагнетанием в минималистском духе и монтирует фрагменты видео так, что они превращаются почти в танец, а поэтический рефрен Мартина Лютера Кинга вплетается в музыкальную ткань.

Далее шли два фильма НФБ, сделанные в технологии стерео, их нужно было смотреть в очках, а мне достались плохие, так что о специфике собственно стерео я лишь догадывалась. Первым шел фильм Squame того самого режиссера Nicolas BRAULT, который два года назад получил вручавшийся в Аннеси впервые приз в экспериментальной номинации Off Limits и использовавший медицинскую съемку. В этот раз характер фильма похож, но он исследует уже поверхность тела. Полые фрагменты головы, рук, ног, сделанные как хрупкие полупрозрачные сахарные слепки, сохраняющие текстуру кожи, плавают в черноте и превращаются почти в абстрактное кино.




Второй канадской стереокартиной был фильм любимца Аннеси Теодора Ушева Vaysha, l'aveugle «Слепая Вайша» по рассказу болгарского писателя Георгия Господинова. Это история про девушку, которая с рождения одним глазом видела прошлое, а другим – будущее, и жизнь ее была невозможной, поскольку она не могла видеть настоящего и понять его. Смотря глазами Вайши, Теодор разделяет экран на две части, в одной – прошлое, как гусеница на травинке или мальчишка, зачем-то стоящий перед ней, на другой – будущее – как бабочка или глубокий старик. Настоящее – узкая белая полоска между прошлым и будущим. Парня, пришедшего просить ее руки, Вайша не видит. Сюжет звучит очень современно – многие живут, ностальгируя по прошлому и страшась будущего, но не умея принять настоящего. И, показывая будущее глазами девушки, режиссер рисует все те же войны, насилие, противостояние людей полиции и т.д.. Но актуальный мотив Ушев превращает в почти средневековую притчу, развивающуюся под мощную торжественную и мрачную музыку. Он выбирает стиль гравюры, дизайн которой с крупными деталями, одновременно апеллирует с средневековому искусству (фильм свой Ушев снимал, живя около французского средневекового женского монастыря с прекрасными витражами и вдохновляясь тем, что видел вокруг) и к экспрессионизму. Стереоскопия Ушеву нужна для того, чтобы гравюра в несколько цветов, показала нам всю глубину своей многослойности и то, как оживает каждый из слоев отдельно. В некотором смысле – это мастерская художника, то, что нам никогда не удается увидеть, поскольку на гравюре все цвета соединены на одном плоском листе, а тут они как бы просвечивают.




Следующим фильмом программы была милая союзмультфильмовская «Морошка» Полины Минченок про девочку и огромного волка - очень неожиданный выбор для Аннеси, обычно не любящего детское и сказочное кино. Впрочем, на «завтраке с короткометражками», Полину пытались подколоть по сексистской части – спрашивали, почему это женщины любят все большое и значит ли, что для них мускулы значат больше чем ум. Полина отбилась, сказав, что имеет в виду масштаб духа, а не размер мышц, надеюсь это удовлетворило спрашивающего.




Французский фильм Café froid «Холодный кофе» режиссеров Stéphanie LANSAQUE, François LEROY рассказывает историю о вьетнамской девочке, которой после смерти матери от несчастного случая, приходится начать самой работать в семейном кафе. И рассказывает ее практически как триллер – с напряжением, отталкивающими подробностями и кровавым финалом. Причем, режиссеры очень интересно используют микс разных техник, вписывая анимационных персонажей в практически документально снятое видео Сайгона, в котором они жили несколько лет, как раз поблизости от такого кафе. Но в целом дизайн все равно создает ощущение некоторого китча в азиатском духе.




Planemo – это очередное рассуждение хорватского режиссера Veljko POPOVIC о человеке, который не вписывается в заведенную жизнь общества. Не буду рассказывать детали, таких фильмов много, но он сравнивает ситуацию своего героя с неким известным астрономическим явлением, где отдельную планету другие выталкивают из системы. Причем, все, населяющие мир, кроме главного героя, состоят из летающих фрагментов. Так, видимо, он хочет подчеркнуть его цельность.




Новый фильм молодого британца Энсли Хендерсона Ainslie HENDERSON я очень ждала, поскольку он отлично работает с куклами и его диплом «Я – Том Муди» взял множество призов. В этот раз его двухминутный этюд Stems – скорее просто желание поделиться радостью от работы с куклами, чем самостоятельный фильм. Он показывает, как сочиняет кукол из остатков всякого мусора, а потом эти куклы начинают жить и даже играют музыку, как настоящий бэнд.




Французский фильм Peripheria режиссера David COQUARD-DASSAULT – кино про оставленный людьми, разваливающийся город, населенный одними собаками, которые пытаются поселиться в бывшем жилище людей, до сих пор полном их голосов. В финале дом, который они занимают – взорван. Сам оставленный город (для которого, как я поняла, у него было куча референсов) и собаки выглядят выразительно, но как кино, по-моему, это не слишком интересно и излишне многозначительно.

PERIPHERIA - TRAILER from DCDA on Vimeo.




И последний фильм программы, тоже французский, - Plein été молодого режиссера Josselin FACON, - тоже скорее зарисовка про подростковое томление. Парень в саду видит, как мать вышла загорать и внезапно воспринимает ее, как эротический объект. Сказать об этом особенно нечего – ну ок, женщина, а дальше что?

Кроме конкурса в этот же день посмотрела и первую внеконкурсную короткометражную программу. Оказалась не плохая, хоть и не выдающаяся. Почему-то запомнился симпатичный первый фильм – голландский Parade девушки-режиссера Digna VAN DER PUT. Шестеро флейтистов в униформе шагают и дуют в свои флейты, а им навстречу, смешивая их строй, то дети, то священники, то протестующий народ, то армия и, наконец танки. А дорога вьется, как их белые перевязи и не кончается. На самом деле антивоенный и протестный тренд в этом году самый заметный, это есть везде, включая рекламу, музыкальное видео, и детский полный метр. Что уж говорить об авторском кино. Видно, что всех достала живущая в обществе агрессия и насилие, а еще больше - государственное подавление. Только анимацию обычно долго делают, поэтому есть ощущение, что аниматоры только недавно как следует раскачались и присоединились к общему тренду. Но теперь, как говорил Ушев еще пару лет назад про свое быстро сделанное кино – «я бросаю свой фильм, как гранату».

И еще несколько слов про детский полный метр, который я посмотрела во второй день – французско-швейцарский Ma vie de Courgette режиссера Claude BARRAS. Кино кукольное, очень славное, с трогательным сценарием про девятилетнего мальчишку по имени Икар и по прозвищу Кабачок, у которого погибла пьяница-мать и он попал детский дом. Очень бы хотелось такое кино привезти к нам на БФМ, но сразу начинаешь думать, что хотя оно и не для маленьких (а тоже на лет 8-12), но родители у нас не любят, когда кино проблемное и в жизни не сплошное счастье. А тут приютские дети один другого проблемнее – у черной девочки маму выслали в Африку, у мусульманского мальчика мать умерла, а отец в тюрьме, еще есть родители–наркоманы, злая тетка хочет забрать племянницу домой, чтобы получать на нее деньги, дети писаются по ночам и им снятся ужасы. Но в целом кино очень ласковое, для героя, которого как раз покойная мама называла Кабачком, все кончается хорошо, его усыновляет полицейский, который и отвозил его в детский дом. Особенно слезоточив финал с оставшимися детьми в приюте, когда у их милой воспитательницы рождается ребенок и они наперебой спрашивают: а ты его не бросишь даже, если он будет урод? Если будет тупой? И дальше начинают транслировать свои проблемы: если будет писать в постель? Если будет обжора? Если будет ненавидеть копов? Долго-долго, еще до самых титров.