Большой Фестиваль Мультфильмов

Блог фестиваля в Оттаве 1



26 сентября 2016

Расписание фестиваля в Оттаве строится так, что в первые дни ты смотришь кино без передышки с утра до вечера и одно накладывается на другое, а в последние дни оказываешься почти свободен и можешь пообщаться с людьми и посмотреть город. Сегодня четвертый день фестиваля, я посмотрела весь конкурс, какой хотела и кое-что внеконкурсное, так что теперь есть время написать первый блог.

OIAF – фестиваль несравнимо меньшего размера, чем в Аннеси, вероятно поэтому тут на всех показах очень домашняя и дружеская атмосфера – организаторы постоянно шутят и валяют дурака, а публика на это легко откликается. Юбилейный фестивальный ролик со своим фирменным персонажем, разговаривающим с публикой, сделал Андреас Хикаде, его герой – овал с двумя точками глаз - требует , чтобы публика хором с ним пела «40 лет Оттаве», а поскольку публика поет плохо, требует, чтобы помог Теодор Ушев. Тео откликается неожиданно басом. После первого раза перед конкурсными показами народ уже знал песню наизусть, а любимец Оттавы Ушев выскакивал перед залом и дирижировал хоровым пением. (Сам ролик я покажу, когда его выложат официально). Зал ByTowne Cinema, где проходят главные конкурсные показы, не слишком большой, но на короткометражках всегда полный и несколько удивил меня тем, что публика приходит в зал с поп-корном, что для фестивалей нетипично. Америка.

В первый день в фестивальном клубе открыли выставку плакатов OIAF за все эти годы , посмотреть на них действительно оказалось интересно, много хороших и много сделанных известными режиссерами. На выставке выяснилось, что, оказывается, фирменную сову фестиваля зовут Эвелин и она с самого начала была символом канадского смотра, как важная птица для местных северных народов – знак мудрости, опыта и т.д. Ну и раз такое дело - тут кругом совы, так что я все время жалею, что рядом нет Сережи Капкова, который их коллекционирует.

Конкурсная программа выглядит очень непривычно, даже не потому, что в ней смешаны все категории вместе, а потому, что к ней невозможно подходить, как к набору отдельных хороших фильмов. Очень видно, что Крис Робинсон составляет свою собственную анимационную картину (как сказал Ушев: “делает свое кино”), и в ней довольно много фильмов, которые сами по себе кажутся мне не слишком интересными, но для этого весьма причудливого паззла нужны, дают ему какое-то новое качество. В этом смысле, конечно, OIAF совершенно авторский фестиваль, создание своего программера. Поэтому, рассказывая о фильмах, увиденных здесь, я буду говорить только о том, что показалось мне интересным и о чем я не писала из Аннеси (иногда в программе были всего пара таких картин).

Начну с рассказа о полных метрах – я посмотрела все, что собиралась и даже более того.

Лучший фильм вне всякого сомнения – «Луиза зимой» Жана-Франсуа Лагиони, французского классика, которому уже под 80. С удивительным покоем и юмором рассказанная история про старость и в этом смысле фильм невероятно органичен. Старая Луиза опаздывает на последний поезд в сезоне из загородного дома в приморском местечке и теперь не может выбраться из опустевшего городка. Но не беспокоится, а начинает жить, как Робинзон Крузо, окруженная своими воспоминаниями, прежде всего о детстве. Кажется, она постепенно теряет память, а вместе с тем принимает мир, как ребенок и дружит со старой собакой. И хотя есть момент, когда кажется, что Луиза хочет умереть (утонуть), в этом нет черноты, режиссер не делает мощных драматических акцентов, а есть какое-то естественное продолжение хода вещей. Лагиони рисует пастелью на бумаге, картинка простая и славная, и когда смотришь этот фильм, испытываешь невероятно теплое чувство к смелой носатой бабушке с обаятельным низким голосом Доминик Фрот, как к своей, и проникаешься ее покоем, уверенностью, чувством юмора. Ну и сочувствием тоже.



Второй фильм, о котором можно говорить - NUTS! независимого американского режиссера Пенни Лейн – смотрелся неплохо. Я уже писала о нем – видела в пресс-центре Аннеси начало. Это история про шарлатана, в Америке 20-х годов выдававшего себя за доктора и якобы пересаживавшего козлиные яички мужчинам для лечения импотенции. Поначалу кажется немного однообразно по средствам - сделано как документальное кино с говорящими головами сегодняшних экспертов, вырезками из газет и кинохроникой и разнородной очень простой анимацией. Но при этом очень остроумно, и хорошо драматургически раскручивается к финалу все быстрее и быстрее. Поначалу нам кажется, что этот фильм сделан с уважением к герою и идет в русле им самим написанной биографии, а к концу начинается развенчание в жестком темпе допроса в суде. В общем, смотреть было не скучно.



И третий полный метр, который можно было смотреть – Nerdland тоже американского независимого режиссера Chris Prynoski, который снимал Бивиса и Баттхеда, что очень заметно. Тут тоже история про двух идиотов, одному из которых исполняется 30 и он хочет чем-то прославиться, так что ребята ищут способы. Понятный набор шуток и вполне традиционный для такого кино угловатый дизайн, но тоже смотреть не скучно.



Два других полных метра, которые я видела, не понравились совершенно . Во-первых, канадский фильм Window Horses режиссера Ann Marie Fleming (он был и в Аннеси). Сентиментальная история о канадской девушке – поэтессе, которая поехала на поэтический фестиваль в Иран искать бросившего ее отца – это какие-то розовые сопли, пусть даже несколько иронично поданные (уж не говорю, что к концу папа нашелся и оказался ни в чем не виноват). Очень эклектичный дизайн (намеренно, но не слишком интересно придуманный). Сделана попытка визуализировать чтение стихов, но на мой взгляд тоже очень тривиальным образом, так что и говорить не о чем.



И последний – Cafard бельгийского режиссера Jan Bultheel – сделанная в ротоскопе (то есть обрисованное видео) история про первую мировую с героем – бельгийским чемпионом мира по борьбе, пошедшим на войну, чтобы отомстить за изнасилованную немцами дочь. Сюжет душераздирающий. Это было совсем ужасно, поскольку очень дубовый дизайн, а при этом есть претензии на психологизм. Может, с живыми актерами эту историю и можно было бы вынести (хотя русская клюква тоже заметна – у героя любовь с русской медсестрой, плюс они едут по Украине и по России кажется тоже), с этими грубыми компьютерными красотами – невозможно.



Ну и о коротком метре. Сначала первая программа.

Begone Dull Care 2015 канадского режиссера Paul Johnson – абстрактный веселенький фильм, построенный на материале канадского мультфильма 1949 года Нормана МакЛарена Begone dull care 1949 и превращающийся в пиксель-арт и компьютерную игру. Автор рассказывал, что работал над фильмом по 2 часа каждый день после работы и по три часа в выходные и потом у всех режиссеров выяснял, кто сколько времени на фильм потратил. Что еще раз подтверждает факт, что независимое кино в Америке – чистая страсть.

Begone Dull Care 2015 from 8bit_Paul on Vimeo.



(Otto) – голландский трехмерный компьютерный фильм команды режиссеров Marieke Blaauw, Job Roggeveen & Joris Oprins про девочку, у которой есть невидимый друг. Потом бездетная женщина, которая тоже его видит, крадет этого якобы мальчика. Девочка это выясняет и пытается «ребенка» вернуть. В их борьбе невидимый Отто попадает под машину, муж спятившей женщины делает ему могилку и на этой почве девочка и бездетная женщина становятся друзьями. История неплохая, эта команда хорошо сочиняет истории, они недавно сделали «Единственную жизнь», которую номинировали на «Оскар». Но такой дизайн резиновый я не очень люблю.

(Otto) -TRAILER from Job, Joris & Marieke on Vimeo.



Our Future студента Masashi Yamamoto, который учится в Америке смешно придуман. Сделан с настоящими каплями и на звуке. Сначала две капли на листке сливаются со стонами, как во время оргазма, а потом вокруг рассыпается множество капелек, которые орут как дети.

The Absence of Eddy Table – очень лихо сделанное 3Д норвежского режиссера Rune Spaans, но страшноватое и намеренно ужасно неприятное по картинке (основано на картинках и комиксах Dave Cooper). Изобретательно придуман фантастический лес, в который попадает некий мужчина. И в этом мире какие-то кусачие существа вроде вампиров охотятся за ним. А кого они кусают, у тех вырастают на затылке рты с зубами. В результате у него с какой-то вампиршей любовь, но это не спасает от укуса.



Смешная реклама какого-то фонда, занимающегося мужским здоровьем 0- Movember Foundation 'Breakups Are Hard On Everyone' снята режиссером Steve Angel



В этой, первой программе из фильмов, которые я видела впервые (а там было несколько знакомых хороших, например, «Пианино» Каспара Янциса), мне больше всего понравился J'aime les filles I Like Girls канадского режиссера Diane Obomsawin (aka Obom), основанный на ее же книжке комиксов по документальным интервью о первой любви у лесбиянок и об открытии собственной гомосексуальности. Говорят, она довольно известная и много значила для ЛГТБ комьюнети. Очень милые персонажи – девушки с головами животных и симпатичные истории, в которых практически нет секса, но много юмора. Четыре персонажа – Шарлотта, Матильда, Мари и Диана (как я понимаю, это она сама) и 4 их истории. Для анимации, по-моему, использовали ротоскоп, так что движение очень естественное. Диана рассказывала, что взяла полтора десятка интервью, в основном друзей и друзей друзей, ей хотелось найти кого-то совсем молодого. И благодарила девушек из комьюнити, которые пришли ее поддержать.

J'aime les filles - (Extrait) from NFB/marketing on Vimeo.



Про остальное – позже.