Большой Фестиваль Мультфильмов

ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ / ДИНА ГОДЕР



14 июня 2013

Начала день с того, что пошла в видео-библиотеку, где можно посмотреть все отобранные на фестиваль фильмы – и конкурсные, и внеконкурсные. Очень удобно, можно наверстать пропущенное и не тратить время на то, что не стоит того. Я, главным образом, хотела проверить, есть ли что-то достойное из полных метров. На мой взгляд ничего действительно стоящего в этом году не было. Любопытно было посмотреть только внеконкурсный шведский Tito on Ice – в сущности, документальный фильм, в котором авторы проехались по странам бывшей Югославии и сделали кучу интервью о том, как люди помнят развал страны. Причем, смастерили из папье-маше зубастое чучело Тито и сажали его рядом с каждым интервьюируемым. И иногда вместо говорящей головы рассказчиков показывали грубо анимированные картонные головы, что куда хуже. Но то, что люди рассказывают – действительно интересно. Кстати, потом обсуждала печальное отсутствие хороших полных метров с коллегами и сразу два весьма уважаемых мною специалиста – Марчин Гижицкий и Отто Альдер - сказали, что им понравилась «Жасмин», на котором я не смогла высидеть больше получаса. Нахожусь в изумлении и буквально не знаю, чему этот интерес приписать, если не понятной озабоченностью иранскими проблемами.

Вечером пошла на студентов – снова была дикая, нахальная и очень веселая программа, а на ночном сеансе посмотрела внеконкурсные короткометражки, ту программу, где наша Юля Аронова с фильмом «Моя мама - самолет». Программа, кстати, была весьма неплохая, пересмотрела бы ее, а то уж очень спать хотелось. Например, была вот какая история ([mu:stərman] - A Flood Story голландца Maarten Isaäk DE HEER), причем, в начале было написано, что это видеоинсталляция, а не мультфильм. 17 минут с одной точки нам показывают очень традиционно, в духе детского мультфильма снятую панораму поселка, где живут антропоморфные животные. Кто-то вяжет, кто-то играет, кто-то заводит машину и уезжает, все под бытовые звуки. Всякие уточки, тюлени и др. Потом начинается дождь, поселок постепенно уходит под воду, жители спокойно садятся в лодку и ждут. Дождь заканчивается, вода медленно спадает, звери снова расходятся по домам и опять занимаются домашними делами. Если бы это шло не 17 минут, а часа два, то, конечно, было бы куда радикальнее – будто перед окном сидишь и смотришь что там люди делают, только окно анимационное, а за ним полный покой.

Я-то на самом деле в этой программе хотела посмотреть новый фильм Бастьена Дюбуа Cargo Cult про папуасов в Новой Гвинее, которые во время второй мировой войны, насмотревшись на самолеты, решили построить соломенный самолет в качестве приношения своему богу. Но, по-моему, история получилась слишком простая, почти анекдот, совсем без того второго плана, подводных течений и сложностей, которые были в «Мадагаскаре». Еще там была чилийская документальная анимация Chile imaginario docu-animado, - это всегда любопытно, поскольку сильный материал. С изображением режиссер тоже пытался экспериментировать, но без большого успеха, поскольку от прямого нарратива и демонстрации рассказчиков уйти не смог. И еще был смешной английский анекдот Wildebeest про быков, которые обсуждают, бревно это в реке плавает или крокодил.

Ну, а главное, конечно, в четвертый день – конкурс, который и правда был хорош. Началось с La Grosse Bête Пьера-Люка Гранжона, тут снова, как и в «Белом волке», прекрасная графика, хотя совсем простая и очень театральный прием перехода от сцены к сцене – пасть зверя захлопывается и ее отодвигают, как ширму. У него отличная история о деревне рядом с которой жило чудовище, которое ело жителей одного за другим. И они все время придумывают, чтобы сделать, чтобы от чудовища спастись. Есть идея, что его надо все время ждать и все время бояться, тогда оно не придет. Скоро устают бояться, тогда начинают друг друга пугать – тоже надоедает. Тогда уже начинают профилактически друг друга есть. Было ли это чудовище вообще – так и не ясно, но уже и не важно, они и сами друг друга съедят.

Gloria Victoria всеобщего любимца Теодора Ушева. Он объявил, что этот фильм – завершение трилогии про взаимоотношения искусства и власти, где была «Башня Тауэр» и «Друкс-Флюкс», и что на этом он заканчивает свои постмодернистские игры. Что, мол, это была учеба (поскольку он анимации никогда не учился) и вот теперь он считает, что школу закончил. В тех фильмах он работал с авангардом и конструктивизмом на русскую, кстати, музыку – Мосолова и Свиридова. А тут - на главную тему 7 симфонии Шостаковича, а образы уже, пожалуй, экспрессионистские. Фильм сделали в стерео варианте, с очками. Смотрится он очень сильно, причем там собственно анимации не очень много, все больше на монтаже построено, несутся почти статические картинки, но у Тео, конечно, феноменальная музыкальность и ритм движения изображения фантастический, все прямо на тебя лавиной падает, причем не поймешь, где какая цитата. Все обсуждали потом на утренней встрече, что это кино о войне, и Ушев сам интересно говорил о том, что начал фильм с глубокого стерео и цвета, а к концу музыка нарастает тогда, как цвет уходит и изображение делается более плоским, что это и происходит в головах воюющих, делящих мир на своих и врагов. А для меня фильм был не столько про войну, сколько вообще про нарастание ненависти и в этом смысле он смотрелся очень актуально.

Далее шла «Обида» нашей Ани Будановой, мне она нравится, но сейчас в детали углубляться не буду. Зато удивило то, что Аню, хоть она и приехала в Аннеси, совсем не было видно. Здесь принято после показа фильма в главном зале выходить приветствовать публику – на моем сеансе она не выходила и ее даже не вызывали. Принято на следующий день после первого показа приходить утром на «кофе с режиссерами» - тоже ее не было. Я пыталась ее найти, и мне сказали, что Аня совсем растерялась, а французы ни о чем ее не предупредили. Обидно и вообще свинство с их стороны, знают же, что она впервые. Вот Юля Аронова как раз очень бодро рассекает по всему городу на велосипеде, беспрестанно встречаю ее на сеансах.

Вернемся к четвертому конкурсному показу. После «Обиды» шел фильм Жереми Клапена (который «Позвоночная история» и Skhizein) с неожиданно для него простой историей Palmipedarium. Про мальчика, который хотел быть охотником, как папа, и даже ходил с ним на охоту на уток. Но вот собака притащила какое-то нелепое полузадушенное существо с длинной шеей, и парнишка не стал его выдавать папе, а перекрасил в утку, повтыкал в него, голого, перьев и стал учить летать. Впрочем, без сантиментов – когда птиц полетел, малыш стал примеряться, как бы в него стрельнуть. Boles – симпатичое кукольное кино Шпелы Чадеж (Spela CADEZ) из Словении, сказано, что по рассказу Максима Горького, но я, к стыду своему, не поняла по какому (Маша раскопала, что есть рассказ «Болесь»). Про писателя, к которому приходит соседка-проститутка, чтобы он сначала написал письмо к ее жениху, а потом – от жениха. Хорошие куклы (хоть и силиконовые, чего я не очень люблю, уж слишком он симулирует настоящее тело), прекрасно двигаются, все остроумно, с деталями по взаимоотношениям. И много придумано чисто анимационного, когда не может ничего написать. То у него пальцы становятся мягкие, как лапша и не получается печатать, то они прилипают к клавишам и тянутся, как резина.

Yuki Onna – Снежная женщина, несмотря на то, что снял Иржи Барта, человек известный, мне совершенно не понравилась. Скучная анимация из якобы старых фотографий с живой игрой. По рассказу некоего писателя 19 века про то, как мальчик увидел снежную женщину и должен был это до смерти скрывать, но в старости рассказал жене и оказалось, что она и была снежной женщиной. Но все это смотрелось ужасно занудно. Kolmnurga afäär – совершенно сюрреалистическое кукольное эстонское кино, как это и любят на Нуку-фильме. реж. Andres TENUSAAR. Переводится как-то вроде «Треугольное дело» и действительно там такой сплошной танец вокруг треугольников несколько мистического вида. Причем, часть персонажей – окномойщики и поломойки с руками на месте голов, а еще среди участников вороны. Описывать не буду – мало понимаю, что все это означает, да и не люблю я символы, но сделано очень энергично и ритмично.

Why? Factor англичан Ben FALK, Jordan WOOD – дурацкая, но забавная кукольная история из архива Монти Пайтона про человека, уныло поющего на прослушивании свои глупейшие песенки, но комиссия почему-то жалеет и не выгоняет его, позволяя петь еще и еще.