В данной программе мы покажем трилогию культового американского независимого режиссера Дона Херцфельдта: «Все будет ОК», «Я так горжусь тобой» и «Такой прекрасный день».
Первая часть этой истории - «Все будет ОК» - появилась в 2006 году и стала самым успешным среди критиков фильмом Херцфельдта на тот момент. Boston Globe назвал фильм шедевром, Boston Phoenix объявил Херцфельдта гением, а Variety включил короткометражку в список лучших фильмов 2007-го года. Однако самой яркой была реакция историка и исследователя анимации, директора фестиваля в Оттаве Криса Робинсона, который после просмотра отказался идти на банкет, предавшись размышлениям, и охарактеризовал работу как fucking genius.
Вторая часть трилогии – «Я так горжусь тобой» была закончена в 2008-м году. А третий фильм – «Такой прекрасный день» - в 2012-м. В общей сложности фильмы получили более 60 наград.
Главный их герой - персонаж по имени Билл, перекочевавший в кино из комикса Дона «Temporary Anesthetics». Его повседневная рутина, воспоминания, сны описываются в анекдотичной форме, но забавность постепенно отходит на задний план, поскольку становится ясно, что Билл, видимо, страдает от смертельного заболевания, которое все сильнее и сильнее разрушает его мозг. История поражения болезнью становится в то же время и историей выхода из замкнутого круга привычной жизни, историей расширения сознания, изменения взгляда на вещи и, в конечном итоге, историей обретения совершенно новых и куда более мощных, чем раньше, жизненных импульсов, сравнимых с буддистским просветлением.
Эта философская, страстная, глубокая история оформлена нарочито примитивно. По большей части фильм черно-белый, герои его нарисованы в стиле «палка-палка-огуречик» (Херцфельдт с гордостью говорит, что вся его анимация рукотворна), и изысканность чувствуется только в монтаже: здесь и многоэкранность, и сочетание рисованного изображения с элементами натурной съемки, и наложение одного на другое.
Где-то на стыке масштабности идеи и простоты исполнения возникает «художественный взрыв». Так один из критиков пишет: “Наступает момент, когда чувствуешь в груди нечто. Это несомненно кардио-событие, то есть такое ощущение, которое может спровоцировать великое искусство, сообщая нечто важное и несомненно истинное о человеке. И тогда ты себя спрашиваешь: неужели эти палкообразные фигурки заставляют меня это чувствовать? Да, поскольку они оказались в руках мастера. А Дон Херцфельдт для своих палкообразных фигурок – то же, что Франц Лист для черно-белых палочек-клавиш пианино».
16+
Из чего только сделаны мультфильмы? Из карандашей, иголок, песка, дохлых рыб, гравюр по дереву, следов ног... В общем, мультфильмы могут быть сделаны из чего угодно. В короткометражных анимационных фильмах очень часто важен не сюжет, а то, как фильм сделан. То автор использует редкую технологию, то известный метод разворачивает необычным образом, а то находит какое-то интересное, остроумное визуальное Формальные эксперименты с неформальным результатом решение, благодаря которому весь фильм выглядит цельной емкой метафорой. Для одних режиссеров подобные эксперименты – ключ к поиску средств наибольшей выразительности. Для других – просто игра. Однако неизменно бывает интересно смотреть на формальные эксперименты анимационных художников. Особенно, если понимать, в чем они заключаются.
14+
В этом году мы выделили в отдельную программу самые зрительские, забавные, трогательные и увлекательные короткометражные мультфильмы последних двух-трех лет.
14+
БОЛЬШОЙ ФЕСТИВАЛЬ МУЛЬТФИЛЬМОВ