Большой Фестиваль Мультфильмов

ТРЕТИЙ ДЕНЬ / ДИНА ГОДЕР



13 июня 2013

Пора рассказать о роликах Аннеси. Главный тут всегда посвящен партнерам – на этом фестивале умеют отрабатывать спонсорские деньги и переводить их в признание публики. Ролик «Аннеси-бизнес» в этом году делали с героями сериала Kaeloo, который тут взял сериальный приз пару лет назад.

На второй день уже публика поет с героями весь текст, визжит, когда кошечка обольстительно двигает попой и хором с рэпером-котом орет в финале: «Мерси, партнерс». Кроме того каждый фестивальный день к бизнес-тизеру добавляется имиджевый ролик, сделанный студентами киношколы «Гоблен», они очень энергичные, но, надо признать, довольно однообразные. В этом году ролики «Гоблена» частично были посвящены Польше, поскольку она – главный гость фестиваля.

Первый назывался Sawa и использовал легенду о том, что Варшава родилась из вод Вистулы.



Второй – Fancy family.



Третий - Коперник.



Четвертый - See Saw.



Ну а я к 9 утра пошла послушать режиссеров на традиционное мероприятие «кофе с режиссерами», где арт-директор фестиваля интервьюирует авторов из конкурсной программы предыдущего дня и где, надо сказать, мнение о многом из того, что видел накануне пересматриваешь. Прошлый арт-директор, Серж Бромберг, был очень артистическим, едким, остроумным, всех подкалывал и никого не жалел. Новый – Марсель Жан, конечно не такой актер и ведет разговор академично, вежливо и без парадоксов. Но было любопытно.

День просмотров начался с третьей студенческой программы, не слишком внятной, а закончился четвертой – сумасшедшей, абсурдистской, отвязной, какими и должны быть студенческие фильмы. Почему-то одной из главных тем в ней стал унитазный сюжет, впрочем, это ее не испортило. Про студенческие фильмы, надеюсь написать отдельно.

Днем пошла на очередной конкурсный французский полный метр – «Жасмин» (реж. Ален Лигетто) про любовь француза и иранки на фоне революции в Тегеране, воспоминания француза-аниматора, который, видимо, весь этот рассказ и лепит. Классический радиотеатр – сплошные разговоры и изображение через условных бесполых и совершенно одинаковых человечков. Выдержала, наверное, пол часа.

Потом была третья конкурсная программа, она частично имела экспериментальный оттенок. Первый фильм, автрийский Trespass (реж. Paul WENNINGER) был очень любопытный. Все вживую, - медленная жизнь человека (это, понятно, он сам снимался) на фоне стремительно меняющейся обстановки, одежды, предметов в его руках и т.д. Своего рода путешествие по миру, не выходя из своих четырех стен. Снималось с гигантской выдержкой так, что из двух часов съемок, как он потом рассказал, получалась секунда фильма, то есть сам он должен был часами сохранять позу и точно помнить ее в следующем месте съемки. Тут, я думаю, важно было, что сам этот Пауль – танцор и хореограф (а этот фильм – его дебют в анимации он снимал его вместе со своим музыкантом). Само по себе ход не нов, но такое огромное количество парадоксальных возможностей продемонстрировано за 11 минут, что только диву даешься. Правда, ни одна возможность так и не развита, но на то и эксперимент, чтобы просто попробовать новый материал.

Кстати, в этой программе был еще один австрийский экспериментальный фильм, говорят, что в Австрии сейчас эксперимент в анимации интереснее, чем что бы то ни было. Zounk! режиссера Billy ROISZ, это мелькание света и чередование полос и клеток на жесткий музыкальный ритм. Ход понятный, но мелькает так, что смотреть трудновато.

The Event Джулии Потт из Америки – трогательная любовь убегающих от апокалипсиса птички и мышки, с какими-то бесконечными смертями вокруг, оторванной ногой и др. Интонационно похоже на ее дебют – странное, но очень любопытное кино Belly, она с ним заканчивала Королевский колледж искусств и тогда ее сразу записали в надежды анимации, там была отличная запоминающаяся графика и странность только подчеркивала психологические тонкости. Это кино попроще.

Maman - французов Ugo BIENVENU, Kevin MANACH – тоже абсурднейшее и сразу запоминающееся кино, работающее на парадоксальном столкновении с внешним правдоподобием – картинка похожа на старые книжные иллюстрации. Подробна снята жизнь семьи, в которой вроде бы ничего особенного не происходит, но со стороны смотреть дико и откуда-то берется напряжение, кажется, что вот-вот случится что-то ломающее обыденный ход. Начинается со страшного вопля мамы (причин не видно, но возможно просто ее все достало), потом мы видим, как папа в одних трусах что-то гладит, сын носит дрова, мама готовит, потом мама долго сидит на унитазе и журчит, а сын, сняв трусы, подбрасывает их и ловит, бегая по комнате. На этом все.

Peau de chien – еще одного француза Nicolas JACQUET, история сама по себе вполне вторичная – антиутопия, некое государство, где продукты продают по предъявлению документов, вокруг криминал, голод и смерть. Собака находит убитого человека, надевает его пальто, приходит к нему в дом, обривается с ног до головы, чтобы выглядеть как человек и идет за документами, а там вместо чиновника - мясник, который ее убивает, чтобы, видимо, продавать мясо. Эффектная перекладка, где персонажи состоят из кусочков фотографий, что выглядит страшновато.

The Caketrope of Burton's Team тоже француза Alexandre DUBOSC. Вот это остроумная штучка на полторы минуты – в постоянном вращении строится шикарный шоколадный торт в бертоновском духе – с декором из косточек и выпучивающихся глаз, с открывающейся шоколадной пастью с зубами из белого шоколада, с орехами, навевающими мысль о мозгах и тому подобное. Причем, не какая-нибудь там пластика, а действительно все съедобное.

Kick-Heart японского режиссера Masaaki YUASA вполне в японском духе иронический трешняк про супербойца на коммерческих соревнованиях, и в то же время примерного семьянина, побежденного супер-бойчихой (если так можно сказать). Все в разноцветной комиксовой графике и том же духе. History of Pets голландца Kris GENIJN - нарядно дизайнерски нарисованная и бодро, хоть и иронически-трагическим тоном, но под веселенькую музычку изложенная история о том, как у человека дохли все домашние питомцы подряд – рыбки, птички, собачки и др.

Les Souvenirs – совсем на вид юный француз Renaud MARTIN, дебютный фильм про состарившуюся счастливую пару, где старушка теряет память и ее воспоминания как облака пролетают мимо нее в окне. А заботливый муж пытается эти воспоминания сохранить, устраивает им пикник на крыше и т.д. Сентиментальной лирики про стариков, снятой молодыми, в последние годы ужасно много, видимо внуки все больше проводят времени со своими дедушками. Этот фильм в том же духе – очень вторичный и по графике (то Дриссен, до Дюдок), но зрителям нравится.

A Monster in the Reservoir – из Южной Кореи Sung Gang LEE, такое детское кино, с милым рисунком про монстра из пруда, который хотел, но стеснялся показаться людям. Выглядит чистой иллюстрацией голоса рассказчика, так что ничего особенно интересного.

A Girl Named Elastika – канадский, реж. Guillaume BLANCHET – это скорее веселое упражнение с объектами на плоскости – все состоит из разноцветных кнопок и канцелярских резинок. Очень энергично, графично (разноцветные полосы растянутых резинок), но не слишком увлекательно. Погода, меж тем, установилась шикарная. Кто не ходит на показы, идет купаться в озере Аннеси.