Большой Фестиваль Мультфильмов

БЛОГ СУЗДАЛЯ-2017. ЧАСТЬ 2




9 мая 2017

Дина Годер

программный директор Большого фестиваля мультфильмов

Пока Суздальский фестиваль не заслонили летние смотры, продолжаю рассказывать о его фильмах. В прошлый раз шла речь о лауреатах, теперь об остальных, в первую очередь, о студенческой номинации, где было особенно много интересного и об остальном понемногу.

Начнем со студентов. По этой части явно происходят многообещающие изменения, возникает все больше мест, где учат анимации, а среди них и те, где учат хорошо. Самое удивительно – это появление полноценных, сложившихся фильмов у совсем юных выпускников театрально-художественного колледжа. В прошлом выпуске блога я рассказывала о кукольном фильме «Добро пожаловать» Полины Кутукиной, получившей единственную награду фестиваля (диплом) в категории «лучший дебютный фильм». Эта дебютантка, выпускница ТХТК, младше студентов, участвующих в фестивале, а дебютанткой она значится оттого, что свой дипломный фильм она снимала не в колледже, где нет условий для съемки кукольного кино, а на профессиональной студии «Пчела». Фильм еще одной выпускницы колледжа, двадцатилетней Милены Брагиной, все же стоял в студенческой программе. Ее остроумная, хоть и несколько изобразительно избыточная картина (что понятно для такого юного режиссера) «Изабелла и горшок с базиликом», снят по поэме Китса про даму, закопавшую в горшок с базиликом отрезанную голову своего любовника Лоренцо, убитого ревнивым мужем (у Китса - братьями). Сюжет известный: Китс взял его из «Декамерона», потом его же использовали для картин прерафаэлиты. Но, как рассказывает Милена, ее преподавательница, обсуждая тему диплома спросила: ты же не будешь снимать это всерьез? В результате студентка сделала мультфильм с острым, вычурно изломанным ироническим рисунком, где персонажи принимают самые невероятные позы в духе средневековых орнаментов, а главная шутка припасена на финал: после того, как Изабелла прилепляет бирку «Лоренцо» к горшку, где она похоронила голову любовника, мы видим длинные ряды горшков с именами прежних любовников.

Вторая удивительная вещь, которая открылась на Суздаль-фесте, в том, что на сцену стали всерьез выходить ученики частных анимационных школ и курсов. Многие участники фестиваля упоминают в своих биографиях, что учились на курсах классической анимации Саши Дорогова, ну а я в первую очередь, конечно, я имею в виду питерскую школу Ивана Максимова, которая всегда на посторонних производила впечатление чего-то вроде веселой тусовки или клуба по интересам, а теперь вдруг стала показывать результаты. Работы учеников Максимова не всегда не значатся, как студенческие (поскольку там нет официально организованного учебного процесса), но по сути ими являются. Двухминутный анимационный джем «Экспресс «Зипуны-Гавана» (режиссеры А. Евменова, М. Савельева, К. Петухова, А. Батищева, А. Мефодин, Е. Жиркова, В. Коновалова) – это набор коротеньких учебных зарисовок, сделанных во время выполнения учебного задания на ритм, в данном случае – на стук колес поезда. Максимов, знаменитый своей свободой по отношению к сюжету и тягой к абсурдным ситуациям, видимо, передает эти качества студентам. Две других работы его учеников, снятые на «Губернии», с которой всегда работал сам Максимов, имеют явно психоделический оттенок. И «Котмос» Екатерины Милославской - черно-белый сюрреалистический сюжет о космическом коте, искавшем свою половинку. И еще более сложно закрученный «Супный день» режиссера, снимающего под псевдонимом Вова Компотик (известно, что это девушка).





В «Супном дне» крайне прихотливо закрученный сюжет, где мужчине снится сон про гуся, заигрывающего в волшебном лесу с диковинной птицей, а гусю – сон про мужчину, живущего обычной городской жизнью. Сны эти переплетаются, проникают друг в друга, а к концу, стряхнув дремоту, мужчина внезапно молодеет и отправляется в путешествие. В общем, к финалу у зрителя тоже голова идет кругом и он теряет нить сюжета. Но все равно есть ощущение, что это кино что-то обещает – и интересной графикой, и неожиданными поворотами событий. Кстати, в информационной программе фестиваля был еще один фильм ученицы питерской школы Максимова Наталии Данилевской «Домик игрушек» из того же альманаха «Звездопад», что и два предыдущих фильма. Там был тоже туманный сюжет про существ из коробки с игрушками, но сами непонятные существа были совершенно максимовскими, так что трудно было не понять, откуда у этого кино ноги растут.

К слову, и сам учитель, Ваня Максимов, не изменил своему ежегодному ритму – на фестивале была его «Альтернативная прогулка» - продолжение прогулки вдоль прошлогодних «Скамеек», среди трогательных многоглазых и разбегающихся на части существ, пришедших в парк погулять с колясками, игрушками и шашками. Новый фильм Максимова, как и прошлый, строится, как череда гэгов, каталог удивительных персонажей и узнаваемо-смешных характеров и ситуаций. Он растет, по словам самого Максимова, «как колбаса», то есть его можно легко продолжать в ту и другую сторону от начала и финала. В этом случае формальным пунктом отправления и завершения сюжета становится пара болтушек, одна из которых пришла в парк с коляской с младенцем - младенец, пока мама болтает, проделывает дырку в стенке коляски и отправляется на прогулку сам, а у другой, четырехногой, в самостоятельное путешествие по парку пускается круп с задней парой ног. Это вполне условная точка отсчета, наблюдение за жизнью обитателей парка никак с этими удивительными фланерами не связано, но мне, честно говоря, это не мешает – я могу смотреть бессюжетное Ванино кино без конца, как на огонь или воду. Наград за него не дали, видимо, считая, что не стоит из года в год награждать похожее кино. Но на мой взгляд, лучшей наградой для Вани было обилие его учеников в фестивальной программе – это означало, что его школа признана, а имеют целую школу с узнаваемым лицом, очень немногие режиссеры (в случае Максимова я имею в виду не только питерскую).

Ну и – возвращаясь к разговору о студентах - нельзя не сказать про уже не раз расхваленные первые фильмы еще одной (к сожалению, уже закрытой) новой анимационной школы – организованной Михаилом Алдашиным учебной студии при Союзмультфильме. Все короткометражки первокурсников этой студии (назвавшейся объединением «Велосипед»), были замечены в Суздале, многие имеют призы и активно отбираются на международные фестивали. Пожалуй, из всех школ, представленных на фестивале, эта лучше всего показала команду студентов с современным способом мышления и дизайном, сегодняшней интонацией, без банальностей и старомодности. В первом блоге я говорила о «Апорте» Дениса Воронина и «Тип-топ» Аллы Вартанян. А еще был смешной анекдот Кати Филипповой «Козлы», сделанный в обаятельной перекладке с использованием газет, про голодных козлов и жирафа, едущих в поезде и стремящихся из окна ухватить листики с деревьев. И несколько более традиционная милая рисованная история «Девочка, дракон и папа» Жени Жирковой, где в воображении маленькой девочки санки превращаются в дракона, а сама она в принцессу и тогда на помощь ей бросается рыцарь, оказавшийся смешным очкастым папой.

Новой киношколой для Суздальского фестиваля стала и Британская школа дизайна, откуда пришел фильм Арины Шабановой «Где-то», о котором я уже писала – стильное роуд-муви о дороге из Москвы в Геленжик, соединяющее декоративность и неожиданную для такой нарядной картинки документальность в записи диалогов в машине.


Где-то | Somewhere from Arina Shabanova on Vimeo.




Еще из нового – несколько удачных фильмов из Петербургского университета кино и телевидения, выпускники которого последние несколько лет мало радовали. А тут все заметили фильм Елизаветы Стариковой «Волчья ресница» (он вошел топ-двадцатку фестиваля) - ностальгия по детству, символом которого оказывается друг-волк, с взрослением героини превращающийся в маленькую собачку. Как всякому мечтательному сюжету, этой истории по сказке Клариссы Пинколы Эстес очень шла умело использованная сыпучая техника, сделанная в черно-зеленой палитре.





Еще был заметный фильм Андрея Кацубы «Внутренний свет», рисованный на основе ротоскопа и с явным изобразительным влиянием фильма «Дикий» Даниэля Сосы с такой же белой фигурой голого ребенка. У Андрея сама история не очень внятная – речь идет о мальчике с черной кожей, который боится выходить на свет, где у всех кожа становится белой, а другие дети над его страхами смеются. Почему он сначала боится, а потом решается выйти, и что означает это побеление – не очень ясно, явно Андрей в первую очередь решал изобразительные задачи и думал о взаимоотношениях между персонажами, а сюжетную сторону дела просто недодумал. Зато еще один питерский студент. Александр Мальгин. придумал «Восхождение» - историю коротенькую, внятную и остроумную. В духе классической анимации он рисует мужественного путешественника, покоряющего снежную вершину, а потом оказывается, что герой – маленький и у него есть бабушка, которой горы нипочем. Были и другие фильмы питерских студентов, пусть не до конца удачные, но демонстрирующие хорошую обученность, неплохую графику и сюжетные повороты.

Ну и, конечно, одной из главных школ-лидеров в этом году (не по наградам, но по признанию коллегами) в очередной раз стал ВГИК. Тут в первую очередь надо сказать про «Опасное путешествие» Миши Солошенко, которое очень ждали после успеха его курсового фильма «На пороге Ильич». Миша снова снимает «большое кино» в невероятно трудоемкой смешанной технике, используя фотоперекладку, пиксилляцию и коллажи. Многие помнят, как он звал всех, готовых помогать, вырезать для него фотографии, поскольку объем работы там был такой, что в дипломное время не уложиться, и ему помогали всем миром, а заставку для фильма сделал Саша Свирский. Снова Миша подошел к делу всерьез - взял в качестве сценария фантасмагорию молодой сценаристки Елены Ананьевой, ученицы Юрия Арабова. Речь идет о грядущих временах, когда в России (некоем условном месте с левитановскими пейзажами и отовсюду торчащими артефактами былой Руси от колоколен до Лениных) - вне всякой цивилизации осталось жить всего 13 человек. И кино начинается с того, что в прямом американском эфире показывают, как смельчак-журналист отправился в дикую Россию, чтобы найти этих людей и вернуть в цивилизацию. Оказывается, что последние 13 живут лубочной общиной с песнями и плясками под гармошку, закатами и комарами, водкой, яблоками и дородными красавицами в сарафанах, а во главе общины стоит диковатый бородач, которого играет поэт Герман Лукомников. И, конечно, американский журналист тут нашел свою любовь и в цивилизованную Америку не вернулся. Рассказывая про свой фильм, Миша говорил, что это ничуть не пародия, а патриотическая картина. Кино получилось очень смешное и чрезмерное, явно перегруженное, но обаятельное и полное многочисленных остроумных деталей, ради которых «Опасное путешествие» хочется не раз пересматривать, вроде Царь-пушки, которая служит холодильником.

Кроме мишиного фильма из ВГИКа, в конкурсе было два милых фильма выпускниц курса Алексея Демина: «Уроки музыки», о которых я уже рассказывала в первом блоге и «Завещание мадам Ку-ку» Алены Гутман – симпатичная перекладка о древней старухе, былой диве, которая размышляет кому оставить наследство и в результате оставляет все своему поклоннику пауку. Мне очень понравилось, что в какой-то момент среди воспоминаний о ее прежних кавалерах среди гротескных и узнаваемых персонажей (мафиози, бизнесмен с сигарой и др.) появляются фотографии знаменитых артистов прошлого. Алена говорила, что реальные лица пришлось вставить из-за нехватки времени, а по-моему, это тот случай, когда цейтнот пошел на пользу фильму.

Еще из интересного, стоящего под вгиковской маркой (продюсерский центр ВГИК-Дебют) был милый фильм Наташи Грофпель «Письма куклы» по Кафке (как бы парадоксально это не звучало), о нем я писала еще в блоге с последнего Крока.


"Doll's Letters", teaser - "Письма куклы", тизер - 2016 from Natalia Grofpel on Vimeo.




И имеющий много поклонников, тоже снятый на «ВГИК-Дебют» фильм Алексея Игнатова «Ежик, который совсем не ежик» про ежа – лирического поэта, где самое удачное – это смешные диалоги (как и в предыдущем фильме Игнатова «Волшебная жемчужина»).





На «Дебюте» снимают главным образом выпускники ВГИКа, а из студенческих работ я еще запомнила забавную детскую страшилку третьекурсницы Светланы Мосиной «Черный автобус» по рассказу Сергея Седова. Светлана придала действию некоторый ретро оттенок, отчего история про черный автобус без водителя, в котором время стремительно несется назад, а помолодевшие до нуля пассажиры потом рождаются в роддомах Америки, приобрела характер милицейского ретробоевика.





Ну и нельзя не упомянуть безумный психоделический клип «Супер 9» Рима Шарафутдинова. Конечно, назвать Рима начинающим трудно – он давно работает режиссером и художником, и признан профессиональным сообществом, как один из лучших российских аниматоров, работающих в технике классической рисованной анимации. Но раз уж Рим решил пойти учиться во ВГИК, интересно было посмотреть на то, что он делает в студенческом контексте. Кстати, на мой взгляд, сумасшедшее кино ему удается больше, чем внятное сюжетное, восторг бесконечных превращений и невероятные цвета, взрывоопасным образом соединенные вместе, парадоксальным образом сочетаются с его мастерской анимацией абсолютно традиционного толка и любовью к фигуративности.

После такого длинного рассказа об студенческих фильмах, пара слов о дебютах, которых традиционно мало, да и в этот раз набор был не очень сильный, жюри даже пожалело им приза. Тут хочу сказать во-первых, про «Смолы лип» Ольги Гречановой, на которые деньги собирались краудфандингом и надежд возлагали много, поскольку пробы были красивые. Кино и получилось красивым (по-моему, даже с перебором) – с любовью к старым предметам, разломанным куклам, богатым фактурам с историей. Понятно, что тут много есть от любви к Шванкмайеру и братьям Квей, но вместо их жесткости пришла сентиментальность сказки про игрушечного щенка, который пошел искать огня для потухшей керосиновой лампы. Рассказ весь наложен на меланхолическую песню Челси Вульф, так, что даже кажется клипом к этой песне, а непонятное и как говорит режиссер, случайно выбранное название, кажется многозначительным и заставляет искать в фильме какие-то сложные скрытые смыслы, которых там нет.





А во-вторых про детский фильм «Тучка и кит», который сняла выпускница екатеринбургского архитектурного института Алена Томилова – мы его, как и «Смолы лип», показывали в премьерной программе последнего БФМ. Очень простенькую историю о том, как тучка с китом подружилась, играла с ним, а потом, жертвуя собой, спасала, когда его бурей забросило на камни, худрук студии «Пчела» Мария Муат нашла в интернете – ее сочинил шестилетний ребенок. Самое милое в этом фильме – нежная акварельная графика и легкая интонация и мне кажется, что у Алены и дальше будет получаться хорошее детское кино.

Вообще, что касается штучного авторского детского кино, на этом Суздальском фестивале, лучшими были последние «алдашинские» выпуски «Веселой карусели». Очень смешной, яркий иронический фильм Саши Лукиной «Злой колдун» по сказке Сергея Седова про пенсионера-колдуна, решившего навредить красавице чернильным дождем, благодаря чему она, наоборот, вышла замуж за африканского принца. Мне только жалко, что финальный текст рассказчика (его прекрасно читает Дмитрий Назаров) частично идет на титрах и народ так хохочет, что его уже не слышит. А там тоже смешное про квартиру в Кузьминках и семнадцатого ребенка Васю. Почему-то не взятый в конкурс симпатичный сюжет Михаила Сафронова «Бабушка с крокодилом» про цирковые чудеса, которые происходят в вагоне метро, где все уткнулись в свои телефоны. И тоже не взятая в конкурс «Очень вежливая история» Марии Быстровой с ироничным дизайном и, отлично прочитанным Игорем Ясуловичем смешным стихотворением Вадима Левина про вежливых англичан, дошедших до драки. Я уж и не говорю про как всегда уморительный микрохит Алексея Алексеева «Посох» для новогоднего выпуска «Карусели», где зайцу, которому все не давали спать, попал в руки волшебный посох Деда Мороза (рассказывать не буду, поскольку там все равно все дело в реакциях персонажей). Леша умеет заставить смеяться до коликов, кажется, буквально показав палец – такого лаконичного в дизайне, деталях и режиссуре кино, и точного по всем параметрам, у нас никто другой не снимает. И напоследок немного о фильмах из коммерческих номинаций – сериалов и полных метров, которые меня, честно говоря, интересуют меньше, но ничего не поделаешь – деньги зарабатывают именно на этих проектах. Сериалов было две подборки, в конкурс попали только самые новые – знаменитых не было. И на мой взгляд зрелище это было весьма печальное. Очень слабые сценарии – сахарный сироп для маленьких и грубоватые несмешные шутки для тех, кто постарше, унылые приключенческие ходы, старомодный, пошлый и неоригинальный (если не сказать заимствованный) дизайн, чудовищная по бессмысленной яркости палитра – просто взбесившиеся леденцы. Из новых сериалов самым достойным и по дизайну, яркому, но не пошлому, и забавным сценариям мне показался «Три кота» Дмитрия Высоцкого и Андрея Сикорского неизвестной мне раньше студии Metrafilms - серии «Папа за маму» дали диплом в этой номинации.





А сам приз получил сериал «Тима и Тома» студии «Петербург» (серия «Поручение»), который снимает Андрей Бахурин. Он действительно доброкачественный, внятный, но на мой взгляд, прежде всего из-за дизайна в стиле сахарной ваты, несколько приторный. Это особенно парадоксально, если вспомнить авторские фильмы самого Бахурина – держащие в напряжении корявые саркастические страшилки.





На студии «Петербург» есть еще неплохо придуманный познавательный бэби-проект «Малышарики», где 3Д герои соединяются с видеосъемкой – ему ничего не дали, а второй сериальный диплом ушел популярному сериалу «Котики, вперед!», снятому на студии Toonbox Владимиром Пономаревым. Я этого сериала не поклонник, что не важно, поскольку я не целевая аудитория, но сюжет «Самый главный начальник», который получил приз, привел меня в изумление своим сценарием. Знаю, что сценарист в этом сериале иностранный и он, видимо, лучше знает, что привлечет зарубежных покупателей, но строить сюжет для маленьких вокруг темы «какой начальник лучше, который слушает подчиненных или только себя», даже рассказанный в очень доступной форме, это, по-моему, цинизм, все равно, что считать кино чем-то вроде инструкции к кухонному комбайну.





Еще из не отмеченных мне показался милым совсем коротенький цикл Вероники Федоровой ( в нем должно быть только 8 серий) под названием «Маленькие лесные истории» студии «Сказка». На фестивале показали только две трехминутные серии «Ветер» и «Кто быстрее» - маленькие зарисовки на классическую музыку, в центре которого какое-то одно чувство. В одном лисенка, вылезшего из норы сшибает с ног ветер и он стремится вернуться обратно к маме, в другом – жеребенок узнает, кто еще в лесу быстро или медленно ползает, бегает и скачет. Больше о телепроектах рассказать и нечего. Явно активнее всех из студий, делающих сериалы, сейчас работает «Паровоз», у него множество проектов, да и возможностей больше других, поскольку он связан с телеканалом. Там делают фильмы для разных возрастов, в разных техниках, много компьютерной трехмерки, на фестивале они активно приглашали к себе работников буквально всех анимационных профессий и я знаю, что много прекрасных режиссеров и аниматоров идут туда работать. Так что есть надежда, что через какое-то время там и фильмы будут хорошие снимать. Но пока даже самые известные их сериалы – «Бумажки» и «Ми-ми-мишки» выглядят не слишком увлекательно.

По части полных метров в нынешнем году явно был количественный скачок – целых восемь фильмов в конкурсе. Не могу сказать, что качество тоже рвануло вперед, но кажется некоторое движение в эту сторону есть. Приз за лучший полнометражный фильм ожидаемо получили «Смешарики. Легенда о золотом драконе» Дениса Чернова. И действительно, на мой взгляд, это кино самое внятное, с разработанным интересным сценарием, качественной режиссурой. Но, ей-богу, нет никаких сил смотреть приключения шарообразных героев длиной в полный метр, мне кажется, хотя бы в больших проектах студии «Петербург» стоит уже перейти на что-то другое, не думаю, что узнаваемость смешариковского брэнда так существенна для не очень детского полного метра.





Диплом в той же категории получили тоже трехмерные «Волки и овцы: бееезумное превращение», снятые на студии Wizart Animaion Максимом Волковым. Это кино сейчас все расхваливают за хорошие международные продажи, и даже премию ему дали с формулировкой «за профессионализм международного уровня», хотя, по-моему, странно за это премии давать - это само по себе награда, за которую владельцы студии должны благодарить тех работников, которые у них занимаются продажами. Но кино в Визарте действительно растет – несмотря на явную вторичность сценарных ходов и сумасшедшую палитру (вот где взбесившиеся леденцы-то), в «Волках и овцах» сценарий закручен крепко, практически не провисает, за сюжетом следить вполне увлекательно, а это большой шаг вперед после «Снежной королевы», в которой не было ничего, кроме ледяных красот, нарисованных умелыми трехмерщиками. И это обнадеживает.





На этом все, надеюсь, следующий мой блог будет уже с Загребского фестиваля, до которого осталось меньше месяца. А пока хочу в который раз попросить отечественных режиссеров, особенно авторского и студенческого кино: делайте тизеры к своим фильмам, даже самым коротким. Это в ваших интересах - нельзя же рассказывать о ваших картинах, не имея возможности хоть что-то показать.