Большой Фестиваль Мультфильмов

ЗАГРЕБСКИЙ БЛОГ - 2. КОРОТКИЙ МЕТР



28 июня 2017

Автор: Дина Годер

Теперь пора рассказать о тех фильмах в загребской программе, которые не получили призов, хотя это вовсе не значит, что они были хуже: вкусы и награды – вещь довольно непредсказуемая. Но буду говорить только о тех фильмах, о которых не писала раньше, с других фестивалей. Начнем с главного ролика со смешными бесформенными существами, которыми была полна вся фестивальная реклама.



В первую очередь - о главном конкурсе короткого метра. Один из самых симпатичных фильмов первой программы - Analysis Paralysis, который сняла в Швейцарии латышский режиссер Anete Melece. Мне очень нравится яркая детская графика Анете, на которую все обратили внимание еще в ее прежнем фильме «Киоск» про толстуху-продавщицу, мечтающую о море. Сейчас она снова сняла милую сюжетную историю, с немного, как мне кажется, неясной развязкой, но очень остроумно придуманную. Речь идет о мужчине, маниакально анализирующем все вокруг, и от избытка информации у него в буквальном смысле лопается голова. А еще герой любит играть в шахматы в парке, только партнера нет. Зато в парке есть садовница, вечно возмущающаяся, что кто-то портит ее клумбу. В финале, после того, как в больнице взорвавшуюся от напряжения голову героя завязали на макушке, как резиновый шарик, и он сумел разложить по кучкам всю информацию, которая ее переполняла, мужчина понял, что одинокая садовница сама портила свою клумбу, чтобы привлечь к себе внимание (надеюсь, что моя интерпретация верная, в этом месте как раз неясность). Так «встретились два одиночества» и герой получил партнершу для шахмат.

Analysis Paralysis Trailer from Anete Melece on Vimeo.



Второй милейший фильм этой программы - Trial & Error режиссера из Германии Antje Heyn. В простой, будто ручкой нарисованной картинке, мы почти все время видим только живот человека, потерявшего пуговицу и обстоятельно комментирующего себе под нос поиски, чем бы ее заменить. Все «пробы и ошибки» перфекциониста, не желающего выходить из дома незастегнутым, выглядят абсурдно (например он пытается защепить раскрытое место клювом попугая) и в конце концов он находит свою игрушечную детскую лошадку с подходящей пуговицей на месте глаза. Но не отрезает ее, а застегивает с ней вместе, отчего кажется, что он спрятал лошадку за пазуху. И это очень трогательно.

Trial & Error Trailer from Protoplanet Studio on Vimeo.



Hi Stranger американского режиссера Kirsten Lepore (той самой, что сняла популярный фильм «Бутылка» о любви через океан снежного и песочного человечков) - предельно простой и потому совсем непонятно чем завораживающий фильм. Он в сети выложен целиком, так что оцените сами – просто лежащая голая, с румяной попой, пластиковая фигура непонятного пола обращается к зрителю напрямую, почти без мимики, признаваясь в любви, но это выглядит как обольщение.

Hi Stranger from Kirsten Lepore on Vimeo.



Еще из тех фильмов, о которых я не рассказывала, в первой программе был Lovestreams американца Sean Buckelew о некоем виртуальном будущем, где двое, вроде бы влюбившись друг в друга в старомодном мессенджере, решаются встретиться. И во время этой встречи без конца меняют личины – внешность, расу, пол, в конце концов у героя лицо становится просто смайликом и разочарованный партнер с ним расстается. Вариант «Если я тебя придумала, будь таким, как я хочу» - не проходит. Большого впечатления фильм на меня не произвел. Вот целиком -

LOVESTREAMS from Sean Buckelew on Vimeo.



Во второй программе был единственный фильм, про который я не писала раньше, но который ждала - Czerń / Black польского режиссера Tomasz Popakul , которые он снимал в копродукции с Японией. У Томаша был очень впечатляющий прошлый фильм – Ziegenort про парня-рыбу с некоторыми ментальными проблемами. Новый фильм, мне кажется, меньше удался, хотя в нем все та же запоминающаяся черно-белая графика. Тут он рассказывает фантастическую историю про пару, которая из космического корабля наблюдает за тем, как ядерная война окончательно уничтожает землю. Тоска и все такое.

"黒" ("Black") trailer (dir. Tomasz Popakul) from Tomek Popakul on Vimeo.



В третьей программе тоже был фантастический фильм-антиутопия I Want Pluto to Be a Planet Again режиссеров из Франции Marie Amachoukeli, Vladimir Mavounia-Kouka . Черно-белая нехитрая картинка в комиксовом духе, история про то, что в будущем из людей будут делать с помощью операций каких-то совершенных существ с треугольными головами и одним глазом. И вот скромный толстяк, с детства влюбленный в девицу, из которой уже такое сделали, выигрывает дорогую операцию и тоже становится таким монстром. В общем, банальность.

I Want Pluto To Be A Planet Again - Trailer from Vladimir MK on Vimeo.



Не могу, конечно, не сказать о фильме Леши Алексеева «Охотник» (La Chasse / The Hunt Alexei Alexeev ), снятый им для французской студии, хотя сам Леша этим фильмом очень не доволен. Как он рассказывал, ему позвонили со студии, просили сдать поскорее заявку, а когда время пришло снимать, Леша увидел, что написанная второпях заявка – не слишком интересная. Придумал, как сделать лучше, но ничего исправлять не разрешили: как написано, так и снимай. В этом смысле российская система гораздо более гибкая, по-моему, режиссеры меняют во время съемок все, что считают нужным. В любом случае, кино у Леши, как всегда получилось очень смешное: это история про близорукого охотника, который сослепу путает свою собачку с зайцем и дальше начинаются сплошные уморительные кви про кво. Но почему Леша недоволен, я тоже понимаю: обычно его абсурдный юмор абсолютно непредсказуем, буквально пара жестов на экране и в зале все уже икают от хохота. Тут никакого абсурда нет, просто хорошо сделанная шутка.

LA CHASSE de Alexey Alekseev [trailer] from Am Stram Gram Productions on Vimeo.



И еще один фильм, о котором надо сказать - My Mamma Is Bossies / My Mum’s Bonkers снятый Naomi van Niekerk из Южной Африки. Наоми замечательно работает с сыпучей техникой, это было видно и в ее прошлом фильме «Обычный тяжелый понедельник» (An ordinary blue Monday), а новый короткий фильм, тоже нарисованный мелким песком – воспоминание об умершей маме, о том, как она любила Пуччини и гуляла с собакой по берегу. Сценарий базируется на стихах южноафриканской поэтессы Jeanne Goosen, но история, как рассказывает Наоми, рифмуется с историей ее тети, которую тоже до безумия обуревали нереализованные творческие мечты и также вечно сопровождаемую своей любимой собакой. И в фильме фигурки мамы с собакой вдали развеивает порывом ветра как прах.

В четвертой программе был впечатляющий мексиканский кукольный фильм Cerulia / Cerulia режиссера Sofía Carrillo . Потом я видела еще один мексиканский и тоже кукольный в детской программе – они, конечно, мастера реалистических кукол (хоть и немного китчевых) и удивительно подробного дизайна, к любовью к старому, облупленному, ржавому, настоящему. «Серулия» - история про девушку, которая возвращается в дом своего детства с тем, чтобы оно закончилось, а оно не отпускает. Видит себя маленькую, ну и, конечно, мертвых бабушку и дедушку, встающих из могил, куда в Мексике без этого. Страшноватый мистический флер и т.п.

TRAILER CERULIA / DIR. SOFÍA CARRILLO from Nahuyaca Films on Vimeo.



Перепрыгивая, расскажу и о втором мексиканском кукольном фильме из детской программы (14+ ) - Elena y las sombras / Elena and the Shadows режиссера César Cepeda. Тут история про скучающую девочку, встретившего слепого мальчика, научившего ее видеть во всем чудесное. Расклад вполне банальный - опять же, чуть-чуть мистики и даже страшноватого, - но все та же гиперреалистичность и любовь к материалу совершенно удивительные, отчего все равно не скучно смотреть.



Возвращаюсь к четвертой программе короткого метра. Из того, о чем не упоминала, был фильм Alphonse s’égare / Alphonse Gets Lost французских режиссеров Catherine Buffat, Jean-Luc Greco – черно-белая история про подростка, и дизайн под подростковые комиксы, и юмор подростковый – в общем, мне показалось не слишком интересно.

В пятой программе увидела загадочное для меня румынское кино Cutia albă / The White Box режиссера Mihai Pacurar – длиннющая череда сцен с большим количеством живой съемки и 3Д фокусами, никак друг с другом не связанных, кроме некой общей фантастичности. Одни сцены с туманными диалогами, другие без, причем режиссер говорил, что некоторые диалоги импровизировались по ходу. В синопсисе сказано «в середине 21-го века, разные люди принимают участие в живом опыте, порожденном собственным подсознанием, в комнатах виртуальной реальности». Понять это не просто. Сам Михай работает с видеоартом и в театре, в общем, загадка для меня, чем он показался хорош, если не иметь в виду, что хотелось получить в программу что-то из Румынии.

Cutia Albă (The White Box) Trailer from Mihai Pacurar on Vimeo.



Вот заинтересовавшее меня кино (не понравилось, а именно любопытно было) Jungle Taxi корейского режиссера Hakhyun Kim, сделанное в копродукции с Японией, видимо, потому, что он учился в Токио. Такая черно-белая детективная история, по дизайну и манере непрямого рассказа очень пярновская, не удивлюсь, если окажется, что к ним приезжал Пярн с мастер-классами (кажется, магистерскую этот парень делал в университете искусств, где Ямамура).

JungleTaxi (trailer) from STUDIO 8 DOGS on Vimeo.



Еще в программе был довольно странный фильм, который я видела в прошлогодней штутгартской коллекции Eine Villa mit Pinien / The Pine Tree Villa немецкого режиссера Jan Koester . Обработка видео вместе с анимацией, история о том, как два человека почему-то в надетых на голову кукольных головах Льва и Птицы залезли на необитаемую виллу, а там какие-то духи и прочая мистика. Загадочно, но интереса особенного не вызвало.

Eine Villa mit Pinien (The Pine Tree Villa) - Trailer from Talking Animals on Vimeo.



Итальянский пластилиновый фильм Framed режиссера, раньше работавшего только с игровым кино Marco Jemolo, представляла девушка-аниматор. Вот метафора: перед нами бьется человечек, как в полицейском участке, рассказывает, что его мучают и др. А потом оказывается, что он кукла в кукольном театре (или в мультфильме, не помню). Обсуждали, что денег в Италии на кино найти очень трудно, так что собирали краудфандингом. Вообще, если почитать титры, то оказывается, что в программе очень много фильмов, которые собирали «с мира по нитке».



Six God Alphabet Peter – это фильм известного английского экспериментатора Peter Millard. В этот раз кино почти совсем ушло из него. Мы слышим шесть разных голосов: «Питер, проснись!» и требование читать буквы. А на экране – руками нарисованные кривые и весьма живописные буквы. Все очень яркое. Трейлер вполне отражает кино, только оно идет 7 минут. Сам Питер, кстати, выглядит непосредственным и симпатичным, рассказывал, что ему ужасно хотелось порисовать алфавит.

Six god alphabet Peter 'trailer' from peter millard on Vimeo.



И еще в этой программе был фильм, который я хотела посмотреть XOXO – pocałunki i uściski / XOXO – hugs and kisses, его сняла Wiola Sowa из Польши, у нее всегда очень женская и элегантная графика. Это кино выглядело супер эротично: три персонажа, мужчина и две женщины, кажется, одна совсем юная, а другая постарше, полностью обнаженные, танцуют, но это, конечно, танец про отношения, иногда даже несколько вызывающий. Видно, что много использовала живой съемки, но смотреть было интересно. Виола рассказывала, что, конечно, такое кино опирается на собственный опыт.

XOXO pocałunki i uściski/XOXO hugs and kisses/ trailer from Wiola Sowa on Vimeo.



Ну и последняя, шестая программа. Хорватский фильм Crvenkapica Redux / Red Riding Hood Redux режиссера Danijel Žeželj - это сегодняшняя мрачно-урбанистическая Красная шапочка с промышленной окраины. Контрастно обработанное видео. Ничего интересного не придумано, кроме самого стилистического хода, который, возможно, интересный, но требует какого-то продолжения в самой истории.



В этой программе я хотела посмотреть фильм Je ne sens plus rien / I Don't Feel Anything Anymore, его сделала (в копродукции с Канадой) бельгийская пара Noémie Marsily, Carl Roosens, которая несколько лет назад сняла симпатичный и ритмичный «Вокруг озера». Теперь у них опять несколько абсурдная история про любовников, которые живут голышом на строительном кране, причем она – пожарная, а он – волшебник. Работа такая. Как-то по-будничному делают они свои необычные дела. В целом история не очень внятная, но очень симпатичный летучий рисунок и обаятельная легкая анимация, смотреть приятно.

Je ne sens plus rien / I Don’t Feel Anything Anymore Trailer from Carl Roosens on Vimeo.



Еще один сюжет про отношения, эротику и др. – французский Mon Homme (Poulpe) / My Man (Octopus) режиссера Stéphanie Cadoret . Стефани рассказывала, что это метафора «токсичных отношений» - история про женщину, которая живет с осьминогом, приходит с работы и сразу в воду, причем муж ее несколько даже придушивает и не особо обращает внимание, что ей надо на воздух (отношения законные, у обоих кольца). А в конце она видит у себя на шее осьминожьи пятна. Все довольно живописно, краска течет вместе с водой и др.

Mon homme (poulpe) - Trailer from Marmitafilms on Vimeo.



Последний фильм в конкурсе Kop Op / Heads Together , голландской компании Job, Joris & Marieke больше всего похож на ТВ спешиал. 3Д герои, подростки, похожие на кегли – девочка и два парня (один из мусульманской семьи), после встречи с волшебной стиральной машиной случайно меняются головами. И это вызывает массу приключений. Внятно сделанная история, совершенно ничего интересного и я думаю, что в конкурс она попала, поскольку у этих ребят прошлый фильм «Единственная жизнь» номинировался на Оскара.

Kop Op (Heads Together) - trailer from Job, Joris & Marieke on Vimeo.



Теперь расскажу про то, что видела на детском конкурсе.

Посмотрела две программы из четырех: для самых маленьких (от 4-х до 7-и) подборка была довольно слабая, все больше серии из сериалов. Из лучшего: от России в ней была «Тучка и кит», от Эстонии – очередная кукольная серия про Мириам. А больше всего в этой программе мне понравился фильм про карманного человечка Le Petit Bonhomme de poche / The Pocket Man, который на знаменитой французской студии Фолимаж в программе «художник в резиденции» сняла прекрасная грузинская девушка Ана Чубинидзе (Ana Chubinidze) и это отличный дебют. В намеренно грубовато сделанной бумажной перекладке, очень рукотворной на вид и яркой, рассказывается история о маленьком человечке, который жил в чемодане на улице. Историю Аня сочинила отличную, хоть и немного затянула начало: кто-то этот дом-чемодан ежедневно пинает и человечек придумал положить банановую шкурку рядом, чтобы грубиян упал. Он упал, и оказалось, что это слепой старикан, который просто не видит, кого задевает. И тут, конечно, человечек ему помог и стал жить у него в кармане, предупреждая игрой на дудочке о том, что на дороге.



Второй фильм, который мне понравился в программе для маленьких Der kleine Vogel und die Raupe / The Little Bird and the Caterpillar режиссера из Швейцарии Lena von Döhren . У Лены был сколько-то лет назад чудесный детский дипломный фильм «Птичка и листик» (посмотреть его можно тут -

http://www.berneroberlaender.ch/kultur/kino/Kurzfilm-der-Woche-Wie-das-Voegelchen-fliegen-lernte/story/21826202

А теперь Лена сделала новый вариант с теми же героями, гораздо ярче, теперь к птичке прибавилась белка и вечно пукающая гусеница. Пожалуй, прошлый фильм казался мне чище, но и этот тоже неплохой.

TRAILER The little Bird and the Squirrel/ Der kleine Vogel und das Eichhörnchen from Lena von Doehren on Vimeo.



И еще я посмотрела программу для старших, 14+, то есть в сущности для взрослых, поэтому никакой детской специфики там не было. В этой программе была «Кукушка» Дины Великовской. Scrambled голландского режиссера Bastiaan Schravendeel - история про старенький кубик Рубика, который, как зверек, пытается переключить с гаджетов на себя внимание опоздавших на поезд пассажиров. (http://www.polderanimation.com/scrambled.htm )

Мне заранее советовали посмотреть фильм Slovo / Farewell, снятый словенским режиссером Leon Vidmar, он работал вместе со Шпелой Чадеж на ее чудесном кукольном фильме «Болесь». В фильме «Прощание» опыт работы над «Болесем» очень виден во всем, включая дизайн. Кино невеликое, но сделано действительно мило – печальный парень, лежа в ванне вспоминает умершего дедушку, как они вместе ходили ловить рыбу.

SLOVO (eng.: Farewell) from ZVVIKS on Vimeo.



В кукольном фильме That's Why They Were Made режиссера Kei Sato из Японии, про робота, работающего на конвейре, самое симпатичное – то, что все там сделано из картона и выглядит по-домашнему рукотворным.

Segundito испанца Jiffy Roberto Valle – это коротенькая шутка про стрелки часов. Часовая и минутная - это папа с мамой, они сидят за круглым столом, а сын – секундная – как всегда опаздывает к обеду.

Når jeg hører fuglene synge / When I Hear the Birds Sing сняла режиссер из Норвегии Trine Vallevik Håbjørg и вроде бы считается, что это серьезная работа – док анимация, режиссер съездила в воюющий Кот-д’Ивуар, поговорила с детьми об их мечтах, на основании этого сделала фильм. Но для меня на самом деле это чистая профанация, я уже видела кучу фильмов, где дети из проблемных мест рассказывают о своих мечтах и это всегда примерно одно и то же – чтобы не было войны, чтобы родители не умирали, чтобы вырасти человеком, который решит все проблемы и вообще о счастье. Умиляться этому уже нет сил. Она была с ними неделю, ничего о них как следует не знает, то есть никакого исследования не сделала, так из этого и может получиться только банальность с серьезным лицом. Кстати, сказала, что потом ни разу не интересовалась, что с ними стало.

Ну и еще немного про короткий метр в Загребе. Тут есть внеконкурсный блок «Мировая панорама» – фильмы, которые не попали в конкурс, но считаются интересными, их три программы. Поскольку критерии отбора в конкурс мне не всегда ясны, я обычно стараюсь Панораму тоже смотреть, но в этот раз успела только кое-что увидеть из того, что меня интересовало, в видеотеке. Из наших там была «Боль» Нади Федотовой и «9 способов нарисовать человека» Саши Свирского.

Ужасно интересно снова, что делает китайский режиссер Лей Лей, который уже работал в прошлом фильме Recycled со старыми фотопленками, найденными в Китае и они вдруг, поставленные вместе, оказались готовой матрицей для любой личной съемки. А теперь он вдвоем с тем же не китайским режиссером (кажется он вовсе не режиссер, а художник) снял Hand Colored no.2 (Lei Lei, Thomas Sauvin ) – накупили на блошином рынке в Китае кучу фотографий, раскрасили их вручную (больше тысячи) и представили себе, будто это личные фотографии некоего человека. То есть в сущности про то же. Смотреть очень любопытно, но понятно, что это скорее экспериментальная работа. Вот тут они рассказывают про свою идею:

Hand-Colored Photography from ChinaCalling on Vimeo.



А австралиец Деннис Тупикофф, который меня тоже очень интересует, сделал кино именно из собственных детских фотографий, ротоскопа на тему своей семьи и немного старого кино, которое он смотрел в детстве - А photo of me (Dennis Tupicoff), это скорее набор беглых воспоминаний и ассоциаций, чем цельное высказывание. Деннис архивист по первой профессии, поэтому понятно, что он умеет видеть какие-то маленькие детали, которые другие не замечают.

И еще было интересно, что нового сделал Юло Пикков из Эстонии, тем более, что у него художником по куклам была Ану-Лаура Туттельберг, по-моему, очень способная. Фильм называется Tühiruum / Empty Space (Ülo Pikkov) . Там интересная история. Мы видим полную домашнюю обстановку, только без стен. И по этой условной квартире с любопытством бегает кукольная девочка. Примерно как героиня "Трех медведей" – тут потрогает, там откроет. По радио что-то советское передают и в конце появляется лицо немолодой женщины, которая смотрит на этот кукольный дом. И дальше написано, что это реальная женщина, у которой в детстве, видимо, отца отправили в советские лагеря (написано уклончиво, но думаю, что именно так все и было) и он там выживал тем, что делал для нее игрушечную мебель, надеясь что когда-нибудь увидит дочь. Выжил и привез ей эту мебель. Она увидела отца впервые, но была удивлена этим подарком – она уже выросла и в куклы не играла. История очень хорошая, но, конечно, больше в рассказе, чем в фильме, который остается просто иллюстрацией. Хотя, видимо, мебель – та самая, настоящая. Мне кажется, я бы и взрослая была такой рада.

TÜHI RUUM TREILER from Nukufilm on Vimeo.



Ну и напоследок про полные метры. Судя по всему, лучшее в загребской программе полнометражных фильмов этого года, я уже видела в прошлом году в Анси. Остальное по описаниям не впечатляло. Возможно, конечно, я ошиблась, поскольку один из фильмов, которые я не пошла смотреть – японский In This Corner of the World про бомбы в Хиросиме режиссера Sunao KATABUCHI (который когда-то писал сценарии для Миядзаки), получил потом приз жюри в Анси. Вот его трейлер



Единственное, что я посмотрела – это новый фильм Билла Плимптона, который он снимал вместе с еще одним независимым американским режиссером, что, по-моему, совершенно на фильме не отразилось. Фильм Revengeance (Jim Lujan, Bill Plympton) – история про то, как некоему жалкому наемному убийце босс заказывает девицу, укравшему у него важный чемоданчик и на эту тему всякие погони и приключения. Ну что можно об этом сказать? Как говорится, типичный Плимптон из магазина готовых Плимптонов, я для этого кино не клиент. Вот трейлер



На этом пока все. Следующий загребский блог будет о студенческой программе и прочей молодой анимации. Она была интересная.

Автор: Дина Годер