Большой Фестиваль Мультфильмов

Блог Крока 2. Дипломные фильмы, первая половина.



7 октября 2016

Продолжаю рассказывать про фильмы Крока, теперь про дипломные работы. Эта категория всегда ударная – самая многочисленная и самая интересная, что понятно: выпускники уже много чего умеют, и при этом у них полная свобода экспериментировать и валять дурака. А в дебютах, которые снимают на студиях, гораздо больше продюсерских ограничений. Опять же, буду рассказывать главным образом о новых впечатлениях, но фильмов так много, что на первый раз успею только про половину.

«Утро без кофе» Йелле ван Мерендонк из Голландии (Jenne van Meerendonk - A Morning Without Coffee) – забавный фильм из нескольких совершенно абсурдных сюжетов, строго говоря, про любовь, хоть и в довольно парадоксальном виде. Запоминающийся момент, когда надувная женщина со страстью бросается на человека-кактуса и, конечно, лопается. А он в горе обдирает с себя кожу с колючками. Этого фильма в сети нет, но в программе 18+ показывали курсовую работу того же Йелле с похожей графикой и еще большей абсурдностью – вот он.

No Man's Bush from Jelle van Meerendonk on Vimeo.



«Во всем многообразии» француженки, учившейся в Бельгии, Клое Алье (Chloe Alliez - All Their Shades) – остроумно придуманный кукольный рассказ о том, «за что я люблю женщин». Перечисляется много забавного, причем у кукол головы смешно сделаны из выключателей разного вида, где сам рубильник – нос. (Правда, на обсуждении Ужинов мудро заметил, что неправильно было собственно функцию выключателя и возможность им щелкать вообще не использовать). Но главная фишка в финале, где после всех этих рассказов про прекрасность женщин во всем их многообразии, голос говорит: «даже если я сама женщина». И тут входит в кадр такая же тетка и ложится в постель к другой. Сюжет, понятное дело, личный и все потом обсуждали, каково делать персональную историю и получать потом фидбэк.

«Паучьи сны» тоже из Бельгии девушки по имени Гитте Тевен (Gitte Teuwen - Aragnadreams), любительницы стритарта и бодиарта, - смешно придуманный этюд, о парне, который во сне вдохнул паука , а потом выплюнул. Парень живой, а паук сначала (и в конце) кукольный, а пока он ползает в животе – нарисован на коже, как тело в разрезе. Ничего особенного в фильме нет, кроме техники, и девочка смешно рассказывала, как трудно было найти человека, который готов так долго лежать неподвижно. И она нашла у себя в общежитии парня, который решил бросить институт и поэтому был свободен.

«В начале лета» китайской девушки Синьсинь Лю (Xinxin Liu - At The Mouth Of Summer), которая поехала учиться в Японию к Коджи Ямамуре – совершенно прелестный и многодельный сюжет про пляж, где есть и рисованная анимация, и коллаж и даже куски вышивки. А еще это смешно и музыкально. Хотя пляж – всегда очень выигрышная история.

«Цветение» китайской пары Сунь Ижань и Сюй Цзияо (Sun Yiran and XU Jiyao - Bloom) про любовь червячка и гусеницы – такая мимимишная кукольная история, совершенно детская на вид и ценная разве что тем, что очень многодельная. Ну и трогательно ребята рассказывали, что встретились в Пекинской киноакадемии, влюбились друг в друга и захотели сделать что-то про любовь.

«Границы» Ханки Новаковой из Чехии (Hanka Nováková - Borderlines) – очень просто, но довольно симпатично придуманная история вроде притчи, о человечках внутри некоего условного дома-квадрата, которые постоянно двигали границы между собой и стены дома, чтобы расположиться поудобнее и таким образом зажимали друг друга. Но постепенно и дом развалили, причем, стало ясно, что не только свой. И починить удалось только всем вместе и куча людей теперь оказались в общем доме-прямоугольнике. Наивно, конечно.

«Чая (Тень)» снял индийский парень Дебаньян Нэнди (Debanjan Nandy - Chhaya) в английской отличной Национальной кино и телевизионной школе. Я этот фильм уже видела – очень внятная компьютерная история про старика в доме престарелых, который тоскует по умершей жене и сидит в потемках при свече, тогда на стене появляется ее тень и его обнимает. Все это заканчивается пожаром и есть сильный момент, когда тень держит его за руку и не дает выбежать из горящей комнаты, пока его не вытаскивает медсестра. Кстати, я говорила с любимым моим индийским режиссером Сурешем Эриятом, который тоже был на Кроке и давал мастер-класс, и он рассказал, что этого парня, который раньше работал у него на студии, и еще одну девочку, которая училась в Индии и тоже у него на студии делала диплом (очень остроумный, я про него потом расскажу), а теперь поступила во Франции в Пудриер, он надеется постепенно собрать, чтобы все-таки создать толковое анимационное сообщество в Индии вокруг своей студии. Поскольку пока практически вся анимация Индии (которой немало) – это сервис и головой там никто не работает. Очень желаю ему, чтобы все получилось, поскольку рассказы про Индию его и его жены и продюсера Нилимы – звучат просто как рассказы про другую планету, хотя сами они совершенно не похожи на инопланетян, а отличные, свои люди с иронией и вкусом.



«Идеальный крой» китаянки Мори Ву, учившейся в США (Mori Wu - Cut to Bliss) – эффектное полуабстрактное и очень дизайнерское кино про моду. Имеет в виду, что мода – показатель увеличения прав и свобод женщин, о чем, впрочем, во время фильма не думаешь.

Cut to Bliss: Force of Fashion from Mori Wu on Vimeo.



«Письма куклы» Наташи Грофпель сняты на ВГИК-дебют – вполне традиционная детская история про то, как девочка в толпе потеряла куклу и почтальон сочинил для нее историю про то, что кукла уехала путешествовать и носил от нее письма, а потом и куклу в новом платье подарил. Наташа большая рукодельница, но ее обычная проблема в чрезмерной сладости и милоте. Так что здесь, мне кажется, она сделала для себя большой шаг – не стала рисовать своих пупсиков, а позвала художником Вику Спирягину и они постарались, чтобы картинка была проще и смешнее. На мой взгляд хорошо бы еще больше смешного и гэгов, чтобы уйти от мимими, и хоть какой-то внутренний парадокс в истории, чтобы ее развитие не было таким ожидаемым, надеюсь, это еще появится.

«Для дома» выпускника RCA Игнац Джонсон Хайэм про ИКЕА (Ignatz Johnson Higham - Domestik) уже был у нас программе Королевского колледжа искусств на прошлом БФМ. Он мне очень нравится – в нем есть легкость, летучая линия в дизайне, и при этом он поймал парадоксальный эффект такого рода мебельных магазинов, которые строятся, как дома, что можно валяться на кроватях и др. Посреди торговли и толп народу люди вдруг как будто чувствуют себя дома и начинают выяснять отношения так, как не делают в общественных местах. Как будто эти диваны окружены стенами и другие их не слышат. В общем, это какая-то совершенно отдельная жизнь.



Ну, конечно, «Эдмонд» Нины Ганц (Nina Gantz - Edmond), который был для меня одним из любимых фильмов еще на прошлогоднем Аннеси. Отличная история про человека такого нежного, что ел тех, кого особенно любил. И так страдал от непонимания, что утопился и в воде уже вспомнил о том, что в чреве матери съел своего близнеца. Очень люблю этих войлочных кукол, как у Эммы Свааф, хотя мне меньше нравится, что Нина сделала им рисованную на компе мимику. «Эдмонда» все уже знают, но не грех еще и еще раз показать, раз уж он теперь целиком в сети.



«Все в порядке» швейцарца Маттиаса Кучиньелло (Matthias Cuciniello - Everything ok), который учился в Люцерне – рисованная история расставания. Там многовато текста (в частности написанного, как элемент дизайна) и мало собственно анимации, но история тонкая, хорошая и ясно, что человек о себе рассказывал и ему было важно именно это. Как любовь уходит и парень постепенно начинает девушку раздражать, а он не понимает, какие к нему претензии. Расставшись с ней и встретив новую, мечтает, чтобы с ней было так же классно.



Выпускники ШАРа в этом году все хорошие. И «Почему банан огрызается» Светланы Разгуляевой, который взял уже невозможное количество призов за два года. И «Трудно воробью» Дарьи Вяткиной – грубоватый черно-белый рисунок и очень нежная история про мальчика и хитрого воробья, прикинувшегося дохлым, чтобы в морозы пожить в доме. Тут много юмора и в дизайне, и в ситуациях, но негромкого, без гэгов. И более новый «Гамлет. Комедия» Евгения Фадеева – смешная силуэтная история про детей в театре, устроивших сначала пожар, а потом наводнение, вся построенная на гэгах.

http://uakino.tv/video/224733-multik-gamlet-komediya-2016-smotret-onlajn.html

Из этого выпуска для меня неожиданным и самым интересным был фильм Дмитрия Иванова «Осколок» - предельно лаконичная история, скорее даже притча, с дизайном, сведенным к простым геометрическим фигурам с очень условным движением. Речь о матери и о солдате с осколком, засевшем в голове. Солдате, после войны превратившемся в злого робота, пока мать не вытащила этот осколок, как больной зуб. Думаешь только, что на самом деле после войны даже с вынутым осколком ее сын не мог стать прежним.

http://www.filmpro.ru/movies/335305

Француз Адриан Кюви сделал фильм «В2ем» (Adrien Cuvit – 2 gether- "Histoire 2 Couples") на самую ходовую сегодня тему – в первую очередь про гаджеты, которые мешают жить. Вполне бесхитростная история в 3Д про героя, который влюбился, женился и пр. в то время, как девочка смотрела в телефон, не подымая глаз. Ну и в конце они встречают пару, где уже парень сосредоточен на своей ракетке с мячиком, а девочка скучает. Так что живые объединились, а своими вторыми половинами подперли полочку.



Настоящую коротенькую оперу про фрукты, которые спешат на свои прилавки, а поезд в метро застревает, сняла бельгийка Марго Ремон, кино называется «Быстрее» (Margot Reumont - Hurry Up). Причем, главная часть фильма – предметная, а когда они засыпают и мечтают о том, как растут на деревьях – рисованная.



Фильм «Я тебя вижу» снял Цзе Гу (Jie Gu - I Can See You), как я понимаю, китаец, но учился он в Токио. 2Д кино с буквально никаким дизайном держит в невероятном напряжении своим ритмом и звуком – речь о лучнике, в которого стреляет невидимый кто-то из темноты (метафизическая история, потом оказывается, что это зеркальный сам герой).



«Одной затяжкой» снял иранец Алиреза Хашемпур (Alireza Hashempour - In One Drag) в знаменитой немецкой школе Баден-Вюртенберг. Четыре года назад Али со своим первым фильмом еще из Ирана был на Кроке, мы тогда с ним познакомились – фильм «Альцгеймер» был смешной, но немного старомодный по графике и вообще способу мышления. Потом, уже учась в Германии, Али сделал очень стильный ролик «Кинофабрика», который был выбран, как официальный ролик Штутгартского фестиваля. И вот теперь попробовал стопмоушн (сказал: глупо было не попробовать, когда в школе столько для этого оборудования) – страшилку для курильщиков. Про то, как человек выкуривает сигарету, выбрасывает окурок и тут все окурки города собираются в чудовище, которое догоняет и «выкуривает» героя. Меня несколько смутили странные сдавленные крики, которые издавал испуганный герой и Али рассказал, что это звук который издают испуганные глухие люди, он специально записывал. Но тут не очень ясно зачем. А сам стоп-моушн сделан круто, но в тизере его, к сожалению, нет.



Еще один стоп-моушн «Любовь и лазейки» сняла швейцарка из цюрихской школы Джейн Мамфорд – смешная и симпатичная история про расставание носков, один из которых с дыркой и новое обретение друг друга (Jane Mumford - Love and Loopholes). Вообще носки, как семейная пара – отличный сюжет, тут я не могу не вспомнить израильтян Нир и Гали про то же. Жалко, у Джейн ролика нет.

«Лума» - еще один израильский фильм из «Бецалеля», его сняли две девочки – Кармель Бен Ами и Сохини Таль (Carmel Ben Ami and Sohini Tal - Luma), все тот же несколько надоевший бецалелевский дизайн и интонация. Но сама история про девочку-подростка, у которой началась менструация, пугающая ее, а родителям не до дочери - неплохая. Мне нравится точная метафора в финале, когда семья сидит как будто перед костром с голубым телевизионным пламенем. Вот кино целиком.

LUMA from Luma on Vimeo.



Ну и закончу на сегодня одним из моих любимых смешных фильмов на нынешнем Кроке (из тех, что я прежде не видела) – «Мерло» двух итальянок Марты Дженнари и Джулии Мартинелли (Marta Gennari and Giulia Martinelli – Merlot). Прелестная история про бабку, которая потеряла в лесу бутылку Мерло и дальше вокруг нее раскручивается куча событий с волком, девочкой, птичками и каким-то придурком. Они очень остроумно и продуктивно в смысле анимации используют полиэкран. К финалу этот абсурдный алкогольный сюжет превращается в «Красную шапочку».