Большой Фестиваль Мультфильмов

ВТОРОЙ ДЕНЬ / ДИНА ГОДЕР



13 июня 2013

Тот, кто бывал на фестивале в Аннеси, знает, что главным местом встреч и тусовок тут всегда было огромное круглое фойе посреди центра Бон Лье. Сейчас, поскольку Бон Лье ремонтируется, а пресс-центр со всякими билетными и аккредитационными кассами перенесли во временные шатры на площадь Франсуа де Ментона, то эта площадь и стала главным местом фестивального притяжения. Накануне фестиваля, правда, лило, как из ведра, но теперь солнце и народ гуляет по площади, как по залу, все сидят на камнях и на траве, рядом открыли временный прокат велосипедов, в общем, - жизнь налаживается. Сама эта площадь находится прямо перед огромным торговым центром Курьер и мультиплексом Декавизьон, 4 зала которого тоже отданы под фестивальные показы.



А в самом Курьере, по всей центральной галерее растянута выставка, посвященная сериалу Бастьена Дюбуа «Портреты из путешествий». После его замечательного дебютного фильма «Мадагаскар. Путевой дневник», французы так прониклись его идеей оживления легких путевых набросков (тем более, что «Мадагаскар» и на Оскара номинировали), что заказали Бастьену сериал из крошечных фильмов по разным странам. Режиссер, конечно, теперь так в каждую страну не погружается, как тогда в Мадагаскар, а сначала берет из нужного места «языка», все у него выясняет и тогда уже, подготовленный, ненадолго едет и делает кино в использованием моушн кепчер , но в жанре наброска, очень обаятельного. Так вот, по всей галерее Курьера стоят грубо сбитые из досок кубы, доски от транспортировочных ящиков и так же трафаретом на них набито название страны. Есть и Россия, и Нагорный Карабах. Бастьен сказал, что хотел, чтобы сама экспозиция как можно больше отличалась от окружающей обстановки – так и получилось. И даже экраны с «Мадагаскаром» и с одной серией, которую крутят на выставке, засунули в такой дощатый «телевизор». В общем, брутал арт.



Кстати, на горе, в замке Аннеси, в двух средневековых залах, сделали выставку Боровчика и Кучи – в честь польской программы на фестивале. Вполне симпатично – с раскадровками, у Боровчика – с шикарными коллажами, у Кучи выставили очень красивый куб со слоями целлулоида где клином летит масса птиц, кажется это из «Настройки инструментов». Второй фестивальный день начался со второго конкурсного показа, в котором было такое количество сюжетов про кошмары, перверсии и всяческие умопомрачения, что немногочисленные ясные истории вызывали восторг зала. Тяжеловатая программа , хотя поштучно хорошего было не мало.

Fight американца Steven SUBOTNICK – даже не знаю, как описать, забавное, но почти формальное упражнение. В хорошем ритме идет как бы борьба между двумя персонажами, но на самом деле движение происходит за счет того, что в каждом герое быстро чередуется множество самых разных статичных персонажей совершенно разного свойства. Причем и у того, и у другого набор один и тот же. В какой-то момент получается, что с двух сторон одинаковые человечки.



Изабелла Плучиньска (как всегда, Польша с Германией и как всегда пластилин) – Liebling. Мне кажется, эта картина удачнее, чем последние фильмы Изабеллы. Ночные кошмары и беспамятство женщины, погружающейся в сон, как в воду и запутывающейся в черной сети. Мужа, проснувшись не узнает и боится, с трудом принимает явь, но ясно, что со стороны мужа есть какое-то насилие и, видимо, от этого она убегает в сон и забытье.

Литовский Kalté, режиссер Reda BARTKUTE – невнятная история про одинокую лису. В чем там дело (в каталоге так же невнятно написано было про чувство вины), я так и не поняла, но почему-то вторая лиса стояла на потолке вниз головой. Выглядело все это скучно, хоть и с неплохой картинкой, но в конце анимация пошла бодрее, парадоксальнее и к финалу главная лиса перебралась на потолок к своей паре.

Китайский «Волк на дереве» Jiaxing LIN – история про тоскующего, несчастного человекообразного волка, живущего в квартире на дереве и наглую девчонку (в некотором роде красную шапочку), пришедшую его соблазнять. Она заставляет его готовить себе еду и резать овощи, но он так живо себе представляет, что сейчас ее зарежет, что вышвыривает ее из дома, чтобы этого случайно не сделать. Волк все время печально вспоминает встречу с каким-то молодым мужчиной, а обиженная девчонка тем временем приводит охотника (кажется даже охотницу) и только когда волка убивают, становится ясно, что просто он любил мальчиков, а не девочек, и зря она его мучила.





Chemin faisant – это очередной Швицгебель, как всегда у него все идут (даже эпиграфом поставил цитату уз Руссо про то, что я думаю только когда иду) и все живописно кружится под музыку Больше ничего не понять и не слишком интересно.

Бельгийский «Норман» режиссера Robbe VERVAEKE – вот это классическая история про перверсии. Ожившая живопись на стекле, что редкость, но неподробная, не гладкая, а резкая, с экспрессией. Про странного человека, которого, как я понимаю, притягивали всякие мелкие детали, ранки и болячки. Ну и получил он в конце концов от простых людей за эту страсть.

Betty's Blues – бельгийско-французский фильм Rémi VANDENITTE – этому фильму первому все и порадовались. Кино начинается как кукольное, причем, куклы, кажется деревянные – негр в кабаке поет под гитару балладу. А сама песня идет уже как рисованное кино в духе раскрашенной гравюры – про то, как черного певца с его девушкой убили ку-клус-клановцы, но парень выжил (вернее был оживлен шаманами), стал слепым (из его глаз получились звезды), зато от его гитары все пускались в пляс. И вот он опять попал в церковь к ку-клус-клану и они под его гитару друг друга перебили и сгорели в церкви.

Далее – новый Плимптон, не совсем обычный, поскольку текст положил на стихи какого-то вероятно, известного своего поэта-земляка, тоже, как и герой, склонного к алкоголю. Называетя Drunker than a Skunk про пьющего ковбоя. Плимптон считает, что этот его фильм более лиричен, чем обычно, но я особой лирики не заметила, все, как обычно у него летает и завязывается в узлы, но, пожалуй, менее цинично, чем всегда.



Неожиданно забавное кино у Криса Ландрета, обычно склонного к пафосу - Subconscious Password, про то, как на вечеринке он сам встретил человека (его играл режиссер Джон Дилворт), человек с ним активно общался, но Крис напрочь забыл, кто это и как его зовут. И анимационная часть – это в духе телепередачи с приглашением гостей попытка вспомнить имя (как обычно сплошное 3 д). Тут и Йоко Оно, и Джойс, и чего-то про Кеннеди, и мама - в общем главные персонажи его детства. И в финале, вспомнив, он уже с восторгом рвется общаться с Дилвортом, ежеминутно называя его Джоном.



Еще один канадец Joël VAUDREUIL со странноватым фильмом Le Courant faible de la rivière – с намеренно уродливыми персонажами. Немолодой человек медлительно вспоминает, как он пытался полапать свою уродливую приятельницу, а она ему не дала.

Последним был тот самый загадочный молдавский Dji. Death Fails в режиссуре неведомого мне Дмитрия Волошина. Вполне профессионально сделанное 3Д на уже надоевший сюжет о том, как к умирающему в палату приходит смерть, но забрать душу из-за всяких гэгов ей не дают. Как-то уже даже смеяться не могу, столько я этого персмотрела.





Потом был третий внеконкурсный показ, почему-то весь сориентированный на эротические темы, включая сыпучую экранизацию Овидиевых «Метаморфоз». Затем - спецпрограмма «Фотосинтез» из блока «Анимация без границ», хотя там скорее были не фотографии, а преобразованная живая съемка, в моем понимании скорее видеоарт, чем анимация.

И конкурсный испанский полный метр под названием «Апостол» (реж. Фернандо Кортизо Родригез) - лихое кукольное жанровое кино, страшноватые приключения сбежавшего из тюрьмы вора в жуткой деревеньке. Не совсем поняла, зачем такое кино в такой сложной анимации снимать, с живыми актерами наверняка было бы лучше, но все равно сделано достойно и внимание держит, особенно, конечно, благодаря музыке Гласса. Я, честно говоря, устала бояться и до конца не досидела. На этом второй день закончился.