Большой Фестиваль Мультфильмов

БОЛЬШОЙ ФЕСТИВАЛЬ МУЛЬТФИЛЬМОВ. ПОБЕДИТЕЛИ



13 ноября 2016

Я обычно не пишу блог после нашего фестиваля, но тут решила, что надо бы это сделать. Конечно, я не буду оценивать нашу работу, а просто расскажу про свои впечатления и скажу несколько слов про результаты.

Во-первых, про открытие. Нам повезло, что нам удалось привезти «Красную черепаху» Дюдока де Вита, это был отличный выбор для открытия и хотя я была в некоторых сомнениях после того, как увидела фильм в Аннеси, признаюсь, что была неправа. При том, что условия безопасности фестивального показа были очень жесткие и дорогие – специальная охрана, упаковка телефонов и т.д., - нам удалось сделать все как надо, а для публики все эти меры предосторожности оказались дополнительным аттракционом. Ну и на полуторатысячный зал Каро-Октябрь, который наши зрители почти заполнили, было очень приятно посмотреть. Что касается самого фильма, то в этот раз, зная, что после бурного начала в нем почти останавливается сюжет и ждать нечего, я совершенно расслабилась и просто получала удовольствие, наблюдая детали, погруженные в общую мечтательно-созерцательную атмосферу, которая так свойственна Дюдоку. На то, как смешно бегают крабы, на малыша, который скачет вприпрыжку, как монах в «Монахе и рыбке», ну и вообще на красоту, хоть для меня она и была несколько чрезмерной. После показа в анимационной среде начались бурные споры между восхищенными фанатами Дюдока и теми, кто был разочарован, но это тоже, я считаю, отлично и продуктивно – хорошо, когда есть что обсуждать. Ну а показанная на закрытии «Луиза зимой» Лагиони понравилась мне не меньше, чем, когда я ее смотрела в Оттаве – юмор и печаль, страхи и бесстрашие старости и главное, что я в этот раз поняла – готовность к одиночеству, к жизни среди собственных призраков, которые в старости оказываются ближе живых людей.

Не буду расхваливать документальную программу, которой я особенно горжусь. Скажу только, что полнометражный американский фильм Кита Мейланда «Башня» - анимационная реконструкция страшной истории о «техасском стрелке» 1966-го года на большом экране особенно выигрывала, кино с отличной режиссурой, смотрится напряженно и захватывающе. Причем, немногочисленные много раз повторенные документальные кадры, не выглядят бедностью материала, а работают как закручивающаяся пружина. И появляющиеся к концу сегодняшние кадры интервью с участниками тех событий, превратившимися в стариков, пытающихся понять, что именно тогда произошло и не умеющих сдержать слезы, дают точный современный контекст. История получается не только про одного безумца – его в фильме вообще нет. А о страхе, самопожертвовании в конце концов прощении. О том, как обычные люди проявляются в трагическую минуту. Мне было ужасно жалко, что смотреть этот фильм пришло народу меньше, чем он стоит.

Вообще, надо сказать, что ежегодное наблюдение за зрителями фестиваля достойно специального социологического исследования. С прошлого фестиваля прямо видно, что люди в унынии – дружно ходят только на развлекательное. И денег ни у кого нет – активно покупают билеты в первую очередь на детское. Это понятно: в случае, когда приходится затянуть пояс, в первую очередь отказывают себе, но не детям.

Фильмы короткометражной программы я почти все видела раньше. Но не могу не сказать, что на большом экране отлично смотрелся новый, очень успешно идущий по фестивалям фильм Анны Будановой «Среди черных волн», как-то удивительно, в духе Ольшванга (и вообще екатеринбургской школы) соединяющий сказочность с реальностью. В этой картине - скелет традиционной сказки, где мужчина женится на девушке-оборотне и прячет ее шкуру. Тут сказка северная, поэтому девушка-русалка превращается тюленя. И тот момент, когда она с подругами купается в пруду, скинув шкурку, выглядит прямо мистическими камланиями. А потом, когда она уже живет в деревне с мужем, а соседки шепчутся – это выход в реальность, у Ольшванга то же было в фильме «Про раков». И замечательный момент, когда из черных волос вдруг глаза зыркают. Сколько раз смотрела, столько вздрагивала в этом месте. И дизайн отличный - живописный, хоть и черно-белый и при этом очень сдержанный с нестандартной техникой рисования - Аня рассказывала, но я подробностей не помню – там и тушь и, видимо, что-то масляное, поскольку видны потеки, где краска не смешивается, и т.д.

Вот тизер

Among The Black Waves (Teaser) from Anna Budanova on Vimeo.



Из нового для меня в зарубежных блоках был очередной дуракавалятельный фильм Томера Ешеда из Германии, который прославился еще студентом, сделав фильм про землеройку под названием «Наша чудесная природа». Тогда это была очень смешная пародия на науч-поп о природе про спаривание землероек, где борьба двух самцов за самку в замедленном темпе превращалась в кунг-фу фильм. Теперь Томер сделал под тем же общим названием в хорошей 3Д компьютерной графике фильм про обжору-хамелеона, тоже очень смешной. Вот он целиком.

Our Wonderful Nature - The Common Chameleon from LUMATIC on Vimeo.



Из звездных гостей на фестивале в этом году был только Александр Петров, на иностранцев денег у нас уже не хватает. Но Петров оказался еще труднее достижим, чем любой иностранец, и я ужасно рада, что после трех лет уговоров он наконец-то до нас доехал. Мастер-класс получился очень интересный, я впервые увидела маленькие кусочки из «Алых парусов», которые он собирался, а потом передумал снимать. И очень смешные дуракавалятельные ролики, которые ярославская студия делала, например, на юбилей Эдуарда Назарова несколько лет назад (оказывается, тогда они ему напечатали целый чемодан валюты в «1 Эд» с назаровским портретом) . Потом было трогательно, когда масса людей прибежала к Саше за автографами и каждому он терпеливо рисовал картинку.

Ну и о победителях. Как известно, на БФМ победителей выбирают зрители. В конкурсе детских сериалов - «Утренник сериалов с какао и булочкой», решали дети и итог получился такой:

1 место (приз и диплом) - «Ми-Ми-Мишки. Цыпа и динозавры», реж. Алексей Миронов.



2 место (диплом) - «Маша и Медведь. Кошки-мышки», реж. Андрей Беляев.



3 место (диплом) - «Летающие звери. Мой робот», реж. Олеся Щукина



В этом году мы впервые сделали конкурсным показ российских студентов - «Молодая российская анимация». Вердикт зрителей такой:

1 место (приз и диплом) - «Письма куклы», реж. Наталья Грофпель, ВГИК-Дебют. Кино детское, милое - я про него писала в блоге Крока. Вот тизер

"Doll's Letters", teaser - "Письма куклы", тизер - 2016 from Natalia Grofpel on Vimeo.



2 место (диплом) - «Гамлет. Комедия», реж. Евгений Фадеев, школа-студия «ШАР». Ну, этот смешной фильм уже на многих фестивалях был показан и всюду идет отлично и получает призы. http://uakino.tv/video/224733-multik-gamlet-komediya-2016-smotret-onlajn.html

3 место (диплом) - «Square», реж. Яков Круговых, школа-студия «ШАР». Этот фильм Варвары Яковлевой, взявшей себе мужской псевдоним, - совсем новый, я его еще на фестивалях не видела. Остроумно придуманная история о людях, идущих мимо, а потом останавливающихся и смотрящих на нас – то есть на разделяющий нас экран, как в окно или в витрину. То есть зрители оказываются и по ту, и по другую сторону экрана. Между зеваками возникают отношения, кто-то ужасается увиденным, кто-то заинтересован, но что они видят – мы так и не узнаем.

Из программ российских новых фильмов «Премьеры», зрители проголосовали в первую очередь за фильмы детские, что вполне подтверждает наблюдение, что на детское шли в первую очередь. А самое интересное, что все победители оказались картинами студии «Союзмультфильм», сделанные в ту самую «эпоху Алдашина», которая теперь закончилась. И это показывает, что представления ушедшего худрука о том, каким должно быть детское авторское и вместе с тем зрительское кино – были точными. Зрители выбрали фильмы действительно отличные, я уже о них не раз писала. Ну а поскольку благородный Союзмультфильм свои фильмы очень скоро выкладывает в интернет, то вот вам победители целиком:

1 место (приз и диплом) - «Морошка», реж. Полина Минченок, «Союзмультфильм»



2 место (диплом) - «Даша и людоед», реж. Наталия Суринович, «Союзмультфильм»



3 место (диплом) - «Мама-цапля», реж. Марина Карпова.

В «Победителях» - программах новых зарубежных фильмов, лауреатов разных международных фестивалей, - зрители, что интересно, проголосовали за студенческие фильмы. Все три картины выпускные.

1 место (диплом и приз) - «Мистер Мадила» / Mr Madila, реж. Рори Ваудбай Толли/Rory Waudby Tolley, 2015, Великобритания. В этом фильме автор (он же герой) приходит к шарлатану-целителю, говорящему с каким-то немыслимым акцентом, чтобы записать с ним интервью для фильма, а потом недовольный мистер Мадила дает указания, как фильм изменить. То есть Рори, используя множество техник, включая документальную съемку, с большим юмором превращает в кино сам съемочный процесс, как это было несколько лет назад в фильме еще одного британского студента Уилла Андерсона «Создание длинной птицы». «Мистера Мадилу» мы показывали в прошлом году в ретроспективе лондонской RCA (Королевского колледжа искусств).

Вот тизер

Mr Madila Trailer - RCA 2015 from Rory WT on Vimeo.



2 место (диплом) - «Маленькие хитрости» / Mens and make do, реж. Бекси Буш/Bexie BUSH, 2014, Великобритания. Еще одна английская дипломница, уже из Национальной кино- и телевизионной школы, экранизирует рассказ пожилой женщины о свой жизни (причем, жизнь тяжелая, а в рассказе и обаятельном голосе рассказчицы много юмора) с помощью только предметов и теней. И получается, что вещи как бы сами рассказывают историю.

Mend and Make Do Trailer from Bexie Bush on Vimeo.



3 место (диплом) - «Счастливый конец» / Happy End, реж. Ян Саска/Jan Saska, 2015, Чехия. Это уже дипломник отличной чешской киношколы FAMU (правда, больше славящейся кукольной анимацией) сделал рисованное кино. Начиная с конца он рассказывает историю, состоящую из сплошных несчастных случаев, где каждый эпизод заканчивается трупом. И только в конце мы понимаем, что этот самый труп, переходящий из одной истории в другую, был трупом с самого начала – его несли хоронить, да выронили из гроба. Стоит ли говорить, что после нескольких новых случайных «убийств» трупа, врачи покойника оживляют

HAPPY END (2015) : Film Clip from Jan Saska on Vimeo.



Что касается приза критики, который аккредитованные на фестивале журналисты выбирают из российской программы, то он достался фильму Игоря Ковалева «До любви» , уже имеющему множество российских и зарубежных призов. А приз дирекции фестиваля достался еще одному фильму Союзмультфильма «эпохи Алдашина»: «Питон и сторож» Антона Дьякова, одному из главных фаворитов российской анимации этого года. Вот он целиком