Большой Фестиваль Мультфильмов

Загребский блог 3. Студенты.



8 июля 2017

Автор: Дина Годер

Ну и, наконец, последний выпуск Загребского блога – о молодой анимации. Ее было много, поскольку во-первых, тут есть студенческий конкурс из 4-х подборок, во-вторых, есть блок «Анимационные школы», где в этот раз было 2 программы: знаменитая чешская FAMU (она получила награду, как лучшая школа) и только набирающая обороты датская Animation Workshop – VIA University College. Кроме того, в спецпрограммах стояла подборка “VAF – новые таланты», собранная недавно созданной организацией, продвигающей молодое восточноевропейское кино, впрочем, туда вошло главным образом то, что и так было в конкурсе. А вообще молодая программа была очень хорошая, для меня в ней оказалось больше нового и интересного, чем во «взрослой».



Начну со студенческого конкурса. Довольно странный очень яркий фильм швейцарки Anaïs Voirol - Perfect Town про город загадочных изломанных существ-людей, в который к тому же дико трудно добираться в гору, но все стремятся. В описании она пишет так: «Этот фильм рисует образ общества, одержимого совершенством. Поведение его жителей постоянно оценивается до тех пор, пока они не выпадут из него. В бесконечном цикле они возвращаются в город, чтобы снова почувствовать сладкую жизнь принадлежности к месту для избранных». Понятно, что имеются в виду все нестандартные люди, но кино все равно выглядит невнятно. Вот ее шоурил, там начало как раз из этого «Совершенного города»:

Showreel 2016 from Anais Voirol on Vimeo.



Фильм Sog немецкого студента из Касселя Jonatan Schwenk (кстати, сразу после Загреба он взял в Анси приз за лучший студенческий фильм). Мне кажется, история придумана довольно банальная, но по картинке эффектно. По сюжету после наводнения в деревьях застряли рыбы и страшно кричат, мешая жить пещерным жителям – странным черным существам со светящимися глазами. Находится среди них добряк, который пытается достать рыб и кинуть их в воду, но за свою доброту сам поплатился от жестоких сородичей. Уличная часть – деревья и рыбы – кукольная, а пещерная и сами существа, по-моему, компьютерные, все в такой красивой блеклой серовато-желтой гамме.

Sog - Trailer from Jonatan Schwenk on Vimeo.



Фильм из французской школы Пудриер À perdre haleine / Breathless дипломницы Léa Krawczyk - не очень яркое, но неплохое по настроению и графике кино про виолончелиста, который так волнуется перед концертом, что начинает задыхаться.Трейлера почему-то нет.

Забавная компьютерная трехмерка Less than Human датского студента Steffen Lindholm как раз из Animation Workshop, вполне прозрачный по ассоциациям с сегодняшними антибеженскими настроениями. Сюжет рассказывает как военкор приходит в какое-то брошенное место, где как бомжи живут «вылечившиеся» зомби. Он хочет доказать, что они опасны и нечего с ними чикаться, якобы они кого-то убили, их надо уничтожать. И попадает к дико трогательной гейской зомби-паре, что, впрочем, не мешает ему, выскочив от них, сказать, что, мол, как мы видим, все ужасно и нечего жалеть. Вот она целиком.



Kötelék / Bond венгерской студентки из МОМЕ Judit Wunder – один из многочисленных в этой Загребской программе фильмов про женскую сексуальность. История про женщину и прилетающего к ней любовника – гигантского кота. Потом она рожает трех котят, и продолжает ждать любовника, который исчез. По-моему, очень симпатичный иронический дизайн.

Judit WUNDER: Kötelék / Bond (2017) - TRAILER from MOME Anim on Vimeo.



Фильм Kut / Corner сняла хорватка Lucija Mrzljak вместе с эстонцами. Он идет всего две минуты, видимо, поэтому тизеров в интернете нет. А он мне очень нравится: там в самой простой графике прямо каскад пространственных шуток про угол, которые трудно пересказать, а надо видеть. По парадоксальности мышления видна школа Пярна, а Луция, как нынче делают многие, училась во множестве крутых киношкол – у себя в Загребе, потом в Кракове, Праге и закончила в Таллине у Пярнов. Мы этот фильм показывали в программе учеников Пярна на прошлом БФМ, там был еще второй ее фильм, но в Загреб его не взяли, а зря.

Albert студента из Австрии Felix Weisz мне нравится по дизайну, такой корявой черно-белой перекладке. История про «банальность зла» несколько вторичная, но тоже неплохая. Альберт живет обычной жизнью офисного работника – семья, цветочки, но спит плоховато. Потому что его работа – пытки. Вот оно целиком:



Tough британской студентки Jennifer Zheng я уже какое-то время ищу по фестивалям. Это документальная анимация, сделанная по разговору с мамой. Поиски идентичности девушки, чьи родители давно уехали из Китая, она сама родилась в Англии и не совсем понимает кто она – определенно не китаянка, но вроде и не британка, сразу видно, что желтая кожа. Мать говорит с ней по-китайски, дочь отвечает по-английски, мать рассказывает, что очень старалась учить ее китайскому, но в подростковом возрасте она отказалась. Такая попытка понять «кто я» с яркой визуализацией – фильм очень хорошо сейчас по фестивалям идет. Вот недавно Дженнифер его выложила целиком (это бакалаврская работа по курсу иллюстрации и анимации в Кингстонском университете)

Tough from Jennifer Zheng on Vimeo.



Silent – это фильм американской студентки Aimee Chang, сама она из Тайваня, так что указано производство двух стран. Видно, что девочка – прежде всего иллюстратор, а анимация для нее дебют, кино довольно невнятное, но по картинке стильное, немножко в ретро, с красивой фактурой фона вроде печати. В кадре множество разнообразных приборов, связанных со звуком – разных типов телефонов, патефонов, радио и др. И среди них сначала путешествует ухо верхом на руке и пытается все послушать, а потом рот, верхом на той же руке. Но отовсюду раздается только бессмысленный шум.

Poles Apart выпускницы отличной английской Национальной кино-телевизионной школы Paloma Baeza – доброкачественное кукольное кино, не больше. Палома говорила, что пришла из игрового кино (не знаю, актрисой была или кем-то еще), но происхождение видно, все построено не столько на кино, сколько на взаимоотношениях с очень типовым раскладом. В тающей Арктике встречается белая медведица и неведомо откуда взявшийся бурый медведь гризли. Она – жесткая и подозрительная женщина и поначалу думает, не съесть ли его, а он – оптимистический живчик и болтун, но конечно, у них все наладится и они уплывут оттуда вместе. Главное обаяние тут не в фильме, а в голосах, поскольку медведицу озвучивает сама Хелена Бонем Картер, а медведя – симпатичный Джозеф Мей.

Poles Apart Trailer from Paloma Baeza on Vimeo.



Фильм Penelope финской выпускницы эстонской киношколы Heta Jäälinoja тоже был у нас в программе учеников Пярна прошлого года. Фильм, по-моему, очень симпатичный, история про Пенелопу, которой звонят в дверь, когда она спит, и перед тем, как открыть, она пытается сделать все, что не делала все эти годы: привести в порядок дом и себя. Это очень просто, смешно и узнаваемо плюс легкая ироническая графика. Пришел ли там Одиссей или соседка за солью, мы так и не узнаем.

Trailer of Penelope from Heta Jäälinoja on Vimeo.



Mind Room сняла Moe Kuribara из Токийского университета искусств, тут, конечно, особенно прельщает техника. Кукольное кино про женщину сделано из валяной шерсти, но у нее не плотно сбитые куколки, как у Эммы Свааф, а из шерсти рыхлой, растрепанной. Женщина в деловом костюме идет домой, входит, а там мусора, завязанного в пакеты, - до потолка. Она протискивается мимо него, одновременно переодеваясь в теплое домашнее, валится в мягкое тряпье, завязывает в такой же пакет комп, из которого ей грозит шеф (все валяное) и тут же засыпает. И ясно, что в этих пакетах все то, что не дает ей жить и хочется забыть. А потом по будильнику просыпается, мгновенно одевается, красится и выходит из дома снова офисной дамой.

Play Boys выпускника из бельгийской школы в Генте Vincent Lynen неожиданно мне ужасно понравился своим абсурдным способом рассказа, но не видела, чтобы его кто-то еще отметил. Как сам Винсент пишет в синопсисе, кино «о мачо, телках, ружьях, машинах и мотоциклах». Примерно так и есть. Все на очень общих планах - маленькие человечки в каких-то маленьких фрагментах пространства на разных уровнях – комнаты, дворы, бассейн и пр. Не поймешь, почему их много и как они пространственно связаны – просто мультиэкран, или этажи разных домов. Все делают что-то обыденно абсурдное – стреляют непонятно куда, собаки лают, девицы в купальниках ходят и ставят на голову бутылки и проч. А потом вдруг улетевший шарик в одном месте прилетает в другое, машина с одной площадки падает на другую, в общем, оказывается, что при всей абстрактности пространства связь есть и вообще это почему-то очень смешно, хоть это и трудно объяснить на пальцах. Трейлера не нашла, но нашла у него отдельную сцену не из фильма, но по типу похожую.

schutterij Spurk Vimeo from Vincent Lynen on Vimeo.



Hot Dog Hands американца Matt Reynolds, который учился в КалАрте, - - это забавная история, а главное – неожиданная грубоватая графика в духе старой американской независимой анимации. Про девицу, у которой вдруг начали расти и куститься пальцы, как сосиски, над ней смеялись, но вдруг обнаружилось живущее под землей голодное племя, которое этими сосисками восторгалось, ело их и сделало девицу своей королевой. Вот его только что выложили целиком -

Hot Dog Hands from Matt Reynolds on Vimeo.



The Clitoris - об этом фильме канадской девушки Lori Malépart-Traversy я писала из Оттавы, но в Загребе ее увидела и оказалось, что, несмотря на то, что кино у нее очень смешное, одновременно стилизованное под образовательное и пародирующее его, - Лори выглядела очень серьезной, говорила, что хотела снять фильм про женскую сексуальность и нечего тут смеяться. На самом деле в этом году девичье кино про женскую сексуальность в Загребе пошло просто потоком, будто девчонки вдруг всех чертей из себя выпустили. В частности о том же два из трех фильма-победителя студенческого конкурса – Pussy польской студентки Renata Gąsiorowska и Summer's Puke is Winter's Delight японки Sawako Kabuki. Кстати, «Клитор» Лори позиционирует как документальную анимацию, вот он целиком -

Le clitoris - Animated Documentary (2016) from Lori Malépart-Traversy on Vimeo.



Chilli в целом на близкую тему, связанную с насилием и агрессией во взаимоотношениях, его сняла Martina Mikušová из Словении. Мужчина съедает перец чили и превращается в льва и женщина от него бежит. Стильная нарядная картинка и анимация – этот фильм взяли в восточноевропейскую подборку новых талантов.

CHILLI (trailer) from Martina Mikusova on Vimeo.



Song of a Toad снял Kariem Saleh из немецкой школы Баден-Вюртемберг, у них там хорошо учат 3Д компьютеру. Такая метафора – жаба, сидящая на голове у человека, обозначает его детские проблемы и просто так снять ее невозможно. Трейлера почему-то нет.

La table / The table - диплом Жени Бойцова с Украины во французской школе Пудриер, симпатичная история про мастера-перфекциониста, не дающего всем жить, стилистически сделанная абсолютно в духе загребской школы и особенно уместно смотревшаяся на фестивале. Мне больше всего нравится как раз сцена в ящике с инструментами из тизера.

La table — teaser from Eugene Boitsov on Vimeo.



Вполне рядовое по дизайну кино Eñvor из французской школы Гоблен про двух растерявшихся в тумане сестер сняла Leïla Courtillon, тут хорошо только с атмосферой – напряжением, тревогой и др. Вот целиком:

Eñvor from GOBELINS pro on Vimeo.



Кукольный фильм Cream тоже из датского Animation Workshop сняла Lena Ólafsdóttir, дикая сцена в комнате ожидания перед кабинетом врача, такой настоящий северный черный юмор, немного в хармсовском духе. А может мне это финальные «выпадающие старухи» навеяли. Даже не буду рассказывать, вот он целиком -

Cream from The Animation Workshop on Vimeo.



Vulkánsziget / Volcano Island из знаменитой венгерской школы MOME Anna Katalin Lovrity тоже вошел в программу восточноевропейских новых талантов, был в программе Дженерейшн на Берлинале и вообще хорошо идет по фестивалям. Кино очень нарядное, иллюстраторское, Анна говорит, что тут опять серьезная для девушек проблема – молодую наивную тигрицу преследует старый тигр, но мне кажется проблема тут не очень читается, просто красиво.

Anna Katalin LOVRITY: Vulkánsziget / Volcano Island (2017) - TEASER from MOME Anim on Vimeo.



Забавная 3д комедия из утренней жизни японского торгового центра – Gokurosama, ее сняли 6 французских студентов, как это часто делают в дипломах (Clémentine Frère, Aurore Gal, Yukiko Meignien, Anna Mertz, Robin Migliorelli, Romain Salvini). Пожилую хозяйку магазина внезапно скрючило и девушка-продавщица пытается как-то ей помочь, а вокруг все время происходят нелепицы, которые мешают. То же самое наверное было бы легче снять игровым способом, но кукольность 3Д добавляет забавности. Кино не великое, но очень зрительское, трейлера почему-то нет.

В последней программе было два документальных мультфильма - Nueva Vida американца Jonathan Seligson – это прямая иллюстрация к рассказу его двоюродного брата о том, как после того, как ему в голову попал футбольный мяч, у него какая-то железа в голове перестала работать и он заболел чем-то, связанным с обезвоживанием. В общем, анимированная история болезни в черно-белой иронической графике. Второй - Mooi Missi "Mooi Vrouw" / Beautiful Woman cтудента, кажется из Голландии (указано производство Голландия-Бельгия) Diëgo Nurse соединение обрывочной анимации и видео с рассказом 30-летнего трансгендера, парня, ставшего женщиной, о том, как тяжело ему было расти с пониманием, что с ним что-то не так. Сначала ему казалось, что он гей и только потом понял. Причем, Диего пишет, что кино это он снял о своем племянника в качестве запоздалой просьбы о прощении, что не понимал его раньше. Кино не супер, но история хорошая.

Mooi Missi "Beautiful Woman" (teaser) from Diëgo Nurse on Vimeo.



Вот еще странное кино Black sheep французской студентки Rosalie Benevello про папу с сыном, живущих в стеклянном кубе. Выглядит многозначительным и несколько фальшивым. А куклы неплохие, вполне выразительные. Вот оно целиком.

Brebis galeuse (Black sheep) US sub from Rosalie Benevello on Vimeo.



Про получивший уже массу наград Happy End студента из FAMU Jan Saska я уже не раз писала, очень смешное кино задом наперед, с хорошей графикой. Повторяю только потому, что вдруг обнаружила его целиком в сети. Хотя возможно это и пиратская публикация.



На этом все о конкурсной программе, теперь расскажу о тех фильмах из других молодежных спецпрограмм, о которых еще не упоминала. Во-первых, это была программа пражской школы FAMU, о которой я уже говорила – она получила приз как лучшая анимационная школа. Представляла ее Михаэла Павлатова, которая там преподает и, видимо, рулит анимационным направлением. Программа у них была симпатичная.

M.O. – пиксиляция Jakub Kouřil 2012-го года – забавная история о том, как овдовевшая бабушка решила купить себе искусственного дедушку. Вот оно целиком -

M.O. from Jakub Kouril on Vimeo.



Punch and Judy в режиссуре Martin Máj (2014)– кровавая история о том, как куклы из кукольного театра отомстили кукловоду, тоже есть целиком.



Mythopolis в постановке Alexandra Hetmerová (2013) я помню еще по Кроку, очень милая история про обыденную жизнь героев греческих мифов, мать-одиночка Медуза Горгона в поисках партнера, ее малыш Минотавр (кстати, совсем недавно появился симпатичный латышский фильм про детство Минотавра – уже тренд) и т.д. Тоже целиком в сети.

Mythopolis from Alexandra Hetmerova on Vimeo.



Borderlines – Hanka Nováková (2016) – это притча о границах, о домике, где живут два человечка, каждый из которых хочет занимать больше места. Вот тут ее можно целиком посмотреть -

http://www.mdr.de/unicato/video-65210.html

Čím víc vím / The More I Know , режиссер Marek Náprstek , этот фильм в студенческом конкурсе тоже был, неплохой по картинке и анимации, но, на мой взгляд, не слишком внятный. Воспоминания старика в то врем, как родственники ждут за дверью наследства. Вот трейлер

Čím víc vím trailer from Marek Náprstek on Vimeo.



Ну и немного о программе школы Animation Workshop – VIA University College. Ничего такого суперавторского, сложного они не снимают, как я понимаю, у них ценится рассказывание историй, особенно смешных. Видимо, стоит задача готовить специалистов для индустриальной анимации. Единственный в их программе, фильм, похожий на арт, был How Long, Not Long Ури и Михаль Кранот, о котором я много раз писала, но они не студенты, а преподаватели (во всяком случае Ури). Ну и два новых фильма из студенческого конкурса, о которых я уже рассказывала («Сливки» и «Меньше, чем люди»), тоже были качественные. Остальное выглядело профессионально, но не слишком интересно. Вот что из этого есть в сети целиком. Несколько старомодное на вид разговорное кино Fishing With Spinoza (2006) снятый John Kenn Mortensen.

Fishing With Spinoza from The Animation Workshop on Vimeo.



Office Noise (реж.: Mads Johansen, Torben Søttrup, Karsten Madsen, Lærke Enemark) – обычный интернет-анекдот



Draw Poker ( реж.: Emil Sellström, Svend Rothmann Bonde, Stephan Sussmann, Lise Vestergaard Jensen) Про криминальную игру в покер в 30-е (напомнило Гобленовские дипломы)



Parrot Away (1914), реж. Mads Weidner про урода-попугая, которого стыдился даже пират. Этот фильм я видела на фестивалях, но все равно он не высокого полета.

Parrot Away from The Animation Workshop on Vimeo.



Untamed (реж. Juliette Viger) - это наоборот , драматическое, про девочку и ее папу-волка, который когда-то был джазовым музыкантом

Untamed from The Animation Workshop on Vimeo.



И вот, кстати, любопытно, как факт. Night Witches (реж. Julie Baltzer) - вроде бы по русскому документальному материалу сделано про военных летчиц (а может и сочинено под документальное), но крайне наивно -



На этом я свой рассказ о Загребской программе закончу, следующий блог будет уже в сентябре о Кроке.