Большой фестиваль мультфильмов

Специальные программы

Москва-2012

"Такой прекрасный день", реж. Дон Херцфельдт, США

В данной программе мы покажем трилогию культового американского независимого режиссера Дона Херцфельдта: «Все будет ОК», «Я так горжусь тобой» и «Такой прекрасный день».
Первая часть этой истории - «Все будет ОК» - появилась в 2006 году и стала самым успешным среди критиков фильмом Херцфельдта на тот момент. Boston Globe назвал фильм шедевром, Boston Phoenix объявил Херцфельдта гением, а Variety включил короткометражку в список лучших фильмов 2007-го года. Однако самой яркой была реакция историка и исследователя анимации, директора фестиваля в Оттаве Криса Робинсона, который после просмотра отказался идти на банкет, предавшись размышлениям, и охарактеризовал работу как fucking genius.
Вторая часть трилогии – «Я так горжусь тобой» была закончена в 2008-м году. А третий фильм – «Такой прекрасный день» - в 2012-м. В общей сложности фильмы получили более 60 наград.
Главный их герой - персонаж по имени Билл, перекочевавший в кино из комикса Дона «Temporary Anesthetics». Его повседневная рутина, воспоминания, сны описываются в анекдотичной форме, но забавность постепенно отходит на задний план, поскольку становится ясно, что Билл, видимо, страдает от смертельного заболевания, которое все сильнее и сильнее разрушает его мозг. История поражения болезнью становится в то же время и историей выхода из замкнутого круга привычной жизни, историей расширения сознания, изменения взгляда на вещи и, в конечном итоге, историей обретения совершенно новых и куда более мощных, чем раньше, жизненных импульсов, сравнимых с буддистским просветлением.
Эта философская, страстная, глубокая история оформлена нарочито примитивно. По большей части фильм черно-белый, герои его нарисованы в стиле «палка-палка-огуречик» (Херцфельдт с гордостью говорит, что вся его анимация рукотворна), и изысканность чувствуется только в монтаже: здесь и многоэкранность, и сочетание рисованного изображения с элементами натурной съемки, и наложение одного на другое.
Где-то на стыке масштабности идеи и простоты исполнения возникает «художественный взрыв». Так один из критиков пишет: “Наступает момент, когда чувствуешь в груди нечто. Это несомненно кардио-событие, то есть такое ощущение, которое может спровоцировать великое искусство, сообщая нечто важное и несомненно истинное о человеке. И тогда ты себя спрашиваешь: неужели эти палкообразные фигурки заставляют меня это чувствовать? Да, поскольку они оказались в руках мастера. А Дон Херцфельдт для своих палкообразных фигурок – то же, что Франц Лист для черно-белых палочек-клавиш пианино».
16+

"Ночные огни". Формальные эксперименты с неформальным результатом

Из чего только сделаны мультфильмы? Из карандашей, иголок, песка, дохлых рыб, гравюр по дереву, следов ног... В общем, мультфильмы могут быть сделаны из чего угодно. В короткометражных анимационных фильмах очень часто важен не сюжет, а то, как фильм сделан. То автор использует редкую технологию, то известный метод разворачивает необычным образом, а то находит какое-то интересное, остроумное визуальное Формальные эксперименты с неформальным результатом решение, благодаря которому весь фильм выглядит цельной емкой метафорой. Для одних режиссеров подобные эксперименты – ключ к поиску средств наибольшей выразительности. Для других – просто игра. Однако неизменно бывает интересно смотреть на формальные эксперименты анимационных художников. Особенно, если понимать, в чем они заключаются.
14+

Жанры

В этом году мы выделили в отдельную программу самые зрительские, забавные, трогательные и увлекательные короткометражные мультфильмы последних двух-трех лет.
14+

Российская экспериментальная анимация

Принято считать, что современная русская анимация насквозь традиционна и боится экспериментов, особенно формальных. Тем не менее, мы считаем, что экспериментальная анимация в России есть, только она живет не в кинозалах, а в галереях. Экспериментами и провокациями в этой области сегодня занимаются художники видеоарта, использующие анимационные технологии.
Мультипликационное кино, с моей точки зрения, - это составное изображение, которое возникает как реакция на покадровую запись. Для современного художника - мультипликация не столько прием, сколько отражение возможностей методов взаимодействия с тканью изображения. Составляется сознательная оппозиция классическому видео и экспериментальному изображению. Наивное взаимодействие с анимационной структурой позволяет художнику провозгласить абсолютную идею произведения в эпоху коллажной мультипликации о том, что именно смежное изображение является системой координат для новой образности.
Представленные в программе художники работают с анимацией, точнее анимационным образом, достаточно последовательно. Ольга и Александр Флоренские рассматривают анимацию как язык наивного изображения. Петр Жуков, наоборот, увлечен деконструкцией картинки - его короткие фразы, набранные из социальных сетей, сформированы как определенная живописная структура. Маша Ша вводит в документальное изображение элементы анимации и работает с ними как с визуальными фразами. Группа "Провмыза" (Галина Мызникова и Сергей Проворов) рассматривает пленку как материал для мультипликационных экспериментов, акустическая анимация Олега Елагина вводит элемент визуальной деконструкции. Марина Черникова последовательным линейным монтажом воспроизводит идею анимации, Алексей Булдаков работает с авангардным образом и стирает его до уровня обывательского отношения (для него анимация - форма особого взаимодействия со зрителем), Дмитрий Трофимов пользуется академическим представлением о том, чем может являться анимация и предлагает рассмотреть пейзаж через открытку путешественника. Это открытое зрение позволяет художникам использовать анимацию в качестве открытой изобразительной системы.
Карина Караева, начальник отдела кино и видеоарта Государственного центра современного искусства
18+

Утренник мультсериалов с какао и булочкой

В этом году мы во второй раз проводим наш Утренник мультсериалов с какао и булочкой. Это снова четыре часа самых новых серий из современных детских телесериалов от знаменитых, как «Смешарики» или «Маша и медведь» до совсем новых, как «Летающие звери», премьера которых пройдет на нашем фестивале. Наш утренник – это настоящий детский рай: по одному билету вы можете смотреть мультики все четыре часа подряд, а также получить бесплатную чашку какао и булочку. Не забудьте, программы располагаются по возрастам: первый час начинается с фильмов для самых маленьких, а последний час утренника интереснее школьникам. И голосуйте за свои любимые сериалы!

Ночь влюбленных мертвецов. Мультфильмы на Хэллоуин.

Лучшие короткометражные мультфильмы разных времен, рассказывающие о царстве мертвых и прочих ужасах.
18+

В третьем измерении. (3D).

В последние годы независимые художники и небольшие студии, пытаясь угнаться за анимацией больших экранов, начали экспериментировать со стереоскопической проекцией. Пока таких работ немного, однако они уже появились и, очевидно, с каждым годом их будет становиться все больше. Задумываются студии и о переводе в 3D старых работ. Впереди других - Национальный Киносовет Канады, который недавно под руководством продюсера Марка Бертрана запустил проект по переводу некоторых своих короткометражек в стереоскопическую проекцию. Большую часть данной программы составят работы, получившиеся в результате этого эксперимента.
Помимо фильмов NFB мы покажем еще два фильма – французско-нидерландскую «Погоню» и немецкую «Гордость фламинго».
14+