Большой Фестиваль Мультфильмов

ПЯТЫЙ ДЕНЬ / ДИНА ГОДЕР



15 июня 2013

Надо успеть рассказать про вчерашний день, пока не объявлены победители, а то уже будет не так интересно. Начался день с телевизионного конкурса, эта подборка главным образом строилась как программа для старших, где было много забавного, включая всем известное, вроде «Времени приключений», Губки Боба и всякого другого (с бесконечными в таких случаях фекальными сюжетами). Плюс новая серия проекта про историю рока с 1956 года – в программе показали серию за 1969 год с пацифистским лежанием Леннона в постели и др. Кроме того был неожиданный в этом контексте милый французский детский ТВ-спешиал на 26 минут «Морозко», который снимал давно живущий во Франции Юра Черенков (если кто помнит его «Большую миграцию»), а рисовала ему его жена Зоя Трофимова (опять же, кто не помнит ее «Низенького принца», вспомнит, что она была художником в алдашинском «Рождестве») Ночью смотрела пропущенную первую программу студентов, где было много занятного, включая уже любимого всеми «Я – Том Муди», бойкого и эффектно нарисованного французского фильма про Распутина и остроумной истории про ветер, к которому все так приспособились, что не могут жить без него. Но про это все потом.

Теперь про главное – короткометражный конкурс №5. Первый фильм Marcel, King of Tervuren, снятый живущим в Бельгии американцем Томом Шредером – хороший рассказ про витального петуха, который сначала был побежден собственным выросшим сыном, захватившим его курочек, а потом сам убил его в бою и вернулся в дом. История рассказана прокуренным немолодым женским голосом и выглядит документальной и смешивает реалистический ротоскоп с очень красивым спонтанным рисованием.



Неожиданно меня тронул Recycled, который снял китаец Лей Лей (Lei LEI вместе со своим приятелем, фотографом Thomas SAUVIN). Выглядит экспериментальной историей (особенно, если помнить какие веселенькие и яркие фильмы он снимал раньше), а на самом деле там все просто. Его друг собирал на свалке около Пекина выброшенные фотопленки, и даже делал с ними выставки. И Лей решил из этого материала сделать фильм, но взял все – 3 миллиона кадров, отобрал пол миллиона, сгруппировал и сделал кино, в котором сначала несутся перфорированные края пленки, похожие на поезд с окошками, а потом из испорченных кадров (на экране одновременно как бы три постоянно мелькающих кадра пленки) начинают вычленяться сюжеты – люди фотографируются за столом, перед дворцом, на фоне портретов вождей, у моря и так далее. Причем, музыка с очень жестким несущимся ритмом и режиссер сказал, что его приятель ее делал тоже из бытовых звуков. Потом Лей очень трогательно рассказывал, что, сделав фильм, приехал домой и взял свой семейный альбом: «И тут я понял, что я китаец – на моих фотографиях люди тоже в центре кадра, на фоне тех же больших построек, за столом и так далее. Сейчас в Китае все так стремительно несется вперед, а эти снимки позволяют оглянуться, увидеть корни…» и так далее. Но для меня-то дело не в китайских корнях, а в том, что, глядя на это кино, я представляю себе такие же наши фотографии – блеклые, засвеченные, тоже на фоне накрытых столов и фонтанов, и так же с детьми или девушками, выходящими из Черного моря. В общем, все гораздо универсальнее, чем кажется.



Mademoiselle Kiki et les Montparnos – дебютный фильм французской девушки Amélie HARRAULT – как и следует из названия рассказывает о жизни любимицы знаменитых художников Монпарнаса мадемуазель Кики. Немного слишком иллюстративная, но, на мой взгляд, вполне милая, с юмором рассказанная нарядная история. Смотрится она очень легко, зал был в восторге (и наш был бы в восторге), но профессионалы, конечно ругались за то что это больше прямые иллюстрации к ее воспоминаниям, чем кино.



Carne – колумбийца Carlos Alberto GOMEZ SALAMANCA (сроду не видела колумбийского кино) – совсем непонятный мне сюжет насчет жертвенных животных, хотя черно-белая графика выглядела весьма экспрессивно. Как я не поняла деталей иранской картины Bache gorbeh, снятой Shiva SADEGH ASSADI в технике живописи по стеклу. Это всегда красиво, но в чем суть истории про драматическую жизнь семьи людей и котов, я так и не уловила.





Le cosmos sauvera le peuple – загадочнейший фильм канадца Patrick LAPIERRE, причем на всех плакатах по-русски написано «Космос спасет мир» и за кадром фильма идет русский диалог каких-то, судя по ужасным интонациям, непрофессионалов. Ну и странная история о том, как девочка ходила в 61-м году воровать картошку с бабушкой, бабушке стало плохо и вдруг с неба упал космонавт и бабушка от ужаса очухалась и побежала. А это, якобы, был Гагарин. Что сей сон значит и почему он тут – так и не поняла.





Ziegenort (говорят, что это название прежде немецкой деревни, которая после войны отошла Польше и оттуда родом режиссер) – поставил молодой поляк Tomasz POPAKUL. Очень эффектная черно-белая графика и полу-реалистическая – пол-метфорическая история про взросление мальчика, сына рыбака. У него рыбья голова и ему снятся кошмары, например, о том, что он сам себя чистит ножом, будто от чешуи, и вообще с ним все не просто. Но это явная метафора того, что парень не такой как все, возможно, аутист, не совсем понимающий жизнь вокруг. Вот этот фильм я смотрела со странным чувством, а теперь все время вспоминаю и хотела бы пересмотреть Lettres de femmes снова французский - Augusto ZANOVELLO – кукольная история про войну с интересными, как бы бумажными куклами, все в коричневатых тонах ржавых бинтов. Главная метафора в том, что медбрат находит раненых и лечит их, обвязывая раны любовными письмами. Причем, его собственная история весьма драматична – он перед войной изнасиловал девушку, в которую влюблен, теперь ей пишет, а она не отвечает. И оказывается, что она родила ребенка, а сама умерла от депрессии после того. В общем, сюжет крайне прямолинейный, но по картинке интересно. В каталоге написано, что там где-то есть и живые актеры, но я так и не поняла где.



И последнее кино программы - Not Over японца Toru HAYAI. Явно взято для того, чтобы ютубовским приколом сбить людей с серьезного настроения. Рассказывать о нем нечего – вот оно





А теперь ждем что скажет сегодня вечером жюри.