Международный фестиваль анимации


БОЛЬШОЙ ФЕСТИВАЛЬ МУЛЬТФИЛЬМОВ

Школы

МОСКВА 2013

В этом году БФМ представляет большую подборку студенческих фильмов. Новые картины пришли из киношкол России, Израиля, Финляндии и Тайваня.

Студенты Академии искусств Турку: парадоксы и черный юмор

Если видишь на анимационных фестивалях фильмы финских студентов - это всегда работы выпускников Академии искусств из Турку, где на факультете кино и медиа в 1994-м году было создано отделение анимации. Несколько лет подряд там преподавал Прийт Пярн (благо, близко и можно на машине ехать на работу прямо из Таллина), и за это время анимационное отделение сделало такой качественный рывок, что в 2012-м году на фестивале в Загребе Академия искусств Турку получила приз как лучшая киношкола. В Турку у Пярна выучилось сегодняшнее молодое креативное поколение и финской и эстонской анимации. А фильмы финских выпускников последних лет – Йони Мяннисте, Элли Вуоринен, Санни Лахтинен – обошли фестивали всего мира и имеют множество призов. В программе финских студенческих фильмов мы собрали дипломные работы выпускников Академии искусств за последние 10 лет. По ней видно, как любят здесь «рукотворные» техники, как интересно и разнообразно развивается в Турку кукольная и рисованная анимация. Но, конечно, особенное впечатление производит сама парадоксальность мышления финских режиссеров, их неожиданный, часто мрачный юмор, который невозможно спутать ни с чьим другим, и ирония, за которой не сразу увидишь сентиментальность.

Студенты Академии «Бецалель»: эстеты, насмешники, леваки

Академия искусств Бецалель – старейшее учебное заведение Израиля - была основана в Палестине в 1906-м году художником Борисом Шацем. Она существует уже более 100 лет, ненадолго закрывалась перед Второй мировой войной из-за финансовых проблем и заново открылась благодаря еврейским художникам, бежавшим от нацизма, в частности из Германии, где была уничтожена школа Баухаус. В 1969-м Бецалель был поддержан государством, а в 1975-м стала давать высшее образование.

Сегодня в Бецалеле, расположенном в Иерусалиме, ежегодно на восьми факультетах обучается полторы тысячи студентов. Анимации учат на факультете киноискусства вместе с видео и новыми медиа. Хотя кафедра существует уже довольно давно, только в конце 90-х годов анимацию выделили в отдельную специализацию. Наша программа – ретроспектива лучших дипломных фильмов Бецалеля примерно за 10 последних лет. Еще столько же фильмов знаменитой киношколы входят в другие программы нашего израильского блока. За эти годы некоторые режиссеры успели прославиться. Например, Ури Кранот, в 2002-м закончивший Бецалель с фильмом «Утки» (он есть в ретроспективе), теперь известный европейский режиссер, и его последний фильм «Пустая земля», снятый при поддержке Дании и Канады, закрывает программу «Израильская анимация с открытыми глазами». В Израиле выпускников Бецалеля считают «белой костью», восхищаясь изобретательностью и изысканностью дизайна их картин. Все анимационные знаменитости-израильтяне учились здесь (как, например, Гил Алкабец, давно работающий в Германии). На анимационных фестивалях всего мира Израиль представляют прежде всего выпускники Бецалеля, и именно они сегодня преподают анимацию во всех киношколах страны. Ретроспектива даст вам возможность увидеть и дизайнерское мастерство его выпускников, и хорошие истории, которые тут умеют сочинять, и фильмы с острыми социальными поворотами, и чисто развлекательные смешные анекдоты. Улыбка/Smile Режиссер: Юваль Маркович и Ноам Абта/Yuval Markovich & Noam Abta, 2005, 6 мин 50 сек., видеосъемка, компьютерная обработка. Юваль пришел в гости к друзьям, где ребята балуются наркотиками. В девушке из знакомой компании ему мерещится что-то страшное.

Зеленая эволюция: молодая анимация Тайваня

Анимационная карта в последние годы интенсивно меняется, и многие географические открытия оказываются связаны со странами Восточной Азии. Так еще недавно интересные фильмы из Тайваня вызывали удивление, однако сегодня их появляется все больше. Из университетов по всей стране выходят яркие молодые режиссеры, которые создают как зрительские работы, так и артхаусное, экспериментальное кино. Данная подборка, не претендуя на высокую репрезентативность, предлагает ряд студенческих и дебютных фильмов из Тайваня, созданных в последние несколько лет. Важную часть программы составляют работы выпускников Kun Shan University, любезно собранных для БФМ преподавательницей университета Хой-чин Цзен. В дополнение к этой коллекции будут представлены несколько самых заметных молодых режиссеров из Тайваня, а также два фильма, созданных тайваньскими начинающими аниматорами в рамках обучения в университетах США. Подобное сочетание, как нам представляется, позволяет наиболее отчетливо продемонстрировать как национальную самобытность формирующейся тайваньской анимации, так и ее способность интегрироваться в мир большого мультипликационного кино.

ДокуАнимация израильской киношколы Сапир

Особую программу документальной анимации студентов школы аудио и визуальных искусств Сапир мы покажем в Центре документального кино. Одно из существенных ноу-хау израильской анимации – документальный разворот, а самый знаменитый израильский мультфильм – это полнометражный «Вальс с Баширом» Ари Фольмана о Ливанской войне, вызвавший в мире мощную волну ДокуАнимации (так ее тут называют). С документальностью в том или ином аспекте здесь работают много, есть даже программа финансовой поддержки нон-фикшн мультфильмов. В этом контексте особенно интересна специфика киношколы Сапир, расположенной в городе Сдерот - в нищем, неблагополучном многонациональном районе на юге Израиля, среди пустыни Негев, недалеко от сектора Газа. Школа Сапир славится своей документалистикой. Острые, тревожные фильмы ее студентов, живущих среди трудной реальности и не боящихся смотреть ей в лицо, получают много призов по всему миру. Отделение анимации в Сапире создано всего 8 лет назад, оно еще не успело завоевать себе серьезной репутации в анимационном мире, но среди преподавателей здесь необычно много документалистов, учащих студентов своим способам работы с реальностью. В связи с этим аниматорам уже четвертый год преподают специальный курс документальной анимации, в ходе которого студенты изучают способы исследования, принятые в документалистике. Вероятно, именно поэтому картины студентов и выпускников Сапира обычно отправляются не на анимационные, а на фестивали короткого метра, и увозят с них много наград. Наша программа составлена из докуАнимации Сапира. Причем степень документальности, как и подход к материалу в студенческих фильмах различен. Здесь есть и вполне самостоятельные авторские фильмы (как имеющая гору наград «Нёша», снятая по воспоминаниям женщины, пережившей Катастрофу), есть коллективные работы, разрабатывающие какую-то важную тему (как «Непризнанные», в которой студенты сняли фильм-исследование о жизни бедуинов в непризнанных деревнях), или альманахи (как «Рисуя линию», в котором каждый молодой режиссер снимал свой эпизод на тему «граница»). Есть болезненный разговор о послевоенном шлейфе взаимоотношений евреев и немцев, есть история любви и воспоминания джазиста. В завершение программы мы покажем и другое лицо школы Сапир – полную мрачного юмора фантазию «Два клоуна в ресторане».

Молодая российская анимация. «Поехали!»

В этом году наша традиционная подборка дипломных фильмов студентов российских киношкол почти целиком стоит из работ выпускников ВГИКа. Только маленький «сыпучий» клип на песню Алины Орловой «Америка» и фильм Gestalta – о том, как веселятся деревянные фигурки за спиной их хозяина–художника, - сняты в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения. Причем, Даниил Орлов, придумавший Gestalta – всего лишь второкурсник. Зато среди студенток ВГИКа есть несколько девушек, показывающих на БФМ уже не первые работы, как Анна Абашина, тяготеющая к фантастике, Светлана Тугайбей, у которой мы раньше видели саркастическое рисованное кино по работам Ботеро, а теперь она сняла сентиментальную кукольную вариацию на тему “Маленького принца”. Или Серафима Овчаренко, снимающая в сыпучей технике медитативные фильмы, полные религиозного чувства. Фильм Дарьи Осиповой по средневековой легенде “Чудо в Иргентводорфе” в этом году получил диплом Суздальского фестиваля. А Светлана Разгуляева, показывающая на БФМ уже третий фильм, в анимационных кругах считается сложившимся режиссером и имеет множество призов.

Лучшая студенческая анимация Израиля

Подавляющее большинство авторских мультфильмов в Израиле делают студенты. После институтов им уже приходится зарабатывать на коммерческих проектах для телевидения и рекламы, поскольку как государственную, так и частную поддержку авторского кино здесь найти очень трудно. Так что те, кто нацелен на свое кино, после учебы пытаются найти иностранные гранты и часто уезжают из страны. Зато студенты работают отлично, демонстрируя широкий спектр жанров и тем (в том числе связанных с современными социальными проблемами) и владение разнообразными анимационными техниками. Наша сборная студенческая программа представляет четыре самых заметных анимационных школы Израиля. Тель-авивскую школу искусств Миншар, колледж инженерии и дизайна Шенкар из Рамат-Гана, школу аудио и визуальных искусств Сапир из Сдерота, и, конечно, самую знаменитую – иерусалимскую академию искусств и дизайна Бецалель. Кроме того, в нашем израильском блоке программ есть отдельная ретроспектива школы Бецалель и особая подборка докуАнимации школы Сапир.